электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Образование в СНГ

     

Архив статей 2013 г.

 

О состоянии и путях развития учреждений дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь.

№ 2 (123) февраль 2013г.

С.Г. МОЛОЧНИКОВ, начальник управления социальной и воспитательной работы Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», г. Минск

 

В Республике Беларусь после обретения страной государственности и суверенитета удалось сохранить сеть внешкольных учреждений, не утратив позитивных традиций советской системы образования. Министерство образования Республики Беларусь, осуществляя преемственность в сфере образования и организованного развивающего досуга детей и молодежи, последовательно реализует потенциальные возможности развития данного типа учреждений, обладающих уникальным образовательным и культуротворческим потенциалом для формирования юных граждан страны.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании с 1 сентября 2011 года учреждения внешкольного воспитания и обучения были переименованы в учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Дополнительное образование детей и молодежи в Республике Беларусь является важным сегментом системы образования, благодаря которому учащимся обеспечивается возможность занятий в свободное время различными направлениями творческой деятельности. Реализация программ дополнительного образования детей и молодежи позволяет оперативно реагировать на образовательные запросы личности, содействуя ее разностороннему развитию, приращению интеллектуального, физического и нравственного потенциала.

По состоянию на 1 сентября 2012 года в системе образования страны функционирует 353 учреждения дополнительного образования детей и молодежи (центры, дворцы):
56 – художественного профиля;
69 – туристско-краеведческого профиля;
29 – физкультурно-спортивного профиля;
27 – технического (спортивно-технического) профиля;
25 – экологического профиля;
139 – многопрофильные учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
8 – иные учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Местные органы государственного управления планируют функционирование и развитие сети учреждений дополнительного образования детей и молодежи (либо объединений по интересам в названных учреждениях) исходя из комплекса условий: количество детей и их занятость по сменам в учреждениях общего среднего образования; социальные особенности микрорайонов; культурно-досуговая инфраструктура учреждений образования, спорта, культуры и др.

За последние 5 лет, несмотря на общее сокращение детей в Беларуси, численность учащихся учреждений внешкольного воспитания и обучения увеличилась в среднем по стране более, чем на 10 процентов.

В настоящее время в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи системы образования функционирует около 32000 объединений по интересам (кружков, секций, студий, клубов, научных обществ учащихся и т.д.), в которых занимаются более 400 тысяч детей и молодежь (в 2007 году – 376 тысяч учащихся).

Количество учащихся в объединениях по интересам различных направлений составляет:
- В объединениях по интересам художественного творчества – 158 252 человека (39,1 % от всей численности);
- В объединениях по интересам спортивной направленности – 56 217 человек (13,9 %);
- В объединениях по интересам технического творчества – 44 633 человека (11,0 %);
- В объединениях по интересам туристско- краеведческой направленности – 42 751 человек (10,6 %);
- В объединениях по интересам эколого- биологической направленности – 34 260 человек (8,5 %);
- В иных объединениях по интересам (военно- патриотических, культурно-досуговых, социально- педагогических и др.) – 68 626 человек (16,9 %).

Современные учреждения дополнительного образования детей и молодежи отличаются вариативностью в организации деятельности и функционируют как открытые образовательные системы в социокультурных пространствах своих регионов.

Использование современных образовательных технологий, внедрение новых форм работы с учащимися максимально способствуют повышению качества и эффективности дополнительного образования детей и молодежи.

На базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи реализуется значительная часть социальных, культурных, спортивно-массовых мероприятий, проектов учащихся, информационно-пропагандистских акций, работают детские досуговые площадки и профильные лагеря.

Профессиональное самоопределение личности является наиболее актуальным процессом в юношеском возрасте. Самоопределение и начало самореализации в профессиональной области, начавшись с развития профессионально- образовательных интересов в объединениях по интересам, может завершиться в учреждении дополнительного образования подтверждением начального цикла освоения профессии и выдачей соответствующего свидетельства. Наличие дополнительных знаний и навыков повышает конкурентоспособность учащихся как при трудоустройстве, так и при принятии решения продолжить образование в данной профессиональной области.

