электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Попечительский совет

 
 

Янцен Н.А., директор ОФ ФНК

 
 

Правовое заключение по созданию и деятельности
  Попечительского Совета учебного заведения

 

Начало в

   № 10(91)2009 № 6(97)2010 № 7(98)2 010 № 8(99)2010 №9(100)2010 №1(102)2011
№2(103)2011          

Попечительский совет учебного заведения в своей деятельности может иметь юридический статус:

  • самостоятельного юридического лица – некоммерческой организации в форме Общественного Фонда или Общественного объединения с целями деятельности – помощь конкретной школе в решении финансовых и иных вопросов, рассмотренных в данном заключении;

  • органа управления – Попечительского совета - в Общественном фонде, созданном для целей помощи конкретной школе в решении финансовых и иных вопросов, рассмотренных в данном заключении;

  • коллегиального органа управления учебного заведения - школы.

Вопросы создания и деятельности юридического лица - некоммерческой организации полностью регламентированы действующим законодательством РК, а именно Гражданским Кодексом РК, Законом РК «О некоммерческих организациях», Законом РК «Об образовании» (в части целей и предмета деятельности как Попечительского совета) и должны быть отражены в Уставе такой некоммерческой организации.
  Вопросы создания и деятельности Попечительского совета в качестве органа Общественного фонда также регламентируются действующим законодательством РК, а именно Гражданским Кодексом РК, Законом РК «О некоммерческих организациях», Законом РК «Об образовании» (в части целей и предмета деятельности как Попечительского совета), самим Уставом Общественного фонда и его внутренними документами, которые также должны быть приведены в соответствие с законодательством об образовании.
  Рассмотрим подробно возможность деятельности Попечительского совета как органа учебного заведения - школы, которая не достаточно отрегулирована действующим законодательством РК.

1. Правовые основы создания Попечительского Совета

Учебное заведение – школа, согласно ст. 102 Гражданского кодекса РК и Закона РК «О некоммерческих организациях», типового устава, утвержденного постановлением Правительства РК, имеет организационно-правовую форму некоммерческой организации – учреждения и является государственным учреждением.
  В соответствии со ст.39 Закона РК «О некоммерческих организациях» органами некоммерческих организаций, являются: высший орган управления (общее собрание, съезд, конференция, учредитель); исполнительный орган управления (коллегиальный или единоличный); контрольный орган (ревизионная комиссия, ревизор); другие органы в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации.
  Попечительский совет, как орган управления прописан в законодательстве в соответствие с п.2 ст.12 Закона РК «О некоммерческих организациях» только в отношении такой организационно-правовой формы некоммерческой организации как Фонд.
  В соответствии со ст. 44 Закона РК «Об образовании», в организациях образования создаются коллегиальные органы управления.

Формами коллегиального управления могут быть:

  • Ученый совет;

  • Попечительский совет;

  • Педагогический совет;

  • Методический (учебно-методический, научно-методический) советы.

Таким образом, Законом РК «О некоммерческих организациях» Попечительский совет, как орган управления из возможных органов государственного учреждения, к которому относится школа, прямо не прописан, однако имеется оговорка, что в некоммерческой организации могут быть другие органы, в соответствии с учредительными документами. И если в учредительных документах школы предусмотрен Попечительский совет в качестве органа управления, - это соответствует положениям законодательства РК о некоммерческих организациях.
  Кроме того, согласно п.2 ст. 40 Закона РК «О нормативных правовых актах» Нормативный правовой акт (его часть или части) прекращает свое действие в случаях принятия нового нормативного правового акта, которому противоречат положения ранее изданного нормативного правового акта, его части (часть) или который поглощает ранее изданный акт или его часть (части).
  Закон РК «О некоммерческих организациях» был принят 16 января 2001 года, а Закон РК «Об образовании» был принят 27 июля 2007 года, отсюда следует, что силу имеет норма Закона, принятого позже, то есть Закона РК «Об образовании».

Отсюда следует вывод, что законодательство РК предусматривает Попечительский совет в качестве коллегиального органа управления учреждением образования.

Министерством образования и науки РК, приказом от 22 октября 2007 года №501 утверждены Типовые правила деятельности Попечительского совета и порядок его избрания.
  В соответствии с данными правилами, Попечительский совет может быть создан по инициативе учредителя учебного заведения и родителей, обучающихся в данной организации образования на общем собрании.
  Состав Попечительского совета избирается сроком на 3 года, по мере необходимости решением общего собрания в его состав могут вноситься отдельные изменения.

