электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Самообразование

     

Архив статей 2015г.


Написать статью? Это просто!

№ 1 (142) январь 2015г.

Л.П. Нода, ст. преподаватель журфака КазНУ имени аль-Фараби, главный редактор газеты «Журналист», лауреат Международного Пушкинского конкурса, лауреат премии Союза журналистов Казахстана

 
  

Первое, над чем вы, как автор, должны задуматься, – для кого пишете? Второй вопрос, который надо задать себе, какова цель написания данного материала? И третье – каков будет жанр изложенного? Ответив объективно на все три вопроса, можно приступать к работе.


Наши постоянные читатели помнят публикацию Светланы Алексеевны Никитиной «Как написать статью». В ней подробно изложены требования к научной статье (см. «Открытая школа», № 2 (83), 2009). Сегодня речь пойдет о публицистическом материале. Автор в журналистике с 1978 года, а потому кое- какие положения будет демонстрировать примерами из собственной практики.

Аудитория

Первое. Самое важное – это наша аудитория. Да-да, именно аудитория. Кто будет читать этот материал? Школьники? Родители? Коллеги? Начальство? Это все разные категории читателей, которым интересны неодинаково сформулированные и по-разному поданные темы. Недаром существуют СМИ (средства массовой информации) для всех категорий читателей, зрителей, слушателей. Для какого издания пишете? Делового? Информационного? Методического?

В каждом СМИ нужны именно свои, отличные от других, примеры, детали, которые надо продумывать, адаптировать для данной категории читателей. А главное – стиль, который был бы понятен именно вашей аудитории. Ироничный? Строгий?

Для детей – попроще. Для начальства – совсем другой. Кстати, когда я писала полосы «Взрослым о детях», старалась подбирать в качестве примеров как стандартные ситуации, так и конкретные образчики из жизни, такие, которым поверил бы каждый родитель.

Так для кого же пишите вы? Определились?

Маленькое уточнение: ответ «для всех» на заданный вопрос «Для кого пишете?» – это значит, ни для кого. Да-да. Проверено. Помните об этом.

Цель

Второе – цель написания материала. Представить свою школу, лучший класс? Отчитаться перед директором? Рассказать об интересном опыте коллеги? Отразить суть увлекательного открытого урока? Поведать о курсах повышения квалификации? Познакомить коллег с любопытной методической литературой? Показать свой проект в самом выгодном свете?

Согласитесь, все перечисленное – об образовании, но в каждом отдельном случае нужны самые разные акценты и примеры. Кстати, правильно определенная цель дает нам: верно выбранный жанр, а также именно то СМИ, которое с радостью примет и опубликует ваш труд.

Что это будет: газета или методический журнал? Научно-познавательный сайт или стенгазета? Информационный портал? Для всех этих перечисленных СМИ сочинять надо по-разному. В зависимости от поставленной цели.

Кстати, писать нужно только о том, что знаете очень хорошо, в чем разбираетесь лучше других.

Жанр

Каков будет жанр будущего шедевра? Любая информация может быть представлена в самой разной форме. В журналистике это называется жанр. Думается, этой непростой проблеме стоит посвятить отдельный материал, здесь же только скажу: минимум три вида жанров надо знать каждому пишущему.

1. Информационный.

Информационные жанры – заметка, репортаж, отчет, интервью — отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрением отдельного факта, лучше одного-двух. Материал отвечает читателям на вопросы: что конкретно произошло? Где это было? Когда реализовалось? Кто совершил?

Заметка – четкий, лаконичный рассказ о событии. В репортаже важно присутствие автора, который увидел что-то очень значимое, о чем необходимо поведать общественности. Отчитаться о произошедшем, написав отчет, – удел тех немногих, кто посетил данное немаловажное мероприятие, о котором пойдет речь. Интервью: вопрос – ответ с важной персоной, которая расскажет о пре- подносимом событии лучше других.

2. Аналитический.

Там, где присутствуют анализ, рассуждения, рассмотрение данной определенной проблемы со всех сторон.

Во что выльется этот анализ-разбор? Корреспонденция, статья, рецензия, обзор, расследование. Что же выберете вы? Решать автору. Главное, чтобы материал содержал весь набор фактов, доказывающих вашу главную излагаемую мысль. А также отвечал на такие вопросы: Кто? Что? Когда? Где? (информационного толка), а еще не забыл аналитические: Почему? Как? Зачем? Последние три особенно важны именно в аналитической публицистике, где главное – анализ произошедшего. Почему это произошло? Как, каким образом? Зачем нам нужно обнародовать данные подробности?

3. Художественно-публицистический (описательный) – художественно описать, отобразить действительность. Несомненно, надо обладать определенным талантом, чтобы написать эссе, очерк, фельетон или памфлет. Кстати, заметили, сегодня их все меньше на страницах СМИ.

Для всех жанров важен событийный повод. Не просто так написать о чем-то, а именно по факту – поводу свершившегося.

