электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Самообразование

     

 

Отчет по исследованию
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОБЗОР СИТУАЦИИ»

Алматы 2006

Исполнители: Попова Л.А., Тихомирова В.Т.

 

Данный отчет подготовлен по материалам исследования «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОБЗОР СИТУАЦИИ», проведенного по инициативе и на средства образовательного центра «Билим-Центральная Азия» рабочей группой в составе:

Попова Лариса Алексеевна, директор общественного образовательного фонда «Открытая школа»;

Тихомирова Валентина Тихоновна, доцент кафедры общей и этнической педагогики Казахского национального университета имени аль-Фараби;

Раева София Кумаровна, директор Государственной республиканской детской библиотеки имени С. Бегалина.

Члены рабочей группы выражают искреннюю благодарность за предоставленную информацию

начальнику управления распространения печати Акционерного общества «Казпочта» Абдикаликовой Гульшат Калиевне и менеджеру управления Батешову Рахимжану;

директору ТОО «Эврика-Пресс» Пономаревой Ольге Генриховне и менеджеру Аксеновой Людмиле;

директору ТОО «Агентство «Евразия-Пресс» Ибрагимовой Кулянде Сеитовне и главному специалисту Жаксылыковой Гульнар Хамитовне.

СОДЕРЖАНИЕ:

РЕЗЮМЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Анализ изданий по годам регистрации
2. Анализ изданий по типу собственности издания
3. Анализ газет и журналов по языку издания
4. Анализ изданий по адресной направленности
5. Анализ изданий по периодичности
6. Анализ географических аспектов рынка информационных изданий
7. Анализ подписки по регионам
8. Анализ по видам изданий
9. Анализ авторского состава изданий
10. Анализ типологии статей в журналах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ
А. Список профессиональных журналов в Республике Казахстан для сферы образования
Б. Список профессиональных педагогических газет, издаваемых в Республике Казахстан для сферы образования
В. Список изданий, которые не представлены ни в одной из библиотек
Г. Педагогическая периодика: мнение С.К.Раевой, директора ГРДБ им. С.Бегалина

РЕЗЮМЕ

Данное исследование проведено с целью создания банка данных о республиканских периодических профессиональных педагогических изданиях в Республике Казахстан и общего анализа состава информационных предложений.

Выборка была составлена на основе каталога «Газеты и журналы на 2006 год Акционерного общества «Казпочта». Основной метод исследования - метод de visu на базе фондов:
• Национальной библиотеки имени А.С.Пушкина;
• библиотеки Казахской академии образования имени Ы.Алтынсарина;
• библиотеки Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования Республики Казахстан;
• Государственной республиканской детской библиотеки имени С.Бегалина;
• библиотеки Казахского национального педагогического университета имени Абая.

В ходе исследования нами были использованы следующие источники информации:
1. Каталог «Газеты и журналы на 2006 год АО «Казпочта».
2. Тиражные сведения АО «Казпочта» на январь 2006 года.
3. Тиражные сведения ТОО «Эврика-Пресс» на январь 2006 года.
4. Тиражные сведения ТОО «Агентство «Евразия-Пресс» на январь 2006 года.
5. Дневные общеобразовательные школы в Республике Казахстан. Том 1,3. На начало 2004/2005 учебного года //Бюллетень Агентства Республики Казахстан по статистике. Серия 14. Социальная сфера.