В состав Попечительского совета могут входить:

  • руководитель организации образования, при которой создается Попечительский совет;

  • представители иных организаций образования, органов управления;

  • работодатели и социальные партнеры;

  • представители общественных организаций, фондов, ассоциаций;

  • спонсоры.

Выполнение членами Попечительского совета своих функций осуществляется на безвозмездной основе.

Рекомендации:

Включить в состав Попечительского совета представителей родителей учащихся в данном учебном заведении.
   В соответствии с п. 6. Положения о попечительском совете, попечительский совет может быть создан по инициативе учредителя и родителей, обучающихся в данной организации образования на общем собрании. На основании этого, если попечительский совет создается по инициативе родителей обучающихся, то соответственно они также должны входить в состав Совета. Кроме того, они являются прямыми заинтересованными лицами по вопросам. Решаемым Попечительским советом.

2. Структура Попечительского совета и принятие решений

Руководителем Попечительского совета является его председатель, избираемый на заседании Попечительского совета. Председатель действует от имени Попечительского совета без специальных полномочий, представляет его перед организацией образования, государственными органами и иными сторонами. Председатель организует работу Попечительского совета и обеспечивает его деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан и настоящими Правилами.
  Председатель Попечительского совета имеет заместителя председателя Попечительского совета, который избирается из членов Попечительского совета на Попечительском совете.
  Также в попечительском совете есть секретарь, который избирается Попечительским советом и отвечает за ведение делопроизводства Попечительского совета.
  Заседания Попечительского совета проводятся в соответствии с планом его работы, но не реже одного раза в год. Внеплановые заседания проводятся по мере необходимости по решению председателя Попечительского совета или по требованию одной четверти членов Попечительского совета.
  Попечительский совет правомочен принимать решение, если на заседании присутствовали не менее 2/3 его членов. Решение Попечительского совета принимается открытым голосованием большинством голосов присутствовавших его членов.

Рекомендации:

В данных правилах отсутствует такой орган, как Ревизионная комиссия. Рекомендуем при Попечительском совете, исключительно в целях его деятельности, т.е. в целях контроля за использованием средств, привлеченных на специальный счет в качестве благотворительной помощи и т.д. Попечительским советом создать еще один орган в учреждении образования – Ревизионную комиссию.
  В соответствии с п. 1. пп.4 ст. 39 Закона о некоммерческих организациях, в состав органа управления некоммерческой организации входит контрольный орган (ревизионная комиссия, ревизор), избираемый или назначаемый органами управления некоммерческой организации. Так как учебное заведение является некоммерческой организацией, данный орган может быть создан при Попечительском совете.

3. Цели деятельности Попечительского Совета

В соответствии с правилами деятельности Попечительского совета, утвержденных Министерством образования и науки РК, приказом от 22 октября 2007 года №501, целями деятельности Попечительского совета являются:

  • содействие организации образования в осуществлении ее уставных функций;

  • создание необходимых условий для обучающихся и педагогического коллектива организации образования с целью успешной реализации образовательных учебных программ;

  • обеспечение финансовой поддержки, укрепление материально-технической базы организации образования;

  • содействие дальнейшему развитию организации образования.

Рекомендации:

Пункт 3) целей рекомендуем переформулировать в Положении о Попечительском Совете, так как Попечительский совет не владеет финансовыми ресурсами для обеспечения финансовой поддержки школы. Он может лишь содействовать в привлечение дополнительных ресурсов, которые будут зачислены на специальный счет школы (см. далее заключение) для обеспечения деятельности и развития учебного заведения и укреплении материально-технической базы организации образования. Также рекомендуем эту цель деятельности Попечительского совета добавить участием его в их распределение полученных денежных средств через утверждение смет, и контроль за их использованием.
  Данный перечень целей Попечительского совета может быть расширен следующими целями:

  • совершенствование образовательного процесса и повышение качества образования;
  • участие в развитии воспитательного процесса;
  • создание дополнительных социальных гарантий педагогическим и другим работникам учебного учреждения и улучшения условий их труда;
  • улучшение условий обучения учащихся, повышение степени их социальной защищенности;
  • участие в кадровой политике учреждения образования через утверждение назначения и снятия с должности директора учебного заведения.
Основными направлениями деятельности Попечительского совета являются:
  • оказание помощи организации образования в проведении социально-культурных, оздоровительных и развивающих мероприятий;

  • содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в области воспитания и обучения;

  • содействие в получении образования, улучшении бытовых условий и трудоустройстве обучающихся из социально уязвимых слоев населения;

  • внесение предложений, направленных на устранение недостатков в деятельности организации образования.

