электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово об учителе

 

   

Архив статей 2016 г.

Григорий Максимович Кубраков и Дело его жизни

№ 7 (153) февраль 2016г.

От редакции: Впервые имя Григория Максимовича Кубракова я встретила в статье Людмилы Борисовны Мананниковой «Воспоминания из будущего», посвященной юбилею Кожахмета Балахметовича Балахметова (министр просвещения КазССР с 1974 по 1985 гг.). Меня очень заинтересовал опыт этого педагога, в интернете в Википедии я нашла его биографию.


Кубраков Григорий Максимович (2 апреля 1920 года – 5 октября 2006 года) – один из наиболее известных продолжателей дела Антона Семеновича Макаренко в Казахстане, автор более 40 книг и статей по этому вопросу. Заслуженный учитель КазССР, Народный учитель СССР (1988).

С юных лет Григорий Максимович предполагал посвятить себя врачебному делу: в 1939 г. окончил медицинский техникум, работал фельдшером. Во время Великой Отечественной войны служил в полевом госпитале, награжден двумя орденами: Красной звезды и орденом Отечественной войны I степени, медалями. В 1944 году осколком противотанкового снаряда ему раздробило бедренную кость, перенес 12 операций, стал инвалидом. Но не пал духом. После долгих скитаний по госпиталям возглавлял в родных краях райздравотдел, затем райплан, редакцию газеты, работал в сельскохозяйственном производстве. Любое дело, за которое он брался, в его руках «кипело ». При этом во всем он старался «дойти до самой сути». Уже в то время его увлекают вопросы обучения нового поколения: во время войны он видел множество ребят, воспитывавшихся «без отцовской руки» и должного обучения в школе.

В 1958 г. окончил филологический факультет Петропавловского педагогического института, трудился учителем и директором ряда школ области. Сначала в Воскресеновской семилетке, где за успешную работу райком профсоюза и РОНО вскоре премировали его подписным семитомным изданием сочинений А.С. Макаренко.

«С этого времени Макаренко становится рядом со мной и моими коллегами по труду, и ведутся первые попытки ввести его идеи в школу. Но не вышло – не было еще полной ясности, как это сделать. Помешал и мой перевод в Булаевскую сельскую школу. В Булаево тоже не удалось – применялись идеи, а не система, да и времени было мало», – писал Григорий Максимович [1].

В августе 1963 г. Кубракова, как специалиста и в медицине, и в педагогике, назначают директором Мамлютской санаторной школы- интерната для детей с ослабленным здоровьем и туберкулезной интоксикацией. Школа еще строится, и до января 1965 г. новый директор особенно глубоко и настойчиво изучает произведения Макаренко, старается перенять лучший школьный опыт в поездках по стране. Несколько дней живет в Павлышской школе В.А. Сухомлинского и видит его в работе. Особенно полезными для себя Георгий Максимович считал также поездки в школы Латвийской СССР в апреле 1964 г., а несколько позднее – в московскую школу санаторного типа № 93 и школу- интернат № 61 Москвы, работавшую тогда по системе А.С. Макаренко.

К открытию своей школы в 1965 г. он уже твердо убежден в необходимости работы по-макаренковски, но здесь его встречают непонимание, «сомнения», а порой, и подозрения в делячестве и стремлении подзаработать на детском труде. И со стороны областного начальства, а нередко – и в своем коллективе, где многие педагоги привыкли, что главный труд для школьников – это учеба, при этом прочно связывали детское счастье с бездельем, а многие медицинские работники были уверены, что если человек болен, то первым делом его надо «освободить » не только от труда, но даже от посильной физкультуры.

«Я злился, когда со мной не соглашались в коллективе, хотя и держал себя в рамках дозволенного, страшно возмущался и горячился, когда мне говорили, что санаторная школа и Макаренко – явления несовместимые. И когда я возвращался с совещаний, где слышал то же самое, падал духом, страшно переживал, к счастью, находил силы брать себя в руки и снова идти в бой. Были моменты, когда решался вопрос, что выбрать, что предпочесть: быть понятым сейчас или быть верным себе и оставаться в одиночестве. Убежден, что нечто подобное предстоит пережить каждому, кто начнет перестройку в духе Макаренко» [2].

