электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Самообразование

     

Архив статей 2013г.


Семь уроков актерского мастерства в профессии педагога.
УРОК 6. Глаза, взгляд говорят лучше слов

№ 3 (124) март 2013г.

Ю.П. АРАВИН, музыковед, г. Алматы

 

Итак, продолжим беседу о невербалике. Но давайте вспомним наш первый урок в октябрьском номере журнала. Произнося слова, приветствия, к при- меру: «Здравствуйте, ребята!», мы делали вопросительную, то есть восходящую мелодическую интонацию, как бы спрашивая: «Соскучились? Ждете ответа на тот вопрос, который повис у нас на предыдущем уроке?». Как подчеркнуть эту вопросительную информацию невербально? Можно конечно хитро, интригующе прищуриться. Но лучше все-таки выйти на контакт с детьми широко открытыми глазами, со знаком удовольствия, предвкушения открытия новых знаний.

Взгляд – это самое сильное воздействие на аудиторию на расстоянии визуально ясно считываемой информации. Важно не только куда мы смотрим, но и с каким эмоциональным посылом. Конечно же, удобно, комфортно подавать информацию, установив контакт с одним учеником. Однако, это будет откровенная симпатия «любимчику», которая вызовет справедливое неприятие других детей. Взгляд должен переходить «пунктиром» по всему классу, с одного ученика на другого, отдавая должное внимание каждому и держа под контролем весь класс. А интонация взгляда может меняться: где мягче, где строже, с кем-то серьезнее, а с кем-то спокойней. Ни в коем случае нельзя рассматривать ученика, отвечающего у доски, с головы до ног, особенно в старших классах, и, тем более, противоположного пола. Такой взгляд вызовет совершенно нежелательное эмоциональное прочтение.

Взгляд может быть «фокусированным» и «расфокусированным». Первый воспринимается конкретно- стью мысли и отношения. Второй обращает внимание слушателя на саму речь, на предмет разговора, на сосредоточенность педагога в теме урока.

Важно уметь пользоваться книгами и конспектами. Ни в коем случае нельзя «подглядывать в тетрадь». Наоборот, надо демонстративно брать в руки источник и считывать. Тогда это будет документ, факт, приобретающий значимость. Успешно можно считывать довольно большие объемы текста, в особенности на гуманитарных уроках (я не оговорился, – именно «уроках», а не просто «дисциплине», так как о художественном и говорить нужно художественным языком, и учить этому необходимо личным примером).

Считывание должно происходить следующим образом: первую фразу текста нужно подготовить заранее так, чтобы произнести ее, не глядя в текст. К концу фразы плавно опустить взгляд на текст и без остановки продолжать уже его читать. В середине абзаца должна быть заготовлена, выучена на память главная мысль, главное слово, фраза. Подойдя к ней, вы отрываете взгляд от текста и подаете эту фразу, эту мысль как бы от себя. Сделав паузу (вспомните о ее значении из наших предыдущих уроков!), вы спокойно находите то место в тексте и продолжаете считывать. Заканчивать считывание надо обязательно хорошо выученной фразой, отстранив текст и произнося заключительную фразу как бы от себя. С такой подачи весь текст будет восприниматься хорошо вами осмысленным и в то же время не потеряет вес документальности.

Конечно же, этими замечаниями роль визуальной игры не ограничивается, и вы можете в этом убедиться, обратившись к специальной литературе по невербалике. Главное – перевести эту информацию в навыки педагогического актерского мастерства.

С уважением
Аравин Юрий Петрович.
Тел.: +7 777 231 50 11

 

Самообразование


Отчет по исследованию «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОБЗОР СИТУАЦИИ»







 


Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no