электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово об учителе

 

 

В текущем номере ...

Слово об учителе:

 
 
 

 






 

Поклон учителю

№8 (169) октябрь 2017г.

Т. ДАИРОВ, директор учебного центра Нацбанка, г. Алматы


От редакции. Этот пост Талгат Даиров разместил на своей странице в фейсбуке. Мы публикуем его с разрешения автора.


Попытаюсь описать его. Невысокого роста, крепкий, настоящий бычок – лобастый, челюсть вперед, галстук лопатой, усы гусарские. Обладал пронзительным баритоном и неимоверно крепким рукопожатием. Прозвищ у него было множество, но чаще всего его звали Валерой или Петей (от Петров). Уважали его все, даже наши доморощенные криминальные авторитеты, потому что он был справедлив и плевать хотел на школьные ярлыки. Одаренное хулиганье могло найти у него моральную отдушину. Было такое замечательное поколение педагогов, воспетых Приемыховым, к коим, конечно, нужно отнести и Архимеда Искакова.


Прошел еще один День учителя. Кто поздравил своих учителей, тот, безусловно, молодец. Но жизнь – штука непредсказуемая. Бывает и так, что поздравить уже некого: опомнился, кинулся искать, а тебе говорят: «да уж лет пять, как ушел». Время-то идет. Грустно, но что поделать. Остается память. По этому поводу хочу рассказать про своего учителя истории.

Он преподавал в средней школе № 35 города Алма-Аты. Я же учился у него в период с 85-го по 90-й годы, то есть именно в тот самый период, когда зашатались основы: моральные, идеологические, экономические. Когда вялотекущий перитонит начал переходить в активную фазу, когда накопленный за 70 лет когнитивный диссонанс общества начал выплескиваться наружу. Сейчас много слышу о ностальгии по «славным прежним временам». Наверное, те, чье становление пришлось на семидесятые и раньше, смогут вспомнить гораздо больше хорошего: и пиво по 16 коп., и мяскомбинатские тошнотики, и прочие скромные и уютные радости советской жизни. В моем же (нашем) случае воспоминания уже не такие благостные. Например, тотальный дефицит, безнадежно длинные очереди, антиалкогольная кампания и все, что за ней последовало. Низложение догм, первые статьи в «Огоньке», «гласность», «перестройка», «ускорение». Криминализация общества, начиная со двора и школы, шла полным ходом: массовые драки, вымогательство («счетчики»), вооруженный разбой с целью завладения головными уборами, обувью или деньгами, и прочий ужас, в который мои дети сейчас уже не верят, мол, старик нагнетает. А ведь было. Прежний мир треснул. И вот из этой самой трещины и вытек весь этот мрак.

Так вот, в это непростое время на моем пути встретился этот замечательный человек. Настоящий мужик, профессионал и просто мой Учитель – Валерий Михайлович Петров.

Урок Валерий Михайлович строил таким образом: сначала опрашивал зубрилок по пройденной теме, а затем начиналось обсуждение новой. Именно обсуждение! И если бог не дал тебе усидчивости выучить даты и цифры, то во второй части урока ты мог реабилитироваться сторицей. В итоге были довольны все. Мы ждали этот урок, потому что знали, что сегодня, например, мы будем обсуждать какой-нибудь съезд РСДРП, и первый ряд от окна будет большевиками, второй ряд – меньшевиками, а третий – эсерами. Учились думать, учились размышлять и анализировать. Из-за того, что оппонентами были твои однокашники, аргументация должна была быть железной, стандартная отмазка «не читал», как тогда говорили, «не канала», ты должен был уметь аргументированно защитить свою точку зрения. Обсуждения были крайне оживленными, модерировал Валерий Михайлович, и когда дискуссия съезжала на личности, раздавался его резкий баритон, и все возвращалось в более или менее интеллигентное русло. Так мы постепенно развивали навыки критического мышления, о котором столько сейчас говорят.

Я всегда увлекался историей, а в отрочестве искренне хотел стать археологом, как Шлиман. Где-то в восьмом классе всерьез заинтересовался историей Казахстана. Тоненький учебничек цвета хаки, который тогда использовался, никоим образом меня не устраивал. Хорошо, что дома имелась обширная библиотека, и среди прочего был двухтомник по истории Казахстана под редакцией М. Ауэзова 1961 г. Видя мою заинтересованность в предмете, Валерий Михайлович предложил эксперимент: некоторые темы по истории Казахстана озвучивать самостоятельно, конечно, сначала в масштабе класса. Я, естественно, согласился. Чуть позже этот интерес привел меня на конкурс молодого оратора в КазГУ в 89 году, куда я попал благодаря другой подвижнице Марии Ивановне Заславской (кстати, первое место среди взрослых (до 35 лет) тогда занял известный ныне кинокритик Борецкий). Моя тема звучала так: «Было ли присоединение Казахстана к России добровольным?». Легендарная Дина Исабаевна Дулатова, будучи членом жюри, удивленно вскинула брови, когда услышала это. Потом Валера крепко пожал руку, а Заславская чуть ли не прослезилась, когда я показал им грамоту за второе место.