Рекомендации:

Расширить данный перечень в положении о попечительском совете следующими видами деятельности:
  - Привлечение добровольных взносов, включающих безвозмездные поступления и пожертвования, гранты, благотворительную и спонсорскую помощь физических, юридических лиц, общественных организаций.
  В качестве добровольного взноса могут быть как денежные средства, так и любое имущество, выполнение работы или услуги.
  Добровольные взносы поступают на специальный внебюджетный счет, открытый для таких целей Учебному заведению Казначейством;
  - организация бесплатного питания учащихся;
  - юридическая защита всеми законными способами и средствами законных прав и интересов учебного заведения, его обучающихся и персонала.
  - участие в разработке локальных актов образовательного учреждения, образовательной программы;
  - организация приносящей доход деятельности для реализации целей Попечительского совета;
  - оказание помощи Учебному заведению в создании и публикации учебных, методических, рекламных и других материалов и пособий, проведению инновационной образовательной работы в учебном заведении, повышающей эффективность и качество образования;
  - помощь в разработке конкретных мероприятий по финансированию и материальному обеспечению учебно-воспитательной, информационной, производственной, рекламной деятельности учебного заведения, его работников, обучающихся и выпускников, и утверждение бюджетов финансирования;
  - учреждение поощрительных стипендий, грантов и премий Попечительского Совета обучающимся и сотрудникам учебного заведения (педагогам), а также выпускникам для профессионального становления.
  - содействие и стимулирование, информация и пропаганда деятельности Попечительского совета.

4. Финансирование деятельности

В соответствии со ст. 61 Закона РК «Об образовании», система финансирования образования — совокупность республиканского и местных бюджетов, других источников доходов.
  Согласно п. 3 ст. 61 Закона РК «Об образовании», источниками финансирования образования являются:

  • бюджетное финансирование содержания государственных учреждений образования;

  • бюджетное финансирование государственного образовательного заказа;

  • доходы от оказания платных услуг, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;

  • кредиты банков второго уровня;

  • спонсорская и благотворительная помощь, безвозмездные отчисления и пожертвования, гранты.

Для поступления денежных средств от спонсоров и других поступлений, у учебного заведения должен быть открыт отдельный счет, распоряжение которого будет в ведении Попечительского совета.
  В соответствии с пп.б) п.16 положения о Департаменте казначейства по г. Алматы, Департамент имеет право в установленном законодательством порядке:
  осуществлять следующие банковские операции в национальной и иностранной валюте в отношении и за счет средств государственного бюджета (без права делегирования их осуществления третьим лицам), а также операций по поступлениям от спонсорской, благотворительной помощи, грантов и операций по деньгам, передаваемым физическим или юридическим лицом государственному учреждению на условиях их возвратности:
  - открытие, ведение и закрытие счетов государственных учреждений;
  Школы являются государственным некоммерческим учреждением, отсюда следует вывод, что Департамент казначейства осуществляет открытие счетов для школы, в том числе счетов для поступлений благотворительной, спонсорской помощи и грантов.

