электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Образование в СНГ

     

Архив статей 2012 г.

 

Аксиологические ценности ученического коллектива

№ 7 (118) сентябрь 2012г.

А. В. ТРАЦЕВСКАЯ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Минского государственного лингвистического университета

 

Ученический коллектив (первичный, общешкольный, временных и постоянных объединений, объединений по интересам) в педагогической науке и практике образования разработан и апробирован довольно широко и разнопланово. Однако те инновационные процессы, которые происходят в образовании, требуют сделать акцент на отдельных положениях этой проблемы.

Еще в свое время А. С. Макаренко отмечал, что нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного факта в нашей истории, которые, кроме своего прямого назначения, не вызывали бы нарастания нового морального опыта. В этой связи следует учитывать, что сегодня в нашем обществе – инновационная обстановка, она порождает совершенно новую мораль. Поэтому мы считаем необходимым разобраться в следующем: что происходит с нравственностью (состояние) и в чем выход (перспектива) из сложившейся обстановки.

Если рассматривать состояние нравственного воспитания, то следует в первую очередь отметить, что сегодня в жизни одни духовные ценности подменяются другими, часто не имеющими никакого отношения к подлинной морали. Так, трудовая активность подменяется расчетливостью, потребительством, политическая культура – отрицанием авторитетов и программных документов, политический плюрализм – вседозволенностью и анархией личности, патриотизм – стремлением к национальному превосходству, экономическая борьба – коррупцией, нравственная сдержанность – сексуальной распущенностью и др.

Перспективы нравственного воспитания определяются тем, насколько мы сможем противопоставить натиску деформированной субкультурной социализации систему общечеловеческих ценностей. Последние должны определять содержание воспитания и составлять духовность воспитательного коллектива. Из этого следует, что необходимо очеловечить воспитательный процесс. От решения этой задачи и зависит в будущем духовность нашего народа, а сегодня – реализация тех требований, которые общество предъявляет к школе и каждой личности. На основе общественных нравственных категорий попытаемся определить платформу морального воспитания школьников в ученическом коллективе.

Реализовать цели воспитания, утвердить принципы демократизации и гуманизации возможно не столько в отдельных мероприятиях и делах, даже удачно и хорошо проведенных, сколько в специальной обстановке, условиях, атмосфере. Иными словами, для реализации цели воспитания необходим соответствующий дух коллектива, дух школы. В данном контексте дух – это то, что воспринимается и принимается интуитивно, без всяких утверждений и объяснений. В педагогической теоретической и методической литературе синонимами данного понятия выступают «духовный коллектив», «социально- педагогическая обстановка», «морально-этическая атмосфера», «морально- психологический климат», «социально-психологический климат». У А. С. Макаренко суть рассматриваемого нами понятия передавалась словами «тон», «мажор». Но независимо от названия дух школы всегда определял ее лицо.

Вспомним содержание книги «Школа на Васильевском», написанной Д. С. Лихачевым, Н. В. Благово, Е. Б. Белодубровским. Эта книга – отзвук доброй памяти, которую оставила в сердцах многих поколений школа, руководимая К. И. Маем, в Петербурге. Авторы, начиная воспоминания, так и пишут, что главная цель средней школы – воспитание. И понимают они его как прививку нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере. В книге мы не встретим описания атрибутов, характерных современной технологии воспитания: мероприятий, назиданий, культурно-развлекательных дел и т. д. Но, читая ее, чувствуешь высокую атмосферу порядочности, уважительного отношения друг к другу, академичности.

На протяжении всех лет школа работала под девизом, которым стали слова чешского просветителя Я. А. Коменского (1592—1670): «Сперва любить – потом учить». По прочтении книги так и напрашиваются в качестве вывода слова Л. Н. Толстого о том, что «нет проблемы, как воспитать детей; есть только один вопрос, как жить вместе взрослым и детям». Вот о чем сегодня должна быть забота у каждого работника школы – от директора до педагога-предметника.

Хочется обратить внимание на то, что мы часто говорим о системах, но редко рассматриваем в качестве ее критериев климат школы и дух коллектива. Результативность такой системы проявляется, прежде всего, в самочувствии личности в коллективе, ее эмоциональном благополучии, социальной защищенности, этических гарантиях, удовлетворенности в общении, наличии потребности в самовоспитании, формировании устойчивой самооценки, создании условий для самоутверждения. И как итог всей работы – духовность каждого члена коллектива. Это – высшее проявление нравственности и мерило ценности человеческой личности.

Бесспорно, для этого необходима тщательная, целенаправленная работа в ученических коллективах, построенная на моральных ценностях.

В ученическом коллективе моральные ценности должны начинаться с определения идеала. Жизнедеятельности личности нет и не может быть без идеалов, особенно сегодня, когда многие прежние идеалы разрушены, что привело к нежелательным и даже неожиданным результатам.

