электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Самообразование

     

Архив статей 2013г.


Семь уроков актерского мастерства в профессии педагога.
УРОК 5. Доверяйте глазам детей

№ 2 (123) февраль 2013г.

Ю.П. АРАВИН, музыковед, г. Алматы

 

Вспомните что-нибудь из своего детства, какой-то эпизод… А еще что-то… И что-то другое…

Вы вспоминаете зримые образы, не так ли?

Дети лучше видят, чем слышат. Лучше запоминают зримые образы и не только в подаваемой нами информации, но и то, как мы ее подаем! Они моментально оценивают нашу внешность, наше выражение лица, наши жесты, движения, позы – все, что называется невербаликой. Желая придать большую значимость невербалике, я начинаю лекцию с убедительного тезиса, что «невербалика – это не вербалика, а НЕВЕРБАЛИКА!» И что это не просто язык подсознания, а «способ сознательного воздействия на подсознание несознательной аудитории!» Надеюсь, вы поняли меня и отнеслись снисходительно к моему юмору. В предыдущих уроках я уподоблял учителя музыканту – исполнителю, актеру, которые читают ноты, тексты и стремятся интерпретировать их настолько убедительно, что у детей создается впечатление, как будто это ваши собственные открытия. Но если дети, слушая вас, в то же время не видят движения мысли, эмоции в ваших глазах, если ваше лицо – застывшая холодная маска; если руки, голова, ваше тело подобны манекену – дети не поверят тому, что вы, может быть, даже и выразительно говорите. Да и сказать убедительно, выразительно что-либо без невербальной поддержки вы просто не сможете. Можно не только эффективно считывать невербальную информацию, и вы знаете это на своем педагогическом опыте, наблюдая за детьми в классе. Вы видите их состояние, отношение к уроку, лично к вам. Однако ваша задача заключается в нахождении наиболее эффективного способа донесения информации. Применение невербальных приемов воздействия на аудиторию может весьма убедительно способствовать решению ваших педагогических задач. То есть невербальную «лексику» мы должны из области подсознания перевести для себя в осознанные действия. Кстати, этим и отличается в лицедействе самодеятельность от профессионализма. Педагог, как актер, должен знать, понимать, что и для чего он использует из богатого словаря жестов, мимики, взгляда, поз.

Приведу пример из личного опыта, наглядно демонстрирующий силу невербального воздействия на аудиторию, тем более детскую. Не раз мне приходилось выходить на сцену в актовых залах школ, профтехучилищ. В плохо организованном, порой, собрании детей, численностью до 300 человек я должен был открывать, а затем вести беседу-концерт классической музыки. По столь распространенной в 60-80х гг. прошлого столетия абонементной системе. Работали мы без микрофона. Вербально взять такую «веселую» аудиторию практически невозможно. В таких случаях я выходил на сцену и вставал в «позу власти» – это опора на широко расставленные ноги, руки – за спиной, пиджак расстегнут и галстук отпущен. Достаточно семи секунд демонстрации этой позы, и зал стихал так, что «комар был слышен». Вспомните, где вы видели эту позу? Кто так стоит? Совершенно верно – полисмен, тюремный надзиратель, солдаты СС, солдаты ООН и даже директор вашей школы. Причем для солдат это уставная стойка – «поза власти».

Давайте проанализируем эту позу. НОГИ на ширине плеч создают образ устойчивости. А для аудитории – это знак смирения. «Он вышел, встал, и его не уберешь! Придется смириться!» СМИРЕНИЕ!

РУКИ ЗА СПИНОЙ. «А что там у него в руках – дубинка, камень?» Не знаете – значит, боитесь! Человек подсознательно боится того, чего не знает. СТРАХ! Открытое горло, грудь, живот, гениталии – знак уверенности, спокойствия, ПРЕВОСХОДСТВА.

Всего лишь поза , а какой результат ! За краткостью отведенного мне печатного объема информации я не собираюсь развивать тему невербалики во всем ее изумительном многообразии. Для этого уже написано и издано достаточно литературы, пришедшей к нам с подачи великолепного американского психолога Аллана Пиза. Я хочу лишь заинтересовать вас, уважаемые коллеги, возможностью использовать в своей педагогической работе столь успешную технику из области актерского мастерства.

Давайте посмотрим на себя со стороны, со стороны класса. Встаньте перед зеркалом и посмотрите себе в глаза, «гордо подняв голову», а правильнее сказать – «задрав нос». Вам нравится, как на вас смотрит этот человек из зеркала? Конечно же, нет! Он уничижает вас. И дети никогда не простят вам этого уничижения. Теперь опустите голову и посмотрите на себя исподлобья. Этот взгляд называется «набычиться», то есть пойти лбом, рогами, угрожающе. Страха таким взглядом у детей вы не вызовите. Будет скорее неприятие, отрицательное к вам отношение и даже презрение. Не наклоняйте выразительно голову в сторону, к плечу. Это «поза щенка» - откровенная наивность, вопросительная интонация, «чо такое?». Не пристало педагогу выглядеть столь слабым, неуверенным, беспомощным.

Лицо ваше должно быть открыто. Смотрите на детей, держа голову прямо, и стремитесь держать такой контакт, соответственно поворачивая голову к тому, с кем общаетесь. Можно, конечно, и «скосить» взгляд. Но это уже особая техника – «техника взгляда», которой мы коснемся при нашей встрече в следующем номере журнала. А пока я советую вам зайти в АКАДЕМ-КНИГУ и приобрести литературу на увлекательную и очень полезную тему – НЕВЕРБАЛИКА.

С уважением
Аравин Юрий Петрович.
Тел.: +7 777 231 50 11

 

Самообразование


Отчет по исследованию «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОБЗОР СИТУАЦИИ»







 


Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no