Исследование показало:
1. В Республике Казахстан через систему подписки распространяется 134 профессиональных педагогических изданий для сферы образования.
2. В полном объеме республиканские периодические профессиональные педагогические издания не вошли в каталог «Газеты и журналы на 2006 год Акционерного общества «Казпочта» (например не вошли: Вестник КазНПУ имени Абая, журнал РИПК СО «Билим беру деги менеджмент – Менеджмент в образовании»).
3. В полном объеме республиканские периодические профессиональные педагогические издания не присутствуют ни в одной из библиотек, ни в одном образовательном центре страны.
4. С 2001 по 2004 год наблюдался прирост количества наименований регистрируемых журналов. С 2005 года расширение рынка периодических профессиональных педагогических изданий резко снизилось.
5. 82% журналов издаются различными ТОО, 2% - частными вузами, 4% - общественными организациями. На долю государственных изданий приходится только 12%.
6. Большинство изданий являются двуязычными (казахский и русский). Среди моноязычных изданий преобладают издания на государственном языке. Нет изданий на языке национальных меньшинств.
7. По адресной направленности большинство изданий предназначено педагогам общеобразовательной школы. Мало изданий для начальной и средней профессиональной школы. Очень малый процент изданий адресуется родителям.
8. По количеству выходов в год 20,9% журналов являются ежемесячными изданиями, 71,4% выходят один раз в два месяца, 6,7% - один раз в четыре месяца, 1% - раз в полугодие.
9. Большая часть журналов имеет предметную направленность: в них рассматриваются вопросы преподавания основ конкретных наук или искусств.
10. В списке ВАК из вошедших в каталог «Газеты и журналы на 2006 год» представлены 7 изданий. В то же время, некоторые вузовские издания, вошедшие в список ВАК, в Каталоге не присутствуют.
11. Восемь изданий имеют ISSN.
12. Подавляющая часть республиканских профессиональных педагогических газет и журналов издается в городе Алматы.
13. Соотношение количества выписанных журналов и численности педагогов в среднем по республике составляет приблизительно один к двум. На одну школу в среднем приходится 21 журнал.
14. Большая часть журналов обозначили себя как научно-методические издания. На втором месте – научно-педагогические журналы. Нет изданий аналитического характера.
15. Большая часть публикаций носит методический характер, на втором месте – описание опыта и теоретические статьи. Нет аналитических статей и обзоров.
16. Большая часть авторского состава журналов - учителя. На втором месте – ученые-педагоги, на третьем – докторанты и аспиранты.
17. Менеджеры среднего и высшего звена в республиканских периодических педагогических изданиях публикуются редко.
18. В республиканских педагогических изданиях редко публикуются статьи специалистов из других социальных сфер, работодателей, родителей.

ВВЕДЕНИЕ

Цель настоящего аналитического обзора - создание банка данных о республиканских периодических профессиональных педагогических изданиях в Республике Казахстан и общий анализ состава информационных предложений.

Информационное обеспечение – первое условие успешности любой деятельности. Для принятия решений, адекватных ситуации, нужна оперативная, качественно обработанная информация. Вряд ли когда-либо устареют слова Генри Форда: «Основа успеха в бизнесе – своевременно полученная, правильно понятая, умело использованная информация». СМИ, конечно, работают более всего на первую из этих трех задач – они добывают и представляют общественности важную информацию. Но без их участия не решаются и две остальные: комментирование информации направляет ее понимание, а своевременная презентация информации часто является гарантом ее своевременного и грамотного использования для принятия тактических и стратегических решений.

В условиях роста и расширения информационных потоков педагогическая общественность поставлена перед необходимостью периодически рефлексировать свою информационную деятельность: делать ревизию своих информационных потребностей и возможностей их удовлетворить. Первым шагом этой коллективной социальной рефлексии является обзор традиционных носителей информации – печатных изданий. Именно эту задачу решает данное исследование.

Комментарии по выборке. Выборка была составлена на основе каталога «Газеты и журналы на 2006 год Акционерного общества «Казпочта». В Республике Казахстан данное АО аккумулирует сведения о республиканских периодических изданиях. Оно присваивает изданиям индексы и осуществляет доставку подписных изданий во все населенные пункты страны. Из данного каталога мы взяли информацию о периодичности, виде и языкам издания.

Остальные сведения получены методом de visu, т.е. визуального изучения изданий. Просмотр изданий проведен на базе фондов:
• Национальной библиотеки имени А.С.Пушкина;
• библиотеки Казахской академии образования имени Ы.Алтынсарина;
• библиотеки Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования Республики Казахстан;
• Государственной республиканской детской библиотеки имени С. Бегалина;
• библиотеки Казахского национального педагогического университета имени Абая.

