электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Религиоведение

 

 

В текущем номере ...

 

 

 

Предупрежден – значит вооружен:
профилактика религиозного экстремизма и терроризма

№8 (179) октябрь 2018г.

А. СУПАНЕВА, Ж. БИЖАНОВ, КГП на ПХВ «Центр мониторинга и анализа» УВП г. Алматы


«Что такое религия? Это хорошо или плохо? Если хорошо, почему существует религиозный терроризм? А если плохо, зачем люди придерживаются ее?» – сегодня множество подобных вопросов беспокоят общество, по крайней мере те слои населения, которые заинтересованы в развитии и безопасности государства.

В последнем десятилетии актуальность данной темы сильно возросла. Ввиду этого возникает необходимость повышения религиозной грамотности населения. Конституцией закреплены права граждан на свободу вероисповедания, действуют Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», «Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018-2022 гг.» В первую очередь общество интересует, как эти законы работают в реальной жизни, каковы результаты этой работы?

Ответы на эти вопросы демонстрирует деятельность коммунального государственного предприятия на праве хозяйственного ведения (КГП на ПХВ) «Центр мониторинга и анализа» Управления внутренней политики города Алматы. Центр по заказу Управления по делам религий проводит целый комплекс специальных мероприятий среди различных слоев населения по профилактике религиозного экстремизма и терроризма.

В текущем году силами сформированной Центром информационно-разъяснительной группы организовано 353 мероприятия (из 600 запланированных) в формате лекций, семинаров, встреч, круглых столов с участием 40 000 человек. Целевая аудитория данных мероприятий – государственные служащие, трудовые коллективы, самозанятые и безработные лица, молодежь, студенты, учащиеся колледжей и старших классов общеобразовательных школ, военнослужащие, курсанты, лица, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, и т.д. Предполагается, что общий охват целевой аудитории составит не менее 100 000 человек.

Осознавая актуальность данного вопроса, вышеупомянутые органы серьезно подошли к организации мероприятий, привлекая высококвалифицированных специалистов, среди которых религиоведы, теологи, историки, культурологи, журналисты, государственные и общественные деятели, ученые, лидеры общественного мнения. Будучи мастерами в своем деле они, опираясь на опыт и знания, объясняют в рамках своей компетенции соответствующий аспект вышеупомянутой темы. В связи с тем, что данная тема обладает высокой обсуждаемостью, мероприятия такого рода как никогда кстати. Ведь зачастую именно профилактика и превентивные меры бывают эффективными. Как говорится: «Предупрежден – значит вооружен». Знающий человек всегда старается анализировать ситуацию, применяя имеющийся багаж знаний. Незнающий же в свою очередь более подвержен манипуляциям.

В качестве примеров можно привести встречу в намазхане рынка «Алтын орда». 5 сентября там собрались 200 человек, большинство из которых являются представителями самозанятой части населения. Более трех часов преподаватели Казахского национального университета имени аль-Фараби, доктор философских наук, доцент Бейсенов Багдат Кабылдаевич, Phd доктор религиоведения Багашаров Кудайберди Сабыржанович и наиб-имам Наурызбайского района Фазельжанов Азат Салимгереевич рассказывали о значении понятия светскости, светскости Казахстана и региона, о признаках, методах проявления различных деструктивных религиозных течений и способах защиты от воздействия их приверженцев.

Немало жизненных и актуальных вопросов возникло и у слушателей, например: «Как уберечь детей, внуков и правнуков от неожиданного воздействия и понять, не подвержен ли он ему уже?», «Какие книги разрешены для прочтения в обучающих целях?», «Правильно ли увлечение молодежи рэп культурой?» и «Каков мировой опыт в борьбе с данными явлениями?»

6 сентября 2018 года в здании депо метрополитена города была организована лекция по профилактике религиозного экстремизма и терроризма. Слушателями были работники различных охранных служб алматинского метро (более ста человек).

Лекцию провела преподаватель Алматинского университета энергетики и связи, кандидат философских наук, доцент Абдуллина Зарема Альфредовна. Мероприятие проходило очень оживленно. А.З. Абдуллина рассказала о самом понятии «терроризм», видах деструктивных течений и дала несколько советов о том, как не стать жертвами вербовщиков деструктивных объединений религиозного характера. После чего совместно с присутствующими был составлен портрет типичного казахстанского террориста. Кроме того, в ходе беседы возникло и немало вопросов, например, «Верно ли, что религия – это ловушка для бедных?» и «Кто вообще ее придумал?» Слушатели отметили важность проведения подобного рода мероприятий.

Также были организованы встречи с прихожанами в мечетях «Кайрат», «Альмерек», «Мекке», «Умар ибн аль-Хаттаб», «Калкаман-2», «Аманкул-ата», «Заря-Востока», «Али-Мухаммед», «Байкен», «Амин», «Толе би». Общее число прихожан, присутствоваших на встречах, составило 5550 человек.

В 7 торговых центрах: ТЦ «Азия парк», ТЦ «ЦУМ», ТЦ «Пассаж», «Гранд Парк», ТД «Алма» – организованы встречи с молодежью города. Число участников данных встреч составило 276 человек.

Активное участие в профилактической работе принимают военнослужащие. В семинарах, прошедших в воинских частях 5449, 73652, 53795, Департаменте обороны Бостандыкского района и Академии ПС КНБ РК, приняли участие около 500 человек.

Кроме того ряд бесед, встреч и семинаров состоялись в городской поликлинике № 5 и № 25, следственном изоляторе 155/6, Военно-инженерном институте радиоэлектроники и связи и Военном институте сухопутных войск, где было задействовано также около 500 человек.

