электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Родительский клуб. Уроки сказки.

 
 

Заседания клуба

  Экология души №10(111) декабрь 2011 №1(112) январь 2012  

Уроки сказки.

  №3(74) март 2008  №5(76) май 2008 №5(106) май 2011   "Снежная сказка"

№4(75) апрель 2008 (продолжение)

Т.Н.Важкий, учитель русского языка и литературы, технического лицея № 28, г.Алматы

 

История о том, как Настя искала реликвии

По понедельникам Настю из детского сада забирала бабушка, обычно Настя засыпала бабушку вопросами. Её интересовало всё. Почему снег идет, почему он скрипит под ногами, почему солнце светит, но не греет? Сегодня Настя молчала.
- Настена, ты что-то подозрительно тихо себя ведёшь.
- Я думаю, - важно ответила Настя.
- И о чём же это ты думаешь? Можно узнать? – поинтересовалась бабушка.
- А у нас ещё есть реликвии, кроме почтового ящика?
- Конечно. У нас есть ещё реликвии.
- А почему тогда я их не видела?
- Как это не видела? Ты их видела, может, только не знаешь, что это реликвии.
- А ты мне их покажешь?
- Обязательно покажу. Я тебе даже расскажу историю про них. Ведь у каждой реликвии есть своя история, иначе она не была бы реликвией и её не нужно было бережно хранить и передавать по наследству.
Настя пришла домой и стала ходить из комнаты в комнату, внимательно всё разглядывая.
- Настенька, ты что ищешь? – спросила бабушка.
- Реликвии, - ответила Настя, продолжая свои исследования.
- Нашла?
- Не вижу. Ты говорила, что их несколько, а я даже одну не могу найти.
- Так уж и быть, помогу тебе. Пойдем в мой кабинет. В кабинете было очень много книг. Они располагались в шкафах со стеклянными дверцами. Перед окном стоял большой письменный стол, за столом бабушка проверяла тетради. В углу стоял маленький диван и журнальный столик. За этим столиком обычно сидела Настя. Она рисовала, лепила из пластилина фигурки, писала палочки и крючочки. Одним словом, делала разные дела, чтобы только не мешать бабушке.
- Садись на диван, а я сейчас тебе покажу ещё одну семейную реликвию.
Бабушка взяла со своего стола шкатулку и поставила её на журнальный столик. Она села рядом с Настенькой.
- Вот эта твоя подставка под карандаши – реликвия? – удивилась Настя.
- Это не совсем обычная подставка. Давай рассмотрим её внимательно. С одной стороны, действительно, можно ставить ручки и карандаши. С другой стороны несколько выдвижных маленьких ящичков. В них хранятся скрепки, кнопки, ластик. На крышке углубление. Здесь когдато стояла чернильница. Ведь раньше ручку макали в чернила, а потом только писали. А если обмакнуть ручку в чернила глубоко, то можно было посадить в тетрадку кляксу. А теперь самое главное. Эта шкатулка с секретом. Посмотри, что на ней изображено?
- Девушка в шляпе и в длинном платье. Она играет на пианино.
- На рояле, - поправила бабушка. – Так вот, нужно нажать на одну деталь, и шкатулка откроется.
Настя пробовала нажимать на клавиши, на шляпку – всё бесполезно.
- Ну-ка, пойдем в гостиную. Посмотри внимательно на пианино. На что ты ещё можешь нажимать, когда садишься за инструмент?
- На педаль! – воскликнула Настенька и побежала в бабушкин кабинет. Она нашла на изображении нужную деталь, нажала на неё, и шкатулка открылась.
- Вот это да! – восхитилась Настя. А что там лежит?
- Здесь хранятся ордена и медали моих дедушек и моего папы. Вот посмотри. Дедушка Федор был на войне. А дедушка Феодосий был железнодорожником. Он ещё раньше воевал и был ранен. У него правая рука плохо двигалась, но, видишь, он всё равно очень хорошо работал, и его за труд наградили тоже орденами и медалями.
- Бабушка, а как они называются? Смотри, вот два ордена, они очень похожи или это медали?
- Это орден Боевого Красного Знамени, а это орден Трудового Красного Знамени. Один орден за боевые заслуги, а другой – за трудовые. Медали тоже разные «За отвагу», «За трудовую доблесть».
- Как их много! Бабуля, а вот совсем другая медаль. На ней колоски и какая-то машина.
- Это комбайн. А медаль это уже моего папы «За освоение целинных и залежных земель!»
- А что твой папа делал?
- Он хлеб выращивал. А под руководством моей мамы были построены в поселке школа, больница, дом культуры, детский сад. Вот эта медаль твоей прабабушки.
- Как это интересно! А откуда взялась шкатулка?
- Шкатулку подарил мой прадедушка Алексей моей прабабушке Анне. Алексей был на ярмарке. Он увидел эту шкатулку, и она ему понравилась, потому что на ней была изображена девушка, играющая на рояле. Дело в том, что Аннушка великолепно играла и прекрасно пела. Когда Алексей первый раз услышал её голос, то сразу влюбился в неё. Вот поэтому он и купил эту шкатулку. А ещё, Аннушка была сладкоежка. Так вот, эту шкатулку прадедушка наполнил конфетами и подарил своей любимой вместе с колечком, когда просил у родителей её руку и сердце. Фантики от этих конфет бабушка приклеила к крышке сундука. А этот сундук хранится в нашем чулане. Хочешь посмотреть на старинные фантики? Им уже больше ста лет.
- Конечно, хочу! Они зашли в чулан. Бабушка торжественно приподняла крышку сундука, и Настенька увидела фантики. Правда, они уже были неяркими, некоторые с оторванными краями, но им же было больше ста лет!
- Бабуля, а как тогда назывались конфеты?
- «Золотой петушок», «Раковые шейки», «Дюшес», «Ирочка», «Амур».
- Какие названия интересные.
- Сейчас я тебе ещё что-то покажу. Бабушка покопалась в сундуке и достала железную круглую коробочку.
- Эта коробочка из-под леденцов, а в ней хранятся мои фантики. Посмотри, какой фантик раньше был у «Белочки», а вот «Мишка косолапый», «Ну-ка, отними», «Раковые шейки».
Настя с восхищением рассматривала такое сокровище.
- Бабуля, я тоже буду собирать фантики, а потом когда-нибудь покажу их своей внучке.
- Вот и замечательно. Мои тоже покажешь, – бабушка положила коробочку в сундук и захлопнула крышку. – Всё. На сегодня реликвий достаточно. Пойдём чай пить.
- А сказку потом расскажешь?
- Так я же весь вечер что делала?
- Реликвии показывала, а сказка - это совсем другое.
- Ну раз это совсем другое, то тогда расскажу.