Мы не могли ограничиться фондами одной библиотеки, так как ни в одной из них совокупность казахстанских педагогических периодических изданий не представлена в полном объеме. В Приложении В перечислены издания, которые не представлены ни в одной из библиотек. Использование метода телефонного опроса для получения информации об этих изданиях также не дал результатов: в половине случаев на звонки никто не отвечал, а один номер телефона, указанный в каталоге АО «Казпочта», в период опроса не принадлежал редакции указанного издания.

В ходе исследования нами были использованы следующие источники информации:
Каталог «Газеты и журналы на 2006 год АО «Казпочта».
Тиражные сведения АО «Казпочта» на январь 2006 года.
Тиражные сведения ТОО «Эврика-Пресс» на январь 2006 года.
Тиражные сведения ТОО «Агентство «Евразия-Пресс» на январь 2006 года.

Дневные общеобразовательные школы в Республике Казахстан. Том 1,3. На начало 2004/2005 учебного года //Бюллетень Агентства Республики Казахстан по статистике. Серия 14. Социальная сфера.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В Республике Казахстан для сферы образования издается 134 журнала, в том числе 30 предметных серий Вестника КазНУ имени аль-Фараби, (Приложение А) и 6 газет (Приложение Б). Кроме того, многие вузы имеют свои издания, но они не входят в каталог «Газеты и журналы на 2006 год Акционерного общества «Казпочта» и по этой причине не рассматриваются далее нами в данном отчете. Например, «Вестник Казахского национального педагогического университета имени Абая», который имеет 15 предметных серий. В каталог не вошли и некоторые издания государственных учреждений.

В данном исследовании мы не рассматриваем далее газеты, так как они имеют новостную и информативную направленность.

Анализ журналов по годам регистрации показывает, что из существующих ныне в Республике Казахстан журналов начали издаваться еще до образования суверенного государства 5: «Казахстан мектеби», «Казах тили мен адибиети», «Русский язык и литература в казахской школе», «Бастауыш мектеп», «Вестник КазНУ».

В суверенной Республике Казахстан до 1999 года появились 4 журнала: «Казах тарихы», «Улагат», «Вестник университета «Кайнар», «Алгорифм».

А с 1999 года начался рост числа издаваемых журналов (Таблица 1, рисунок 1).

Таблица 1 - Распределение журналов по годам издания

По типу собственности: 82% журналов издаются различными ТОО, 2% - частными вузами, 4% - общественными организациями. На долю государственных изданий приходится только 12%.

Частными владельцами изданий являются 24 ТОО и два частных вуза. К общественной собственности относятся издания Общественного объединения Академия педагогических наук («Вестник АПН»), Общественного фонда Шаймардана Сариева («Адискер-методист»), Общественного фонда «Творчество плюс» («Творческая педагогика»), Общественного образовательного фонда «Открытая школа» («Открытая школа»). К государственным изданиям относятся журналы, учрежденные государственными учреждениями образования (вузы, ГорИПК, РУМЦ внешкольного образования и др.), и журналы, являвшиеся государственными изданиями еще в советское время, например, «Бастауыш мектеп», «Казахстан мектеби».

Из 26 частных владельцев 15 имеют более одного издания (Таблица 2). Сведения о собственниках нами получены методом de visu, поэтому в этот раздел отчета не вошли данные по изданиям (Приложение В), которых нет в фондах библиотек.

Анализ газет и журналов по языку издания показывает, что на государственном языке издается 3 газеты, на казахском и русском языках – 1, на русском – 2. 26 журналов издается на государственном языке, на казахском и русском языках – 79, на русском – 13 и на трех и более языках – 5 (Рисунок 3). На языках национальных меньшинств республиканских профессиональных педагогических изданий нет среди числа вошедших в каталог.

По адресной направленности нет четкого разделения изданий. Почти все журналы и газеты адресуют свои публикации нескольким категориям читателей. Учителя, воспитатели, преподаватели могут найти адресованную им информацию в 101 журнале. 14 журналов адресуют свои материалы менеджерам образования. В 19 профессиональных педагогических журналах публикуются статьи не только для взрослых, но и для учащихся и студентов. И только 5 журналов публикуют информацию, адресуя ее родителям. 5 журналов адресованы специалистам непедагогического профиля, работающим в школе: библиотекарю, врачу, дефектологу, психологу, бухгалтеру (Рисунок 4).

