электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово эксперту

 

   

Архив статей 2018 г.

К проблеме отбора текстов в обновленной программе «Литературного чтения»

№ 2 (173) февраль 2018г.

В.К. ПАВЛЕНКО, профессор, доктор педагогических наук, г. Алматы


Какие же требования следует предъявлять к отбору текстов для чтения? Безусловно, это должны быть тексты, эмоционально воздействующие на читающих, способствующие формированию нравственных представлений о справедливости, скромности, честности, любви к Родине. Через тексты учитель открывает тропинку к сердцу ребенка, раскрывает перед ним гамму человеческих чувств, вызывает интерес к познанию внутреннего мира героя. Отбор текстов для чтения определяет путь овладения теми ценностями, которыми будет руководствоваться ребенок в своей жизни, ибо ничто так не воспитывает человека, как художественная литература, обладающая чудодейственной силой эмоционального воздействия на читателя. Только непосвященному в тайны отбора текстов для чтения этот процесс представляется поначалу довольно простым делом. Но соприкоснувшись с составлением программного списка текстов для чтения в каждом классе, начнешь понимать всю глубину и сложность этой задачи.


Снижение интереса к чтению – характерная черта последнего времени. Как притормозить этот процесс? Как увлечь детей чтением? Над этим вопросом думают многие педагоги и родители. Можно найти немало рекомендаций, согласно которым удается вовлечь и увлечь детей чтением, этим нелегким, но таким необходимым для жизни процессом. Ведь чтение – это постижение тайн, значений слов и выражений, это мыслительный труд, который развивает ум и душу ребенка и который требует от читающего немалого труда.

При всех имеющихся рекомендациях одна, с моей точки зрения, наиболее значима – это отбор первых книг, которые мы предлагаем прочесть ребенку, книг, которые вошли в учебники по литературному чтению. Книга, запавшая в душу ребенка, никогда не забудется им на протяжении всей его жизни, она сформирует в нем те качества личности, которые увлекли его во время чтения книги. Образ положительного героя всегда будет мерилом тех поступков, которые ему придется совершать в жизни.

С чего начинается программный отбор текстов для чтения? С определения сквозных тем, которым подчиняется содержание текстов. Какие требования предъявляются к формулировке сквозных тем по литературе? Выдерживаются ли эти требования составителями обновленных программ 2016 г.?

Уже не раз подвергались критике сквозные темы обновленных программ, которые пронизывают все учебные предметы. Но разве можно подчинить одной и той же теме разное по своей целевой направленности содержание этих предметов? Можно ли подчинить, например, задачи по математике темам «Что такое хорошо и что такое плохо», «Искусство», «Архитектура»? Что при такой теме подлежит счету? Хорошие и плохие поступки? Виды искусства? Абсурдность идеи сквозных тем, как будто объединяющих все предметы, лежит на поверхности. Она не только не объединяет учебные предметы, она порождает формализм и скуку на уроках. Попробуйте заинтересовать учащихся 1 класса разговором по теме «Моя школа», на которую отводится 24 часа, и все 24 часа на всех учебных предметах вводится та же самая тема, на одной и той же лексике. Искусственность межпредметных связей через сквозную тему очевидна и требует пересмотра самой идеи.

Что же касается литературного чтения, то тематический принцип всегда был традиционным для данного предмета. В учебниках для 1-4 классов всегда центральное место отводилось теме патриотического воспитания «Моя Родина – Казахстан». К сожалению, в обновленных программах такая тема присутствует только в 4 классе. Исчезла и тематика, связанная с временами года. Исчез «Поэтический родник» со стихами о временах года, которые дети заучивали наизусть, на которых учились яркому, образному языку поэзии.

По-новому стали формулироваться сквозные темы. Если раньше авторы программ старались объединить в формулировке не только познавательные, но и воспитательные цели обучения, то обновленная программа рекомендует сквозные темы исключительно как познавательные. Так, если, например, тема «Что такое хорошо и что такое плохо» совмещает в себе познавательную и воспитательную цели, то такие темы, как «Время». «Архитектура», «Искусство» и др., подобные им, лишены воспитательной значимости. А почему бы составителям программ не сформулировать ту же самую тему «Время» с помощью пословицы «Потерянный час годом не наверстаешь», а тему «Архитектура» – «Кто, где и как живет»? Какая из тем доступнее для учащихся 3 класса? Какая из них ориентирована не только на познание окружающего мира, но и на формирование нравственных ценностей? А, следовательно, и более значима для уроков литературы?

Первое, что вызывает протест и тревогу у авторов, приступающих к реализации текстов в учебнике «Литературное чтение», – это отсутствие связи между формулировкой темы и содержанием текстов, предлагаемых к чтению. Обратимся, например, к разделу «Архитектура» для 3 класса. В данном разделе предлагаются, например, для чтения произведения А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и близкое к нему по содержанию «Волшебник страны Оз» Ф. Баума. Разве эти произведения посвящены «искусству строительства» города, куда попали путешественники? Разве основной идеей произведений является архитектура здания, где живет Гудвин? Почему мы так обесцениваем художественное произведение? Ведь главным при анализе данного произведения всегда являлась идея поиска героями добра и справедливости! Ведь только стремление найти правду помогает героям преодолеть все трудности, которые встречаются на их нелегком пути. Зачем тогда направлять внимание детей на изучение «архитектуры», которой нет в этих сказках?

