электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Образование в СНГ

     

Архив статей 2012 г.

 

Культура мира как фактор социального развития личности

№ 9 (120) ноябрь 2012г.

В.Г. ЛИТВИНОВИЧ,
доцент кафедры педагогики МГЛУ, к.п.н., Минск, Республика Беларусь

 

Стержневой проблемой социального развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью. Социальное самоопределение человека одинаково актуально для белоруса и россиянина, для жителя любой другой страны, но оно существенно зависит от социально- политической системы общества. Этому непрерывно меняющемуся по своему характеру процессу необходимы новые подходы к решению проблемы социализации подрастающего поколения, ибо демократические процессы, происходящие в обществе, которые с трудом набирают силу и судьба которых еще не определена, во многом зависят от социального развития детей и молодежи, понимания ими высших духовных достижений человечества.

Идет постоянная связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда человек ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему новые социальные предписания. Так на фоне социальной активности общественных институтов, с одной стороны, и индивида, с другой, осуществляется принятие или отторжение личностью требований общества.

В каждом социуме и культуре воспитание обретает свою специфическую предметность и объект, предполагает особые методы и средства. Уже в силу поликультурной ситуации в обществе оно не может быть раз и навсегда однозначно определенным и единым. В одном случае ставка делается на усвоение групповых образцов и норм коллективной деятельности, стиля мышления той или иной общности; в другом – на духовное развитие личности в соответствии с теми или иными идеалами; в третьем – на развитие структуры потребностей и способностей в зависимости от стадии развития личности, имеющих биологическую, психологическую и социальную основу. Современная ситуация под- сказывает, что воспитание должно иметь поликультурную основу. Социальная обусловленность воспитания позволяет говорить о социальном воспитании как важнейшей функции социальной педагогики. Современная воспитательная парадигма предполагает сохранение естественного характера и порядка социализации индивида, освоения им культурных форм поведения, начиная от своей повседневной культуры, непосредственного социального окружения, естественной среды, формирующих структуру потребностей и интересов личности, и развиваясь посредством постепенного наполнения этих потребностей соответствующим духовным содержанием, нравственным и научным смыслом, приобщением к более широким социокультурным горизонтам. При этом в государстве воспитание выступает первоочередной гражданской общегуманной заботой, которая проявляется в интеграции усилий всех субъектов культурно-образовательного пространства (учреждений образования, семьи, политических партий, структур производства и бизнеса, конфессий, государственных, общественных организаций и объединений).

Современная воспитательная парадигма предполагает
- установку на равенство различных видов социально-приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание);
- направленность педагогических усилий на построение самим воспитанником социально-приемлемых ценностных ориентаций;
- терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим;
- диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию;
- освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой;
- ориентацию на формирование научного мышления;
- рассмотрение культуры как поликультурного образования, аккумулирующего в себе разноголосие эпох, народов, различных подходов к миру;
- использование в воспитании народной педагогики;
- обеспечение прав ребенка и человека;
- предоставление ребенку (учащемуся, студенту) свободы выбора и принятия ответственности и самостоятельности;
- единство индивидуального и коллективного опыта.

Стержневой идеей новой педагогической технологии должно выступать управление инициативой самого воспитанника в процессе педагогического взаимодействия.

Новую культуру и новую ментальность невозможно построить по приказу сверху, они «выращиваются» по инициативе снизу, на себе и своих детях, своих учениках. Нужна очень хорошо продуманная работа, опирающаяся на опыт и достижения педагогики, психологии, конфликтологии, чтобы убедить молодых людей в необходимости смены парадигм и стереотипов мышления, ненавязчиво, но умно – в расчете на здравый смысл юношей и девушек – показать преимущества и выгоды ненасильственного урегулирования конфликтов, компромисса и созидательного сотрудничества. Это не может не вызвать «встречного движения» со стороны молодежи, ибо в согласии, содружестве и мире более всего заинтересована сама молодежь. В огне войн, независимо от их причин, характера и масштабов, гибнут прежде всего молодые люди. Войны и конфликты превращают их жизнь в предмет страха и несбывшихся надежд. Поэтому не стоит смотреть на молодое поколение лишь как на объект воспитания, оно может и должно стать активным автором истории, деятельным субъектом в распространении и утверждении культуры ненасильственного разрешения конфликтов, терпимости, мира.