Журналы в определенной мере специализируются по ступеням образования (Приложения Г, Д, Е). Есть журналы, адресованные специалистам дошкольного образования и предшкольной подготовки (2), общеобразовательной школы (105 изданий, в том числе сельской - 1, малокомплектной – 1), начальной и средней профессиональной школы (10 журналов), высшей школы (41).

Большая часть журналов (60%) имеет предметную направленность. Эти издания рассматривают вопросы обучения математике, физике, химии, биологии, географии, валеологии, языкам, литературе, изобразительному искусству, начальной военной подготовке, трудовому обучению, технологии, физической культуре, информатике.

В список ВАК из анализируемых изданий включены 7 журналов: «Бастауыш мектеп», «Вестник университета «Кайнар», «Казах тили мен адибиети», «Казахстан мектеби», «Русский язык и литература в казахской школе», «Улагат», «Вестник КазНУ». В то же время, в этом списке присутствуют «Вестники» ряда вузов, которые не вошли в каталог Казпочты.

По периодичности издания журналы подразделяются на ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и выходящие один раз в два месяца (Таблица 3).

Предметные серии «Вестника КазНУ имени аль-Фараби» издаются с различной периодичностью: 8 выпусков в год (2 серии), 6 в год (3 серии), 4 в год (11 серий), 3 в год (4 серии) и 2 в год (10 серий).

Анализ географических аспектов рынка информационных изданий показывает, что представленные в каталоге республиканские журналы издаются в Астане, Алматы, Шымкенте, Усть-Каменогорске. Основная часть журналов издается в Алматы. В Астане издется «Билимдеги жаналыктар», «Педагогика», «Психология, социология, дефектология». Журнал «Мектеп» издается в г. Шымкенте, «Жас талап» - в Усть-Каменогорске.

Анализ подписки на профессиональные педагогические журналы показывает, что издания поступают во все регионы страны. Всего через систему подписки распространяется 168909 экземпляров журналов. По регионам сведения представлены в таблице 4.

Если по количеству наименований журналов информационный рынок можно считать достаточно насыщенным, то по охвату педагогов информационная система работает лишь на 58,9%: в среднем по стране соотношение количества выписываемых экземпляров к численности педагогов общего образования равняется:

количество выписываемых экземпляров

=

168960

количество педагогов системы общего образования

286934

 

Больше изданий на одного педагога приходится в таких регионах как: город Астана, Актюбинская и Западно-Казахстанская области. Меньше всего изданий на одного педагога приходится в городе Алматы, в Жамбылской и Южно-Казахстанской областях. В целом по регионам это выглядит следующим образом (Таблица 5).

На одну школу в республике приходится в среднем 20,6 журнала. Данные по регионам – в таблице 6.

Анализ содержательных аспектов показывает, что по видам издания 67% (основная часть) журналов являются научно-методическими изданиями (рисунок 5).

Педагогическая периодика С.К. Раева, директор ГРДБ им. С. Бегалина

На первый взгляд на эту тему в республике достаточное количество изданий. Вроде бы охвачены все звенья, отражены практически все школьные дисциплины.

Но статьи носят прикладной характер, из собственного опыта работы воспитателей, учителей. Много статей - отчетов.

Крайне мало статей научного характера, нет аналитических, исследовательских, методического характера.

Совершенно не видно роли Министерства образования…

Анализ авторского состава методом de visu показал, что большинство журналов публикуют статьи практиков: учителей, воспитателей, психологов, библиотекарей и т.п. На втором месте – педагоги-ученые; на третьем – докторанты и аспиранты (Таблица 7). Топ-менеджеры системы образования публикуются в небольшом количестве изданий.

