электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Образование в СНГ

     

Архив статей 2013 г.

 

Искусство в составе базового школьного образования

№ 1 (122) январь 2013г.

Ю.Б.АЛИЕВ,
д.п.н., профессор лаборатории дидактики ИТИП РАО, г. Москва

 

В желаемом переходе базового школьного образования от технократизации к гуманитаризации, без чего трудно обеспечить разностороннее развитие молодого поколения, искусству принадлежит одно из ведущих мест, так как оно способствует формированию художественного сознания. В свою очередь, художественное сознание – это важнейшее средство гармонизации личности ученика. Оно представляет духовную способность давать предметам и явлениям эстетическую оценку, судить о художественных достоинствах образцов искусства, а также явлений жизни. В структуру художественного сознания, развиваемого в ходе занятий искусством, входят представления о прекрасном, возвышенном и безобразном, эстетические идеалы и нормы. Имея ценностный характер, художественное сознание отражает факты, события, осваивает и оценивает произведения искусства не сами по себе, а под углом зрения интересов и целей субъекта.

Искусство, как личностная форма отражения мира, может воспроизводиться в художественном сознании учащегося лишь при условии, если в процессе духовной деятельности ученик выступает во всей целостности своих духовных качеств и свойств; в свою очередь, оно (искусство) способно и формировать эту целостность личности как необходимое условие развития художественной культуры, являющейся одним из видов эстетической культуры, как ее наиболее развитой и специализированной формы.

Актуальна проблема, возникающая в процессе художественного образования учащихся. Она заключается в распознавании и дальнейшем развитии художественных способностей. Эта проблема требует от учителей – художников, родителей, вообще всех взрослых, занимающихся со школьниками художественным творчеством, серьезных знаний о природе и особенностях искусства. Это важно для понимания эвристической деятельности вообще, так же, как и для осознания продуктивной деятельности. Ибо, в конце концов, все основные закономерности эвристики в науке, искусстве, технике едины, а художественное творчество есть актуальный вид человеческой деятельности, связанный с процессом создания и творческой, продуктивной, эвристической интерпретации художественных произведений.

Этот вопрос издавна привлекал внимание педагогов-художников стран СНГ, в частности, специалистов Республики Казахстан. В связи со сказанным нельзя пройти мимо образцового исследования Пернибека Момынова, исследовавшего становление и развитие художественного и, в частности, музыкального образования в Казахстане [1].

Для того, чтобы стать для школьника потенциально значимым, произведение искусства чаще всего должно включать в себя социальные, политические, этические, философские, эстетические ценности. Новое искусство порой отвергается учащимися и взрослыми потому, что не соответствует уже укоренившимся взглядам и вкусам. Это можно видеть на примере образцов авангардного изо-искусства, поп-музыки. Образцы подобного художественного творчества могут, разумеется, нравиться или не нравиться, например, учителю. Это вопрос его личных пристрастий. Однако невозможно отрицать способность образцов современной литературы, музыки, изобразительного творчества, кино увлекать своей формой и содержанием огромные массы учащихся. Фактор количественный? Да, несомненно! Но и качественный тоже... Вот почему позиция тотального отрицания художественных интересов и вкусов большой части учащихся, к чему склоняются некоторые учителя-художники, непродуктивна. Она чаще всего ведет к нарушению внутренних контактов с воспитанниками, без чего невозможно благотворно влиять на их увлечения.

Важный аспект проблемы органического усвоения учеником положительного опыта художественной культуры общества состоит в том, что, как бы ни было велико значение художественного образования, главным «учителем» все же остается реальная жизнь в ее вечном движении. И потому школа призвана диалектически сочетать в своих воспитательных усилиях знакомство с искусством и показ его многочисленных связей с жизнью, даже в тех обстоятельствах, когда искусство и реальная жизнь входят в вопиющее противоречие (вспомним, к примеру, некоторые образцы искусства социалистического реализма). Этой проблеме было посвящено исследование Гамита Умирзаковича Серикбаева, в котором доказывалась необходимость педагогу в процессе знакомства учащихся с искусством обязательно базировать этот процесс на жизненных наблюдениях, которые в социальных условиях Казахстана отличаются большим разнообразием в жанрах и уровнях художественности[2].