Важную научно-педагогическую базу образовательной программы воспитания учащейся молодежи в духе культуры мира создали такие современные педагогические движения и теории:
- «педагогика мира», призванная объединить мир людей на основе доброжелательных отношений, гармонии взаимосвязей. На основе общечеловеческих ценностей. Педагогика мира выступает одним из аспектов воспитания молодежи в духе культуры мира, связанном с сохранением мира;
- «педагогика ненасилия» выступает одной из сторон воспитания в духе культуры мира, которая связана с отказом от насилия, агрессии, национальной и социальной розни, признанием устойчивого развития общества и личности в нем;
- «гуманистическая педагогика» отражает сущность гуманистических отношений между людьми, основывающихся на признании ценности человека, открытом выражении чувств, личностных интересов, активном доброжелательном взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса. Связь гуманистической педагогики с воспитанием в духе культуры мира проявляется в гуманном, уважительном отношении к другим людям, в осуществлении свободного воспитания, в углублении позитивного опыта социальных отношений. Гуманистическая педагогика пронизана любовью к человеку, верой в духовные силы человека, способного добиться гармонии с миром;
- «педагогика сотрудничества» выступает одним из практических источников воспитания в духе культуры мира на основе межличностного общения, построенного на доверии и уважении другого мнения. Основоположником гуманизации педагогического процесса, учета интересов, способностей личности воспитанника на основе сотрудничества является В.А. Сухомлинский. Исходный постулат педагогики сотрудничества – оптимистический и гуманный взгляд на человека, что, в свою очередь, меняет всю стратегию и тактику воспитания личности. Роль педагога при этом возрастает потому, что он принимает на себя личную профессиональную ответственность за диалектическое соединение интересов личности и воспитательного коллектива с интересами и идеалами общества. Принципы педагогики сотрудничества – это принципы полноценного межличностного общения, построенного на уважении чужого мнения, на доверии, освобождении от взаимных подозрений, недоброжелательности, страха;
- «социальная педагогика» по отношению к культуре мира ставит своей целью гармонизацию от- ношений между личностью и обществом, личностью и личностью как на макро-, так и на микроуровнях. Она направляет свои усилия на содействие процессу социализации, на создание безопасных, цивилизованных условий развития человека.

Объективная сложность и глобальность проблемы социального развития личности в духе культуры мира требует четко сформулированных социально-педагогических принципов и условий, которые в своей совокупности и последовательности могут рассматриваться в качестве алгоритма воспитания учащейся молодежи в духе культуры мира. Это могут быть практико-ориентированные и достаточно конструктивные следующие социально-педагогические принципы:
-связь сферы воспитания и сферы базовой культуры личности,
-связь образования и воспитания с политикой,
-связь сферы образования и воспитания с религией,
-связь образования и воспитания с процессом глобализации,
-связь сферы образования и воспитания с межкультурным взаимодействием и сотрудничеством,
-связь образования и воспитания с правами человека,
-связь сферы образования и воспитания с информационной культурой личности.