Педагогическая периодика С.К. Раева, директор ГРДБ им. С. Бегалина

…Совершенно не видно роли Министерства образования. Нет общего издания, объединяющего всю систему образования. Нет органа печати, являющегося рупором Министерства…

…Почему Министерство принимает те или иные программы, о которых мало кто знает, почему они не появляются на страницах периодики? Ведь эти программы финансируются из кармана налогоплательщиков…

Актуальнейшая, злободневная тема - перегрузка детей, усложненные программы; злополучное ЕНТ, которое вряд ли сдадут сами «почтенные мэтры». Финансирование и бюджет школы, дошкольного учреждения; основанные на фактах статьи о хлебе насущном - заработной плате… Стремительное старение педагогических кадров и их острая нехватка!!! Каковы потуги Министерства в этих областях?

Типология статей. По своему характеру статьи в журналах подразделяются на несколько типов (Таблица 8). Чаще всего журналы публикуют статьи методического характера (журналы 76 наименований), описание опыта (64 издания), теоретические статьи (64 издания).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование положило начало изучению республиканских периодических профессиональных педагогических изданий в Казахстане. Создан банк данных о рынке информационных услуг для сферы образования. Исследование показало, что республиканские периодические профессиональные педагогические издания представляют собой многоаспектный информационный ресурс. Сложившаяся инфраструктура, на наш взгляд, может быть более эффективно использована и задействована в управлении образованием и продвижении реформ в Казахстане.

В исследовании рассмотрены издания, вошедшие в каталог АО «Казпочта». Издатели этих газет и журналов заинтересованы в увеличении количества подписчиков и являются активными субъектами рынка образовательно-информационных услуг. Кроме этих изданий в республике имеются журналы и газеты, не вошедшие в каталог. О них знает лишь узкий круг специалистов системы образования. У нас нет данных, как много таких журналов. Но, по личному опыту члены исследовательской группы знают, что в Республике Казахстан некоторые департаменты образования, областные институты повышения квалификации педагогических кадров и районные отделы образования имеют свои издания: департамент образования Костанайской области издает журнал «Билим» (тираж 300 экземпляров), Алматинский областной институт профессионального развития кадров издает газету. Кроме того, свои издания имеют высшие учебные заведения. Некоторые из этих изданий включены в список ВАК. Но, не попадая в каталог, они не становятся достоянием общественности.

Республиканских периодических профессиональных педагогических изданий, как показало данное исследование, в Казахстане в настоящее время много. Наблюдается закономерная конкуренция между издателями. Аналитические исследования в этом секторе могли бы стать основой для цивилизованного и эффективного развития рынка информационных услуг.

Одновременно казахстанские издания конкурируют с зарубежными, прежде всего, с российскими изданиями. С одной стороны, это положительный фактор, заставляющий отечественных издателей совершенствовать свою продукцию. С другой стороны, ресурсом реформы образования в Республике Казахстан являются только казахстанские издания. Именно поэтому государство должно стимулировать отечественные издания, вовлечь их в сферу образовательной политики. Особая роль в этом процессе принадлежит Министерству образования и науки Республики Казахстан. Значительное воздействие на повышение качества отечественных профессиональных педагогических изданий могло бы оказать создание системы целевой финансовой поддержки информационных потребностей педагогических кадров: выделение ваучера на приобретение профессиональной литературы и подписку на профессиональные издания.

В целом, информация данного исследования может стать основой взвешенных решений в управлении образованием в Казахстане.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Список профессиональных журналов, издаваемых в Республике Казахстан для сферы образования

№№

пп

Наименование издания

Индекс

Адресная группа

специалисты общеобразова-тельной школы

специалисты начальной и средней проф. школы

специалисты высшей школы

1.           

21 гасыр мектеби

75964

+

 

 

2.           

45 минут

75152

+

 

 

3.           

Агылшын тили: мектепе - Английский язык в школе

75143

+

 

 

4.           

Адискер-методист

75908

+

 

 

5.           

Адискер-мугалим – Учитель-методист

75958

+

 

 

6.           

Администратор в казахстанской школе

75499

+

 

 

7.           

Алгашкы аскери дайындык - Начальная военная подготовка

75988

+

 

 

8.           

