электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Родительский клуб. Заседания клуба.

 

Уроки сказки.

№3(74) март 2008 №4(75) апрель 2008  №5(76) май 2008 №5(106) май 2011   "Снежная сказка"

Заседания клуба

№10(111) декабрь 2011 №1(112) январь 2012      

№ 5 (106) май 2011

"Экология души"


16 апреля в ГДБ им. С. Бегалина прошло очередное заседание родительского клуба. Его тема - «Экология души». Цель - привлечь внимание педагогов и родителей к воспитанию эмоциональной сферы детей в семье и школе

фото 1. Людмила Васильевна Чернова

Заседание мы начали с фрагмента из мультфильма «Снежная королева», в котором Герда нашла Кая в замке Снежной королевы. Мы попросили психолога Людмилу Васильевну Чернову прокомментировать его (фото 1). В результате многолетних исследований Людмила Васильевна пришла к выводу, что современные дети страдают «эмоциональной глухотой». Они не умеют чувствовать и сопереживать. Людмила Васильевна ответила на вопросы:

  • От чего это происходит?

  • К чему это ведет?

  • Как на это повлиять?

Эмоциональная глухота - улица с двусторонним движением. Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис выявили существование «механизма патологизирующего семейного наследования» в дисфункциональных семьях (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1998).

Оказалось, что в дисфункциональных семьях, в которых имелись больные неврозами, можно проследить определенные этапы усиления нарушений в семейных взаимоотношениях и личностном развитии. При обследовании 340 семей было установлено, в частности, что если среди прародителей (дедушки, бабушки) воспитание по типу эмоционального отвержения получили 36%, среди родителей — 54%, то среди детей и подростков — уже 76%.

 

Отношение к слабым, зависимым, безответным - лакмусовая бумажка для выявления человеческих качеств в ребенке.

фото 2. Наталья Александрова, Юлия КрасуцкаяНе всегда просто присутствие животного в доме может оказать нужное педагогическое воздействие. Чаще всего нужны дополнительные и целенаправленные усилия родителей. Что нужно знать родителям в этом случае?

Об этом рассказали сотрудники фонда защиты животных «Care» - вице-президент Наталья Александрова, детский психолог Юлия Красуцкая (фото 2) и ветеринар В. Бугаев (фото 3).

Наши дети уже знакомы с понятием «экология», но всегда ли оно становится частью их мировоззрения и определяет их поведение?

Гости клуба - сотрудники общественной организации «Зеленое спасение» Ирина Курьянова (слева) и Надежда Николаевна Беркова (справа)(фото 4).  

фото 3.  В. Бугаев

 

На прощание Роза Естеновна Абкеева прочитала небольшой рассказ:

Жизнеутверждающее.

Парень лет восемнадцати шёл по парку. Он слегка приволакивал обе ноги, отчего его походка выглядела немного странно. Но спина его была ровной, шаг - уверенный, взгляд прямой и твёрдый. На длинном поводке он держал собаку. Она была очень старой, это было заметно и по её медленной неуверенной походке, и по седой шерсти, и по слезящимся глазам. Они шли рядом, и сразу было видно, что они вместе.

*****

- Мам! Смотри, собака! - звонкий детский голос разорвал привычный гул большого города.
- Можно я отдам ей свой бутерброд?
Мила тяжело вздохнула. Опять начинается. Димка уже замучил её просьбой купить собаку. Прямо Малыш и Карлсон какой-то. Но Мила категорически была против. Сначала бесконечные лужи, потом шерсть... К тому же, она прекрасно понимала, что все заботы о собаке: прогулки, кормежки, прививки и прочее - лягут на её плечи. Димка был ещё слишком мал, чтобы мог ухаживать за другим живым существом.
- Димка, ты же знаешь, за собакой некому ухаживать. Я целыми днями на работе, ты в школе, к тому же, ты ещё слишком маленький.
- А папа?
- А папа, - тут голос Милы предательски дрогнул, к счастью, Димка в силу возраста ещё не мог обратить на это внимание, - а папе некогда приезжать к нам, чтобы гулять с собакой.
   Димка насупился. Мила, снова вздохнув, достала из пакета бутерброд, припасённый на тот случай, если Димка проголодается во время прогулки, и отдала сыну. Мальчик подошёл к лежащему псу и аккуратно положил рядом с его мордой кусок хлеба с колбасой.

