электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Образование в СНГ

     

Архив статей 2012 г.

 

Продвижение шахмат в общеобразовательные школы Республики Казахстан с позиций мирового опыта

№ 9 (120) ноябрь 2012г.

И. Г. СУХИН,
к.пед.н., сонос Института теории и истории педагогики Российской академии образования, г. Москва, suhin_i@mail.ru

 

Уважаемые коллеги, очень хорошо, что вот уже в течение длительного времени мы, педагоги России и стран СНГ, имеем возможность профессионально-продуктивно общаться на страницах журнала «Открытая школа». И именно такое общение, основанное на статьях, в которых отражаются не только уже признанные фундаментальные знания, но и личностный инновационный опыт, не на славах, а на деле способствует достижению очень важной для всех нас цели – укреплению единого образовательного пространства стран СНГ. Но есть еще один чрезвычайно важный аспект этой проблемы, связанный с выявлением возможностей объединения педагогов наших стран для совместных поисков воплощения в жизнь новых идей, представляющихся нам и продуктивными, и очень важными.

И такое объединение тем более необходимо, что оно будет способствовать не только решению самой проблемы и выявлению возможностей достижения оптимальных результатов, основанных на обязательности системного учета особенностей каждых из наших стран, но и на прямом соотнесении наших достижений с мировым опытом. Ибо в современных условиях глобализации без такого соотнесения необходимого уровня конкурентоспособности нашим государственным системам образования не обеспечить.

И с этих позиций статья И.Г.Сухина, глубоко и всесторонне иссле- дующего проблему шахмат и их потенциальных возможностей целенаправленного развития детей, представляется и нужной, и актуальной.

Я.С.Турбовской, ведущий рубрики, д.п.н., профессор, председатель Совета директоров школ стран СНГ.

 

2012-й год стал в определенной степени судьбоносным для такого своеобразного явления действительности, каким являются шахматы. В марте этого года Европарламент принял декларацию «Шахматы в школе», в которой шахматы в современном мире трактуются не как вид спорта, а как составная часть системы образования. Это придает шахматам новый статус и, несомненно, приведет (и уже приводит!) к соперничеству между странами – кто из них добьется более позитивных успехов на ниве шахматного образования.

А его добьется то государство, которое сможет более рельефно вычленить то полезное, что несут в себе шахматы, и реализовать его в реалиях общеобразовательной школы.

И определенный гандикап в этом будут иметь, разумеется, те страны, в которых вопросы шахматного образования были поставлены раньше.

В этом отношении у Республики Казахстан очень неплохие перспективы:
1) в стране есть педагоги, которые проводили шахматные уроки в общеобразовательной школе не один год;
2) в стране есть специалисты, которым по силам разобраться в нюансах этого вопроса;
3) власти Республики уже дали свое добро шахматному всеобучу.

Напомню, что 3 декабря 2011 года предложение ввести факультативный урок шахмат во всех школах Казахстана озвучил на Республиканском молодежном форуме ровесников независимости министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов. По его мнению, этот предмет развивает у учеников логическое мышление и дает им дополнительную интеллектуальную нагрузку. Именно поэтому ввести в школьную учебную программу новый предмет «Шахматы» рекомендовано образовательным учреждениям Республики.

15 марта 2012 года с официальным визитом в Республику Казахстан прибыл Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов. В г. Усть-Каменогорске состоялась его встреча с акимом Восточно- Казахстанской области Бердыбеком Сапарбаевым. В ходе встречи было подписано соглашение между ФИДЕ и Восточно-Казахстанской областью в вопросах развития шахмат, предусматривающее, что с начала следующего года в школах области будет введен урок шахмат.

5 сентября 2012 года позитивно отнесся к идее преподавания шахмат в общеобразовательной школе и Глава Государства Нурсултан Назарбаев в своей интерактивной лекции «Казахстан на пути к обществу знаний». После лекции шахматистка Жансая обратилась к Президенту с вопросом: «Как вы относитесь к идее сделать шахматы одним из школьных предметов?» Президент ответил: «Я поддерживаю» и поделился своим мнением о пользе шахмат для учеников.