Алгорифм

75626

+

 

 

9.           

Ауыл мектеби - Сельская школа

75959

+

 

 

10.      

Бала тарбиеси

75728

+

 

 

11.      

Бастауыш билим

75963

+

 

 

12.      

Бастауыш мектеп

75613

+

 

 

13.      

Бастауыш сыныпта окыту: барлык пандер бойынша

75574

+

 

 

14.      

Бейнелеу онери жане сызу - Изобразительное искусство и черчение в школе и вузах

75628

+

 

+

15.      

Билим - Образование

75754

+

 

 

16.      

Билим беру жуйесеидеги этнопедагогика - Этнопедагогика в системе образования

75137

+

+

+

17.      

Билимдеги жаналыктар

75584

+

 

 

18.      

Биология в Казахстанской школе - Биология Казахстан мектебинде

75515

+

 

 

19.      

Биология жане коршаган орта - Биология и окружающая среда

75508

+

 

 

20.      

Биология жане салауаттылык негизи

75951

+

 

 

21.      

Валеология. Дене тарбиеси. Спорт.

75687

+

 

 

22.      

Валеология. Физвоспитание. Спорт.

75719

+

 

 

23.      

Вестник Академии педагогических наук Казахстана

75136

 

 

+

24.      

Вестник университета «Кайнар»

75649

 

 

+

25.      

Вестник университета «Туран»

75665

 

 

+

26.      

Внеклассная работа в школе

75547

+

 

 

27.      

Воспитание школьника

75649

+

 

 

28.      

Воспитательная работа в школе и внешкольных учреждениях

75572

+

 

 

29.      

География в школах и вузах Казахстана

75169

 

 

+

30.      

География жане табигат

75952

+

 

 

31.      

Дошкольное образование в казахстанской школе

75495

 

 

 

32.      

Енбеке уйрету - Трудовое обучение уч-ся

75494

+

 

 

33.      

Жалпы биология: мектепте окыту - Общая биология: преподавание в школе

75142

+

 

 

34.      

Жалпы тарих жане кукыктану мектепте - Общая история и правоведение в школе

75759

+

 

 

35.      

Жануя мен мектептеги тарбие - Воспитание в семье и школе

75507

+

 

 

36.      

Изучаем казахский язык

75341

+

 

 

37.      

Информатика негиздери

75886

+

 

 

38.      

История Казахстана: преподавание в школах и вузах

75890

+

 

+

39.      

История Казахстана: преподавание в школе

75968

+

 

 

40.      

Казак жане алем эдебиети: мектепте, колледжде жане ЖОО-да окыту - Казахская и мировая литература: преподавание в школах, колледжах, вузах

75566

+

+

+

41.      

Казак тили мектептер мен  жогары оку орындарында

75509

+

 

+

42.      

Казак тили: мектепте колледжде жане ЖОО-да окыту - Казахский язык: преподавание в школах, колледжах и вузах

75570

+

+

+

43.      

Казах тарихы

75748

+

 

 

44.      

Казах тили мен адибиети

75746

+

 

 

45.      

Казах тили мен адибиети орыс мектебинде - Казахский язык и литература в русской школе

75697

+

 

 

46.      

Казахстан географиясы жане экология: мектепте колледжде жане ЖОО-да окыту - География Казахстана и экология: преподавание в школах, колледжах и вузах

75636

+

+

+

47.      

Казахстан касипкери - Профессионал Казахстана

75939

 

+

 

48.      

Казахстан мектеби

75737

+

 

 

49.      

Казахстан мектептерендеги шетел тилдери - Иностранные языки в школах Казахстана

75914

+

 

 

50.      

Казахстан тарихы: адистемелик журнал

75644

 

 

+

51.      

Касиптик мектеп – Профессиональная школа

75569

 

+

 

52.      

Косымша билим жане тербие – Внешкольник Казахстана

75289

 

 

 

53.      

Математика в казахстанской школе

75498

+

 

 

54.      

Математика жане физика

75885

+

 

 

55.      

Математика и физика в школах Казахстана

75212

+

 

 

56.      

