электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово об учителе

 

   

Архив статей 2019 г.

В память об учителе
К 80-летию со дня рождения профессора Р.М.Коянбаева

№ 9 (190) ноябрь 2019г.

А.Б. АКПАЕВА, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального обучения,
Л.А. ЛЕБЕДЕВА, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального обучения КазНПУ им. Абая, г. Алматы


12 декабря 2019 г. исполняется 80 лет со дня рождения замечательного человека – профессора Коянбаева Р.М. Его по праву считают основателем специальности «Педагогика и методика начального обучения» в старейшем педагогическом вузе РК – КазНПУ им. Абая. Вот уже более 10 лет как его нет с нами, но его наследие актуально и в наши дни.

Ромсеит Мухтарович Коянбаев – неординарная личность. Он обладал ценными качествами, отличающими его от других. Личный секрет успеха РомсеитаМухтаровича – это его полная отдача любимому делу. Мы были свидетелями того, как он до последней капельки вкладывал в него душу. Его трудолюбие, стремление сделать любую работу качественно вызывают преклонение перед профессионалом.

Его отличало искреннее доброжелательное отношение к коллегам. Он всегда умел ценить и уважать людей. Он сплачивал коллектив. Проводил открытые Советы факультета. Советовался с педагогами. Учитывал их мнение. Терпеливо убеждал тех, кто, возможно, был не прав. Р.М. Коянбаев уделял большое внимание корпоративному духу и культуре. Мы были участниками различных праздников и вечеров.

Там, в неформальной обстановке, он шутил, пел песни. Было всегда тепло и уютно рядом с этим человеком.

Мы признательны коллегам, выпускникам факультета, продолжателям его дела, которые в память о Ромсеите Мухтаровиче Коянбаеве организуют научные мероприятия по изучению и популяризации идей ученого. Уверены, что нынешние учителя, в прошлом выпускники нашего факультета, работающие по всей республике, помнят его вклад в свое профессиональное становление.

Ромсеит Мухтарович мог предвидеть изменения, происходящие в обществе и образовании, заранее подготовить к ним педагогов и студентов. Это были не просто слова, а разработка и внедрение нормативных документов в процесс обучения и дальновидное руководство. Так, еще два десятка лет назад им были продуманы вопросы внедрения кредитной системы обучения, 12-летней системы образования, подготовки специалистов для малокомплектной школы, системы послевузовского образования и др.

Хотим отметить внедренную им систему подготовки научно-педагогических кадров начиная со студенческой скамьи. Так, в течение всего срока обучения студенты осваивают методику научно-педагогического исследования. Они изучают проблемы в образовании и пишут курсовые и другие научные работы, связанные с подготовкой дипломных работ. С тех времен и по настоящее время в полной мере используются возможности системы педагогической и производственной практики. Темы дипломных работ определяются в соответствии с современным уровнем развития педагогики начальной школы и развитием методики начального обучения, жизненными задачами начальной школы, сложившимися научно-исследовательскими направлениями кафедр.

Особое внимание благодаря Р.М. Коянбаеву уделялось работе по определению перспектив научного исследования, проведенного в дипломной работе студентов, ее связи с потенциальной кандидатской диссертацией. Так, целая плеяда выпускников факультета ПМНО 90-х годов успешно защитила диссертации, продолжив свои дипломные исследования.

В настоящее время подготовка специалистов для малокомплектной школы – одна из проблем, стоящих перед государством. Ее решение уже с конца 90-х годов 20 века обозначил и начал внедрять в практику Р. Коянбаев. В учебные планы были включены дисциплины по подготовке к работе в условиях МКШ, изданы учебные пособия.

Еще один актуальный вопрос, который в начале 2000-х годов обозначил Р.М. Коянбаев – это подготовка специалистов к работе в условиях нового стандарта 12-летней школы. Так, на основе государственного общеобязательного стандарта высшего образования Республики Казахстан 2004 года были созданы программы со специализациями и дисциплинами: «информатика», «английский язык», «теория и технология обучения английскому языку в начальной школе», «теория и технология обучения информатике в начальной школе». Эти специализации созданы в соответствии с государственным базисным учебном планом начальной ступени 12-летней средней школы. В связи с такими изменениями совершенствовалась вся научно-методическая деятельность профессорско-преподавательского состава, силы были направлены на поиск и реализацию эффективных технологий формирования профессиональной компетентности студентов.

В книге «Педагогика и методика начального обучения», посвященной 10-летию со дня образования факультета ПМНО, Р.М. Коянбаев отметил, что «в соответствии с уставом университета факультет ПМНО перешел на многоступенчатую структуру высшего образования (бакалавриат и магистратура), теперь задача – организовать весь коллектив, чтобы работать в тесном творческом контакте».

В те годы Р.М. Коянбаев принимал активное участие в написании нормативных документов бакалавриата и магистратуры, новых учебных и методических пособий. Он написал учебное пособие «Педагогика» на казахском языке в период становления и развития отечественной педагогической науки. «Это учебное пособие стало прекрасным подарком для всех преподавателей и студентов нынешнего времени», – пишет А.Е. Жумабаева [1].

Р.М. Коянбаев – ученый, создавший эффективную систему подготовки научно-педагогических кадров новой формации, способствоваший совершенствованию послевузовской педагогической науки и решению проблем разработки новых технологий. В 2001 году совместно с Н.Д. Хмель, С.И. Калиевой, Т.К. Оспановым, А.Е. Жумабаевой он осуществлял непосредственное руководство разработкой государственных общеобязательных стандартов высшего профессионального научно-педагогического образования (магистратуры) РК по специальности 540350 – Педагогика, в 2004 году с Т.К. Оспановым, А.Е. Жумабаевой по специальности 6N0102 – Педагогика и методика начального обучения, 6N0103 – Педагогика и психология (магистратура). Благодаря этим стандартам были подготовлены высококвалифицированные специалисты – магистры для всей республики.

