электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово эксперту

 

   

Архив статей 2018 г.

Развитие навыка наблюдения в рамках исследования в действии

№ 3 (174) март 2018г.

Е.Л. ПАК, Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления города Тараза


В 2013 году я пришла работать в НИШ, имея 27-летний стабильный стаж работы в одной авторитетной общеобразовательной школе г. Тараза. В первые же годы в НИШ передо мной встала задача проведения исследований в действии. Мне предстояло понять суть, смысл, технологию проведения исследований в новом для меня формате. Несмотря на то, что уже в течение пяти лет мы с коллегами практикуем исследования в действии, обсуждаем и поддерживаем друг друга, участвуем в обучающих внутришкольных и республиканских семинарах, я все еще испытываю много трудностей в проведении Action Research.

В этом учебном году я особое внимание уделила наведению порядка в использовании мной наблюдения, так как и в Action Research, и в Lesson Study наблюдение является ведущим методом на всех этапах исследования [1,3]. Мне нужно было понять, по каким причинам исследовательские задания на моих уроках дети делают хорошо, а проектные работы не всегда у них получаются так же качественно. Нередко то, что они делали отлично в рамках исследовательских заданий, в проектной работе те же дети не могут применить. Почему? Дальше я заметила, что на своих собственных уроках я так занята самим процессом объяснения, выдачи заданий, оценивания рисунков, эскизов, живописных работ детей, что не успеваю смотреть за действиями учеников. Я не могу найти на своем уроке возможность наблюдать за конкретным учеником. Поэтому я пошла на уроки своих коллег в тот же 8-й класс, который был выбран мной в качестве базового для проведения исследования в действии по теме «Влияние исследовательских заданий на развитие навыков проектной деятельности учащихся».

Пошла первый раз на урок коллеги наблюдать за конкретным учеником и поняла, что вижу только действия учеников. Главное внимание мое уходит на определение того, насколько внимательно слушают учащиеся учителя. В протоколе наблюдений у меня появились такие записи.

Нурия Т. Трудно определить, о чем она думает, понимает ли, о чем говорит учитель или нет. Впечатление, что она все пропускает мимо себя, не выражая особых эмоций. Трудно догадаться, что она делает и чувствует. Внешне кажется, что занимает пассивную позицию, но четко следит за каждым шагом учителя, старается не привлекать к себе внимания. Я постоянно ловлю ее взгляд, как будто не я наблюдаю за ней, а она наблюдает за мной.

Нурай К. Проявляет большой интерес ко всему, что происходит на уроке, внимательно слушает, что говорит учитель. Принимает участие в обсуждении, высказывает свое мнение, но робко поднимает руку. Более плодотворно работает на первом этапе урока, на втором этапе менее активна. Но четко владеет информацией, что нужно сделать и как. На третьем этапе не принимает участие в обсуждении, но записывает всю информацию, которую предоставляет учитель.

«Я осознала, что тороплюсь интерпретировать, спешу делать выводы. Плохо различаю, какие учебные внутренние, умственные действия производятся учениками при слушании учителя, при выполнении практических работ, при обсуждении разных вопросов между собой. Я заметила, что плохо различаю эмоции, нюансы мимики, телодвижений ». Поэтому при следующих посещениях уроков я применила особый тип наблюдения – эмпатическое наблюдение. Технологию этого типа наблюдения я нашла в статье В. Тихомировой [2] среди материалов проекта RWCT, в семинарах которого принимала участие в начале 2000-х годов. Этот метод показался доступным и интересным: на уроке надо быть в позиции конкретного ученика и вести записи от его лица. С 15 по 27 января провела эмпатическое наблюдение за 5-ю учениками 8 класса. Перед собой поставила задачу посмотреть, как пойдет процесс наблюдения и ведения записей в трехчастный протокол (таблица 1).

Анализ всех протоколов позволил мне осознать, что я наблюдала за такими аспектами деятельности детей на уроках:

1) активность учащихся;
2) интерес (к учебной информации, к объяснению учителя, к заданиям);
3) эмоции удовольствия или недовольства, уверенности или неуверенности;
4) эмоции тревожности и интеллектуальной паники;
5) внимательность и невнимательность к объяснению, выполнению заданий;
6) отвлечения от учебной работы и их проявлениям;
7) взаимопомощь на уроке (просят ли, оказывают ли);
8) стремление выделиться в классе;
9) самостоятельность при выполнении заданий;
10) быстрота выполнения заданий;
11) полнота информированности ученика («сканирования» им информации на уроке);
12) видение учеником ситуации в классе (владение ситуацией);
13) участие и роль в групповой работе (дорабатывает постер, выступает с сообщением от группы). Отчеты по проведенному наблюдению стали более объемными и стали заканчиваться новыми исследовательскими вопросами.