Подобные мероприятия как раз и являются важной частью профилактической деятельности и отвечают задаче разрешения подобных вопросов. Проведением такого рода образовательных сборов достигается минимизация радикализации населения за счет того, что они уже более или менее могут отличить «черное от белого» Нужно добавить, что Центр проводит их на регулярной основе.

Особенно стоит упомянуть специализированные курсы повышения квалификации объемом 72 часа. С 16 апреля по 18 мая 2018 года на базе Института повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования г. Алматы состоялось обучение 3-х групп преподавателей (48 человек) среднеобразовательных школ города. С 17 сентября по 10 октября планируется обучить еще 30 учителей (2 курса по 15 человек). Цель курсов – повышение уровня религиоведческих знаний среди учителей факультативного предмета «Светскость и основы религиоведения».

Эта работа также ведется КГП на ПХВ «Центр мониторинга и анализа» по заказу Управления по делам религий г. Алматы.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что любой прогресс начинается с малого, невозможно сразу получить что-то идеальное. Эти мероприятия призывают к толерантности, сохранению национальной идентичности, критическому мышлению, правильному выбору приоритетов, терпимости. Принимая эти ценности, общество выбирает безопасную жизнь и стабильное будущее молодому поколению, что, в конечном счете, и является достижением поставленных целей.


Отчуждение –
питательная социальная почва для религиозного фундаментализма и экстремизма

Е.Г. БЕРИКБАЕВ, магистр религиоведения, эксперт городской информационно- разъяснительной группы «Центра мониторинга и анализа» УВП г. Алматы


В случае распространения идеологии религиозного экстремизма отчуждение в межрелигиозных отношениях формируется специально. Оно находит здесь свое выражение в образах «кафиров», когда верующие той или иной религии представляется как неполноценные и т.п. Так, например, эмоциональное стремление действовать в условиях несправедливости подогревается провокационными рассказами о том, что мусульмане «подвергаются атакам» со стороны Запада. Ненавистник, ставящий себя в исключительное положение, приписывает другим все то жестокое и бесчеловечное, к чему он сам расположен.


Единого профиля, который бы помог определить, кто может быть уязвим для идей религиозного экстремизма и терроризма, не существует. Среди них есть и хорошо образованные, и люди ничего, кроме школы, не заканчивавшие. Некоторые действительно бедные, а некоторые – со средним заработком. Большинство из них одиноки, но есть и семейные с детьми. Одни никогда ранее не привлекались, другие с богатым криминальным прошлым. В некоторых случаях в раннем возрасте имеются свидетельства жестокого обращения или других психологических травм, но у других детство проходило вполне благополучно. Люди становятся вовлеченными в религиозные экстремистские движения через процессы социализации, которые происходят с помощью личных, эмоциональных и психологических факторов.

Из всех факторов я бы выделил – отчуждение. Отчуждение – это внутренний конфликт, неприятие чего-либо. Отчуждение может возникнуть из-за постоянной схемы исключения, унижения, предрассудков по отношению к определенным группам или отдельным лицам со стороны общества и государства. Оно также может возникнуть в ответ на грубую неадекватность судебных решений, жестокое обращение во время тюремного заключения, коррупцию. Первоначальная отрешенность от процессов и институтов государства, потеря ими авторитета в данном обществе приводит к поиску другой идентичности, не казахстанской, а, к примеру, исламистской. По мере роста разочарований люди начинают искать противоядие от нерешенных внутренних конфликтов и находят идеологии, которые могут если и не решить, то обвинить во всех бедах внешних участников. В момент кризиса человек наиболее уязвим для религиозного фундаментализма с его высоко структурированными ритуалами и практикой.

Таким образом, радикализация может возникнуть из-за неадекватности более широких систем диалога. Отсутствие терпимости и разобщенность людей, неспособность сдерживать провокаторов и отсутствие жизнеспособных альтернатив для подлинного расширения прав и возможностей как в личных, так и в общественных сферах – это неизбежный путь к радикализации. В группе риска: заключенные и лица, недавно освободившиеся из мест лишения свободы. Радикальные рекрутеры сосредотачивают свое внимание на уязвимых отчужденных группах в обществе, они умело манипулируют их чувствами разочарования и гнева.

Еще одна причина – относительное отсутствие исламских знаний. До сих пор мало говорят имамы, мало объясняют религиоведы.

Исходя из этого, профилактика религиозного экстремизма и терроризма должна начинаться с индивидуального подхода. Основанием должно быть понимание того, что процесс радикализации отличается для каждого человека. Поэтому страна и приняла «интегральный» подход, уделяя особое внимание профилактике, в которой религиоведческая деятельность и непрерывный диалог с общественностью идут рука об руку. Опыт в Алматы показывает нам, что сильное внимание к безопасности должно дополняться широким спектром превентивных методов. Модель информационно-разъяснительной группы работает, потому что она создала доверие между властями и социальной средой, в которой и действуют экстремисты. Благодаря взаимодействию с различными секторами она направлена на оказание практической помощи тем, кто наиболее уязвим для экстремистских идеологий. В составе группы религиоведы, теологи, исламоведы, культурологи, социологи, политологи и видные общественные деятели. Предотвращение сосре- доточено на реагировании на идеологическую проблему, связанную с терроризмом и экстремизмом, на профилактику появления экстремистских убеждений. Но для того, чтобы преодолеть корни отчуждения, нужно демократизировать всю общественную жизнь, гуманизировать человеческие отношения.

 

 

Наши друзья>



Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

05050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10