Мы исходим из того, что условия социального развития личности в духе культуры мира у учащейся молодежи базируются на следующих положениях:
- государство и общество – сложная самоорганизующаяся система, устойчивость которой обусловливается межличностными, межнациональными, межгосударственными связями; культура мира составляет одну из фундаментальных основ достижения социального согласия в современном мире;
- гуманизм может выступать общим методологическим принципом изучения феномена культуры мира, то есть ни при каких обстоятельствах куль- тура мира не приемлет зло, насилие, социальную несправедливость, посягательство на права и свободу человека и т. д.;
- культура мира формируется на базе культуры, а, точнее, социокультурного опыта того или иного народа, в связи с чем она проявляется в различных формах с учетом этого опыта;
- культура мира выступает в качестве аксиологического основания миротворческого (планетарного) сознания;
- воспитание в духе культуры мира – это отношения между людьми, предполагающие умение общаться на эмпатической основе, разрешать конфликты (личные и межличностные, групповые и межгрупповые), развивать в себе такие качества, как миролюбие, толерантность, соучастие, активность, нацеленность на преодоление жизненных проблем;
- воспитание в духе культуры мира – это фактор формирования «Я-концепции». Она определяет складывающиеся отношения человека к самому себе, к внутреннему «Я», к окружающим людям, к существующему миру. Это – внутренний каркас, обеспечивающий целостность личности, стабильность ее поведения;
- воспитание в духе культуры мира – это культура совместной деятельности взрослых и молодежи через разнообразие форм и методов деятельности, через приобретенный опыт и социализацию личности;
- воспитание в духе культуры мира – это миро- творчество, т.е. создание условий реализации молодежи как «граждан мира», осознание ими своей миссии как хранителей жизни на Земле, воспитание позитивного мироощущения, уверенности в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен и гуманен.

В научной литературе структурный анализ культуры мира, на наш взгляд, носит весьма ограниченный характер. Чаще всего он сводится к характеристике лишь тех основных ценностей, которые связаны с культурой мира. Проанализировав характер социальных ожиданий государства и общества к высшей и средней школе, направления развития философии образования для XXI века, изучив тенденции развития образования и воспитания в новом тысячелетии, мы смоделировали структуру социального развития личности в духе культуры мира по логике видового строения человеческой деятельности: аксиологическая, гносеологическая, творческая, коммуникативная, эстетическая. Реализация данного условия направлена на

гносеологический потенциал, который предусматривает осознание целостности и взаимозависимости человека и биосферы; осознание места и роли педагогической деятельности в воспитании личности в логике субъектно-гуманистического формирования личности; понимание многообразия уровней развития личности как многомерности жизни; осмысление объема информации, позволяющей отражать мир целостно и видеть место воспитательной деятельности во взаимосвязи с жизнедеятельностью общества, человечества; возможность отражать существующий уровень многомерного познания человека; формирование исторического мышления учащейся молодежи, проявляющегося в понимании принципов развития науки, культуры мира, цивилизации;

аксиологический потенциал, как осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; ответственность за сохранение целостности ноосферы; осознание себя как субъекта культурно-исторического процесса; осознание воспитательной деятельности как наилучшего способа самореализации духовных сил и способностей; осознание себя как творца нравственно- духовного мира личности; ценностное отношение к содержанию современного образования и воспитания как средству гармоничного развития личности;

творческий потенциал, который предопределяет способность организовать время своей жизни как пространства непрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность выявлять ведущие противоречия в системе воспитания и образования, осознавать необходимость их разрешения, находить в самом себе средства для их разрешения; способность создавать педагогическое общение в постоянно меняющихся обстоятельства х; способность организовать воспитательную деятельность как процесс раскрытия личностного смысла основных принципов формирования культуры мира; способность в содержании воспитания сформировать восхищение человеческим интеллектом, его безграничными возможностями; умение сформировать ценностное отношение личности ко времени ее жизни;

коммуникативный потенциал, который предусматривает способность мыслить в системе диалога; способность создавать педагогически целесообразные отношения; потребность и способность устанавливать отношения, утверждающие человека в другом; способность понимать замыслы другого, предвидеть его поступки, строить взаимоотношение с учетом этого понимания; умение находить компромиссы в конфликтных ситуациях; умение вести дискуссию, диспут; умение опредметить знания в новых материальных и духовных ценностях в духе идей культуры мира;