На его уроках многие раскрывались, не все, конечно, но многие. Шанс был у каждого. Мы спорили, говорили, говорили свободно, не боясь репрессий, потому что он редко мстил оценками, разве уж отъявленным мерзавцам. Уникальный был человек, удивительный…

Если говорить в целом о школьных учителях, то хотел бы сказать следующее. Есть три фундаментальных человеческих призвания: учить, лечить и защищать, которые, собственно, и обеспечивают развитие человечества вот уже много тысяч лет. Люди, посвятившие себя этим профессиям, имеют особый склад ума, особое чувство ответственности, особое отношение к людям.

Школьный учитель – это призвание. Конечно, бывают и временщики, но где их нет. Я помню развал СССР, помню непонятные девяностые, галопирующую инфляцию, стремительную коммерциализацию сознания и много еще чего, но все это время школы работали, все это время эти удивительные люди ходили на работу, засиживались допоздна, чтобы дома после (а иногда вместо) ужина вернуться к нашим тощим тетрадкам.

У японцев есть традиция поклонов, среди прочих там есть поклон «сэнсэй-ни рэй» (поклон учителю). Так вот я хочу максимально глубоко поклониться Валерию Михайловичу Петрову в знак выражения благодарности за науку. И если бы можно было поставить памятник в честь школьного учителя, я бы предложил такую идею. Был такой фильм Тарковского «Ностальгия», там герой пытается пронести зажженную свечу через минеральный источник. Так и наши учителя, несмотря ни на что, невзирая ни на какие политические катаклизмы, пронесли этот мерцающий огонек знаний и укрыли его от ветра.

 


Одно из лучших воспоминаний моей жизни

Т.В. ХОМЕНКО, учитель русского языка и литературы гимназии «Лика», г. Алматы


Хочу рассказать об учителе, который сыграл огромную роль в моей судьбе.

Под Новосибирском есть Академгородок, а там – физико-математическая школа (ФМШ, и ее ученики – фэмэшата). Это я про прошлое говорю, сегодня все, может быть, и изменилось десять раз. А может, и нет.

Так вот. Отбор в эту школу шел по всему Советскому Союзу: конкурсы, олимпиады, потом Летняя школа, а в итоге – 2 (1) год обучения в блестящем учебном заведении. Студенческий городок при НГУ – это сам университет и несколько общежитий: физиков, математиков, экономистов, геологов, гуманитариев, биологов, – зданий 10, кажется, и среди них – школа-интернат. Вот эта самая ФМШ.

То есть после своего 9-10 класса (или 8-9-го, смотря какой год на дворе – 11-летнее обучение или 10-летнее) ты вдруг становишься настоящим студентом, живешь в общежитии, рядом с тобой одаренные, интересные, творческие ребята, и жизнь у вас просто замечательная! Какие только идеи не приходят в голову юным физикам-химикам! Но я не об этом. Душе не хватает одной только математики, а умные дети, как правило, дети читающие. И вот при ФМШ появляется… Литературный клуб!

Появляется – это сказать легко, а начало было, конечно, трудным, как все новое. Но дело в том, что в школе интересными, нестандартными были учителя не только математики и прочих точных наук, но и, к примеру, истории и литературы. Вот о литературе и ее учителе пойдет речь. Звали этого необыкновенного человека (светлая ей память) Валерия Алексеевна Лазарева. Знаю, что много по всему свету есть людей, которым дорого это имя, и писать мне немного страшно, но пусть те, кто захочет добавить, напишут сами. Так вот. Валерия Алексеевна решила создать при физико-математической школе Литературный клуб (ЛК). Можно представить нечто упрощенное – а, вы стихи читали? Спектакли ставили? Да, читали, и не только стихи. Да, ставили. Но только не просто ставили, а сначала писали сценарии. По Шукшину, Стругацким, Анчарову, Шварцу, Васильеву, произведениям времени революции или войны, поэзии Серебряного века. И это совсем не обязательно переработка существующего драматического текста (чаще всего как раз такового не было!), а именно написание своего сценария. Погружение в эпоху, идеи, авторский мир, обсуждение: как твое вид́ ение соотносится с восприятием других людей. И воплощение на сцене.