Мектеп

75544

+

 

 

57.      

Мектеп бухгалтери - Бухгалтер школы

75568

+

 

 

58.      

Мектеп даригери - Школьный врач

75657

+

 

 

59.      

Мектеп директоры - Директор школы

75818

+

 

 

60.      

Мектеп директорынын орынбасы - Заместитель директора школы

75575

+

 

 

61.      

Мектепалды даярлык - Предшкольная подготовка

75627

+

 

 

62.      

Мектептеги дене шыныктыру

75549

 

+

 

63.      

Мектептеги китапхана - Библиотека в школе

75960

+

 

 

64.      

Мектептеги мерекелер: тарбие жумыстарнын сценарийлери

75489

+

 

 

65.      

Мектептеги психология - Психология в школе

75487

+

 

 

66.      

Мектептеги сыныптан тыс жумыстары

75546

+

 

 

67.      

Мектептеги технология - Технология в школе

75987

+

 

 

68.      

Мектептеги шет тили - Иностранные языки в школе

75977

+

 

 

69.      

Мугалим

75550

+

 

 

70.      

Мугалим жане зан - Учитель и закон

75864

+

 

 

71.      

Музыка алименде: мектепте колледжде жане ЖОО-да окыту - В мире музыки: преподавание в школах, колледжах и вузах

75565

+

+

+

72.      

Начальная школа Казахстана

75898

+

 

 

73.      

Он еки жылдык билим - Двенадцатилетнее образование

75488

+

 

 

74.      

Орыс тили мен адибиети: мектепте колледжде жане ЖОО-да окыту - Русский язык и литература: преподавание в школах, колледжах и вузах

75576

+

+

+

75.      

Открытая школа

75944

+

+

 

76.      

Педагогика

75139

 

 

+

77.      

Педагогика маселери - Вопросы педагогики

75151

 

 

+

78.      

Педагогикалык кенес - Педагогический совет

75144

+

 

 

79.      

Практическая помощь учителю

75985

+

 

 

80.      

Преподавание в начальных классах по всем предметам

75573

+

 

 

81.      

Преподавание математических дисциплин в школе и вузах - Математикалык пандерин мектепте жане ЖОО-да окыту

75276

+

 

+

82.      

Преподавание психологии в школе и вузах - Психологиянын мектепте жане ЖОО-да окыту

75275

+

 

+

83.      

Психология. Социология. Дефектология.

75132

 

 

+

84.      

Репетитор

75653

+

 

 

85.      

Русский язык в казахстанской школе

75497

+

 

 

86.      

Русский язык в школах и вузах Казахстана

75157

+

 

+

87.      

Русский язык и литература в казахской школе

75805

+

 

 

88.      

Средняя школа Казахстана - Казахстан орта мектеби

75992

+

 

 

89.      

Сынып жетекшеси - Классный руководитель

75763

+

 

 

90.      

Сыныптагы тарбие

75965

+

 

 

91.      

Тарбие жумысы: мектепте жане мектептен тыс мекемелерде

75571

+

 

 

92.      

Тарбие куралы

75938

+

 

 

93.      

Творческая педагогика

75921

+

 

 

94.      

Улагат

75821

+

 

 

95.      

Физика

75285

+

 

 

96.      

Физика в Казахстанской школе - Физика Казахстан мектебинде

75496

+

 

 

97.      

Физика жане астрономия - Физика и астрономия

75731

+

 

 

98.      

Физкультура в школе

75490

+

 

 

99.      

Химия  в казахстанской школе - Химия Казахстан мектебинде

75116

+

 

 

100. 

Химия мектепке

75950

+

 

 

101. 

Шагын мектеп - Малокомплектная школа

75645

+

 

 

102. 

Шетел тилин окыту адистемеси - Методика обучения иностранному языку

75164

+

 

+

103. 

Экологическое образование в Казахстане

75156

+

+

+

104. 