эстетический потенциал, который предвосхищает способность осознать культурно-творческие функции образования и воспитания, включающие формирование базовой культуры личности, создание миротворческой среды развития личности; осознание деятельности в воспитании как общения людей в историческом времени; осознание педагогического процесса как двухдоминантного, в котором осуществляются диалог культур, диалог поколений, диалог внешних и внутренних взаимодействий; способность формировать эстетические критерии оценки явлений действительности и искусства по логике оптимального, целесообразного отношения к человеку как органической части биосферы, своей уникальностью предназначенного охранять природу, ее целостность и гармоничность; способность формировать ценностное отношение к инобытийной сущности человека; формирование эстетического отношения к человеческой жизни, ее хрупкости, неповторимости, потребности бережного отношения к человеку.

Из всей совокупности отношений индивида с обществом можно выделить направленность личности (или ее отсутствие) на предмет социальных отношений. Ибо направленность, характеризующаяся доминирующими у индивида интересами, убеждениями, ценностями и идеалами, указывает на социальную активность, причем активность преобразовательного и созидающего, а не разрушительного характера. К ним относятся:
- уважение жизни и достоинства каждого человека без какой бы то ни было дискриминации и предубеждения;
- настойчивое проведение в жизнь ненасилия, отказ от любого насилия – физического, сексуального, психологического, экономического, социального – прежде всего в отношении самых обездоленных, а также людей, находящихся в наиболее уязвимом положении;
- желание делиться своим временем и материальными ресурсами и быть щедрым, дабы положить конец отчуждению, несправедливости, политическому и экономическому угнетению;
- отстаивание свободы выражения мнений и культурного многообразия, умение прислушиваться к другим людям, вступая с ними в диалог, никого не отвергая;
- выступление против безудержного потребления за такое развитие, при котором уважались бы все формы жизни и обеспечивалось сохранение природного равновесия на планете;
- внесение своего вклада в развитие мирового сообщества, уважение демократических принципов, дабы способствовать совместному созданию новых форм солидарности.

Культура мира открывает возможности для созидания мира, исполненного гармоничного и всестороннего развития потенциала Человека.

Литература
1. Адамс Д. ЮНЕСКО и Культура мира: за всемирное движение / Д. Адамс. – Париж.: Изд-во ЮНЕСКО, 1995.
2. Воспитание в духе культуры мира: из опыта работы / под ред. В.Т. Кабуша, В.Г. Литвиновича. – Минск.: АПО, 1999. – 180 с.
3. Кабатченко М.В. Педагогика мира: постановка проблемы, ее обоснование / М.В. Кабатченко // Советская педагогика. – 1989. – № 1.– С. 132–137.
4. Полилог культур: один мир – многообразие языков: сб. науч. тр. / отв. ред. Т. В. Шульдешова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 238 с.
5. Тагиров Э. Р. Культура мира – идеология развития человечества / Э. Р. Тагиров. – Казань: Изд–во ООО «Центр оперативной печати», 2002. – 120 с. 18-

 

Образование в СНГ






 

 
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 
 


Ясно, что те общие положения молодежной политики, которые обозначены в документах ООН, не могут быть абсолютным эталоном для всех стран, ибо в каждой из них свои возможности и свои проблемы. Но есть тенденции в судьбах молодого поколения, которые переживает весь мир. Сегодняшняя молодежь – это первое поколение в новой истории, живущее не в условиях глобальной конфронтации двух социально- политических систем, а во все более очевидной интеграции мирового сообщества. Это поколение может рассчитывать на открытый доступ к знаниям, опыту, технологиям и ресурсам всей планеты для того, чтобы сделать процесс социального развития более рациональным и эффективным. Это поколение, как никогда ранее являющееся проводником и ускорителем новых идей, инициатив, новых форм жизни, претендует и на доступ к политическим центрам принятия решений. Ведь цель молодости и заключается в реализации возможности саморазвития, самовыражения, признания.

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10