Где выход? Может ли воспитание быть без оптимизма? Можно ли предсказывать положительные последствия? Не только можно, но и необходимо. Идеалы в человечестве, обществе, народе были и есть. Вопрос в другом: какие ценности мы сегодня должны выдвигать на первый план. Да, коммунистические идеалы сошли с арены. Но в народной педагогике есть утверждение о том, что нет худа без добра. Сегодняшняя ситуация дает возможность школе самой формировать или определять для себя идеалы и ценности, т. е. то, что раньше делали партия и административно-командная система.

Вряд ли сегодня у подрастающего поколения станут идеалом партийные деятели, руководящие работники. И общественные формации (капитализм, коммунизм, социализм) потеряли свою привлекательность. История дала подрастающему поколению свои уроки. И молодежь сделала выводы. Сегодня следует восстановить у молодежи веру в общечеловеческие идеалы. Такими идеалами должны стать правда, доброта, красота. Эти категории у белорусского народа имели и имеют огромное значение и апробированы на протяжении многих столетий. Правда открывает путь к истине, доброта – к человеку. Красота создает гармонию и упорядоченность в жизнедеятельности коллектива и каждого человека. Эти ценности должны быть материализованы в жизни каждой школы и выступать основным средством гражданского, нравственного воспитания.

Когда сегодня утверждают, что педагог должен воспитывать своих питомцев танцем, песней, физкультурными занятиями, то хочется возразить, что этими средствами развивают у личности интерес к искусству, спорту. Педагог во все времена формировал личность правдой, добротой, красотой. Вряд ли стоит что-либо говорить о ценности вышеуказанных понятий. Но напомнить следует: «Правда – всегда в выигрыше» (А. Швейцер); «Источник нашей веры и надежды – правда» (А. Барбюс); «Только правда, как бы она ни была тяжела, – легка» (А. Блок). Вот почему С. Л. Соловейчик советовал педагогам всегда учить своих воспитанников тому, что все на свете правда или неправда. Он напоминает, что люди иногда творят с правдой, что хотят. Они порой лгут так чудовищно, что их беспардонная ложь становится похожей на правду. Правда и неправда часто идут рядом, и все-таки они никогда не смешиваются. Все на свете или правда, или неправда.

Доброта, в основе которой лежат отзывчивость, дружеское отношение к людям, должна стать в демократической школе не только основным качеством воспитателей и воспитанников, но и основным средством формирования личности. Такой подход к делу проверен многолетней практикой коммунарского движения. Выполняя свой девиз: «Наша цель – счастье людей», – коммунары обучались лучшей жизни через включение в отношения с окружающими людьми. В деятельности коммунаров делалась установка на постоянное добротворчество, бескорыстность воспитанников, что формировало у них привычку заботиться о людях и, самое главное, получать от этой заботы удовольствие.

Воспитание доброты добротой сегодня становится особо актуальным. Атомная война, экологический крах и эгоизация людей – это основные причины гибели любой цивилизации. Самая страшная и самая малоосознаваемая причина гибели – это эгоизация. А она сегодня проникла в семью, школу, детские формирования и компании. То, что сегодня происходит на нашей планете: агрессивные выступления отдельных формирований и партий, цинизм на страницах газет, кощунственное отношение к историческим памятникам, осквернение памятных мест, унизительное обесценивание трудовой деятельности целых поколений – все это подвергает дискредитации воспитательный потенциал не только школы, но и общества. А какие уроки эгоизма и бестактности дает подрастающему поколению современное телевидение!

Эгоистическое, жесткое отношение к детям и подросткам со стороны взрослых порождает суицид.

Эгоизация людей искажает всю природу человека, она способствует воспитанию недоверия младших к старшим. А. Булгаков (1891—1940) писал, что когда люди ограблены, то они ищут спасения в потусторонней жизни. Сегодня это очевидно. Молодые люди ищут защиты у миссионеров, экстрасенсов, астрологов, хиромантов и др. А спасение не в них, а в нас самих, вернее, в добром отношении к окружающим. Мудрые, умные люди во все времена учили: «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни» (Л. Толстой); «Трудное быстро забывается, помнится доброе» (В. Быков); «Растите детей ваших в добродетели: только она одна может дать счастье» (Л. Бетховен).

Снова хочется обратиться к добрым наставлениям С. Л. Соловейчика, который подчеркивал, что все на свете – или добро, или зло. Правда, по его мнению, никто не знает, в чем добро и в чем зло. Ведь добро и зло относительны: что для одних добро, то для других зло. Со всех сторон уверяют, что нехорошо быть прямолинейным и все делить на чистое и нечистое. Надо, мол, быть объективным. Зло всегда ищет оправдания, а первое оправдание зла – смешение его с добром. Вспомним сказки. В них добро никогда не смешивается со злом, между ними всегда есть граница. Эта граница – правда.