А что сказано об искусстве строительства «Домика в лесу» в сказке Бр. Гримм? Какова архитектура домика, в который забрели пропавшие сестры? Или, может, это искусство построения дома следует увидеть в подвале под кроватью, куда ночью старик сбрасывает заблудившихся девочек? А рекомендованные в первом варианте программы сказки «Теремок» и «Лиса и Заяц»? Почему они попали в данный раздел? Только из-за названия «Теремок»? Или фразы –«Лиса жила в ледяной, а Заяц в лубяной избушке»? Достаточно ли одного названия для связи с темой раздела? При всем желании решение проблем, связанных с «Архитектурой», вы вряд ли найдете в этих сказках, ибо содержание данных сказок подчинено иной цели – воспитанию в детях чувств сострадания, смелости, гостеприимства, добра и справедливости, а не «искусства построения зданий».

Подчиняя тексты названию сквозной темы, сформулированной без учета двуединой цели – образовательной и воспитательной, – мы лишаем урок литературного чтения самого главного – формирования личности, ее духовных ценностей на материале читаемых произведений.

Анализ списка произведений, рекомендованных программой, производит впечатление, что ее составители не прочитали текст и предлагают его детям начальных классов. Вот, например, для 3 класса в список включена сказка Бр. Гримм «Время жить». О чем она? Начинаем читать сказку: «Всевышний Господь, создавая мир и всех тварей…» К тварям относится человек, которому Господь завещал прожить ослиный век в «пинках и ударах», собачий век – «слоняться по углам, не имея зубов», обезьяний век, когда человек становится слабоумным посмешищем для детей. Нужен ли такой образец жизни для наших детей? Чему учит сказка, унижая и оскорбляя достоинство человека, призывая каждого пройти «ослиный, собачий и обезьяний век»?

Или в программе для 4 класса предлагается рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» по сквозной теме «Искусство». Какое отношение к искусству имеет рассказ? Герой – гробовщик, делал хорошие гробы для детей, принимал участие «в жидовском оркестре» и с нетерпением ждал заказы на гробы. Мысли и афоризмы у героя довольно странные: «пожила старушка, пора и честь знать», «от жизни человеку убыток, а от смерти будет одна только польза». Это как понимать? Какая связь с темой «Искусство»? Какие чувства испытает ребенок, прочитав этот рассказ о «проклятом жиде», который играл на поминках? Неужели авторы программного списка прочитали рассказ и рекомендуют его школьникам 4 класса? Просто непостижимо!

Удивляешься, как много иногда в сказках эпизодов насилия и издевательства над слабыми и беззащитными животными. Давайте все-таки не будем предлагать такие тексты для обязательного прочтения! Вот, к примеру, рассказ В. Бианки «Мышонок Пик». Слабого и беззащитного Мышонка герои сначала хотят убить, а затем издеваются над ним, пуская на верную гибель в море. Или в сказке «Зимовье зверей» (аналогичная сказка «Бык, баран, гусь, петух, волк») персонажи баран, петух, гусь и бык убегают от хозяина в лес, потому что тот заставлял их работать, т.е. проявляют лентяйство. Но вот стало холодать, и тогда бык просит героев помочь ему строить дом. Но не тут-то было, они отказывают ему в помощи, а когда приходит зима, просятся в дом, угрожая ему расправой. Бык пускает их не по доброте душевной, а из чувства страха перед шантажистами: как бы не разрушили дом! И чему же учит сказка? Лентяйству и умению пожить за счет другого? Это очень неудачный пример для воспитания наших детей.

Очень сложно с отбором детских произведений современных писателей. Составители программы для 3 класса рекомендуют, например, сказку «Ссора домов», написанную Н. Вернхоут, 9-летней девочкой из России (гор. Челябинск). В силу своего возраста девочка еще не понимает, что счастье измеряется не «богатой и новой мебелью» домов, а теми людьми, которые населяют дома. С нашей точки зрения, в учебник следует вводить только произведения классической детской литературы, проверенные временем. Дети должны учиться на произведениях А. Пушкина, Г. Андерсена, М. Пришвина, М. Алимбаева и др. известных детских писателей и поэтов. Самодельные тексты неизвестных авторов вряд ли уместно рассматривать и рекомендовать в программе.

Ориентируясь на классические детские произведения, следует в то же время предостеречь составителей программ от рекомендации тех текстов, которые включают устаревшие понятия. Так, вряд ли стоит рекомендовать для 3 класса, например, стихотворения С. Маршака «Круглый год». См. «Февраль»: «Над Кремлевскою стеной самолетов звенья. Слава Армии родной в день ее рождения!», «Ноябрь»: «День седьмого ноября, красный день календаря. Погляди в свое окно – все на улице красно» «Декабрь»: «Год прошел, как день вчерашний, над Москвою в этот час бьют часы Кремлевской башни».

Какими бы ни были новые методы обучения, принципы отбора книг для чтения должны оставаться незыблемыми для воспитания и развития наших детей. Они должны соответствовать задачам нравственного и патриотического воспитания, высокого художественного мастерства, отвечать принципам возрастной доступности произведения, быть занимательными и интересными по своему сюжету.

 

Слово эксперту



 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10