Однако далеко не все ясно в системе Макаренко оказалось и для, вроде бы, изучившего труды Макаренко «вдоль и поперек » самого Г.М. Кубракова. Трудно давалось внедрение методики А.С. Макаренко в первые годы, и неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не помогло одно событие, оказавшее огромное влияние на ход эксперимента. В 1968 г. в Москве защищал диссертацию ныне известный макаренковед В.В. Кумарин. «Я прочитал в «Учительской газете » статью О.С. Кель о содержании диссертации, а через некоторое время получил и диссертацию, присланную автором по моей просьбе. Давно волновавшие меня идеи Антона Семеновича в диссертации я увидел как бы в новом свете, в новых связях » [3].

Сейчас из трудов профессора В.В. Кумарина (1928-2002), а также одного из ведущих западноевропейских макаренковедов профессора Г. Хиллига и других специалистов мы знаем, что А.С. Макаренко вынужден был, по сути, умолчать во всех своих произведениях о существенных особенностях в чисто педагогической (а не только воспитательной) составляющей своей системы. Умолчать хотя бы потому, что в своих школах использовал так называемый комплексный метод обучения, который с 1930 г. вместе с целым рядом иных методик, успешно применявшихся в 1920-е годы для той же ликвидации неграмотности в стране, был огульно осужден и запрещен официальной советской педагогикой. Более- менее систематическое изложение принципов и подходов одного только кружкового опыта в системе Макаренко удалось издать (В.Н. Терский в соавторстве с уже упомянутой к.п.н. О.С. Кель) только в 1965 г. Конечно, не зная о столь существенной составляющей действительного опыта А.С. Макаренко, Г.М. Кубраков «столкнулся с некоторыми трудностями » при попытке на деле воплотить в жизнь его систему.

Но уже накопленный собственный опыт, большое желание воплотить систему Макаренко у себя в школе плюс пришедшиеся вовремя пояснения большого теоретика и практика макаренковедения В.В. Кумарина, с которым Георгий Максимович вскоре познакомился лично по приезде в Москву и потом долгие годы плодотворно продолжал сотрудничать, дополнили друг друга. Система Макаренко, наконец, заработала в достаточно полную силу.

Одной из особенностей санаторной школы- интерната является большая текучесть состава воспитанников, до 40-50 % в год, поскольку, восстановив и укрепив свое здоровье, учащиеся покидают школу. Поэтому каждый новый учебный год, с приходом значительного пополнения новичков, коллектив школы, по Макаренко, откатывался на 2-ю, а то и на первую (самую начальную) стадию своего развития. Не все, но очень многое, по сути, каждый год приходилось начинать с самого начала.

При этом многие поступающие на оздоровление дети были настолько «освобождены » не только от физкультуры, но и от иных бытовых нагрузок, что поначалу были не в состоянии даже сносно заниматься бытовым самообслуживанием в школе- интернате, затруднялись собраться в школу, а уж про трудовые навыки и говорить нечего. Отсутствие закалки при самых незначительных переменах погоды приводило к массовым затяжным эпидемиям простуды и т.д.

Первым делом Георгий Максимович отменил ставшее столь привычным уже для многих освобождение от физкультуры. В то же время с участием врачей строго учитывались действительные возможности и ограничения каждого воспитанника и определялось, какие физкультурные упражнения показаны и допустимы в каждом данном случае, а также категория посильной и полезной трудовой деятельности, к которой можно было приглашать данного воспитанника (при распределении работ эта категория, естественно, вслух не упоминалась и внимание других членов отряда на этом не сосредотачивалось). В ежедневную утреннюю зарядку включили разнообразные посильные закаливающие упражнения. Часть уроков стали по возможности проводить на свежем воздухе и т.д. В итоге вскоре добились существенного снижения простудных заболеваний, а за несколько лет многие воспитанники не только устойчиво переходили в группу более здоровых, но и становились разрядниками по различным видам спорта.

