электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Религиоведение

 

   

Архив статей 2019 г.

Инфантилизм – питательная социальная почва для религиозного экстремизма

№ 6 (187) август 2019г.

Е. БЕРИКБАЕВ, магистр религиоведения, ст. преподаватель КазНУ им. аль-Фараби, эксперт городской информационно-разъяснительной группы, г.Алматы


Формирование идеалов молодежи стало все более зависеть от интернета и социальных сетей. Вместо того, чтобы обратиться к самому себе, нырнуть вглубь себя, пользователи бегут от этого, от одиночества, в поверхностное общение в соц. сети. Поэтому наиболее эффективным средством массового воздействия вербовщиков на молодежь стал интернет.
Причины популярности интернета у вербовщиков – легкий доступ к аудитории, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности.


Религиозный экстремизм редко проявляется в чистом виде. Обычно он действует вкупе с сепаратизмом и социальным популизмом. Сюда же примешиваются ненависть к светской власти, которая, по мнению радикалов, виновата во всем. Большинство людей до сих пор ждут, что власть решит все их проблемы. Затем, когда этого не происходит, разочаровываются в своих неоправданных ожиданиях и начинают винить в своих бедах других людей и обстоятельства. На другого ведь проще раздражаться и злиться, чем на себя. Многие уверены в том, что все должно даваться легко и все просто обязаны им помогать. Вот эта уверенность, что им все должны, – одна из главных наших проблем. Эти люди попросту не намерены брать ответственность за самих себя. Поэтому они, например, идут не к врачам и психологам, а к астрологам и гадалкам. Потому что таким людям комфортней думать, что их жизнь зависит от каких-то внешних обстоятельств и высших сил. Вот и ждут, что кто-то придет и решит их проблемы. Именно это заблуждение мешает нам больше всего. В кризисной или просто трудной жизненной ситуации человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям сложных проблем, становится податлив манипуляции. Всем этим умело пользуются идеологи экстремизма и терроризма, для которых кризис и социальные проблемы – самая благоприятная ситуация для пропаганды своих идей и вербовки сторонников.

Прежде всего, целевую проблемную группу в этом смысле представляет молодая аудитория. Молодые всегда безрассуднее, меньше осторожничают. Молодой человек – наиболее привлекательный вариант для профессионала в области вербовки и вовлечения в сомнительные структуры. Ведь для молодых людей во все времена были характерны: отсутствие сформировавшейся жизненной позиции, неопределенность положения; максимализм; неспособность в полной мере осознать последствия предпринимаемых действий. Где-то не хватает жизненного опыта, не сформировались устойчивые представления о справедливости, о добре и зле.

Религиозный экстремизм обычно проявляется в нетерпимости к представителям других религий либо противоборстве внутри одной конфессии. В настоящей религии нет принуждения. Но, к сожалению, во все времена находились люди, считавшие допустимым и даже благим делом насаждать свою веру, вести за это кровавые войны, убивать других людей. Именно эти идеи становятся фундаментом для религиозного экстремизма и терроризма. Любое государство, если оно хочет защитить своих жителей и не исчезнуть, будет бороться с экстремистами. Но остановить распространение деструктивных идей одними лишь репрессивными мерами невозможно. Лучшей профилактикой считаю укрепление традиционных семейных ценностей, а также создание в масс-медиа положительного образа успешного семьянина с активной жизненной позицией. Необходимо повсеместное возвращение людей к истокам, к нашим традиционным ценностям. Мы – прогрессивный миролюбивый народ. Первые, кто добровольно отказался от арсенала ядерного оружия. Мы можем гордиться нашими нравственными идеалами и ценностями: уважение к старшим, семейные узы, взаимопомощь «Асар», гостеприимство и толерантность. Наша идентичность зависит от наших ценностей. Если мы эти ценности не обозначим и не защитим, то растворимся в глобальном мире. Абсурдно ждать изменений в государстве, не меняясь самому. Каждый на своем месте, хотя бы в своей семье и рядом с собой, должны всеми силами души способствовать общему благу. Без самостоятельных, инициативных людей мы не встанем в один ряд с развитыми странами мира. Практически в любой современной стране человеку с самого рождения прививается дух патриотизма. Воспитание казахстанского патриотизма невозможно без воспитания толерантности, терпимости к людям других национальностей, верований. Это уже совместные задачи — родителей и преподавателей, духовенства и работников культуры, нашей интеллигенции. Жизненно необходимо, чтобы дети уважали своих родителей и всячески улучшался морально-нравственный климат.

 

 

Религиоведение



 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10