Интересны были формы работы: кроме создания сценария и последующей постановки спектакля (с собственноручно нарисованным огромным задником, костюмами, исполнением песен), были внутриклубные тематические вечера («литучки»), когда все готовили и произведения, и элементы костюма определенной эпохи, страны; выезды в детские дома; агитбригады… Но я не об этом. Все это может получиться, а может не получиться. Может стать восхитительным, а может обыкновенным. Все дело в атмосфере, а значит, личности того, кто сумел создать и поддержать эту атмосферу. Мне хочется хоть что-то суметь рассказать о В.А. – Валерии Алексеевне.

Проще всего сказать, что она всех любила. Искренне, горячо и «нелимитированно». Ну, «стариков», давних литклубовцев – да, понятно, это «свои», с ними столько пережито! Но вот приходит новенький, он еще никто, но его «авансом» любят, верят в него, видят в нем столько хорошего! В первую очередь В.А., радостно встречающая всех, как долгожданных гостей, а вслед за ней и остальные. У ЛК была своя комнатка, бытовочка небольшая, там стоял диван, была полка с прекрасными книгами (это 80-е, книга – ценность!), а еще чайник, и сначала В.А. начала приносить что-нибудь вкусненькое из дома (семья у нее была, не подумайте, две дочери и муж, работающий в той же ФМШ историком), а потом и девчонки стали учиться печь (в общежитиях на этаже есть духовка, а еще чудо-печки тогда в ходу были электрические). Тем самым появилось что-то теплое, домашнее в этих «посиделках». Но главное, там всегда кипела жизнь. Что-то читали и обсуждали, о чем-то спорили, что-то рисовали и пели, пели… Сама В.А. замечательно пела, и очень скоро оказалось, что многие парни тоже поют, и прекрасно (школа математическая, девочек значительно меньше, и пение было по преимуществу мужским). Пели Окуджаву, Визбора, Городницкого и других бардов, а еще народные песни. Скоро, конечно, гитара появилась, гитаристы, всегда кто-то тихонько в уголочке перебирал струны. А еще любили революционные песни. Ох, больная тема. Но без нее не обойтись. Такая-сякая революция… Для нас это было утверждением братства. Коммуны. Всеобщей справедливости. Стремления жить честно и – для людей. То есть не зря, приносить пользу. Я понимаю, что сегодня можно привести много аргументов, порицающих революционную идею. Но мы ни с кем не боролись, никого не переделывали, составляющая «Кто не сдается, того уничтожают» нас не коснулась, спрашивали мы с самих себя. А вот вера в светлое будущее, в то, что человек хорош, что люди – братья, – эту веру вселяла в нас и сама В.А., и книги, которые мы с ней читали, весь стиль жизни, который она сумела создать. То, что мы делали, было не для самообразования, не для того, чтобы нам было хорошо и приятно. Во главе стояло ДЕЛО, каким она и мы его видели. Созданные спектакли, несущие этот оптимизм и веру в людей, в добро, правду, для многих зрителей становились открытием, потрясением (воспоминания об этом приведены в книге В.А., не буду дублировать). Валерия Алексеевна горела сама (радостно, увлеченно) – зажигала окружающих – этот свет лился дальше, передавался тем, кто к нему прикасался. Отсюда поездки в детские дома, школы, институты с выступлениями, и везде мы не просто показывали спектакли (которые были очень сильными! «Дракон» Шварца, «Теория невероятностей» и «Самшитовый лес» Анчарова, «До третьих петухов» Шукшина, «Завтра была война» Васильева, «Трудно быть богом» Стругацких, «Прощание в июне» Вампилова, а еще множество композиций: за 10 лет существования ЛК – около 30 спектаклей), но и находили друзей, потому что были открыты для общения, звали их петь с нами, обсуждать, делиться впечатлениями. Ведь сколько угодно примеров того, как высокомерны люди, которых ты, может быть, с удовольствием послушал, но у них своя жизнь, и ты тут ни при чем. А В.А. (и литклубовцам «заодно») все были интересны, важны, дороги.

Валерия Алексеевна – не только преподаватель литературы, но и методист. В какой-то момент она начала параллельно работать в Новосибирском педагогическом институте, преподавать методику. Защитила, кстати говоря, кандидатскую диссертацию. Автор нескольких книг. Но это второе. Главное – это был удивительный человек. Спасибо ей за то, что она согревала стольких людей. Общение с ней – одно из самых лучших воспоминаний в моей жизни.

PS. На своей странице в социальной сети Facebook дочь Валерии Алексеевны, актриса и телеведущая Татьяна Лазарева написала: «Мы знаем, что для многих своих учеников она была не просто учительницей литературы. И что многим людям будет так же тяжело от ее неожиданного ухода, как и нам. Кто сможет – приходите проститься с ней… Кто не сможет – ничего страшного. Она будет всегда с нами».