Федерация шахмат Республики уже приступила к реализации идеи шахматного всеобуча. Вице-президент Федерации шахмат Астаны Баян Есенгабылова посетила год назад крупнейшую Международную научно- практическую конференцию «Актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины «Шахматы» в общеобразовательных школах и детских садах России и других стран мира», состоявшуюся в 2011 году в России в г. Сатка Челябинской области. В центре внимания работы данной конференции была особая значимость шахмат как учебной дисциплины, которая является идеальным средством для развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

И в одном из интервью Баян Есенгабылова поделилась своими идеями и планами по реализации шахматного всеобуча в общеобразовательных школах Республики: «Мы применили опыт российских коллег, которые уже много лет осваивают данную методику. Но все же при этом хотели бы не слепо копировать опыт, а учитывать и свои культурные ценности. Но самое главное – это интерес наших детей».

На конференции в России Баян Есенгабылова рассказала коллегам из других стран о состоянии вопроса в РК. Одна из проблем – задействовать армию воспитателей детских садов и учителей начальных классов для преподавания шахматных азов. Для этого необходимо участие тренеров на отдельных участках обучения школьников в качестве консультантов и руководителей школьных кружков. Чтобы не оказалось, что сами учителя не владеют материалом на допустимом уровне. Следует учитывать, что первый год им придется учиться вместе со своими подопечными. И класс игры учителя будет расти вместе с классом игры учеников.

Баян Есенгабылова также сказала, что нужен учебник как для учеников, так и для учителей, которые в большинстве своем не умеют играть в шахматы. Школьное образование давно стоит перед дилеммой – пойти ли по пути увеличения информации в учебниках или создать технологию, при которой количество изучаемых предметов будет сведено к оптимальному, а способность мыслить и добывать знания самостоятельно будет достаточной, чтобы высвободить время для физического развития, нормального отдыха и расширения кругозора. Хотя многие интеллектуальные игры способны развивать логическое мышление детей, по мнению Есенгабыловой, именно шахматы наиболее подходят для массового обучения школьников.

И вот почему:
- они наиболее распространены и вызывают всецелое доверие населения; большое разнообразие позиций для обучения
– по шахматам написано много полезной учебной литературы;
- есть возможность роста для всех.

Поэтому своим ученикам Баян Есенгабылова говорит так: «Шахматы – это подарок на всю жизнь! Научившись однажды и, полюбив их, не забудешь никогда». Нельзя обойти вниманием и ту составляющую шахмат, которая являет собой искусство. Любой вид искусства призван развивать фантазию. В шахматах она ярко выражена, без нее не понять красоту и эстетику шахмат, и она важна для обогащения эмоциональной жизни личности. Если заглянуть в будущее лет на десять, то можно предположить, что шахматная квалификация учителей станет выше, и от этого эффект обучения школьников шахматам многократно возрастет.

У шахматного движения, в частности, у шахматного всеобуча есть глобальная миротворческая миссия – вырастить здоровое поколение людей, способных договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать оптимальные решения, реагировать быстро и эффективно. И решать эти проблемы специалистам РК желательно совместно с другими странами.

Свое выступление Баян Есенгабылова подытожила словами: «Реальность такова, что в России есть передовой опыт и его надо брать на вооружение в Казахстане».

И это, в самом деле, так. Хотя в последнее время многие страны демонстрируют повышенный интерес к шахматному всеобучу, но Россия стартовала в этом вопросе первой и накопила к исходу 2012 года огромный опыт преподавания шахмат в системе образования.

О российском опыте пойдет речь в конце статьи, а сейчас взглянем, что же делается в этом отношении в других государствах.

В последние годы многие государства проводят модернизацию системы образования, одной из задач которой является поиск, апробация и интеграция в учебный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию подрастающего поколения. Опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать одним из таких учебных предметов – «Шахматы», которые являются уникальным наднациональным средством развития детей.

В прошлом веке в Великобритании, Германии, Израиле, Канаде, СССР, США, Франции, Японии и других странах проводились исследования по тренингу мышления. Их итоги обратили внимание ученых на такой перспективный инструмент развития мышления, как шахматы. В результате за последние 25-30 лет в Аргентине, Бразилии, Великобритании, Венесуэле, Германии, Израиле, Индии, Испании, Канаде, России, США, Франции реализованы пилотные проекты использования шахмат как элемента системы образования.

Все это привело к тому, что к концу 2012 года во многих государствах наблюдается исключительный, невиданный ранее интерес к проблематике шахмат как к полноценной учебной дисциплине. Во многом это связано с тем, что в последние годы существенно расширилась доказательная база шахматного всеобуча, получены новые убедительные данные экспериментальных исследований, неопровержимо подтвердившие тезис о пользе шахмат для умственного развития детей 5-12 лет.