Говоря о красоте, хочется привести высказывания двух великих людей – Ф. М. Достоевского и Н. К. Рериха. Первый говорил, что красота спасет мир, а второй уточнил: «Сознание красоты спасет мир». Оба высказывания дополняют друг друга и отражают воспитательную сущность этого понятия. Все на свете или красиво, или некрасиво, Все – человек, слово, поступок, вещь. На свете нет ничего, не имеющего отношения к красоте. В красоте добро и правда, красоты без добра и правды не бывает.

Правда, доброта, красота должны быть выражены в гербе каждой школы. Они могут украсить флаг любого коллектива, открывать азбуку нравственности, составленную педагогами для детей, звучать в клятве молодых педагогов. Правда, доброта, красота должны получить прописку в каж- дом коллективе на основании школьной конституции. Но многие могут заметить, что нет герба, нет флага, нет азбуки нравственности коллектива и нет своей конституции. Их следует разработать и при этом всем коллективом – детьми, родителями и учителями, помня, что нравственные ценности не привносятся извне, а вырабатываются членами коллектива. Учить можно в каждой школе, а вот воспитывать – только в авторской. Здесь дети и взрослые воспринимают принятые в коллективе взгляды, ценности и нормы как свои собственные. В таком случае нравственные ценности дают каждой личности систему эталонов, которые затем утверждаются в повседневной жизни.

Вслед за провозглашением в ученических коллективах гуманистических идеалов следует определить права и обязанности, которые должны реализовываться как детьми, так и взрослыми. Запретами нравственный уровень детей не поднять, надо изменить в первичных ученических коллективах образ жизни. Для этого следует про- анализировать содержание, уровень и характер развития гуманистических норм жизнедеятельности членов объединения, степень единства для детей, их родителей и лидеров. Средством для этого единства могут быть права и обязанности членов коллектива.

Права – это нормы поведения, которые регулируют жизнедеятельность и взаимоотношения членов коллектива. Они охраняются коллективом, от имени которого приняты.

Обязанности – нравственные требования, которые выступают как долг члена коллектива. Обязанности характеризуют требования, равно относящиеся ко всем учащимся.

Права и обязанности гарантируют членам ученического коллектива проявление учащимися активной позиции, обеспечивают объединению, как организации детей, гарантии. При этом права должны рассматриваться как по горизонтали, так и по вертикали. По горизонтали – это права, которыми наделен воспитанник, членом коллектива которого он является (класс, отряд, клуб и т. д.), а по вертикали – права и обязанности младших, средних, старших учащихся. Что касается прав членов коллективов, то последним следует предоставить возможность решать не только организационные, но и идеологические и моральные вопросы. Например, член коллектива поступает не только в соответствии с требованиям объединения, но и согласно голосу собственной совести. Это предполагает самостоятельность в решении нравственных проблем, готовность выступить против устоявшихся обычаев, мнения большинства, если последнее вступает в противоречие с требованиями подлинной нравственности.

Воспитатель, актив и первичный коллектив должны быть гарантами предоставления членам ученического коллектива полной самостоятельности. Для того чтобы избежать диктата лидера, членам коллектива предоставляется право на самоанализ, самокритику, самоодобрение, самообсуждение, самооценку и самоустановку.

Члены органов самоуправления должны предусматривать открытость и доступность для всех членов ученического коллектива, добровольность и творчество каждого, равенство и сотрудничество со всеми, непрерывность и перспективность своей деятельности, самоопределение и саморазвитие. Коллектив, собрание должны учитывать потребность каждого члена коллектива, потребность меньшинства, право действовать согласно голосу собственной совести, стремление каждого к общему согласию, право свободного выбора вступления в объединение и выхода из него.

Нередко говорят, что в школе три коллектива: ученический, педагогический и родительский. Если это так, то воспитательного коллектива нет. Коллектив имеет воспитательную силу только тогда, когда он составляет единое целое. Эту целостность, как отмечали выше, ему придают единые права для всех. Они утверждают воспитанника как личность, способствуют внедрению в практику воспитания педагогики сотрудничества, делают в равной степени ответственными за состояние воспитательного процесса как детей, так и взрослых. Если нет такого подхода в практике работы школы, нет и условий для воспитания. К сожалению, беседы с ребятами показывают, что в большинстве школ неустойчивы межвозрастные связи, отсутствуют открытое, доверительное общение, педагогика сотрудничества и содружества. Как правило, в таких школах педагогическая часть коллектива стоит над детьми, и руководство ученическим коллективом носит бюрократический, авторитарный или либеральный характер.