То, что называют эстетическим восприятием жизни, до стигаетс я сложными уси лиями. Ф.Лист заметил как-то: «Шатобрианы образуют литературную школу, но не образуют нации». Эти слова выдающегося композитора примечательны тем, что выражают главное призвание искусства. Если писатели, подобные Шатобриану, создают лишь литературные школы, то, соответственно, могут быть и есть писатели, художники, композиторы, которые «создают нации». И впрямь, душа грека воссоздана и создана Гомером, немца – Бетховеном, Гете и Моцартом, русского – Пушкиным, Репиным и Чайковским, норвежца – Григом, а казаха – Абаем Кунанбаевым, К.Байсеитовой, М.Ержаковым и Е.Серкебаевым. Формируя духовный мир человека, они создавали свой народ, поскольку народ – это единство людей, в котором величайшее значение имеет духовная суть каждого.

Когда великие говорили, что театр превращает толпу в народ, то тем самым определялось высочайшее назначение художественной культуры. Создать народ – это поистине великая миссия литературы, музыки, изобразительного искусства: они воспитывают не читателей, слушателей и зрителей (хотя и это очень важно!), а народ.

Специфическая задача школьного художественного образования – это развитие художественной восприимчивости, отзывчивости на эстетические, художественные ценности, формирование художественного вкуса, эстетических взглядов и идеалов. Этим обеспечивается широкий подход учащихся к явлениям искусства, развивается способность личности приобщаться к духовному опыту поколений, проникаться животворным духом литературы, кино, театра, изо, постигать общечеловеческий смысл творений художников разных эпох и народов.

Задачи воспитания посредством искусства могут быть рассмотрены и в более широкой плоскости, как формирование эмоционального, духовного мира школьника, развитие у него культуры эмоций, воспитание чувств, умения переживать чувства другого человека, заразиться ими, красочно и образно выразить свое мнение. Для этого на уроках должна быть в качестве специальной поставлена задача формирования художественной культуры. В широком плане художественная культура, как уже здесь говорилось, – это положительный социальный опыт, приобретенный в общении с искусством и позволяющий активно и целенаправленно, системно и результативно осуществлять духовно-практическую деятельность по осознанию, распространению, а в некоторых случаях и созданию произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической художественной ценностью. Современный молодой человек в идеале – это носитель высокой эмоционально-художественной культуры, с развитым творческим воображением, умеющий гибко и нешаблонно мыслить, откликаться на новые проблемы, постигать красоту и гармонию окружающего мира, творить жизнь по «законам красоты».

Один из важнейших факторов гуманизации жизни школы – это насыщение ее духом высокого искусства. Согласно мысли В.Сухомлинского, присутствие в школе образцов высокого искусства является необходимым условием развития культуры воспитательного процесса в целом. Однако такая задача окажется невыполнимой, если учитель не направит своих усилий к тому, чтобы ум и сердце его воспитанников были бы подготовлены к восприятию мира художественного творчества, видению в нем своей надежды и подпоры, как говорил П.И.Чайковский. Это обусловливает необходимость развития той актуальной совокупности знаний, потребностей и качеств личности, которая выражается уже упоминавшимся интегративным понятием «художественная культура школьника» в его социально-педагогическом своеобразии. Понятием «художественная культура школьника» обозначается индивидуальный социально-художественный опыт личности, обусловливающий возникновение и удовлетворение высоких эстетических потребностей. Вместе с тем, это и интегративное свойство личности учащегося, главнейшие показатели которого: художественная развитость – привитая любовь к искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в высоких его образцах, эстетическая наблюдательность; художественная образованность – вооруженность способами эстетической, художественной деятельности, искусствоведческими знаниями, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к искусству, «открытость» новым искусствоведческим знаниям, образцам искусства ХХI века, развитость эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным явлениям современного художественного творчества. Художественная культура школьника формируется в ходе художественного воспитания, как процесса, детерминирующего развитие способности чувствовать, понимать, любить и оценивать явления искусства, наслаждаться ими, эмоционально положительно воспринимать образцы высокого художественного творчества, испытывая потребность в систематическом общении с ними. Разрабатывая основы художественного образования школьников, составители образовательных стандартов, программ, пособий и учебников со всей необходимостью учитывали и прагматическую сторону. Ибо в высшей степени ошибочно мнение, будто общий культурный и, в частности, художественный уровень не оказывает особого влияния на профессиональные качества работника, как еще полагают многие. Мысль эта может показаться банальной, но в условиях перестройки жизни нашего общества она при- обретает особый, новый смысл. Именно этим была озабочена Ш.Кульманова, специально исследовавшая вопрос формирования русского произношения у учащихся-казахов в процессе обучения пению в младших и средних классах. [3]

Таким образом, если задача школы – подготовить к жизни и труду не просто хорошего специалиста и законопослушного гражданина, а личность, личность творческую, социально активную, то художественная культура не может рассматриваться как довесок (пусть ценный и факультативно желаемый) к профессиональным знаниям. Без художественной культуры невозможны ни удовлетворенность людей жизнью, ни насыщенность общественной атмосферы, гарантирующей общество против застоя и хирения, обеспечивающей постоянный поиск и движение вперед. Воспринимать жизненные явления и собственную творческую деятельность сквозь призму художественного, эстетического начала учит нас искусство. Знакомство с художественными ценностями позволяет обширнее, глубже воспринимать современный мир.