 

 

История про большую розовую перламутровую пуговку

В красивой деревянной шкатулке с резной крышкой жили пуговки. Все пуговки были разноцветные и разные по величине. У каждой была своя история. Алюминиевые пуговицы двумя строгими рядами располагались на дедушкиной шинели. Белые перламутровые пуговички украшали бабушкино подвенечное платье. Некоторые пуговицы по нескольку раз возвращались в шкатулку, некоторые навсегда покидали её. Дольше всех жила в шкатулке большая розовая перламутровая пуговица. Никто не помнил, откуда она взялась. Она всегда лежала на самом видном месте. Как только открывалась крышка, пуговка так и лезла под руки. Она считала себя самой красивой и самой большой. Пуговка важничала, дружила только с перламутровыми пуговицами. Крючки ей должны были важно кланяться, а кнопочки приседать в почтении. На маленькие пуговки она смотрела с презрением, и они ютились на самом дне шкатулки. А если кто-то пытался продвинуться поближе к крышке, пуговицы – стражники с военной шинели тут же водворяли их на место. Особенно невзлюбила розовая пуговица маленькую серую пуговицу. Если она попадалась ей на глаза, то розовая пуговица прямо багровела от злости. Она даже пригрозила, что оторвёт серой пуговке ножку, если та встретится на её пути. Серая пуговица забилась в уголок и лежала там, боясь пошевелиться. Так бы всё и продолжалось, если бы однажды внучка ни потеряла пуговицу. Она стала застегивать платье и обнаружила пропажу.