К. Ыбраимжанов, А.Е. Жумабаева посвятили серию статей и работ по изучению содержания научных трудов и мыслей о начальном образовании в педагогическом наследии Коянбаева Ромсеита Мухтаровича. Ими была дана объективная оценка его деятельности. Р.М. Коянбаев внес неоценимый вклад как ученый-педагог, изучавший методологические проблемы и методы научных исследований в педагогике начального образования. Его идеи находят отражение и в реформировании начального образования в современных условиях. В свою очередь, создание нового подхода к начальному образованию и публикация его трудов по этим актуальным проблемам позволили выявить сущность начального образования, оценить достигнутые результаты, а также выявить возможности принятия оптимальных решений в современном начальном образовании.

К. Ыбраимжанов [2], говоря о педагогическом наследии Р.М. Коянбаева, его мыслях о начальном образовании, воспитании и подготовке учителей начальных классов, выделяет несколько основных направлений его исследований. Прежде всего это философское отношение ученого-педагога к начальному образованию в отдельных научных исследованиях. В своих трудах ученый утверждает, что начальное образование должно закладывать основы всех наук, но теоретические выводы должны быть минимизированы, ориентированы на формирование мировоззрения младшего школьника и достижение индивидуальных научных познаний путем личностного общения с каждым ребенком. А также обосновывает цели начального образования в Казахстане на основе научного анализа практики обучения.

Второе направление педагогического наследия Р.М. Коянбаева – подготовка учителей начальных классов. В соответствии с научными и практическими потребностями общества им определен уровень квалификации ступени начального образования как основы теоретической, методологической системы в соответствии с ролью учителя в обществе. Это требует изучения и анализа различных процессов в области общественного развития и начального образования в Казахстане. Изучение исторических знаний с целью развития теории и практики начального общего образования является основой для проведения учебно-воспитательной работы на национальной основе. Эти выводы сделаны в трудах «Общие основы педагогики начальной школы», «Теория воспитания», «Дидактика», «Педагогика начального общего образования» [3;4;5].

В своих работах Р.М. Коянбаев отмечает, что учитель должен быть настоящим мастером своего дела. Для качественного образования детей учитель должен в совершенстве овладеть педагогическими и методическими науками, уметь их рационально использовать, формировать у подрастающего поколения не только знания, но и нормы поведения. В своей научно-педагогической деятельности учитель становится мастером своей профессии. В поиске путей к сердцу учащихся учитель осваивает разные приемы и способы обучения и воспитания. Каждый человек, который решил посвятить себя важнейшему делу человечества – воспитанию молодого поколения, должен обладать высокими профессиональными и личностными качествами [6;7].

Именно в свете этих мыслей Р.М. Коянбаев разрабатывает государственные стандарты профессионального образования по подготовке учителей начальных классов.

В конце 20-го начале 21-го века под руководством Коянбаева Ромсеита Мухтаровича группа ученых КазНПУ имени Абая – профессор Сабиров Талгат Сабыржанович, Сатканов Олжабек Сатканович, Рахметова Сагира Рахметовна, Мендекинова Рабига Таурбаевна, Оспанов Толеген Каражанович, Уайсова Гулнар Инаматовна и др. – продолжила работу по подготовке учителей начальных классов.

Поэтому мы считаем, что педагогическое наследие профессора Р.М. Коянбаева имеет высокий потенциал использования в современной системе начального образования.

Список литературы:

1. Жұмабаева Ә.Е. Орта және жоғары кәсіби білім беруді жүзеге асыруда Р. М. Қоянбаев идеяларының өміршеңдігі/ «Проблемы и перспективы подготовки будущих специалистов в условиях перехода на 12-летнее обучение». Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 70-летию профессора Р.М. Коянбаева. – Алматы, 2009.

2. Ыбырайымжанов Қ.Т. Р.М. Қоянбаевтың педагогикалық мұраларындағы бастауыш білім беру мәселелері /«Проблемы и перспективы подготовки будущих специалистов в условиях перехода на 12-летнее обучение». Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 70-летию профессора Р.М. Коянбаева. – Алматы, 2009.

3. Коянбаев Р.М. Курс лекций по дидактике для студентов факультета педагогики и методики начального обучения педвузов / Р.М. Коянбаев; Каз. пед. ин-т им. Абая. – Алма-Ата: КазПИ, 1990. – 87 с.; 20 см. На обл. авт. не указан Каз. NL 4 90-12/399

4. Коянбаев Р.М. Психолого-педагогический факультет [О факультете к 75-летию образования Алматинского университета] // Абай атындағы Алматы университет Хабыршысы. Бастауыш мектеп және дене мәдениеті, 2003. № 1(3). – С. 3-5

5. Қоянбаев Р.М. Организация учебного процесса – основа реализации содержания образования будущих специалистов. Совершенствование содержания начального образования. – Алматы, 1995 г.

6. Қоянбаев Р. М. История подготовки будущих учителей начальных классов и персепективы ее развития в АГУ имени Абая. Актуальные проблемы подготовки будущих учителей начальных классов: теория и практика. – Алматы, 1998 г.

7. Қоянбаев Р.М. К вопросу о перестройке подготовки будущих учителей начальных классов при многоуровневом высшем образовании. Совершенствование подготовки будущих учителей для начальной школы. – Алматы, 1995 г.

 

&n 

Слово об учителе







 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no