Сбор материала

Определившись с аудиторией, целью и жанром будущей публикации, имея событийный повод, при- ступим к сбору материала. Разговариваем с людьми, узнаем мнения, выписываем яркие цитаты, проводим нужные исследования для наглядного показа обсуждаемой проблемы.

Желательно составить план, который поможет систематизировать мысли. Даже опытные журналисты не чураются набросать тезисы, план, схему будущего материала. План можно представить в том виде, какой вам больше нравится. Примеров миллион:
1) 2) 3) …
А, Б, В…
I
1)
а) … б)… в)…

Если необходимо, озаглавьте каждый пункт. Я люблю занести на бумагу, в вордовский файл ключевые слова: они помогают логично выстроить текст. Что-то возникло в процессе написания, пришла идея – обязательно запишите. Когда мысли набегают друг на дружку, фиксация – самый верный способ их сохранить. Что пойдет в этот конкретный материал, покажет время, а зафиксированная, записанная мысль не убежит!

Далее – пронумеровать эти самые идеи и примеры. Что куда распределяем? Во введение – обоснование и завлекушку. В главную часть – суть, раскрытие проблемы. Ну и ударное заключение.

Еще одна подсказка. Сформулируйте – о чем будет материал. «Я пишу о том, как…» или «Я пишу о том, что…» – это очень помогает держаться одной темы.

Сбор материала предполагает, что автор заранее знает, что он будет писать заметку с этого мероприятия, проблемную статью на заданную тему. А значит, запоминайте, отмечайте в блокноте как можно больше интересных моментов. Смотрите, слушайте! Важно все: каждый этап, любой нюанс. Заносите в блокнот самое значимое. Одна услышанная реплика может дать как заголовок, так и еще одну мысль для будущей статьи. Только важно уметь ее услышать. (О важности ведения дневника, записной книжки – отдельная тема, как-нибудь напишу об этом статью, ссылаясь на авторитеты).

Как-то в конце мая собирала материал для публикации о Дне защиты детей. Опросила десятка два человек. Приставала к самым разным людям с вопросом «От чего/кого надо защищать наших детей?» Материал написала на одном дыхании, но не отсылала в газету – не было в нем концовки, заключительного аккорда.

И тут вышли из университета со студентами. Одна первокурсница просит:
- Лариса Павловна! А у нас растет подорожник? Покажите мне подорожник.
Изумилась: о! дитя асфальта! И тыкаю зонтиком в молодые зеленые листочки. И тут одна девушка- сорванец с удивлением вопрошает:
- А у тебя что, в детстве не было ран?
- Нет!
- И ссадин? Ну чем ты их залепляла, когда падала, ушибалась? Когда кровь текла?
- Да не падала я!

Услышав все это, поняла – вот она, реальная концовка, к которой я приписала: «Вот так. Детство без подорожника, без ссадин и травм, без беготни и ушибов. Мне кажется, все это должно быть в меру. Во дворе, в школьном и загородном лагере. А вы говорите – защищать. Надо защищать от детства БЕЗ подорожника».

Материал проявился на газетной полосе с этой приведенной концовкой под заголовком «Детство без подорожника».

Композиция

Помните, в любом материале важно соблюдать композицию: построение этого самого текста.

Введение – кратко раскрыть основную мысль, которую хочется донести. В самом начале обоснуйте выбор темы, чтобы к вам не возникало лишних вопросов: почему именно эта тема, а не другая. Почему именно этот человек – герой вашего материала. Это важно. Это сразу настроит читателя и вас, автора, на нужный лад.

В журналистике даже придумали термин «лид» – начало материала, вводящее читателя/зрителя в суть. Теоретики выделяют десятки лидов (видов начал материала) – от цитаты, анекдота, вопроса, теле- граммы до описания, рассуждения. Выбрать есть из чего. Думается, предпочтение конкретного лида диктуется целью материала. Но главная задача всех лидов одна – зацепить читателя, не дать ему уйти с полосы, заставить прочитать публикацию.

Заголовок, подзаголовок, лид – составляющие любой статьи. Их сочетание – это целая наука. Есть великолепные мастера, придумывающие все с ходу. Есть те, кто мучается с заголовком. Кстати, таких большинство. Шикарны заголовки в «Литературной газете», необычны – в «Новой газете». Посмотрите, почитайте. Во многих редакциях на заголовках «сидят» самые опытные журналисты. Или острословы. Заголовком может быть цитата из вашего текста, самая яркая мысль. (Студентов своих учу, как учи- ли в редакциях меня. Написал текст – придумай к нему пять заголовков. Вот это учеба, скажу я вам.)

Основная часть. Самый простой способ – четко, обоснованно изобразить ситуацию, проблему. При- вести примеры, доказательства. Проверьте цитаты, а также имена, фамилии героев публикации, их должности. Эти сведения лучше скопировать с визитки, предварительно уточнив их правильность.