фото 4. Ирина *****  

Пёс был уже очень старый. Он просто лежал на траве парка и ждал, когда же наконец погаснет этот яркий свет, который так раздражал его воспалённые глаза. Неожиданно перед ним возник маленький человечек. Он протянул кусочек чего-то очень вкусно пахнущего. Пёс бережно взял угощение и благодарно лизнул сладко пахнущую ладошку. Мальчик отбежал и ушёл, всё время оглядываясь. Псу вдруг стало очень тепло. Он прикрыл глаза и уснул.
   Навсегда.

*****

Через несколько дней Мила вышла с Димкой погулять на детскую площадку. Дети резвились, шумели, гонялись друг за другом, катались с горки. Димка тоже бегал со всеми, радостно смеясь. Он полез на турник. Мила хотела его остановить, но не успела. Димка сорвался вниз, нелепо шлёпнулся и не смог встать.
   Спустя три месяца почерневшая от горя Мила привезла Димку домой. В инвалидном кресле. Врачи допускали, что ещё не все потеряно, но поверить в это было сложно. Скорее всего, Димка уже не сможет ходить никогда. И Димка... в кресле... серьёзный и тихий, даже в свои восемь лет понимающий, что случилось что-то очень плохое... Он уже не плакал и не боялся...
   Мила вкатила коляску в коридор. Вздохнула. И открыла дверь в соседнюю комнату. Оттуда, смешно переваливаясь на коротких кривоватых лапках, выполз мохнатый рыжий щенок. Он забавно морщил мордочку и тыкался во всё мокрым чёрным носом.
- Димка, - как сумев строго, сказала Мила, - ты обещал, что будешь воспитывать собаку сам. Пришло время сдержать обещание.

*****

Через полгода Димка встал из кресла. Он очень быстро уставал и садился обратно, но он мог сделать несколько шагов. А ещё через пару месяцев он сам пошёл гулять со щенком (теперь уже взрослым псом), названным смешным и непонятным именем Бендик. Димка очень медленно шёл, держась за руку Милы, неуверенно переступая ногами. Но шёл. Сам.

*****

Прошло 10 лет. Бендик постарел, и уже сам с трудом передвигал лапы. А Димка, теперь уже Дима, шёл рядом с ним, готовый, если что, подхватить его. И Дима знал, что этой собаке он обязан тем, что идёт.
  Они шли рядом. Молодой прихрамывающий парень и старый пес. И им было хорошо вместе.

 

 
 

" БАБУШКИНЫ СКАЗКИ "


14 мая с заседания «Бабушкины сказки» началась работа по проекту «Живая связь времен», который стал одним из лауреатов VII Ярмарки социальных идей и проектов в номинации «Семья и устойчивое развитие».

Проект осуществляется при финансовой поддержке ОФ «Фонд Первого Президента Республики Казахстан»

Миссия проекта - укрепление межпоколенных связей. Мы исходим из того, что у каждого поколения свои задачи. Задача детства - познание мира. Не отягощенные жизненным опытом, который учит отгораживаться от мира, таящего опасность, дети открыты ему. Они первыми «ловят» изменения, происходящие в нем, но не умеют еще их объяснить и проанализировать. Это задача бабушек и дедушек, поскольку, отойдя от карьерной суеты, от деятельности, требующей большой физической активности, от ответственности они могут предаться созерцательности и имеют возможность наблюдать за своими внуками, «считывать» информацию, которую дети им приносят. На основании этой информации старшее поколение может сделать прогноз о том, как будет развиваться общество в ближайшие 10-15 лет, и дать духовный посыл среднему поколению, то есть мамам и папам. Таким образом, общество от поколения к поколению прирастает духовными ценностями. И это делает межпоколенные связи прочными, а общество - устойчивым.

Трудно переоценить роль бабушек и дедушек в воспитании детей. Интересное объяснение особой близости стариков и детей я нашла в традициях казахского народа. У казахов считается, что дети, как и старики, относятся к пограничному «потустороннему» возрасту: первые «осваивают» ниспосланную свыше душу, а вторые - прощаются с ней. По этой причине они находятся под особой магической защитой. Поэтому им и легче понять друг друга.