В процесс шахматного всеобуча, инициированный в 90-х годах ХХ века Президентом Международной шахматной федерации (ФИДЕ) К. Н. Илюмжиновым и экс-чемпионами мира А. Е. Карповым и Г. К. Каспаровым, вовлекаются все новые и новые государства. И таких государств свыше 40.

Активно способствует этой миссии комитет ФИДЕ «Шахматы в школе» (CIS), возглавляемый с 2010 года А. Н. Язычи (Турция). Комментируя последние события в области шахматного образования, сайт CIS констатирует: «Снежный ком «Шахмат в школе» катится. Он становится больше с каждым днем».

Шахматно-образовательные инициативы многих государств впечатляют, но именно Россия выдвинула идею уроков шахмат в школе.

Ныне из российских регионов лидерами шахматного образования являются республики Калмыкия и Татарстан, Томская, Челябинская, Псковская и Курганская области. Для преподавания шахмат в этих и других регионах используется федеральный курс для начальной школы «Шахматы – школе». Преподавать в школах шахматы планируют также Республика Тыва, Калининградская, Кемеровская, Пензенская, Ростовская, Самарская, Свердловская и Ульяновская и Московская области. В целом, к концу 2012 года проблематика шахматного образования становится значимой для многих ведущих стран. Это подтверждает регулярность проведения конгрессов и конференций по шахматному образованию.

При этом резолюции последних конференций по шахматному образованию, проведенных на территории России, поставили вопрос об инвариантности урока шахмат в общеобразовательных школах. А для этого первостепенное значение имеют научная составляющая введения шахмат в школьную программу и ключевое целеполагание урока шахмат в общеобразовательной школе.

Вот как эти важные аспекты решены в Российской Федерации.

Целеполагание федерального российского курса «Шахматы – школе»
– поэтапное развитие способности действовать “в уме” (СДУ). В 60-е годы ХХ века российским психологом Я.А.Пономаревым экспериментально была найдена фундаментальная, не сводимая к простому накоплению знаний и умений интеллектуальная способность, которая развивается в ходе обучения, – СДУ. Эта способность является одним из важнейших показателей общего развития психики человека, представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления и заключается в возможности человека оперировать в мысленном плане с заместителями реальных предметов (не совершая с ними развернутых операций в пространстве). Четко структурированное обучение детей основам шахматной игры является тем оптимальным средством, которое позволяет развивать СДУ. Все составляющие федерального курса «Шахматы – школе» и были разработаны для достижения этой глобальной, фундаментальной цели.

При этом развитие СДУ поддается диагностированию, так как в теории Я.А.Пономарева раскрыты этапы ее развития, которые и позволяют практически решить проблему шахмат в школе.

Как это ни странно, но в большинстве стран и ряда регионов России, которые декларируют идею уроков шахмат в общеобразовательных школах, важность целеполагания и научной составляющей недооценивается.

Из-за этого во многих Интернет-публикациях отмечается простота введения шахматного всеобуча – указывается, что достаточно закупить комплекты шахматных фигур и другой шахматный инвентарь и хорошо заплатить шахматистам, желающим проводить уроки шахмат в начальной школе (или обучить учителей правилам игры), и Сезам откроется сам собой.

Известно, что все подобные попытки провалились, но количество желающих повторить этот путь не уменьшается, а после того, как в марте 2012 года Европарламент принял Резолюцию «Шахматы в школе», только увеличивается.

И в школах Казахстана, и в школах других стран начато системное использование шахмат как средства развития детей. И совместное изучение опыта друг друга будет способствовать решению этой очень важной задачи.


Развитие СДУ важно для всех видов деятельности человека, так как каждый из них требует выполнения операций в определенной последовательности. Я.А.Пономаревым и его учениками экспериментально установлено, что СДУ необходимо специально развивать, причем ее развитие – процесс медленный, предполагающий длительное умственное воспитание детей и завершающийся приблизительно в 12 лет. Наиболее интенсивно эта способность развивается в младшем возрасте, но в общеизвестных системах обучения она целенаправленно не развивается. По этой причине СДУ достигает оптимального развития всего у 5% людей.

 

Образование в СНГ






 

 
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10