В заключении подвести итоги, сообщить выводы.

Перечитайте свое написанное. Ответили ли вы своим материалом на те самые главные вопросы? Если мате- риал велик по объему, разбейте его на части, озаглавьте каждую. Читатель скажет за это спасибо.

Есть ударное начало? Хороша ли концовка? Соблюден ли стиль?

О языке. Избегайте штампов, заезженных выражений. Они уместны в научной статье, где как раз таки и возможны трафареты («Анализ показывает, что…», «Следует заметить, что…», «Автору удалось показать…»), но совершенно не читаются в публицистике, где ценятся неординарность, свежий взгляд на проблему.

Перечитайте написанное. Объективен ли материал? Не стыдно ли вам будет, если его обнародуют? Все ли примеры соответствуют теме? Чего не хватает? Какие предложения или абзацы откровенно лишние, и если их удалить, не изменится ли суть написанного? Ответьте на эти вопросы. Скорректируйте текст. Вычитайте с бумаги. Не надейтесь на профессиональных корректоров: многие редакции экономят и не держат их в штате.

Кстати, продумайте: будет ли это единичная заметка или серия статей. Вам есть что предложить данной редакции? Сегодня, как и много лет назад, редакции СМИ ищут креативных, умеющих излагать собственные мысли.

Учитесь обобщать накопленный опыт. Читайте то, что пишут о своей работе журналисты и писатели, – всякий опыт писания полезен. Множество советов содержат воспоминания, записные книжки классиков.

Знаменитый публицист Анатолий Аграновский по просьбе журнала «Журналист» в далеком 1972 году написал статью «С чего начинается качество». Суть проста. Он изложил технику своей работы – как он готовил к публикации материал «С чего начинается качество» для газеты «Известия».

Сколько лет прошло, а статья в профессиональном журнале остается актуальной до сих пор, ибо отвечает на самые главные вопросы. Как искать тему? С чего начинать? Как писать? Все ли собранное помещать в статью? Какие факты особенно притягательны? Вопросы-то не праздные. Все это касается как каждого материала, так и всего нашего творчества.

И да! Не торопитесь отсылать материал в редакцию, вешать на сайт сразу же после того, как поставлена последняя точка.

ОБЯЗАТЕЛЬНО перечитайте весь материал ВСЛУХ. Да-да, не торопясь, медленно, обязательно вслух. Лучше всего это сделать наутро после написания. Я всегда студентам говорю: встаньте на полчаса раньше, даже если вы легли далеко за полночь. И прочитайте вслух написанное, стараясь абстрагироваться от этого конкретного материала. Это необходимо, чтобы объективно отнестись к сочиненному. Читайте не как автор, а как редактор: непредвзято, с намерением улучшить текст. И тогда вы услышите длинноты, уловите смешение всевозможных стилей в одном абзаце, обнаружите самые разнообразные ошибки – от плеоназма (упал вниз, месяц май) до тавтологии (правдивая истина, певец пел). Зачастую именно утром, на свежую голову, видны = слышны алогизмы, отсутствие так необходимых в данном контексте примеров.

Нужны ли иллюстрации к вашему тексту? Если да, то кто их делает? В каком виде: фотография, шарж, рисунок, таблица, схема, диаграмма, инфографика. Иная качественно выполненная иллюстрация заменит полноценный материал. Во избежание недоразумений эти вопросы необходимо обсудить с редакцией во время верстки номера с вашим материалом.

Бывает так, что мыслей, вроде бы много, а не пишется. У меня есть несколько советов. Чай, кофе, шоколад, мед, ароматы, свежий воздух – это на любителя.

А я составляю цепь ассоциаций по теме будущей статьи. Например, этой: заголовок, лид, завлекающее введение, жанры, основная часть, заключение, публикация, язык и стиль, Аграновский. Когда ассоциаций становится много, собираю их в блоки, которые перераспределяю по частям. И после очередной чашки кофе все идет как по маслу.

Можно мысленно или реально рисовать картинку, которую хотите описать. Студентов я всегда отсылаю к черновикам А. Пушкина и других классиков, чьи страницы черканы-перечерканы в поисках нужного слова. Редко кто писал чисто, сразу набело. Кстати, в тех же черновиках Пушкина полно рисунков. Думается, они тоже помогали изложению.

И еще. Продумайте, как будете подписывать материал. У меня есть стандартная подпись, которую вы видели рядом с заголовком. Но для редакции важны и ваши контакты: адреса электронной почты, скайп, телефоны. Все это облегчает обратную связь, а также говорит о культуре письма.

anod.64@mail.ru
larisa-noda@rambler.ru
скайп: larisa.noda
+ 7 701 326 91 67.
Удачных вам публикаций!


Самообразование


Отчет по исследованию «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОБЗОР СИТУАЦИИ»







Наши друзья

 


Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10