фото 1

Фото 1. ГДБ им. С. Бегалина подготовила книжную выставку «С любовью к бабушкам и дедушкам»

Бабушки и дедушки нужны не только маленьким детям. Наверное, даже больше они нужны подросткам, особенно в тот момент, когда они понимают, что жизнь конечна, и им нужно пережить мысль о смерти. У Франсуазы Дольто есть наблюдение: множество подростков, преодолевших этот период, говорили, что понимал их в это время кто-то очень немолодой: «С бабушкой было проще», «Он(она) был(а) единственный (ая), кто меня понимал(а)», «Дедушка был что надо».

Я думаю, что именно бабушки и дедушки сегодня могут сделать очень много для профилактики подросткового суицида.

Не случайно в Британии есть программа соц. помощи подросткам, по которой тинейджерам предоставляют бабушек и дедушек напрокат. В ней участвуют пенсионеры-волонтеры старше 50 лет. Их отбирают по строгим критериям, а после кастинга проводят тренинги по работе с подростками. Каждому волонтеру специалисты в индивидуальном порядке подбирают подростка, с которым он встречается 1 в неделю на 3 часа.

Не все гладко во взаимоотношениях между родителями с одной стороны и бабушками-дедушками - с другой. Очень интересно говорит об этом доктор Комаровский. Главной проблемой участия бабушек в воспитательном процессе, с его точки зрения, является проблема собственности - собственности на дитя. Не своей вещью человек пользуется с особой осторожностью. Тут главное не навредить, ну, а представления о том, что для ребенка вредно, опасно и нежелательно у бабушек совершенно конкретны - вредно не есть, вредно мерзнуть, вредно плакать, вредно мочить уши, вредно ходить босиком. Неудивительно, что бабушкино воспитание отличается повышенной заботливостью, граничащей с патологией. Отсюда и проблемы, перерастающие в конфликты. Как их избежать?

Самое главное правило, обязательное для исполнения дедушками и бабушками: никогда ни при каких обстоятельствах не принимать никаких решений, касающихся образа жизни ребенка, а тем более, навязывать эти решения родителям.

Если вы имеете время и желание помочь, то постарайтесь помогать пассивно, осуществляя действия, не требующие принятие ответственных решений. Вы готовы одеть ребенка. Пусть скажут во что. Вы готовы покормить, пусть скажут чем, какой температуры, в каком количестве.

Может быть, в следующих заседаниях клуба мы затронем эти проблемы глубже, а сегодня сосредоточимся на позитиве.

- Что может делать бабушка, не ущемляя родительской самостоятельности? Конечно, рассказывать сказки.

 

Фото 2. Максимов В.М. «Бабушкины сказки»

БАБУШКИНЫ СКАЗКИ фото 2

С. Есенин

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело —
Говори да говори.

‹1913—1915›  

Почему так важно рассказывать сказки?

11 октября 2007 г. в «Казахстанской правде» было опубликовано интервью с заведующим лабораторией лингвокультурологии и профессионального общения РУДН Владимиром Дроновым. Журналист Дмитрий Мельников назвал его «Исповедь народа» или бабушкины университеты. Один из его вопросов звучал так:

фото 3.  Галина Степановна МикульскаяМельников: Известно, что родной язык усваивается в раннем возрасте. А как быть с той частью молодых людей, которые когда-то в силу разных причин не услышали известных сказок, не прочитали важных книг? Теперь они не очень хорошо чувствуют и понимают язык своих предков.

Дронов: Это огромная проблема. Родной язык в нашем сознании всегда формировался бабушками и дедушками - тем «университетом», который в настоящее время разрушен, что стало трагедией для многих языков. Их традиционная подпитка может рухнуть, ведь старшее поколение отдаляется от детей и молодежи.

Это еще один пример последствий разрыва межпоколенных связей. На прошлом заседании мы говорили об эмоциональном воспитании. Эмоциональной глухоте. Одним из способов решения этой проблемы - воспитание сказкой.  

Дети любят сказки

фото 4. Людмила Алексеевна БаденкоСо сказки начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Это самое доступное средство развития ребенка. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращая сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Одновременно в современных семьях искажается воспитательная роль бабушки. Бабушки-сказительницы, являясь связующим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.

фото 5. Елена Ивановна Политикова

Поучительными могут быть не только народные сказки. Современная жизнь тоже дает «пищу для ума». Многие бабушки сочиняют сказки сами, где героями могут становиться мальчики и девочки, очень похожие на их внуков.

Как сочинить такую сказку?  

