электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово об учителе

 

   

Архив статей 2015 г.

Он был образцом и кумиром

№ 7 (148) сентябрь 2015г.

С.Г. МАЧНЕВА, главный специалист филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области», Отличник просвещения КАЗ ССР, Отличник просвещения СССР, Почётный член Академии педагогических наук Казахстана


От редакции. В одном из материалов, присланных в редакцию из Костаная, мы прочитали, что в Костанайском педагогическом колледже регулярно проводятся Шалабаевские педагогические чтения. Я обратилась к костанайским педагогам с просьбой поделиться воспоминаниями о своем земляке. Откликнулась Светлана Григорьевна Мачнева. Замечательным дополнением к этим воспоминаниям стала статья Галины Катковой «Большой человек Василий Шалабаев» (http://www.ng.kz/modules/newspaper/article. php?numberid=304&storyid=18544). С разрешения редакции Костанайского регионального портала «Наша газета» ниже мы публикуем отрывки из нее.


Хочу рассказать о Василии Амельяновиче Шалабаеве. Так было написано у него в паспорте, но все обращались к нему Василий Емельянович. Он говорил, что в нем живет дух Емельяна Пугачева. Был честным и прямым, обладал энциклопедическими знаниями, оставил след в душе каждого учителя, каждого ученика. Это строки из его стихотворения:
Я жду,
хочу
одной
судьбы –
оставить
след –
не наследить!

И он оставил этот замечательный след благородства, альтруизма, духовного богатства. Василий Емельянович и поэтом был уникальным, без поэзии нельзя охарактеризовать его как педагога.
И к мальчонке,
завтра
гражданину,
золотые
я ищу
слова…

Смогу ли я найти слова, чтобы читатели замечательного журнала «Открытая школа» смогли увидеть и почувствовать весь масштаб личности Василия Емельяновича – по-настоящему выдающегося педагога двадцатого столетия?! Понимаю, что писать должна, ведь он в конце жизни в своих мемуарах сказал обо мне: «Она умела дружить как никто». В стихотворении на вазе, подаренной в день моего шестидесятилетия, написал:
А если друг –
привык
дружить,
Чтоб духом
в дружбе
возвышаться.
И как святыней
дорожить:
Не тем,
кем стать,
а кем
остаться.

Мы общались и дружили с ним около сорока лет. Я работала в его школе сначала учителем математики и физики, затем завучем. Он был для своих учителей образцом и кумиром. Молодых он всегда приглашал на свои уроки. Василий Емельянович преподавал литературу и мог увлечь на уроке всех учеников и абсолютно каждого. Мало сказать: «Муха пролетит – слышно». Его уроки были уроками философии даже для шестиклассников и в то же время – спектаклем одного актера. Он много читал наизусть стихов и прозы Есенина, Пушкина, Маяковского, Куприна, Толстого, Некрасова и т.д. Он увлек чтением классики всех учеников школы. Классным руководителям всегда было о чем побеседовать с детьми в свободное время.

Память Василия Емельяновича поражала, мы, учителя, на переменах любили слушать его.

Он переводил стихи Абая Кунанбаева. Вот один из его переводов:
…Важны уменье и усердье,
Энергия и ум дельца,
Но справедливость с милосердьем –
Одни способны дать творца….
Кому-то, может, и отрадней
Иметь те первые черты,
Но человек тогда обкраден,
И он на грани нищеты.

Во взглядах на жизнь Шалабаев по духу был сродни Абаю Кунанбаеву. Он – наследник педагогики гуманизма Ибрая Алтынсарина, следовал идеям В.А. Сухомлинского, чье «Сердце отдаю детям» мы читали все вместе. Ценил лучшие человеческие качества, важнее всего считал уметь «ценить добро, не предаваться злу», сам следовал им.

Начать свою педагогическую деятельность в школе директора, который отличается новаторской мыслью, «необузданным» творчеством и верой в лучшие качества личности каждого учителя, ученика, – большое счастье. На педагогических советах мы обсуждали траектории развития наших учащихся иногда до поздней ночи, в то же время научная организация труда учителя была особой для него заботой. Вся его деятельность была направлена на осознание нами, педагогами, великой ответственности за будущее каждого воспитанника, за его судьбу.

Его гуманизм был действенным не только по отношению к детям, но и к учителям. К его посещениям уроков относились по-особенному. Он всегда мог поддержать молодых учителей. На- ходил такие слова, после которых, окрыленный, задумываешься, чем завтра увлечь детей.

Работая завучем, я посещала его уроки по обязанности, но записать что-либо в ходе урока было невозможно. С самого начала урока я вместе с детьми была увлечена темой, видя это, директор вовлекал в разговор и меня.