 


Ещё раз о педагоге

С.Г. ПОДКОСОВА, воспитатель высшей категории с 40-летним стажем, ныне пенсионерка, г. Алматы


Учитель, воспитатель, одним словом – педагог. С детства для меня это слово священно. Еще в дошкольном возрасте, не зная букв, я со своими сверстницами играла «в школу», где обязательно брала на себя роль учительницы. Я выросла в далекой сибирской деревне, где была восьмилетка. В школе учителя были в основном приезжие – молодые девушки из Москвы, Шуи, Новосибирска. Я восхищалась ими. Как они одевались, разговаривали, старалась их манеры, слова передавать в играх. А как прислушивались к ним и считались с их мнением по поводу учебы, воспитания наши родители! Для них и нас, учеников, слово учителя было – закон. Учителя были на виду и являлись организующей ячейкой на селе: концерты,кружки, субботники, десятидворки – учителя во всем принимали участие. Авторитет учителя был непоколебим. Престижным для семьи являлась женитьба деревенского парня на учительнице.

Шли годы. Я поступила в педучилище, успешно закончила в 1970 году, получив специальность «учитель начальных классов». Но так уж сложилась судьба, что работать учителем мне довелось совсем немного (замужество, переезд в Алматы, рождение сына, трудности с устройством в детский сад), поэтому с 1974 года я работала в детском саду воспитателем подготовительной и предшкольной группы, ныне нахожусь на заслуженном отдыхе.

Хочу сказать, что в современных условиях профессиональные требования к педагогу очень высоки. Но во все времена остается любовь педагога к детям. Если общение со своими воспитанниками доставляет удовольствие и ему интересно с ними, значит, он настоящий педагог. Если педагог устает от детей, раздражается, часто приходится сдерживать отрицательные эмоции, то он профнепригоден, независимо от уровня образования и стажа работы. Педагог является и знатоком детской психологии. Он должен разбираться в детских проблемах и конфликтах, тактично регулировать взаимоотношения в классе, группе. Общение с родителями, коллегами – тоже существенная часть функций педагога, ну и, конечно, должен владеть конкретными методиками работы с детьми.

Педагог – это прежде всего человек, личность, которая вводит детей в мир человеческой культуры, поэтому постоянное самоусовершенствование, достаточно высокий общекультурный уровень, содержательная духовная жизнь – только при соблюдении этих условий он может увлечь детей познанием мира и творчеством.

В заключение приведу слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Поздравляю всех педагогов с профессиональным праздником. Желаю творческих успехов в работе.

 


О первой учительнице с любовью

Родители 3 «Е» класса школы-лицея №1, г. Астана


Мы хотим рассказать о замечательном человеке, первом учителе наших детей – Кайсиной Карлыгаш Сапаровне.

Карлыгаш Сапаровна в 1984 г. окончила факультет педагогики и методики начального обучения (ПМНО) ЦГПИ имени Сакена Сейфуллина и с тех пор беспрерывно работает учителем начальных классов, отдала работе в области образования 33 года. Из них 20 лет – школе-лицею № 1 города Астаны.

Мы, родители, со спокойной душой доверяем нашему учителю самое дорогое, что у нас есть, – своих детей. Потому что знаем, что она человек, любящий свое дело, относящийся к нашим детям с родительской искренней любовью.

Добрая, справедливая, внимательная – такой мы и наши дети видим Карлыгаш Сапаровну. Она заботится, переживает о каждом ребенке и любит каждого в нашем классе. Не только дает детям прочные знания, но и учит уважительному отношению друг к другу, трудолюбию, дружбе. Воспитывает в них добросердечность, ответственность, патриотизм. За это дети и мы очень благодарны ей.

Она интересно, современно преподносит материал, и наши дети любят ее уроки. Они стараются учиться хорошо, чтобы не огорчать любимого учителя, потому, что им хочется отблагодарить ее за нелегкий труд.

Карлыгаш Сапаровна пользуется авторитетом у нас, родителей. Обладая большими познаниями в области педагогики, она умеет выслушать и помочь в любой ситуации. Мы благодарны ей за атмосферу взаимопонимания и доверия, которую она сумела создать в классе среди взрослых и детей.

Пройдут годы. Многое изменится. Наши дети станут взрослыми, но обязательно будут помнить первого учителя, у которого они учились умению быть человеком.

Твердость характера, сила духа, любовь к малой родине, к своей профессии, чувство долга – вот нравственный портрет человека, посвятившего жизнь одной из благороднейших профессий. По праву ее можно назвать громкими словами – учитель-патриот.

Только такие учителя – энтузиасты своего дела и патриоты страны – смогут воспитать будущих казахстанцев – людей высокой культуры и нравственности, любящих свою Родину и преданных ей. Будущее народа – в золотом сердце Учителя.

 

 

Наши друзья



Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

0050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10