электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово об учителе

 

   

Архив статей 2015 г.

К 90-летию Халимы Адамовны Бекмухамедовой
Особенности научно-методической системы Бекмухамедовой Х.А.

№ 3 (144) март 2015г.

К.У. КУНАКОВА, доктор педагогических наук, проректор по научной работе Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, г. Алматы


Халима Адамовна Бекмухамедова – это целая эпоха в истории методики преподавания русского языка в национальной аудитории.

Халима Адамовна Бекмухамедова – известный ученый-методист в области методики обучения русскому языку учащихся-казахов.

Халима Адамовна Бекмухамедова – основатель научного семейства, ведущий своих учеников по пути науки.

Каждый из этих тезисов можно обоснованно подкрепить достоверными фактами и аргументами.

История развития методической науки в разные периоды своего становления имела как сторонников, так и противников. Существуют противоположные взгляды на данную научную отрасль: одни ученые считают методику ненаучной дисциплиной, другие страстно доказывают, что методику дано освоить не всем. Думается, что противники, отрицающие методику как науку, испытали на собственном опыте тяготы отсутствия методического мастерства маститых ученых, не умеющих доступно излагать свои знания. Сторонники же, и в их числе ученый-методист Бекмухамедова Х.А., неустанно ведут поиски оптимальных путей обучения учебному предмету, в результате чего формируют собственную методическую систему, проверенную на практике путем проб и ошибок.

Методическая система Бекмухамедовой Х.А. складывалась годами, «кирпичик за кирпичиком», в результате чего она накопила огромный практический опыт, которым не устает делиться. Думается, развитию методической системы ученого способствовала советская идеологическая платформа, преобладавшая в годы ее плодотворного труда.

Идеология Советского государства, построенная на русском языке как языке межнационального общения, планомерно и системно формировалась и развивалась с учетом требований дня. Старшее поколение делится своими воспоминаниями, что без знания русского языка путь во многие сферы деятельности был закрыт. Поэтому представители всех поколений в годы Советской власти усиленно осваивали русский язык. И государство создавало достаточные условия, чтобы русским языком овладели представители всех наций и народностей, населявших территории 15 союзных республик, да и не только их. Если изучить учебные планы школьного образования 70-90 годов прошлого века, особенно в нерусскоязычной аудитории, то можно выявить тенденции увеличения учебного времени от общего объема на изучение русского языка, то есть можно сказать, что четверть всей нагрузки была отведена русскому языку и русской литературе, как учебной дисциплине, в ущерб другим учебным предметам.

Для освоения данного объема учебного времени требовались учителя русского языка, которых готовили в большом количестве в советских педагогических вузах на основе государственного заказа. Естественно, педагогическую армию учителей русского языка направляли в регионы союзных республик для обучения учащихся в национальной аудитории.

В связи с этим можно уверенно провести параллель между эпохой Советского государства 70-90 гг. ХХ века и эпохой деятельности Бекмухамедовой Х.А., которая со всей страстностью, присущей ей, отдала себя служению русскому языку. Она со всей любовью обучала русскому языку детей школьного возраста, преподавала азы методического мастерства в педвузе студентам, будущим учителям.

В ее деятельности хочется отметить особое отношение к русскому языку не как к идеологическому оружию, а как к сокровищнице культуры русского народа. Домашняя библиотека ученого-методиста представляла собой не только фонд научной литературы по проблемам русистики, но и роскошные иллюстрированные альбомы архитектурных памятников России, прекрасных репродукций русских художников, музыкальные альбомы с записями русских народных песен, опер, современной эстрады. Все это она бережно доносила до детей, студентов, коллег.

Бекмухамедова Х.А. как ученый-лингвист рас- полагала новинками в мире филологии, так как ее многочисленные связи с учеными Москвы, Ленинграда, других союзных республик помогали ей быть в курсе последних научных достижений. Все новое она вносила в свою повседневную работу, щедро делилась знаниями с учениками и коллегами. Благодаря этой открытости всему новому, думается, она одна из первых начинала практиковать какие-либо современные подходы, методические приемы и виды работ при обучении русскому языку.

Когда на заре 70-х годов прошлого века только начали исследовать коммуникативный подход в методике обучения языкам, Бекмухамедова Х.А. освоила основной принцип коммуникативной методики, который заключается в том, что изучение систем языка не является самоцелью занятий. Весь процесс обучения направлен на использование языковых навыков в общении. Она интуитивно применяла приемы и виды работ на уроке русского языка, уча детей общаться на русском языке на примере диалогов, рассказов и др.