Своим опытом поделились Татьяна Николаевна Важкий, Галина Степановна Микульская (фото 3), Людмила Алексеевна Баденко (фото 4), Елена Ивановна Политикова (фото 5).

 
 

" ПРОФЕССИИ БАБУШЕК И ДЕДУШЕК "


15 мая весь мир отмечал международный день семьи. Семья - это не только дети и родители, а еще - бабушки и дедушки. Сегодня осталось мало семей, в которых бы все три поколения жили вместе. А как хотелось бы, чтобы бабушки и дедушки были рядом. Вот в Британии, например, придумали выход из положения, там предоставляют бабушек и дедушек напрокат. Это целая программа социальной помощи подросткам. В ней участвуют пенсионеры-волонтеры старше 50 лет. Их отбирают по строгим критериям, проводят тренинги, потом каждому волонтеру специалисты в индивидуальном порядке подбирают подростка, с которым он встречается один раз в неделю. Валентина Петровна Полянина  была водителем трамвая
  Но бабушкам и дедушкам внуки тоже очень нужны, нужно ведь кому-то передать свой опыт. Например, в выборе профессии. Наши дедушки и бабушки не всегда были пенсионерами. Прежде, чем выйти на заслуженный отдых, они много и плодотворно трудились. Они уже прошли путь от первой зарплаты до первой пенсии. Им есть, что рассказать. Вот поэтому 20 мая Общественный образовательный фонд «Открытая школа» в рамках проекта «Живая связь поколений», поддержанного «Фондом Первого Президента Республики Казахстан», провел выездное заседание родительского клуба на тему «Профессии бабушек и дедушек».   

Эту идею поддержали в школе №116. Мы очень благодарны директору школы Екатерине Николаевне Анисимовой, завучам Татьяне Николаевне Кулешовой и Ардак Долдановне Тойбазаровой, классным руководителям Надиане Константиновне Левит и Лидии Михайловне Касаткиной, ребятам из 1 «б» и 8 «в» за то, что откликнулись на наше предложение и провели у себя в школе классный час с участием дедушек и бабушек (в 1 «б») и родительское собрание с участием детей (в 8 «в»).  

"Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи, разложив холсты, с аршином в руке? Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда рядом нет человека, с кем можно поделиться радостью и печалью. "

Абай

Помните детскую считалочку: На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?
   У нее продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни все не так просто. Выбор профессии - трудная и ответственная задача. Не даром говорят: «В начале пути отклонишься на шаг - скоро будешь на чужой дороге». Статистические данные свидетельствуют, что большая часть работающих людей, к сожалению, не довольна своей работой. Поэтому восьмиклассники интересовались у своих бабушек и дедушек:

  • Как вы выбирали свою профессию?

  • Совпали ли ваши мечты и реальность?

  • Вы помните свой первый рабочий день? Что особенно запомнилось?

  • На что вы потратили свою первую зарплату?

Самвел Акопян рассказывает о своем дедушкеСтаршой

На витрине,
Праздничны и ярки,
Разместились разные подарки.
Что купить на первую получку:
Галстук, портсигар иль авторучку,
Или для насмешницы девчонки
Перстенек,
Хотя бы самый тонкий?
Но ни с чем идет парнишка к дому.
Поступить решил он по-другому,
По-хозяйски,
Как отец когда-то…
- Вот вам, мама, вся моя зарплата,
Тратьте со спокойною душой! –
В этом доме снова есть старшой.

Людмила Татьяничева  

 