Бабушка открыла шкатулку. Розовая пуговица прямо прыгнула в руки, но бабушка её отодвинула подальше и стала искать маленькую серую пуговку. Она перебирала все пуговицы – серенькой нигде не было.
- Я же точно знаю, что покупала запасную,- сказала бабушка и вытряхнула содержимое шкатулки на стол.
- Бабуля, вон она где, смотри, в самом уголке. Даже не упала.
Бабушка взяла пуговичку, пришила её к платьицу, а пуговицы ссыпали снова в шкатулку. Большая перламутровая пуговица оказалась на самом дне.
- Ну-ка, помогите мне выбраться отсюда, - приказала она крючкам. Крючки не двинулись с места.
- Это ещё что такое?! – грозно крикнула розовая пуговка. - Бунтуете? Стража! Пуговки с военной шинели даже не шевельнулись.
- Хватит орать на всех, - сказала пуговка с бабушкиной блузки.
- Ни на что не годится, а всех унижает, - вступили в разговор пуговицы-труженицы с бабушкиного халата.
- Сиди на дне, - добавила запасная пуговица с маминого пальто. – Хватит важничать. Надоело даже смотреть на тебя.
Розовой перламутровой пуговке стало стыдно, она замолчала и заняла место в уголке, где раньше жила маленькая серенькая пуговка.
- Вот такая история может произойти с каждым, кто важничает, унижает и обижает других, - закончила рассказ бабушка.
- А ведь я знаю эту пуговку, - сказала Настенька. – Я её видела, когда мы открывали шкатулку и искали мне пуговицу. Бабуля, может эта пуговица стала такой злой, что она никому не нужна?
- Может быть, - согласилась бабушка.
- Бабуля, а куда её можно пристроить? Бабушка задумалась.
- Ты хочешь, чтобы пуговица перевоспиталась?
- Если она будет нужной, то подобреет, я думаю.
- Правильно ты думаешь. Давай попробуем помочь перламутровой пуговке стать хорошей. У меня в чулане лежит бордовая кожаная перчатка. Давай посмотрим, будут ли они сочетаться.
Бабушка принесла перчатку, Настенька достала пуговицу.
- Очень даже подходят, - сказала Настенька, глядя на перчатку и пуговицу.
Бабушка нарисовала контур цветка из пяти лепестков, потом второй чуть поменьше, положила на перчатку, обвела и вырезала. Смотри, Настенька, что получилось.
- Цветок.
- Правильно, цветок. Только лепестки нужно немножко загнуть.
Бабушка взяла отвертку, немного нагрела её на огне и аккуратно загнула лепестки. Теперь в серединку нашу пуговицу вставим.
Бабушка пришила пуговицу, и получился изумительный цветок с розовой перламутровой сердцевиной.
- Неси свою заколку, от которой вчера у тебя лепестки потерялись.
Бабушка прикрепила цветок к заколке.
Настенька внимательно наблюдала.
- Заколка получилась ещё лучше, чем была, - Настя поцеловала бабушку. – У тебя, бабуля, руки золотые. Внучке не терпелось примерить новое украшение. Она покрутилась перед зеркалом.
- Пойду маме с папой покажу, что мы сделали. Настенька убежала. Бабушка с улыбкой посмотрела ей вслед и пошла проверять тетради.

Вопросы:

  • Почему обитатели шкатулки престали уважать розовую перламутровую пуговицу?

  • Как Настя с бабушкой помогли розовой перламутровой пуговице?

 

 
Наши партнеры - библиотека им. Бегалина.
Общественное объединение "Детство без границ"
Ассоциация школьных общественных организаций


Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 

В конце марта Татьяна Николаевна Важкий отметила юбилей. Ученики и коллеги засыпали ее цветами, а вечером у нее дома собрались одноклассники. Им по прежнему интересно вместе. А с Татьяной Николаевной – особенно. С ней не соскучишься! Потому что она сама никогда не скучает, ей всегда есть чем заняться и порадовать друзей – то новым рассказом, то сувениром, изготовленным собственными руками. И дело не в новизне, а во внутреннем настрое, внутреннем свете каждой ее вещи. Они умиротворяют и тем притягивают детей и взрослых.
Татьяна Николаевна - наш постоянный автор. С ней легко работать. Мы часто обмениваемся идеями и понимаем друг друга с полуслова.

Дорогая Татьяна Николаевна! Мы поздравляем Вас с Днем рождения. Желаем крепкого здоровья, счастья и благополучия Вам и Вашим любимым людям.
Редакция журнала
«Открытая школа»

Нынче праздник твоего рожденья.
Соберутся гости за столом.
В знак любви иль просто уваженья
Станут тосты запивать вином.
Будет столько добрых пожеланий,
Столько веры в счастье и успех,
Столько задушевных излияний,
Что вполне хватило бы на всех.
Ты прими все пожеланья эти,
Пред друзьями сердце распахни.
В новое свое десятилетье
Беспечально и светло взгляни.
И возникнут в дымке расстояний,
Где проходит зрелости рубеж,
Перекресток Сбывшихся Желаний,
Станция оправданных Надежд.

Людмила Татьяничева

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10