К трудовой деятельности приучали очень постепенно, к примеру, малышей занимали трудом два раза в неделю по 30-40 минут, а сама деятельность больше напоминала игровую. С возрастом, а также при соответствующей готовности по здоровью, трудовая нагрузка умеренно увеличивалась. При этом главной целью ученического труда, само собой, ставился не заработок, а воспитательные и оздоровительные цели (не труд-работа, а труд-забота), которые успешно и выполнялись (более подробно об этом см. в книгах Григория Максимовича).

Так, с 1963 по 1988 гг. и проработал Г.М. Кубраков в Мамлютской санаторной школе- интернате. Григорий Максимович с сотрудниками научил тысячи ребят победить тяжелейший недуг, подружил их с радостью, открыл дорогу в жизнь.

За основу воспитания в школе взята теория Макаренко о рабочем коллективе, разновозрастном отряде. Он – как семья, где много детей. Где старшие ответственны за младших. Отряд складывается «по желанию». Руководит им командир, и педагоги с ним считаются как с равным.

Под руководством Г.М. Кубракова учебно- медицинское заведение стало образцовым в республике.

Г.М. Кубраков продолжил макаренковский обычай украшать школу и ее окрестности: посадил со своим коллективом сосновый парк к 25-летию Победы. Украсил интернат голубыми елями, сказав при этом: «Каждое деревце – это солдат, который не вернулся с войны». Теперь и подрастающее поколение приумножает елочки и сосенки вокруг «Кубраковского Детища».

Григорий Максимович умер 6 октября 2006 г.

1. Кубраков Г.М. По пути Макаренко (Из опыта работы Мамлютской санаторной школы-интерна- та). – Алма-Ата: Мектеп, 1982, 87 с.

2. Кубраков Г.М. По заветам Макаренко (Опыт Мамлютской школы-интерната): Кн. Для учите- ля. – М.: «Просвещение», 1987, 118 с.

3. Кубраков Г.М. Школа труда и доверия (Диалог между педагогом и журналистом о путях развития современной школы / Г.М. Кубраков, Д.Х. Фар- бер). – Алма-Ата, «Казахстан», 1989, 142 с.

От редакции

В программном документе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президент Н.А. Назарбаев подчеркнул, что все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, эта идея должна стать альтернативой идеологии потребления. Уважение к труду и желание трудиться нужно воспитывать с детства. Я подумала, что уникальный опыт трудового воспитания подрастающего поколения, наработанный Кубраковым, будет интересен читателям журнала «Открытая школа».

Людмила Борисовна Мананникова любезно предоставила нам право перепечатать ее интер- вью с Григорием Максимовичем, которое было опубликовано в октябре 1975 г. в газете «Ленинская смена». Статья называлась «Тебе везде рады».

«Когда я зашла во двор Мамлютской средней санаторной школы-интерната, то удивилась. Со- всем это не было похоже на школьный двор. Целый парк. Чувствовался вкус художника, хорошо продумавшего весь ансамбль. Мемориальный комплекс в честь 30-летия Победы, художественно оформленные клумбы, тенистые аллеи с разноцветными скамейками. Детский городок с качелями, каруселями. За школой начинался фруктовый сад, многочисленные грядки с овощами, поле пшеницы.

Обо всем, что я увидела в здании школы, можно рассказывать много и подробно. Музей В.И. Ленина, в котором собраны экспонаты не только из музеев нашей страны, но и присланные из зарубежных стран. Клуб интернациональной дружбы «Планета», краеведческий музей… За 10 лет своего существования школа, ее клубные организации награждены 50-ю дипломами, По- четными грамотами, пятью вымпелами, девятью кубками. Спортивное общество школы из года в год занимает в районе 1-2 места. И секрет такого успеха, по словам директора Г.М. Кубракова, заключается в следующем: 8 лет назад коллектив начал работать по системе А.С. Макаренко. Об этом и был наш разговор с Григорием Максимовичем.

- Григорий Максимович, почему вac заинтересовала система Макаренко!

