электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 
 
 Контакты
 телефоны:
 8(727)2498438,
 8 707 8200605
(ред. Лариса Попова)
 8(727)2909210,
 8 777 2555531
(зам.ред. Галина Червякова)

 

Наши друзья



 
 

 
 

 

Архив статей. Слово редактора.

№ 1 (182) январь 2019г.

Добрый день!

Иногда приходится сталкиваться с тем, что в специализированных лицеях естественно-математического направления к гуманитарным наукам относятся как к предметам второго сорта. Причем такое отношение характерно как для учащихся, так и для администрации. В связи с этим хочу напомнить, о чем писал философ Хосе Ортега-и-Гассет. Развитие науки породило специализацию, которая сделала возможным для ученого владеть лишь небольшой частью знаний отдельной науки и не интересоваться интерпретацией бытия, мира как целого. Это также привело к возникновению экспериментальной науки, требующей много лабораторной механической работы, которую с наибольшим успехом выполняет именно посредственность. Специалисты, «ученые- невежды» – техники, медики, инженеры и т.д. – судят о мире исходя из своих «знаний» в какой-либо узкой области специализации. (Источник: https://vikent.ru/author/1079/)

Для того, чтобы «заниматься интерпретацией бытия», нужно иметь тренированный мозг. И в этом велика, как ни странно, роль искусства. Татьяна Черниговская, российский ученый в области нейронауки и психолингвистики, участвуя в дискуссии, посвященной 25-летию The Art Newspaper, сказала: «Искусство, в отличие от науки, – это другой способ познания мира и другой способ описания мира. Искусство – это не десерт… Обычно широкая публика считает, что есть вещи серьезные. Это жизнь, в крайнем случае, технологии, науки, а есть – вот такой довесок… Мозг совершенствуется от сложной работы, а искусство – это очень сложная работа для мозга, по- тому что оно требует… подготовки, и там много нетривиальных ходов. Это так тренирует нейронную сеть, что она физически улучшается. Мы знаем, что как от собственного музицирования, так и от прослушивания сложной музыки нейронная сеть становится качественно другой… Очень сложные процессы идут, когда человек (который понимает, что он делает, а не про- сто у него глаза открыты) смотрит на сложную картину или живопись. И сам объект, будь он живопись, скульптура, кино или что угодно, он ведь не автономен, он зависит от того, про что Цветаева в свое время говорила «читатель-соавтор». Все зависит от того, кто читает, кто слушает, кто смотрит… Это другое видение мира, принципиально другое, не цифровое, это не алгоритмы, … это про то, что философия называет qualia, качество… Никакие граммы, миллиграммы, спектры не описывают таких вещей, как холодно, тепло, приятно, красиво. Здесь наука бессильна».

Леонардо да Винчи был изобретателем, инженером, художником, музы- кантом, скульптором, анатомом. Он был гением и поэтому был универсален. А, может быть, наоборот: он был универсален и поэтому стал гением?

Нет предметов первого и второго сорта. Привлекательными или непривлекательными их делают учителя.

Кстати, мой свёкр в годы войны учился в 1-м Ленинградском артиллерийском училище, где им наряду с профильными дисциплинами преподавали танцы, поварское дело, управление лошадьми (артиллерия еще была на конной тяге).

Чтобы наши выпускники были в состоянии понимать мир как целое, нельзя зацикливаться на специализации. «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя». Этот известный афоризм Козьмы Пруткова хорошо иллюстрирует притча:

Великий художник пригласил однажды своего друга-врача взглянуть на картину, которая казалась художнику самой лучшей его работой. Доктор подверг картину тщательному обследованию, уделяя внимание каждой мелочи. Прошло десять минут, и художник стал испытывать тревогу.
– Ну, что скажешь? – спросил он.
Доктор ответил:
– Похоже на двустороннее воспаление лёгких.

С уважением, редактор Л.Попова


Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях, и гимназиях

Копирование материалов без ссылки на сайт запрещено

 
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
Наши партнеры - библиотека им. Бегалина.
 
 
 
 дизайн, разработка и поддержка сайта:

 

 
   
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10