электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Самообразование

     

Архив статей 2012г.


Семь уроков актерского мастерства в профессии педагога.
Урок первый. Как войти и как поздороваться с детьми.

№ 8 (119) октябрь 2012г.

Ю.П. АРАВИН, музыковед, г. Алматы

 

Здравствуйте?! Произнося это слово, я почему-то сделал вопросительную интонацию. Почему? Для чего? Затем последовала пауза, и далее обращение к Вам – «мои уважаемые коллеги!»

Почему вопросительно? Для чего пауза? Поговорим об этом позже, а пока позвольте представиться и объяснить, с чем я к Вам пришел.

Я потомственный музыковед. Мне 71 год, и более 50-ти, с 19-ти лет, с первого курса теоретического отделения музыкального училища им. Чайковского я занимаюсь педагогической деятельностью. Преподавал в музыкальных и общеобразовательных школах, в муз. училище и консерватории, где в свое время обучался, на музыкально-педагогическом факультете ЖенПИ и тогда еще театральном институте им. Жургенева, в городском и Республиканском институтах повышения квалификации учителей. Но понятие «музыковед» включает и просветительскую деятельность, а это не менее тысячи выступлений на филармонической сцене, сотни передач на радио и телевидении (может, кто-то припоминает мои телепередачи «Музей звуков» – 500 выходов в эфир с рассказами о казахский музыкальных инструментах, акынах, кюйши, жирши…). Статьи, рецензии, очерки, аннотации – это тоже часть музыковедения.

Однако, честно признаться, я с детства и всю юность мечтал о профессии актера. Но мои любимые родители определили меня в музыкальную школу, и я уже не мог выйти из колеи профессионального образования музыковеда – школа, училище, консерватория, аспирантура – 19 лет. Казалось бы, жизнь прошла мимо моей мечты о театре. Однако, занимаясь педагогической и лекторийной деятельностью еще со студенческой скамьи, я стал замечать, что все больше чувствую себя актером, а иногда я вообще устраивал спектакли. Ведя вечера музыки барокко или концерты органной музыки, я надевал парик, камзол, жабо, кружева, все атрибуты костюма 18 века и уже просто не мог выходить на сцену без реверансов. Я согласился и целиком и полностью принял, как девиз, гениальное изречение Шекспира: «Да, весь мир – театр, и все мы в нем – актеры!»

Все слова, фразы мы когда-то услышали, запомнили и теперь произносим, как свои. А по сути, играем их, как актер играет текст пьесы. И жесты, и позы, и все движения мы тоже повторяем. Нас так научили сидеть, стоять, ходить, и мы добросовестно играем эти роли. Хорошо или плохо, это зависит и от того, кто были нашими учителями, и от нашего воспитания, и от при- лежания. Невоспитанных людей нет. Есть «дурно» и «хорошо» воспитанные. И то, какими станут наши дети, конечно же, зависит и от того, как мы их воспитываем. А образование и воспитание неразрывно связаны между собой. Вся информация, которую мы несем детям, будет ими позитивно воспринята только при условии нашего доброго к ним отношения. Но как показать свою доброту не просто словами, а их произношением, и какими невербальными знаками? А вот это уже называется актерским мастерством. Я глубоко убежден в том, что курс актерского мастерства должен быть обязательным в любой профессии, предопределяющей общение с людьми, ставящей зада- чей воздействие на них. В любой лидерской профессии, роли ведущего. Тем более навыки актерского мастерства необходимы педагогу, работающему с детьми и ведущему их в мир знаний и мир человеческих общений.

Педагог имеет два основных канала воздействия на сознание и психику детей: вербальное, языковое общение и невербальное – язык мимики, жестов, поз, движений, действующих скорее на подсознание и имеющих, порой, большую эффективность, чем слово. При вербальном общении педагог должен знать и грамотно употреблять все параметры речи: силу голоса, темп речи, роль тембра, дыхания, значение пауз, акцентов, владеть техникой образного, эмоционального расцвечивания речи.