- Мы часто цитируем Макаренко, ссылаемся на его труды, а школ, которые приняли его систему целиком, работают по ней, как ни странно, в на- шей стране совсем немного. В республике их нет вообще. Когда мы начинали, некоторые товарищи даже относились к эксперименту недоверчиво, с иронией. Почти три года мы молчали. Не торопились с выводами, боялись ошибок, Теперь, когда успехи достигнуты, об этом можно говорить. Даже утверждать: система Макаренко применима в наше время. Ведь главным в современной школе было и остается создание общешкольного воспитательного коллектива с первичным подразделением – разновозрастным отрядом.

- То есть отрядом, в который входят ребята с первого по десятый классы?

- Да, 13-15 человек, которые объединяются в отряд по принципу «кто с кем хочет». Преимущества? Создается как бы семья – старшие постоянно заботятся о младших. В обычных школах это есть, но шефство носит там эпизодический характер. Старшие приходят к младшим в порядке общественной нагрузки. Не тогда, когда хочется, а когда мероприятие.

В наших отрядах хорошо передается опыт, удерживаются традиции. Очень важно вот это: все отряды могут между собой соревноваться. Кстати, наши отряды и более самостоятельны. Настолько, что воспитатели в группах просто не нужны.

- Так что же, в вашей школе исчезает фигура воспитателя, классного руководителя? Человека, на котором в обычной школе ложится столько забот? Работа учебная, воспитательная, организация различных мероприятий.

- Представьте себе, это так. Классный руководитель занимается у нас лишь документацией – ведет журнал, заполняет табеля, сдает отчеты. А к каждому отряду прикреплен консультант – к нему ребята обращаются за помощью, советуются с ним. И тот, и другой работает на общественных началах. А основную воспитательную нагрузку несут специалисты по клубной и кружковой работе. В школе создано 30 различных клубов и кружков, и каждый из ребят в одном из них весь год занимается. На раздумья мы даем воспитаннику весь сентябрь. Не понравилось в краеведческом музее, загляни в КИД. И это не по вкусу? Тогда тебя ждет киностудия, спортивная секция или кукольный театр. Везде тебе рады, везде тебя ждут.

Или вот такой пример. Предположим, во всех классах надо провести беседу о событиях в Португалии. Каждый классный руководитель в обычной школе готовится, ищет материал. У нас же беседу по возрастным потокам проводит руководитель КИДа. И более квалифицированно, и работы меньше.

- Григорий Максимович, в последнее время мы все чаще говорим о самоуправлении школьников. Как оно организовано у вас?

- В школах обычного типа самоуправление организуют так. Серьезно, с карандашами и блокнотами в руках заседают ребята, скажем, с третьего по десятый класс. Они докладывают, записывают, распоряжаются. Внешне здорово, эффектно, а фактически – младшие уравниваются со старшими. У нас же каждый отряд выделяет в совет самоуправления старшеклассника.

Появилась идея – начать строительство помещения для классов машиноведения и начальной военной подготовки. Наши ребята строить умеют, строили много. Но хотелось что-то сделать в один день. И вдруг в зале раздались чьи-то слова: «А по- чему бы в один день не построить и такое помещение?» Возник шум, кто-то засмеялся: «Фантазия», а потом посмотрели на директора. Что скажет? Ну, а я говорю: «Попробуем!» И попробовали. Здание действительно выстроили за один день. С шести утра до семи часов вечера трудился (бригады сменялись одна за другой) весь коллектив.

- На субботнике как раз и подтвердилось ваше правило: воспитание на 80-85 процентов делом, на 15-20 словом!

- Это чисто эмпирический вывод. Правильность его пусть доказывают ученые. Кстати, вопрос о школьных производственных бригадах. Мне кажется, что в их организации имеется два существенных недостатка. Первое – формирование бригад происходит на добровольной основе – кто-то из года в год бездельничает, а кто-то трудится. И второе – труд школьников становится трудом-работой, а не трудом-заботой, как хотелось бы. Поэтому мы заменили бригаду учебно-производственным хозяйством. Школьники заботятся о кроликах, о грядках с овощами.