5. Проблемные вопросы, не отрегулированные законодательством РК

5.1. Основным открытым вопросом, который в настоящий момент не урегулирован действующим законодательством, является возможность Попечительского совета осуществлять контроль за использованием средств, которые поступают на внебюджетный счет учебного заведения.
  В настоящий момент, в соответствии с законодательством, учебное заведение является государственным учреждением, которое имеет бюджетные средства, а также имеет право получать спонсорскую и другую помощь, которая поступает на внебюджетный счет. Все эти средства находятся в ведении руководства учебного заведения, а именно Директора.
  Попечительский совет, как орган коллегиального управления не наделен законодателем полномочиями распоряжаться внебюджетными средствами, осуществлять контроль их использования. В типовых правилах деятельности Попечительского совета, в структуре Попечительского совета отсутствует такой орган, как ревизионная комиссия. Также в правилах отсутствует в полномочиях Совета, возможность осуществлять контроль за использованием денежных средств, поступивших на внебюджетный счет через утверждение смет и заслушивание отчетов Ревизионной комиссии о распределении средств. Орган учебного заведения – Ревизионная комиссия, которая бы создавалась Попечительским советом и отчитывалась перед ним по результатам проверки использования средств, аккумулированных на специальном счете в обязательном порядке должен быть в учебном заведении. Так как при его отсутствии, функции Совета будут сведены лишь к привлечению средств, а дальнейшее их использование будет в ведении руководства учебного заведения.
  Законодателем должны быть регламентированы полномочия совета, осуществлять функции по распоряжению данными средствами. Это может быть в виде представления на утверждение советом сметы по использованию внебюджетных средств, которая после утверждения, приводится в исполнение руководством школы. А также, ревизионный орган, в виде ревизионной комиссии при попечительском совете, должен быть наделен полномочиями по осуществлению контроля за использованием данных средств. Данный контроль может осуществляться, путем предоставления руководством учебного заведения финансовых документов, по использованию внебюджетных средств, и соотнесения направления использования их соответствие с утвержденными сметами.
  Однако, если законодательством данные вопросы не будут отрегулированы, учебные заведения вправе самостоятельно включить их в Положение о Попечительском Совете и другие внутренние документы учебного заведения, поскольку включение дополнительных вопросов, прямо не запрещенных законодательством допускается.

5.2. Также открытым вопросом является привлечение средств от родителей учащихся за наличный расчет. Поскольку данные средства должны приходоваться в кассу учебного заведения, которая является общей кассой учебного заведения, то проконтролировать этот процесс Попечительским советом и Ревизионной комиссией является затруднительным. Единственным способом сделать это является предоставление на законодательном уровне Попечительскому совету и Ревизионной комиссии учреждения образования при Попечительском Совете дополнительных полномочий на контроль всех кассовых операций школы, а также вмененная законодательством обязанность учреждения образования вести раздельный бухгалтерский учет поступлений и расходов от добровольных взносов.

5.3. Нерешенным на законодательном уровне является и вопрос кадровых утверждений. Несмотря на то, что в выступлениях руководства Министерства образования звучит такое полномочие Попечительского совета как решение кадровых вопросов в отношении должностных лиц учебного заведения, в законодательных актах это не было отрегулировано.

6. Невозможность утверждения Положения о Попечительском Совете, представленным управлением образования гАлматы

Положение, которое предоставлено для обсуждения управлением образования города Алматы не может быть принято и одобрено по причинам несоответствия действующему законодательству РК, а именно:

  • В соответствии с п.9 ст.44 закона РК об Образовании, Попечительский Совет является одной из форм коллегиального управления организацией образования. А в п. 1.1, 2.1. положения, указанно, что попечительский совет является одной из форм самоуправления.

  • В разделе 4 положения, указанно, что попечительский совет имеет финансовые средства и имущество, хотя в законе и в правилах создания и деятельности попечительского совета указано, что попечительский совет лишь осуществляет обеспечение финансовой поддержки, укрепление материально-технической базы организации образования, но нигде не сказано, что попечительский совет имеет имущество и денежные средства. В соответствии с действующим законодательством, попечительский совет не является юридическим лицом, а лишь является органом коллегиального управления государственного учреждения.

  • Также, в представленном для утверждения положении, не указанно где аккумулируются внебюджетные средства. Данные средства должны поступать на внебюджетный счет учебного заведения (не попечительского совета, а именно учебного заведения). Так как попечительский совет является лишь органом коллегиального управления, и не может иметь имущество, и денежные средства.

  • Раздел 10 о ликвидации и реорганизации Попечительского совета противоречит правилам создания и деятельности попечительского совета, так как на основании правил, прекращение деятельности Попечительского совета осуществляется:

    • по инициативе учредителя;

    • по инициативе Попечительского совета;

    • при ликвидации и реорганизации организации образования.



 
Наши партнеры - библиотека им. Бегалина.
Общественное объединение "Детство без границ"
Ассоциация школьных общественных организаций

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)225-29-07, 8(727)290-92-10