электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Образование в СНГ

     

Архив статей 2013 г.

 

Система доктора Базарного: здоровьеразвивающие принципы обучения учащихся

№ 3 (124) март 2013г.

В.П. ЩЕРБИНИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Гродненского госуниверситета им. Я.Купалы, Беларусь

 

Все чаще и чаще на страницах педагогической литературы встречаются тревожные цифры о состоянии здоровья подрастающего поколения, особенно о так называемых школьных формах патологии. Что происходит в наших школах сегодня?

Мы обратились к медицинским работникам СШ № 20, 37, гимназиям № 3 и 4 г. Гродно, где уже достаточно много лет студенты педагогического факультета Гродненского государственного университета им. Я.Купалы проходят учебную практику, чтобы посмотреть, а как обстоят дела в наших школах и гимназиях. Анализируя данные за 2008, 2009 и 2010 годы, можно сказать, что резко увеличилось количество учащихся, у которых отмечено понижение зрения. Сравнивая данные за 2009 и 2010 годы, увеличение в процентном отношении – 10%, в числовом отношении – на 709 учащихся. Идет увеличение количества учащихся и по другим видам патологий. Можно сделать вывод: здоровых детей становится все меньше.

Что можно сделать, чтобы страшные цифры этой статистики как можно в меньшей степени задели наших учеников? Вот уже несколько лет мы знакомим студентов и учителей с организацией профилактической работы по предупреждению близорукости и нарушения осанки у детей, используя методические рекомендации, разработанные Владимиром Филипповичем Базарным.

Исследования, проводимые под руководством Базарного, убедительно показали, что обычно неблагоприятное влияние в школе связывалось с недостаточной освещенностью, особенностями питания, недостаточной физической активностью. Это так. Но вместе с этими исследованиями был вскрыт целый комплекс неблагоприятных моментов для здоровья детей в школе. Традиционное построение уроков, способы передачи информации и технологии учебно-воспитательного процесса буквально «вытравили из школы детерминанты биологического развития человека» – это прямостояние, пространство, движение, физические на- грузки, ориентировочно-поисковую активность. Происходит нарушение активизации функций организма.

«... Все это приводит к тому, что дети в процессе письма и чтения пребывают в хроническом сенсорно-моторном, психо-эмоциональном и нервно-вегетативном напряжении.

Отмеченные виды напряжения угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, в то числе способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки, сердечно-сосудистых, нервных расстройств и т.д...» (журнал «Начальная школа», 1990, № 6, стр.89) В.Ф. Базарным разработана методика по охране и укреплению здоровья детей. Полученная теоретическая база явилась основой для проведения широкомасштабной реорганизации способов, приемов и технологий учебно- воспитательного процесса с целью активизации деятельности организма. Этого можно добиться, используя биологические предпосылки нормального развития:
- вертикализация позы в процессе обучения,
- пространство.

Что представляет вертикализация позы?

Это периодическая смена поз, в частности перевод детей из традиционной позы обучения сидя, в позу – стоя.

«... Вспомним, как кряхтит малыш, стараясь подняться на ноги. А встав однажды, он готов танцевать сутками. Но его принуждают садить- ся. «Так надо!» – убежденно повторяет мама (вслед за авторами «Программы воспитания и обучения в детском саду») и с восьми месяцев насильно приучают ребенка к неестественной для него сидячей позе. Кстати, самой вредной для здоровья: сдавлены легкие, хуже работают сосуды, питающие головной мозг, сжат шейный симпатический ствол. ...» («Народное образование», 1990, № 4, стр. 39)

Итак, режим динамических поз. В.Ф. Базарный предлагает два варианта практических решений этого вопроса. Первый способ не требует никаких материальных затрат. Просто там, где это возможно, на каком-то этапе урока менять позу детей (сидя-стоя). Например, устный счет на уроке математики проводить стоя.

Второй способ – использование настольной конторки, с оптимальной для зрительного труда наклонной поверхностью и меняющейся высотой рабочей поверхности 10-15 минут, потом дети меняются местами с товарищем по парте. Учителю необходимо строить урок с таким расчетом, чтобы ученики несколько раз организованно переходили из положения сидя в положение стоя. Однако главным здесь оказывается не столько продолжительность пребывания в таком положении, сколько сам факт смены позы.

Владимир Филиппович считает, что через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: «... Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях зрительного поиска на просторе...» (журнал «Начальная школа», 1992, № 2, стр.76)

Глаз, как орган, заканчивает свое структурное формирование к 11-12 годам.

В возрасте 6-7 лет орган находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удаленных объектов.

А что мы имеем в школах?

Большую часть учебного времени дети работают с книгой или тетрадью на близком от глаз расстоянии.

«...Ведь кроме существующих «бетонных ту- пиков» – плодов урбанизации, мы заключаем их – с 6-7 лет – еще и в «тридцатисантиметровые книжные тупики» – такое обычно расстояние между глазами ребенка и учебником. Между тем доказано, что наши нейродинамические окончания как бы «встроены» в пространство. Чем жестче это пространство ограничено, тем больше мы уходим в депрессию. У детей же это выражается еще сильнее. Вне пространства они попадают в состояние хронической угнетенности...» («Народное образование», 1990, № 4, стр. 58)

Такие зрительные нагрузки для многих детей становятся непосильными. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему работать без напряжения вблизи. Возникает близорукость. Выход из создавшегося положения в следующем: РАСШИРИТЬ ЗРИТЕЛЬНО -ПРОСТРАНСТВЕННУЮ АКТИВНОСТЬ В РЕЖИМЕ ШКОЛЬНОГО УРОКА. Достичь этой цели можно при помощи приемов, предложенных доктором медицинских наук В.Ф. Базарным.

а) Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»). При этом каждый ученик во время классных занятий находится на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать печатные буквы, равные по высоте 1 см. Для этого используется стандартная разрезная касса букв и слогов. В начале учебного года учитель проверяет вышеуказанным способом зрение учащихся и, исходя из полученных данных, рассаживает их в классе.

б) Другой вариант расширения зрительно- пространственной активности – использование разного рода ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ.

Да, действительно, школьные нагрузки порой становятся непосильными. Как быть?

Беречь от перегрузок. Беречь – значит, твердо знать, как организовать режим дня, как чередовать отдых и труд. Стоит понять, что многие школьные трудности связаны с состоянием здоровья ребенка.

«Убийственный конвейер» – так называет современную школу профессор В.Ф. Базарный.

Прежде всего потому, что современный процесс обучения калечит ребенка физически и психически. Базарный утверждает, что знает ответ на вопрос «Что делать?»

 

Образование в СНГ






 

 
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no