Бабушки и дедушки с удовольствием вспоминали свои молодые годы. Бабушка вагоновожатая вспоминала, как здорово было утром выводить трамвай из парка, встречая рассвет на улицах Алматы. Дедушка учитель рассказал, как много он испробовал профессий, прежде чем пришел в школу, и как это ему потом пригодилось. Одной из первых его профессий была - киномеханик. И он даже снимался в кино. А поступать в педагогический институт его отправил директор совхоза, разглядев в нем педагогическую жилку.
  Бабушка хореограф сначала работала на обувной фабрике. Она рассказала первоклассникам, как изготавливают обувь. Сейчас она уже много лет учит детей танцевать, потому что сама в детстве занималась хореографией, любила танцевать, и у нее это здорово получалось. Внучка тоже больший интерес проявляет к хореографии, а не к первой профессии бабушки. Недавно внучка с бабушкой выступали на школьном конкурсе «Две звезды».
  Много воды с тех пор утекло, некоторые профессии сильно изменились. Если раньше бабушка экономист много времени тратила на расчеты, а дедушка архитектор - на чертежи, то сейчас для этого существуют специальные компьютерные программы.
  Готовясь к встрече, ребята узнали, что ежегодно в мире исчезает более 500 профессий. Устарели и практически исчезли профессии лудильщика, бондаря, водовоза, ямщика, скомороха, фонарщика и многие другие. Многие профессии изменились. Например, дворецкого заменил хаусхолд-менеджер, а секретаря-машинистку - офис-менеджер. Грозят перемены журналистам, на смену печатным изданиям приходят Интернет-технологии.
  Вместо исчезнувших появились новые профессии - бренд-менеджер, маркетолог, логистик, имиджмейкер, букмекер, криэйтор, крупье, мерчендайзер, продюсер, риелтор, системный администратор, сомелье, веб-дизайнер и т.д.
  Ничего не поделаешь, профессии устаревают, меняются, а значит учиться теперь нужно в течение всей своей жизни.   

Гербы своих семей приготовили Инга Наточеева, Алина Бельфер, Валентина Хон, Ярослав Функ, Саша ТихоновМне другие мерещатся тени,
Мне другая поёт нищета.
Переплётчик забыл о шагрени,
И красильщик не красит холста,

И кузнечная музыка счётом
На три четверти в три молотка
Не проявится за поворотом
Перед выездом из городка.

За коклюшки свои кружевница
Под окном не садится с утра,
И лудильщик, цыганская птица,
Не чадит кислотой у костра.

Златобит молоток свой забросил,
Златошвейная кончилась нить.
Наблюдать умиранье ремёсел
Всё равно, что себя хоронить.

Ефим Шуман


Чем могут помочь в выборе профессии взрослые - родители, бабушки, дедушки, педагоги? Об этом на родительском собрании рассказала школьный психолог Сауле Аманжоловна Бекмуратова:

  1. Помочь юношам и девушкам ответить на вопросы «Кто Я?», «Чей Я?», «Какой Я?», «Куда Я иду?», которые являются наиболее важным фактором в процессе самопознания как пути к успешному профессиональному самоопределению.
      Основная трудность профессионального выбора заключается в том, что его приходится делать по окончании школы, то есть в том возрасте, когда ценности и личность молодых людей еще не до конца сформированы. Имея более полное представление о себе, своих способностях, возможностях и ресурсах, молодой человек способен адекватно оценивать себя и готов к самостоятельному выбору профессии.

  2. Пробудить молодого человека к собственной активности.
      Удачным может быть лишь тот выбор, который человек совершает сам, задача же окружающих его взрослых - создать условия для того, чтобы он мог как можно лучше разобраться в себе и в том, что ему нужно.

  3. Прояснить временную перспективу своей будущей жизни.
      Представить себе свое будущее и себя в свете избранной профессии. Какой будет жизнь через год, два, пять, десять лет? Подробно - работа, зарплата, карьера, семья, образ жизни.

  4. Ознакомить с миром профессий, классификацией и   социально-психологической характеристикой профессий.
      Важный аспект проблемы - недостаточная осведомленность о будущей профессии, отсутствие четких представлений о ее будничном содержании.

  5. Развить коммуникативные и презентационные навыки, а также навыки разрешения конфликтов.
      Подобные знания помогут молодым людям быть более успешными как в своей работе, так и в повседневных обстоятельствах.

В конце родительского собрания Надиана Константиновна предложила ребятам пригласить на танец своих бабушек, дедушек, родителей.

Отзывы участников родительского собрания

Алина Бельфер:
Мне очень понравился этот вечер. Было много родителей, бабушек и дедушек. У каждого своя история жизни, смены профессий. И каждая по-своему была интересна. Я поняла, что о выборе профессии нужно думать уже сейчас.

Олег Карлович Бельфер, Нина Евстафьевна Бельфер - бабушка и дедушка:
Нам было интересно присутствовать на этом собрании, потому что вопросы, которые были на нем затронуты, касались не только наших внуков, но и нас самих. Мы увидели, как наша внучка общается со своими одноклассниками, порадовались, что у них дружный класс

Настя Маслацова:
К этому собранию все отнеслись очень серьезно и ответственно. Нам было интересно узнать, как начинали свою трудовую жизнь наши бабушки и дедушки. Понравилась необычная, какая-то семейная атмосфера нашей встречи.