Бюрократический стиль руководства характеризуется формальным выполнением педагогами своих обязанностей. Педагоги, для которых характерен этот стиль руководства, не проявляют заинтересованности в жизни школы, в успехах школьников, отрицают необходимость совершенствовать содержание и технологию учебно-воспитательного процесса. В практике школ, где преобладает авторитарное руководство, полностью подавляется инициатива учащихся, педагоги все вопросы решают сами. Главная цель таких педагогов – добиться, чтобы их требования и распоряжения были выполнены беспрекословно и моментально. Не менее опасен для воспитания и либеральный стиль руководства. Сущность его заключается в том, что к ученикам педагог проявляет излишнюю снисходительность и вредное попустительство.

Все три названных стиля устраняют из школы атмосферу доброжелательности и искренности, теплое отношение друг к другу. В таких коллективах отсутствуют внутренний комфорт, социальная защищен- ность не только учащихся, но, как ни странно, и самих педагогов. Для убедительности нашей мысли приведем обобщенные высказывания учеников и учителей.

Ученики: «Учителя говорят одно, а делают другое; в классе постоянные конфликты между учениками и учителями; у нас с классным руководителем полностью отсутствует взаимопонимание; о какой демократизации может идти речь, если наш классный руководитель не терпит малейшего возражения; надоел бесполезный и насильственный труд».

Учителя: «Я не допущу, чтобы в моем классе командовали дети; зачем мне изучать их интересы, у меня есть план воспитания; содружество нужно в педагогическом коллективе, а не с детьми; сотрудничать могу с коллегами, а не с детьми; пускай выполняют правила, установленные для школьников, а не смотрят на мои поступки».

Вряд ли, сегодня следует доказывать, что воспитывают не мероприятия, не требования, а отношения и образ жизни, принятый в том или ином коллективе. Именно поэтому в школьной конституции, кодексе чести школы или декларации сотрудничества учеников и учителей должны быть определены единые права взрослых и детей по отношению к морально-этическим ценностям, духовным ценностям коллектива. Содержание этих требований может быть разное. Это зависит от традиций школы, от уровня развития общешкольного коллектива и от профессионального мастерства педагогов.

Исходными, изначальным и правами в коллективе могут быть равенство, братство, свобода. Равенство обеспечивает одинаковое положение всех членов в соблюдении установленных норм жизнедеятельности школьного коллектива. Педагог, если он думает о воспитании своих учащихся, сам должен соблюдать установленные в школе нормы и правила, поддерживать сложившиеся традиции, обычаи, законы. Все это больше, чем установки, выраженные в вербальной форме, способствует поддержанию здорового морально-психологического климата. Из этого следует, что педагоги не имеют права нарушать сложившийся образ жизни в школе.

Братство, благодаря содружеству, формирует коллектив, создает в нем крепкое общественное мнение, выступает гарантом социальных защитных функций учащихся, связанных с условиями охраны их здоровья в процессе обучения, отдыха, труда, спорта, творчества. К сожалению, в современной педагогике, да и в практике, совершенно не уделяется внимания этой проблеме. У нас в коллективах даже нет слов-обращений друг к другу, которые бы способствовали формированию духа братства. В православной педагогике эту функцию выполняют обращения «брат», «сестра». От верующего человека часто можно услышать: «По вере я с ним брат, а в миру друг». Не так давно мы широко употребляли слово «товарищ». Так и говорили: товарищ по организации, товарищ по борьбе. Обращение друг к другу не мелочь в процессе сплочения коллектива. Не случайно А. С. Макаренко ввел в коммуне звание «коммунар». Опыт его использовал И. П. Иванов, известный автор коммунарской методики. Это слово выражает суть коллективизма в самом высоком его значении. Коммуна – это союз единомышленников, братьев по духу, одержимых идеей борьбы за лучшую жизнь.

Опыт А. С. Макаренко, И. П. Иванова показывает, что каждый школьный коллектив может устанавливать для своих воспитанников специальные звания, которые характеризуют их образ жизни. Думается, такие звания должны быть связаны национальной культурой, традициями и духом народа.

А может быть, и не следует в одной школе прибегать к однообразию. Пусть будет несколько направлений в работе, пусть будет несколько специальных званий, которые отражали бы работу по этим направлениям. Ведь «братство» – это содружество, союз, община. Главное, чтобы работа в школе строилась по принципу совместной деятельности в определенной области, например, в области экологии, милосердия, миротворчества, национальной культуры.

Что касается свободы, то мы рассматриваем ее в школьном коллективе не как вседозволенность, а как право на выбор вида деятельности, действий и норм выражения благопорядочного отношения к своему коллективу, окружающим людям, природе, обществу.

Продолжение следует.

 

Образование в СНГ






 

 
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 
 


Литература

1. Караковский, В. А. Стать человеком : Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М. : НМО «Творческая педагогика», 1993. – 80 с.

2. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1981. – 199 с.

3. Школьный класс : проблемы и решения / под ред. Н. Л. Селивановой. – М. : Пед. о-во России, 1997.

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10