- Григорий Максимович, за восемь лет вы доказали, что система Макаренко не устарела, что в школах-интернатах ее можно применять успешно. А как быть с обычными школами? Давайте пофантазируем…

- Даже фантазировать не надо. Я знаю две школы в стране, которые работают по системе разновозрастных отрядов. Школа № 524 города Москвы и школа № 7 города Нальчика. В прошлом году мы образовали такие отряды в микрорайоне нашей школы – для детей сотрудников. Пока все идет успешно, но говорить об опыте рано. А вот о школе в Нальчике я могу рассказать. Там при дворах созданы разновозрастные формирования- содружества. Каждое содружество образует как бы семью. Это важно в наше время – ведь разновозрастные связи в современных семьях почти исчезли. Большую роль в содружествах играют родители. Без их мнения, например, оценка за по- ведение ученику (это даже уже не оценка, а целый анализ личности) не выставляется.

- Но у вас в школе есть опытное хозяйство. А где трудиться городским ребятам!

- У города возможности неограниченные, Вспомните о проблеме улицы. Это же педагогическая целина. Ребята могут озеленять дворы. Участвовать в работе экологической службы – вести наблюдения за природой. Исследовать микроклимат, определять загазованность воз- духа, степень зашумленности улиц (сейчас эти сведения собирают специальные лаборатории). Оформлять дворы. Вы замечали: если энергию ребят не направлять, они сами придумают себе занятие и не всегда, скажем так, полезное. Скамейки портят или разрисовывают подъезды. Я читал, что в одном из домовых комитетов создали бригады по ремонту подъездов, так приходится дежурить, чтобы сдержать натиск всех желающих поработать. У нас сейчас девиз, как вы знаете, школа – центр воспитательной работы в микро- районе. А при такой организации – системе разновозрастных отрядов или формирований – дело ведь не в названии, этот тезис будет выполняться более успешно.

- Действительно, заманчиво. Вы, наверное, так и представляете себе школу будущего?

- Конечно, трудно что-либо сегодня предвидеть. Но, на мой взгляд, это будет комплексная педагогическая система А.С. Макаренко. С учетом со- временных условий, проверенная жизнью. Только тогда мы сможем воспитать наших детей людьми, которые всю жизнь будут заботиться о красоте и чистоте окружающего их мира.

От редакции

А потом я позвонила в Мамлютку директору школы-интерната Кульбаршин Джумаевне Абрахмановой, надеясь найти там коллег и единомышленников Григория Максимовмча. Кульбаршин Джумаевна охотно познакомила меня с учителем высшей категории, Отличником про- свещения КазССР Вдовенко Ниной Васильевной. Она много лет работала с Григорием Максимовичем. Сейчас Нина Васильевна на пенсии, но она возглавляет ветеранскую организацию и много делает для того, чтобы сохранилась память о выдающихся земляках. Она поделилась своими воспоминаниями и прислала фотографии, которые мы поместили в этой статье.

Оскару Уайльду принадлежат слова: «Человек ценен, когда его слова совпадают с его делами». Они целиком и полностью соответствуют характеристике Педагога с большой буквы, бывшего директора-основателя Мамлютской санаторной средней школы-интерната Григория Мамксимовича Кубракова. Используя в своей практике педагогическую систему А.С. Макаренко, тщательно изучив ее, убедившись в необходимости ее применения, он смог подготовить педагогический коллектив для успешного решения задач в области народного образования, а именно: повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду.

Мамлютская санаторная школа-интернат организована в 1965 году. Сегодня на месте бывшего пустыря вырос большой, утопающий в зелени школьный городок, который окружен сосновым бором, посаженным силами сотрудников и учащихся школы. Это была школа-хозяйство, где был свой фруктово-ягодный сад, опытный участок, зоодом, пшеничное и картофельные поля, свиноферма, пасека, теплица, где круглый год выращивали цветы и продавали мамлютчанам, строили здания своими силами. Это учебно-производственное хозяйство давало хорошую прибыль – до 30 тысяч рублей в год. По тем временам это были большие деньги. На базе опытного участка работало научное общество школьников, удостоенное участия в ВДНХ СССР и награжденное дипломами и медалями.