Василий Емельянович большое значение придавал воспитанию коллективизма, чувства ответственности за свои поступки. Мотивация на успех – главный метод его работы. Возможность быть победителями, лучшими в школе предоставлялась каждому классу. Любил спортивные игры с детьми. Он знал учащихся школы, возможности каждого классного руководителя.

Однажды приезжает с очередного совещания с вестью, что наш пионерский отряд будет участвовать в областных соревнованиях. Мы, конечно, взялись, с присущей классу энергией, готовиться к соревнованиям. Василий Емельянович приложил и свои усилия. Дети жили в интернате, он заходил поговорить с ними, как важно серьезно готовиться к любым состязаниям. Нужно не растеряться и показать свой интеллект, лучше всех спеть отрядную песню, победить в спортивных состязаниях, проявить себя в танцах и пении. И дети готовы были заниматься хоть до утра. Когда я обращалась к нему с просьбами (нужен музы- кант на репетицию или хореограф), он никогда не отказывал. На спортивные тренировки находил время приходить сам.

Результат такого коллективного труда: мой 6 «б» – лучший в области, мои ребята были самыми красивыми (одежду, костюмы шили все родители центральной усадьбы для детей из от- делений совхоза), самыми развитыми, самыми талантливыми исполнителями песен и танцев, самыми спортивными. А ведь это – дети с далеких отделений, тогда дома они спали на мазаных глиной полах.

Теперь понимаешь, сколько труда, знаний, времени и энергии он вложил в каждого из нас. Так создавалась ситуация успеха.

Василий Емельянович всегда привозил в школу методическую литературу, он для этого никогда не жалел своих денег. Причем знал, какую «подсказку» привести учителю, в чем у него недостаток знаний.

Он умел прощать детям и учителям, всем, кто не понимал его, даже чиновникам. Об этом писал:
Дружил с друзьями просто, по-земному,
Не по-земному недругам прощал…

Когда я уже работала начальником Управления образования, мы продолжали обсуждать с ним проблемы образования. Они часто порождены были учителями, которые приходили работать в школу без любви к детям и своей профессии; бесконечными реформами, которые отдаляли и отделяли педагогов от детей.

В суждениях и выводах был смелым, честным, это не всегда всем нравилось. После развала Советского Союза писал: «Идет оголтелое «нашествие» на историю», в стихотворении «На уроке истории» есть такие строки:
И стою, один на белом свете,
Всю взвалив за прошлое вину.
Да пытаюсь подпереть при этом
Дорогую все-таки страну.

Василий Емельянович был участником движения «Педагоги за мир и взаимопонимание». После его выступлений на Международных конференциях в Москве, Ленинграде его окружали участники этих форумов, чтобы продолжить разговор, собирались вечером в гостинице, и дискуссия продолжалась до поздней ночи. Он был удивительный оратор и замечательный собеседник.

В 1991 году на волне демократии, благодарные его ученики и родители, зная его как истинного демократа, избрали Василия Емельяновича депутатом Верховного Совета КазССР, реорганизованного в Парламент.

К своей депутатской деятельности он относился с огромной ответственностью за будущее страны, в стихотворении написал:
Мир кружится,
рушится,
Бесчинствует
зло:
Взметни
меня,
мужество,
В крутое седло.
Как встарь
исповедовать:
Не брать – отдавать,
Еще раз
последовать –
Последнее – дать!

Василий Емельянович принимал участие в непростой дискуссии о статусе русского языка в Казахстане, об этом написал в мемуарах. У депутатов этого созыва хватило мудрости, смелости, понимания непростой ситуации в мире, чтобы придать языку особый статус. Сейчас мы, оглядываясь на Украину, понимаем, насколько это важно для мира и согласия в стране.

Память об этом замечательном педагоге сохраняет Костанайский педагогический колледж. В нем под руководством директора Уразамбетовой Галии Ульмесхановны с участием детей Шалабаева, его учеников и коллег проходят педагогические чтения, шахматные турниры, спортивные соревнования по волейболу и теннису. Особые отношения к памяти Василия Емельяновича у коллектива Докучаевской средней школы (последнее место его работы), директора Сулеймена Искаковича Мурзатаева. В школе действует шахматный клуб имени Шалабаева, шахматы – особое его увлечение.

Портрет Василия Емельяновича дополняет его откровение:
Если я
кому-то
нужен,
Буду,
Хоть загнусь в дугу!
Но…
таким,
какой
вам нужен,
Извините,
Не могу!

 

 

Слово об учителе






 
 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no