Когда в 80-е годы ученые-методисты стали изучать ассоциативный метод освоения лексики, Бекмухамедова Х.А. стала строить с учениками ассоциативные гнезда слов и словосочетаний русского языка через систему упражнений. Одним из таких упражнений является упражнение «ассоциативная цепочка». Учащиеся выстраивали цепочку ассоциаций по заданной теме. Например, тема «Огород». Дети выстраивали линейную цепочку ассоциаций: земля, лопата, грядка, овощи, урожай.

Когда в 90-е годы за основу учебной единицы исследователями предлагалось взять текст, то ее уроки русского языка полностью были подчинены одной тематике, где ею использовались прозаические тексты, стихи, песни, диалоги, посвященные выбранной теме. Темы при этом определялись простые, понятные уму и сердцу каждого ребенка.

В качестве примера можно привести урок, проведенный ею в 6 классе одной из школ Панфиловского района Алматинской области, где была определена тема «Моя мама». Незамысловатый текст о маме-доярке и помощи сына превратился в урок высоких нравственных материй о любви каждого ребенка к своей матери. И неважно, что дети неправильно произносили русские слова, неуверенно проговаривали окончания падежей имен существительных, невпопад пели, главное – им стало понятно, что на любом языке важно проявить свои лучшие чувства по отношению к матери, важно сказать и написать слова благодарности маме. Итогом урока стало оформление поздравительных открыток матерям с детскими пожеланиями. Думается, этот урок остался в памяти детей далекой районной школы, где в селе нет ни одного представителя русской национальности, а значит, и русскоязычной среды, и тем не менее за один урок под руководством Халимы Адамовны дети написали искренние слова любви своим мамам.

Бекмухамедова Х.А. неустанно трудилась и отдавала себя учителям русского языка, постоянно читая содержательные лекции на курсах повышения квалификации сотрудников образования. Слушатели аудиторий влюбленно смотрели на нее, когда она доступно и ясно доносила до них идеи нового методического приема, дидактического средства обучения, новых знаний из мира филологической науки. Вместе с учителями она строила поурочный план, искала интересный современный учебный материал в детских познавательных журналах «Мурзилка», «Пионер», а также заставляла их дружно петь на русском языке. Эти часы плодотворного сотрудничества пролетали так незаметно, что потом учителя долго не могли расстаться с ученым, признаваясь в любви и уважении к ней. Живое общение с учителями способствовало совершенствованию качества школьных учебников по русскому языку, авторами которых была Бекмухамедова Х.А. При каждом переиздании учебников она вносила корректировки в учебный материал, которые она тщательно записывала в ходе общения с учителями-практиками, учитывала их пожелания и замечания.

Наблюдение за развитием методической науки позволяло ей определить актуальные проблемы, которые нуждались в научном исследовании. Поэтому из среды творчески работающих учителей-практиков она выискивала будущих ученых, предрасположенных к научной деятельности. Сегодня она имеет многих благодарных учеников, состоявшихся ученых, которых своевременно направила на стезю науки. Халима Адамовна обладает удивительной способно- стью вдохновлять людей на научный поиск, оказывая всемерную моральную и материальную поддержку в научных инициативах. Ее дом и ее сердце всегда открыты всем, кто проявил малейшее желание заняться наукой. Поэтому ее аспиранты с гордостью говорят: «Мы из гнезда Бекмухамедовой Халимы Адамовны» и ведут порядковый счет между собой (я – 17-й по счету аспирант), а это значит, что все они соблюдают непреложный закон помогать друг другу в самых различных научных и житейских ситуациях. Ее ученики знают, хоть и находятся на расстоянии, об успехах и проблемах друг друга, потому что в центре круга общения находится сама Халима Адамовна, которая знает о состоянии каждого ученика на данном этапе и, как степной «узункулак», обязательно сообщит о новостях этого научного семейства.

Каждый миг общения с ученым-методистом Бекмухамедовой Х.А. – это урок жизнерадостности, оптимизма, веры в лучшее. Этому ее научила жизнь, которая была полна невзгод, лишений. И нам, ее ученикам, стоит только задуматься о ее страданиях, чтобы сказать себе, что наши проблемы не сравнятся с ее пережитым опытом. Об этом ею самой и другими написано достаточно подробно, что может служить нравственным примером верности и преданности для последующих поколений.

В данный момент «здесь и сейчас» – в дни 90-летнего юбилея – мы, ее ученики и последователи, преклоняемся перед Халимой Адамовной в знак уважения и благодарности за уроки жизни, которые она нам преподала в дни содержательного общения, благословенного соприкосновения с великим и скромным до простоты Мастером.

 

Слово об учителе






 
 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no