Школьный опыт свидетельствует, что система художественного образования, основывающаяся на преимущественном внимании к так называемым базовым искусствам (термин чисто рабочий!), заметно активизирует и общую художественную культуру учащегося. Базовыми искусствами, исходя из задач школьного образования, являются те из них, которые имеют в человеческом организме непосредственные физиолого-психологические рецепторы, как бы специально приспособленные матушкой-природой для восприятия именно этих видов искусства. Какие же это виды? Самые привычные. Это – литература, основывающаяся на художественно-интеллектуальной деятельности мозга; музыка, базирующаяся на работе слухового рецептора; изобразительное искусство, основанное на зрительном анализаторе, и, наконец, хореография, в основе которой лежит эстетически значимое движение. По-видимому, вовсе не случайно именно эти виды искусства были отобраны многовековой человеческой практикой для школьного обучения, для приобщения школьников к таинству художественного творчества. Школьная практика свидетельствует, что, даже используя всего лишь триаду курсов художественного цикла (литература, изобразительное творчество и музыка), вполне возможно полноценно освоить и многокомпонентные виды художественного творчества такие, как театр, кино, цирк и т.п. Наше исследование, проведенное на базе московской школы-интерната №16, со всей основательностью свидетельствуют, что литература, изобразительное искусство и музыка должны осваиваться на протяжении всех лет школьного обучения, структурируясь в базовом учебном плане школы так, чтобы приобретенный «тезаурус художественной образованности» обеспечил дальнейшее самообразование и самовоспитание выпускников школы в области искусства. Приобщение к художественному самообразованию и самовоспитанию должно ставиться как самостоятельная учебная задача базисного, приоритетного характера.

Исследования последних лет выявили необходимость замены малоэффективных и зачастую формально реализуемых «межпредметных связей» на идею взаимодополнения предметов художественного цикла. При этом на уроках музыки, литературы и изобразительного искусства синхронно осваивается то общее, что присуще искусству в целом: опора на художественный образ, знакомство с явлениями стиля, сочетание в занятиях по искусству национального и общечеловеческого элемента и т.п. Такая интеграция укрепляет понимание самого феномена искусства, его места в жизни современного человека, дает возможность достаточно свободно переходить от одного вида искусства к другому, находя в каждом из них то, что греки называли «мусической основой». Параллельно должно идти освоение специфического языка конкретного искусства, его образно-художественного строя и средств выразительности. Будучи организовано подобным образом, освоение совокупности базовых искусств происходит целостно, с учетом общего и специфического в каждом из видов и родов искусства, формируя в сознании учащихся эмоционально-окрашенное целостное восприятие художественной культуры, как суммы процессов и явлений духовно-практической деятельности, связанной с искусством. В заключение сошлюсь на интересный опыт Л.Бактигуловой, использовавшей народное художественное творчество как средство становления у учащихся основ нравственности. Ее исследование показало непосредственную связь занятий искусством (на примере музыки) со становлением нравственных основ художественной культуры учащихся. В этом процессе искусство, являясь одной из базовых основ образования школьников, оказывало заметное влияние на общее поведение, отношения учащихся меж собой и нравственную направленность вкусов, потребностей и эстетических идеалов.


Литература
1. Момынов П.М. Становление и развитие музыкального воспитания и образования младших школьников Казахстана. – Алма-Ата, 1982,189 с.
2. Серикбаев Г.У. Совершенствование профессиональной подготовки учителя-художника в педвузах Казахстана. – Алматы, 1990, 143 с.
3. Кульманова Ш.Б. Формирование русского произношения у учащихся- казахов в процессе обучения пению. Автореферат.канд. – М., 1996, 26 с.
4.Бактигулова Л.Б. Национальная музыка (народная и композиторская) в нравственном воспитании школьников (на примере уроков музыки в школах Казахстана). Автореферат канд.. – М.,1997, 21 с.

 

Образование в СНГ






 

 
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10