Основные направления совершенствования деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи были положены в основу при разработке содержания раздела «Дополнительное образование детей и молодежи» Кодекса Республики Беларусь об образовании, в соответствии с которым деятельность учреждений дополнительного образования детей и молодежи в настоящее время модернизируется. Это требует создания, апробирования и внедрения модели преобразования и качественного развития данных учреждений, разработки нормативных и организационные основ их деятельности в новых условиях.

Процесс обучения и воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования Республики Беларусь предполагает педагогическое воздействие на личность ребенка и его ближайшее социальное окружение с целью реализации приоритетов Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь – формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности. Данная цель реализуются в процессе деятельности объединений по интересам, а также в ходе проведения различных (региональных, республиканских, международных) массовых мероприятий: недели (декады), слеты, конкурсы, фестивали, соревнования, смотры, олимпиады, выставки, конференции и др., которые являются логическим компонентом образовательного процесса.

В настоящее время Министерством образования Республики Беларусь разрабатывается Государственная программа развития дополнительного образования детей и молодежи, которая предусматривает создание условий и механизмов устойчивого развития дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь; обеспечение качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей и молодежи на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и обучения.

Возможность гарантировать достижение качественного результата в развитии учащихся может дать стандартизация деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи. Однако стандартизироваться будет не содержание образовательной программы, а требования к организации образовательного процесса , управлению деятельностью, к профессиональному уровню и квалификации кадров, уровню материально -технической базы, механизмам финансово-экономического обеспечения.

Ключевую роль в организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи играет научно- методическое обеспечение и, как его составная часть – учебно-программная документация. Республиканские учреждения дополнительного образования детей и молодежи ”Национальный центр художественного творчества детей и молодежи“, ”Республиканский центр туризма и краеведения“, ”Республиканский эколого- биологический центр“, ”Республиканский центр технического творчества“ регулярно издают сборники программ для работы с учащимися в объединениях по интересам.

Показателями результативности работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи являются итоги выступлений учащихся в различных конкурсах, олимпиадах, на фестивалях, соревнованиях.

С 2006 года реализуются финансируемые Союзным государством Беларуси и России проекты: слет юных туристов Союзного государства и слет юных экологов Беларуси и России «Экология без границ». С 2009 года проводится конкурс научно- технического творчества учащихся Союзного государства ”Таланты ХХІ века“.

Вот уже 8-й год в Республике Беларусь, традиционно, во вторую неделю сентября проводится республиканская неделя дополнительного образования детей и молодежи. Цель этого мероприятия - формирование положительного общественного мнения о роли и значимости учреждений дополнительного образования детей и молодежи, знакомство с конкретными учреждениями и предоставляемыми ими услугами по развитию творческих способностей и склонностей детей и молодежи, широкое привлечение учащихся к занятиям в кружках, студиях, секциях и других объединениях по интересам.

В ходе проведения Недели в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи страны проводятся Дни открытых дверей, рекламно-информационные кампании и акции, выставки-ярмарки, конкурсно -игровые и концертные программы, выступления творческих коллективов , методические семинары и конференции, чествования лучших педагогов.

Не секрет, что учреждения дополнительного образования детей и молодежи, пожалуй, единственные в системе образования, куда детей не нужно принуждать идти. Традиционно дети сами - ”своими ногами“ голосуют за необходимость существования названных учреждений. Одна из главных причин этого явления – талант и профессионализм педагогов, которые создают уникальную атмосферу духовного контакта с детьми, опираясь на лучшие традиции прошлого, думая о будущем и действуя в настоящем.

Важнейший аспект в деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи – профессиональное развитие кадров . В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи системы образования занято около 17 000 работников, осуществляющих педагогическую деятельность. Из их общего числа около 70 % имеют высшее образование, 25 % – среднее специальное образование, около 5 % – общее среднее (как правило – студенты 4-5 курсов учреждений высшего образования).

С 1 сентября 2011 года вместо должности «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы и др.) учреждения внешкольного воспитания и обучения» введена должность «педагог дополнительного образования». Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь утверждена соответствующая квалификационная характеристика.

Работники, включенные в педагогическое взаимодействие с учащимися в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, но не имеющие педагогического образования, в скором времени будут иметь возможность получить его в процессе переподготовки в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования».

 

Образование в СНГ






 

 
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no