Школа-интернат – «Школа образцового порядка», победитель Всесоюзного конкурса по санитарному состоянию, трудовому, физическому, гигиеническому воспитанию и медицинскому обслуживанию учащихся, победитель республиканского конкурса «За Ленинское отношение к природе» и так далее. Долго перечислять все титулы, так как читатели могут сказать, что это уже «немодные» названия, но это – история нашей школы-интерната.

С 1966-1967 учебный год мы перешли к организации детского первичного коллектива по принципу разновозрастных отрядов, как предлагал А.С. Макаренко. Отряд состоит из детей разного возраста (с 1 по 11 класс) и создается по принципу «кто с кем хочет». Управлять коллективом класса и разновозрастным отрядом – это далеко не одно и то же. В отряде сестренки и братишки или односельчане живут вместе. Ведь школа областная и дети едут из разных и очень отдаленных районов Северо- Казахстанской области. Во главе отряда на общем собрании избирается командир. Как правило – это старшеклассники как юноши, так и девушки. В классе их могут не избирать, а в отрядах они командиры, выполняющие роль воспитателя. Самый рациональный вариант, когда в отряде от 15 до 17 человек. Сначала отряд состоял из 35-40 человек, т.е. были девочки и мальчики вместе, а потом их разъединили (у Макаренко было по 7-10 человек).

Воспитательская служба была полностью перестроена следующим образом. В течение дня были дежурные педагоги-воспитатели, которые следили за исполнением общего режима школы и воспитательных мероприятий, их было 3 человека, если работали на 1,5 ставки, или 4, если работали на 1 ставку воспитателя (это было согласовано с самими дежурными). В смене был воспитатель по быту, 2 воспитателя игротеки, воспитатель по питанию, старший воспитатель, пионервожатый, руководитель самоподготовки. Остальные воспитательские ставки были разбиты на четверть ставки или 0,5 ставки на организацию клубов, кружков, спортивных секций, организацию и проведение утренней зарядки на свежем воздухе и оплату руководителям производственных бригад (цветоводов, лесоводов, овощеводов, садоводов, животноводов). Бригады работали круглый год 2 раза в неделю по 1 часу. Таким образом, воспитателей в отрядах не было, а были учителя-консультанты, которые отвечали за свой отряд и приходили каждую субботу на отрядное собрание в 20.00 вечера. Если на собрании отсутствовал консультант, это было ЧП.

Ежедневно работали клубы, кружки по интересам, секции, с 20.00 до 21.15 часов, а после занятия дети выходили на прогулку. Клуб интернациональной дружбы «Планета», музей В.И. Ленина, краеведческий музей, ИЗО студия, радио- станция, кружок радио и печати, фотостудия и др. – их было до 40. В настоящее время остался краеведческий музей, совмещенный с экспонатами из клуба «Планета». Руководителями клубов и кружков были педагоги, краеведением занимался учитель географии, драмкружком – учитель русского языка и литературы, радиостанцией – учитель физики и т.д. (утром – уроки, вечером – кружок и никаких отказов).

На самоподготовке с 17.00 до 19.00 дети учили уроки самостоятельно (с 5 по 11 класс) под присмотром командира, общее руководство осуществлял руководитель самоподготовки. Начальные классы занимались один час и 15 минут в своих кабинетах под руководством своего педагога.

Постоянная занятость учащихся в течение дня не только учебой, но и любимым занятием в кружке, бригаде, встреча с другими воспитанниками школы наполняли ребенка новыми знаниями, практическими умениями в кружках по швей- ному и столярному мастерству, художественному искусству, приучая к дисциплинированности, взаимопониманию.

Пионерская и комсомольская организации были для детей чем-то особенным, они относились к поручениям с особой тщательностью и добросовестностью. Словом, каждый воспитанник мог проявить себя в чем-то и где-либо.