Экономика негиздери: мектепте. Колледжде, ЖОО-да окыту. - Основы экономики: преподавание в школах, колледжах, вузах

75567

+

+

+

105-134

Вестник КазНУ (30 предметных серий)

 

 

 

+

Приложение Б

Список профессиональных педагогических газет, издаваемых в Республике Казахстан для сферы образования

 

№№/пп

Наименование издания

Индекс

1.              

Актоты

65168

2.              

Учитель Республики

65 221

3.              

Республика устаздары

65222

4.              

Билим элеми

65344

5.              

Казахстан мугалими

65354

6.              

Учитель Казахстана

65406

Приложение В

Список изданий, которые не представлены ни в одной из библиотек

 

 

Наименование

Индекс

1

Администратор в казахстанской школе

75499

2

Биология жане коршаган орта - Биология и окружающая среда

75508

3

Дошкольное образование в казахстанской школе

75425

4

Жануя мен мектептеги тарбие - Воспитание в семье и школе

75507

5

 Казак тили мектептер мен  жогары оку орындарында

75509

6

Математика в Казахстанской школе

75498

7

Мектеп

75544

8

Мугалим

75550

9

Педагогика маселери - Вопросы педагогики

75151

10

Преподавание математических дисциплин в школе и вузах - Математикалык пандерин мектепте жане ЖОО-да окыту

75276

11

Преподавание психологии в школе и вузах - Психологиянын мектепте жане ЖОО-да окыту

75275

12

Русский язык в школах и вузах Казахстана

75157

13

Русский язык в казахстанской школе

75497

14

Физика

75285

15

Физика в Казахстанской школе - Физика Казахстан мектебинде

75496

16

Шетел тилин окыту адистемеси - Методика обучения иностранному языку

75164

Приложение Г

Педагогическая периодика: мнение С.К. Раевой, директора РГДБ им. С.Бегалина

На первый взгляд на эту тему в республике достаточное количество изданий. Вроде бы охвачены все звенья, отражены практически все школьные дисциплины.

Но статьи носят прикладной характер, из собственного опыта работы воспитателей, учителей. Много статей - отчетов.

Крайне мало статей научного характера, нет аналитических, исследовательских, методического характера. Совершенно не видно роли Министерства образования. Идет реорганизация системы образования, пересматриваются и переписываются учебники, меняется программа. Где это освещено?

Какова роль органов управления, чиновников от просвещения? Только в исполнении пожеланий очередных министров, которые начинают реформы и не доводят до конца, т.е. никто из них не несет ответственности за шараханья, за всеобщее падение качества образования (см. статью Г. Доронина – Казахстанская правда, 2006. 9 февраля, с.6)

Что хорошо, что плохо, в каком направлении работать, на кого ориентироваться, есть ли в республике авторские школы, где работают лучшие директора, к кому можно поехать за опытом? Кто планирует деятельность и будут ли отвечать за нее вузы и государство, которое позволяет выпускать заведомо ненужные кадры?

Почему Министерство принимает те или иные программы, о которых мало кто знает, почему они не появляются на страницах периодики? Ведь эти программы финансируются из кармана налогоплательщиков.

Актуальнейшая, злободневная тема - перегрузка детей, усложненные программы; злополучное ЕНТ, которое вряд ли сдадут сами «почтенные мэтры». Финансирование и бюджет школы, дошкольного учреждения; обоснованные на фактах статьи о хлебе насущном - заработной плате. Стремительное старение педагогических кадров и их острая нехватка!!! Каковы потуги Министерства в этой области?

Совершенно не освещается воспитательная работа, как обстоят дела в этой сфере. Почему дети не ходят в школу, почему общеобразовательные учреждения закрылись и напоминают полицейский участок?

Нет общего издания, объединяющего всю систему образования. Нет органа печати, являющегося рупором Министерства. Вопросы, вопросы...

В периодике же все пристойно, все довольны. Полностью отсутствуют критические, острые статьи. Тишь, гладь. Все хорошо, прекрасная маркиза. Только лошадка сдохла и дом сгорел.

С.К. Раева, директор ГРДБ им. С. Бегалина

 

Самообразование


Отчет по исследованию «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОБЗОР СИТУАЦИИ»







 


Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10