Амина Н. Стремится не привлекать к себе внимание учителя и одноклассников. Старается держаться в стороне от волнительных дебатов и споров, несмотря на то, что по любому вопросу имеет свое четкое мнение, которое может аргументированно обосновать. Полностью сосредотачивает свое внимание на учителе и усвоении учебного материала. Соседка по парте Амины очень подвижная и активная, отвлекает от процесса учебы, задавая вопросы. Удивительно, что в таких ситуациях, когда одновременно учитель дает новый материал, а соседка по парте задает вопрос, все внимание Амины приковано к учебному процессу, при этом, не отрывая глаз от школьной доски, Амина отвечает на вопросы соседки. Во время выполнения письменных самостоятельных работ Амина так же, даже не взглянув в рабочую тетрадь соседки, дает ей четкие, удовлетворяющие ответы по материалу. На уроке математики в процессе изучения темы «Площадь трапеции» в ходе бурных обсуждений одного спорного вопроса учитель скорректировал спорные направления среди учеников, и таким образом мнение класса «было приведено к общему знаменателю». Однако, один ученик, не усвоив истину, задал провокационный вопрос. Это заполнило класс новыми шумными, полными недоумения возгласами, привело к новой вспышке спора. Амина, все это время не участвовавшая в оживленных прениях, а лишь внимательно наблюдавшая за течением обсуждения, повернулась лицом к инициатору спора и негромко сказала ему: «Ты открой страницу, прочти до конца и поймешь». Этой одной вразумительной фразой, спокойным голосом поставила точку в неутихающем споре. Аналогичное поведение ученицы Амины я наблюдаю на своих уроках искусства.

Вопросы для дальнейших наблюдений: Какими приемами умственной работы, организации владеет Амина? Как она добивается таких результатов, какие приемы, способы, техники ее работы могут быть полезными другим учащимся?

Наблюдая за другим учеником – Гошей,– я увидела, что на разных этапах урока один и тот же ученик проявляет разные навыки и черты характера.

В первой части урока он достаточно активен, открыт для живого участия в процессе обучения, демонстрирует знания математических формул и теорий, пройденных ранее. Не отвлекается от процесса учебы, с интересом выполняет все задания учителя. Далее на этапе самостоятельной работы Гоша начинает кусать пальцы, трет лоб, сосредоточенно смотрит на учителя, на доску и ни на что не отвлекается. Несколько раз по выражению лица Гоши читались недоумение и апатия. При этом он был полностью погружен в процесс решения уравнения. Заметно, что самооценка ученика существенно снизилась на данном этапе, понимание предмета дается нелегко. Прослеживается некая тревожность ученика. На третьем этапе урока Гоша практически постоянно занимал позу мыслителя, и когда учитель задал ему вопрос, Гоша четко сформулировал ответ, ответил громко и ясно, но учитель сам завершил ответ ученика.Заметила, что во время практической работы Гоша не успевает за темпом, который придерживается класс при решении практических заданий. Несмотря на то, что все его внимание приковано к учителю и доске, Гоша нервничает и очевидно обеспокоен возникшими сложностями. Все внешние признаки говорят о переживании ребенка, неуверенности, недоумении и даже потери мотивации, безразличии. Таким я иногда вижу его и на своих уроках.

Вопросы для дальнейших наблюдений: Что именно вгоняет Гошу в состояние тревожности и паники, а затем в состояние отрешенности? Что я могу сделать на своих уроках, чтобы Гоша не впадал в состояние тревожности и отрешенности? В какой момент мне необходимо оказать ему помочь?

Наблюдения в рамках исследований в действии, как и вся исследовательская работа учителя, нужны для того, чтобы улучшать качество обучения детей. Я работаю в инновационной школе с одаренными детьми со всей области, каждый из которых достоин постоянной заботы о реализации его уникального потенциала, внимания к особенностям его стиля интеллектуальной работы. Поэтому скрупулезный труд по совершенствованию инструментария педагогических исследований, технологий обучения, несомненно, имеет практическую значимость и социальный смысл.

Список использованных источников

1. Дадли П. Lesson Study: руководство / П. Дадли; пер. с англ. – Б.м., 2011. – 64 с.

2. Тихомирова В.Т. Житие Ксении на хорошем уроке хорошего учителя. Опыт эмпатии //Чтение и письмо для критического мышления. Вып. второй. – Алматы, 1999.

3. Шофилд Д. Как исследование в действии может улучшить преподавание и обучение, повысить квалификацию и содействовать развитию школы? / Д. Щофилд, Р. Кайркенова; пер. с англ. – Б.м., 2015. – 107 с.

 

 

Слово эксперту



 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10