После окончания школы ребята приезжали и приезжают уже взрослыми, специалистами и говорят о том, что в армии служить было нетрудно, режиму и дисциплине научили, в институте учить- ся было несложно потому, что научили в школе самостоятельно готовить домашние задания.

Школа воспитывала на каждом шагу. Повсюду висели высказывания мудрых людей, особенно много было высказываний А.С. Макаренко, по- жалуй, главным было: «Учитель строг, потому что желает тебе добра». Кроме того, у каждого сотрудника было высказывание, сделанное как фотография на фотобумаге, чтобы каждый взрослый относился к работе так, как там написано, и знал это высказывание А.С. Макаренко наизусть. У меня оно до сих пор сохранилось: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в любую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».

Чтобы в школе был порядок и ответственность за порученное дело, Григорий Максимович разработал памятки или инструкции о том, что нужно делать, за что ты отвечаешь и как поступить. Например, памятка дежурного педагога, командира и т.д. Это, своего рода, права и обязанности учащихся и взрослых, если их нарушил – отвечай. Особенным документом была «Памятка воспитанникам», которая была как настольная книга каждого отряда, класса, сотрудника школы. Ее читали на утренней планерке в отряде, на классных часах, на отрядных собраниях. Все это создавало особый колорит в воспитательной работе, а труд был не работа, а забота.

Когда система стала давать определенные результаты, Григорий Максимович решил написать об этом опыте применения системы А.С. Макаренко в условиях школы-интерната. В 1982 году в издательстве «Мектеп» вышла книга Г.М. Кубракова «По пути Макаренко». За опытом к нам ехали со всех концов бывшего Советского Союза, было много телевизионных съемок в области, в республике, а в 1987 году – передача в телестудии Останкино, после того, как Григорию Максимовичу было присвоено звание «Народный учитель СССР». Я была вместе с ним в Останкино. Съемка шла 6 часов. Участники программы задали Григорию Максимовичу очень много вопросов, и он подробно и вдумчиво на них отвечал.

После 25-летнего руководства санаторной школой-интернатом Кубраков Г.М. ушел на заслуженный отдых и переехал жить в г. Петропавловск. Школа пережила смену 6-и директоров, безумную перестройку. Пробовали менять систему, а именно – жизнь разновозрастных отрядов, но поняли, что в этом нет необходимости. Конечно, в отрядах теперь есть воспитатели, нет такого количества клубов и кружков, но система осталась. Хорошие педагоги понимают ценность разновозрастного отряда, умело используют ее в жизни. Об этом сами за себя говорят дни самоуправления, которые нашли свое применение и в обычных школах. Ведь доверяй, проверяй, анализируй – это ключи к успеху в воспитательской работе.

Благодарные воспитанники 1-го выпуска к 90-летию со дня рождения Григория Максимовича Кубракова приняли активное участие в подготовке открытия мемориальной доски на здании школы- интерната. Я подготовила брошюру «Педагогический прорыв Кубракова», где написала свои воспоминания и собрала письма-воспоминания воспитанников и сотрудников школы-интерната, есть буклеты о нем.

Ученики до сих пор помнят своего Учителя с большой буквы. В октябре 2015 года в областной газете «Северный Казахстан» читаю заметку «В памяти навсегда», это – воспоминания командира 11 отряда Калдыровой Алмы (ныне Айдархановой). Алма Набиуловна работает в областной школе-интернате для детей оставшихся без попечения родителей. Вот строки из ее статьи: «Всегда с особым уважением вспоминаю учителя с большой буквы Г.М. Кубракова – главу коллектива, всегда подтянутого, мудрого, требовательного человека. Я его сравнивала с А.М. Макаренко. Помню субботники под музыку, с каким энтузиазмом мы трудились во благо общества. Парк Победы, заложенный под его руководством. Мы с особым вдохновением приводили его в порядок. А под Новый год организовывали патруль для охраны наших сосен и елей и т.д.»

Вспоминать можно еще и еще, но вот главное: система А.С. Макаренко, примененная Г.М. Кубраковым, жива, действует и дает свои положительные результаты в воспитании подростков.

 

 

 

Слово об учителе





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru       pan>

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10