Более двух третей информации человек (ребенок) получает зрением. Поэтому чрезвычайно важно владеть своей мимикой, своим взглядом, подчинять свою жестикуляцию и положения рук, головы, тела задачам оптимального воздействия на аудиторию и результативного донесения информации. Конечно же, немаловажное значение играет и эстетический фактор – умение педагога самому подать пример и научить детей красиво стоять, сидеть, ходить, работать с предметами. Все это и входит в понятие актерского мастерства педагога в своей профессии. Освоение основ техники вербального общения и целенаправленного использования невербальных приемов убедят Вас в целесообразности внимательного отношения к этому предмету и реально поможет в Вашей повседневной нелегкой профессии, придаст ей новый смысл игровой ситуации – увлекательной, позитивной, всегда привносящей дух обновления, способности увидеть себя в новой роли ведущего, дирижера учебного процесса.

Итак,

Урок первый.
Как войти и как поздороваться с детьми

Если Вы, подходя к классу, видите детей еще в коридоре, несмотря на то, что звонок уже был, сделайте им доброжелательно замечание и предложите войти в класс. Но сами несколько задержитесь, пока они не будут на своих местах. Ваш вход должен быть всегда ожидаем! Зайдя в дверь, приостановитесь и только после того, как все обязательно будут стоять на своих местах, не отводя взгляда от класса, пройдите к своему столу. Поло- жите журнал, тетради на стол. Выдержите паузу, окидывая взглядом всех учащихся. Дождитесь полной тишины ожидания и внимания. И вот только теперь поздоровайтесь.

От того, как Вы произнесете слова приветствия, зависит Ваш успех. Сами слова приветствия могут быть разными: «Здравствуйте!», «Доброе утро (день)!» Желательно добавить: «Здравствуйте, ребята!», «Доброе утро, мои дорогие!» или «юные химики», «юные таланты», что-то связанное с Вашим предметом или с темой прошлого занятия. Дети должны дружно, четко, бодро ответить: «Здравствуйте!», этому их надо научить с самого начало – отличный прием, организующий весь класс. Теперь предложите им сесть: «Садитесь, пожалуйста!» Далее пойдет урок.

Остановимся поподробнее на произнесении слов приветствия. Ваша изначальная задача – сделать убедительный шаг навстречу детям – не в физическом, а в психологическом смысле. Если перевести представление физического шага вперед на звуковой образ, то это будет восходящая мелодическая интонация. Вверх – значит, вперед. Восходящая интонация – это интонация вопроса. Вы не сможете не ответить, хотя бы про себя, если Вас о чем-то спрашивают. Вопрос, как бы перевернувшись и став крючком, подвешивает наше психологическое состояние. Слыша вопросительную интонацию, мы подводим под нее тот вопрос, который хотели бы услышать. Это как в музыке. Каждый слышит то, что хочет услышать, образно или эмоционально представляет то, что хочет пред- ставить. Поэтому слова, приветствия, произнесенные с восходящей, то есть вопросительной интонацией, вызывают у тех, к кому Вы обращаетесь, положительную эмоцию. Добавьте к «Здравствуйте?!», к примеру, «мои дорогие ребята!», и Вы убедитесь в позитивном к Вам отношении. А вся информация, которую Вы будете подавать детям далее, будет ими положительно, с интересом восприниматься только при условии положи- тельного к Вам отношения.

И прощаться следует так же – на вопросительной интонации: «До свидания?!», как бы спрашивая «Мы хорошо позанимались? Вам понравилась новая тема? Теперь вы знаете, что…?»

Все познается в сравнении. Для успешной подготовки таких вопроси- тельных интонаций потренируйтесь в произношении слов, сопоставляя восходящие и нисходящие интонации, как «вопрос и ответ».

Это будет Ваш первый шаг к успеху.


Моя любимая поговорка: «Семь раз им объяснил, сам уже стал понимать, а они ничего так и не поняли!» Действительно, для постижения актерского мастерства недостаточно только получить о нем информацию. Необходимы тренинги для того, чтобы перевести знания в навыки. Тренинги могут быть индивидуальными или групповыми. Как их организовать? Сколько времени рационально им посвятить? На эти и другие вопросы Вашего профессионального роста я готов ответить

Ваш коллега –
Аравин Юрий Петрович.
Тел.: +7 777 231 50 11

 

Самообразование


Отчет по исследованию «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОБЗОР СИТУАЦИИ»







 


Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10