Ирина Олеговна Бельфер, мама:
Собрание прошло на одном дыхании. Истории, которые рассказывали наши герои, были очень личными, но в то же время познавательными. Я увидела, как были заинтересованы родители, бабушки и дедушки. Нам не все равно, кем будут наши дети и внуки. Я еще раз убедилась, что у нас очень дружный класс.

 

Первоклассники тоже готовились к встрече. Они с гордостью рассказывали своим одноклассникам о своих бабушках и дедушках.

Самвел Акопян
Мой прадедушка Хамит Гафуров был военным. Он - участник Великой Отечественной войны. Был снайпером. После войны остался служить в армии. Он был замполитом. Дедушка обучал молодых солдат военному делу. Быть военным - очень ответственно, потому что эти люди берегут наш покой.

Арина Дюжева
Мой дедушка работает на вагоноремонтном заводе. Он следит за качеством ремонта вагонов. И обеспечивает безопасность пассажиров. Мой дедушка обучает молодых рабочих. Моего дедушку уважают на работе.

Селина Кондрашова
Моего дедушку зовут Александр. Он по образованию художник-дизайнер. Он участвовал в выставках по всему миру. Сейчас он работает на телевидении главным художником. Я его очень люблю. Еще у меня есть бабушка. Она по образованию хореограф. Она уже много лет тренирует художественных гимнасток. В свободное время она приезжает к нам в гости. Мы вместе гуляем.

Женя Толмачев
Я горжусь моим дедушкой! Он всю жизнь работал строителем. Много людей живут в квартирах, которые он построил. А еще он строил нашу детскую поликлинику и больницу в Калкамане. У дедушки очень нужная и полезная профессия.

Эмиль Хасенов
Моего дедушку зовут Хасенов Сайран Джолболдиевич. Он пожарный, очень смелый человек. Рискуя жизнью, дедушка участвовал в тушении многих пожаров, спасал людей. Он имеет грамоты и награды.

Родителям было интересно

 

Малыши соревновались, кто больше знает о профессиях. Они отгадывали загадки. Играли в игры «Доскажи словечко», «Чудо-мешок», отгадывали, о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках.

«Доскажи словечко»
Трактор водит… (тракторист),
В шахте трудится … (шахтёр),
Электричку – … (машинист),
В доме свет провёл… (монтёр),
Стены выкрасил … (маляр),
В жаркой кузнице – … (кузнец),
Доску выстругал… (столяр),
Кто всё знает – молодец!
 

Наши герои: Олег Карлович и Нина Евстафьевна Бельфер, Ольга Александровна Губарькова,  Надежда Григорьевна Цехоцкая, Юрий Викторович Моряков.

 

«Чудо – мешок».

В мешке находятся различные инструменты. Дети вытаскивают их и говорят, кому они принадлежат:

1. Кисточка, карандаш, краски. (художнику)
2. Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)
3. Ручка, тетрадь, книга. (учителю)
4. Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)
5. Лампочка, розетка, индикатор. (электрику)

- Молодцы, ребята! Прекрасно справились со всеми заданиями

Нина Евстафьевна Бельфер и Саша Тихонов

 

О каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках:

1. Куй железо, пока горячо. (Кузнец)
2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак)
3. Не игла шьёт, а руки. (Портной, швея)
4.  Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник)
5. Корова черна, да молоко у неё бело. ( Доярка)
6. Лес рубят – щепки летят. (Лесоруб)
7.  Цыплят по осени считают. (Птичница)
8. На охоту ехать – собак кормить. (Охотник)
9. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. ( Пахарь, хлебороб)

  

Чем пахнут ремесла?

Джанни Родари

У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином,
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
ТОЛЬКО БЕЗДЕЛЬНИК НЕ ПАХНЕТ НИКАК!

На прощание Лидия Михайловна сказала:
До свидания, ребята - врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и артисты, космонавты и мореплаватели, трактористы и бухгалтеры, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю!
Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, смастерите такие сапожки, что позавидует сама царица, или откроете новые звёзды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. А школа – начало пути к любой профессии.

 

 
Наши партнеры - библиотека им. Бегалина.
Общественное объединение "Детство без границ"
Ассоциация школьных общественных организаций


 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10