электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Слово об учителе

 

 

В текущем номере ...

Слово об учителе:

 
 
 

 






 

Вспоминая труды Учителя

№ 5 (166) май 2017г.

С.Д. МУКАНОВА, директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по Карагандинской области»


Во все времена основу развития цивилизации составляли такие человеческие ценности, как нравственность, порядочность, мудрость и доброта. Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания. Вспоминая профессора

Жадрину Макпал Жумабаевну как своего Учителя с большой буквы, я вспоминаю в первую очередь ее вклад в развитие отечественной педагогической науки и образование через ее научные труды. Жадрину Макпал Жумабаевну я впервые увидела в 1992 году, когда, будучи учителем информатики школы г. Булаево Северо-Казахстанской области, приехала в Казахский институт проблем образования им. Ы. Алтынсарина на согласование темы исследовательской работы. Макпал Жумабаевна в это время руководила лабораторией теории педагогики института. Обучаясь в заочной аспирантуре института, я участвовала в предварительных обсуждениях работ соискателей на соискание ученых степеней. Как было интересно! Макпал Жумабаевна умело задавала такой уровень профессионального диалога, создавая особый мир ученых, на которых так хотелось походить нам – молодым аспирантам и соискателям! Могла ли я думать в то время, что Макпал Жумабаевна станет моим Учителем, на долгие годы моим другом, человеком, определившим мой путь в большой науке!

Время неумолимо, оно расставляет свои акценты. Жизнь через потери заставляет нас понять, что время быстротечно! Внезапно прервалась нить жизни Макпал Жумабаевны, но остались ее работы, ее дело – дело всей жизни. Я попытаюсь восстановить содержание научных изысканий Макпал Жумабаевны в стенах Казахской академии образования им. И. Алтынсарина, в части из которых удивительным образом удалось участвовать мне. Отдавая дань уважения огромному вкладу Макпал Жумабаевны в развитие отечественной педагогической науки, важно помнить, что большая часть результатов ее научных исследований нашла отражение в стратегии и тактике обновления школьного образования Казахстана.

1992 год. Сотрудниками Института проблем образования им. Ы. Алтынсарина начаты системные научные исследования по созданию и реализации стандартов школьного образования в Казахстане. Позже исследования по проблеме стандартизации были продолжены учеными Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина. Одним из руководителей работ была Жадрина М.Ж. Учеными рассматривались вопросы:
– создания концептуальной базы обновления системы образования;
– совершенствования нормативных правовых актов и инструктивных документов организации системы образования;
– разработки и внедрения учебников и учебно-методических комплексов нового поколения.

1992-1996 годы. При активном участии Жадриной М.Ж. разработаны концептуальные документы, которые в дальнейшем стали теоретической основой процесса стандартизации образования Республики Казахстан:
–Концепция развития общеобразовательной школы Республики Казахстан.
–Концепция содержания общего среднего образования.
–Положение о государственном стандарте общего среднего образования Республики Казахстан.

Указанные документы были утверждены приказом Министерства образования Республики Казахстан № 69 от 13 марта 1996 года.

В своих работах Макпал Жумабаевна сформулировала три составляющие стандарта образования. Концептуальную составляющую «поля» определили положения о перспективах организации содержания школьного образования и развития системы образования в целом. Нормативная составляющая была определена базисными учебными планами и стандартами по учебным предметам. Методическая составляющая, по замыслу ученого, представлена учебными программами, учебниками, учебно-методическими комплексами.

В трудах Макпал Жумабаевны указанного периода теоретически обоснованы практические пути реализации обновления содержания казахстанского 11-летнего школьного образования.

1996 год. Макпал Жумабаевной разработаны новые подходы к конструированию модели содержания образования школ республики, изложенные в работе «Государственный базисный учебный план общеобразовательной школы Республики Казахстан». В приложении даны первые для казахстанского образования базисные учебные планы для начальной, основной и профильной школы. Таким образом, в отечественной педагогике и практике образования сформировалось новое явление – базисный учебный план!

1997-1998 гг. В республике группой ученых во главе с Жадриной М.Ж. были организованы работы по подготовке государственных стандартов среднего общего образования по учебным предметам для школ с казахским и русским языками обучения. В стандартах по учебным предметам были регламентированы общие цели, базовое содержание, объем учебной нагрузки. Жадриной М.Ж. введена в научный оборот казахстанских ученых категория «регулирование «входных» элементов системы образования».

Стандарты по учебным предметам общеобразовательной школы были утверждены в 1998 году приказом Министерства образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан № 456 от 21.08.1998 г.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что разработанные в период 1996-1998 годов концептуальные и нормативные документы, государственные стандарты образования по предметам среднего общего образования стали системообразующей основой образовательной системы, которая позволила начать в Казахстане планомерные работы по разработке методической составляющей нового поколения: учебных программ и учебно-методических комплексов.

1999 год. Издан сборник научно-педагогических статей ученых Казахской академии образования им. И. Алтынсарина «Теоретические основы развития школьного образования в Казахстане», в составе которого есть три значимые публикации Макпал Жумабаевны.

Так, Жадриной М.Ж. в соавторстве с Нурахметовым Н.Н., д.п.н., профессором в статье «Концептуальные подходы к развитию системы среднего образования»раскрыта суть кризиса общего образования, сформулированы научные основы определения состава образования и набора учебных предметов. Впервые учебный план рассмотрен с позиций моделирования содержания отечественного образования.

В статье «Научные основы определения состава и набора учебных предметов» Макпал Жумабаевной сформулированы два подхода к упорядочению содержания образования: 1) предметный принцип; 2) объектный принцип. Так, ученый отмечала перспективность реализации объектного принципа построения содержания образования как идеи «систематизации учебного процесса по объектам на основе признаков действительности», когда при этом отсутствует жесткое структурирование на учебные предметы.

2000 год. Жадриной М.Ж. подготовлена фундаментальная монография «Научные основы построения содержания вариативного образования в школе». Эта работа,подготовленная по результатам исследования на соискание ученой степени доктора педагогических наук, полагаю, окончательно определила ведущую роль Макпал Жумабаевны в отечественной педагогической науке как методолога, дидакта организации содержания школьного образования.

В работе Макпал Жумабаевной системно раскрыта идея возможности и необходимости обновления концепций содержания образования с точки зрения его соответствия ценностям и задачам общества на каждом из этапов его развития.

2002 год. В соответствии с протоколом совещания у Министра образования и науки Республики Казахстан № 1 от 1 декабря 2001 года по выполнению решения совещания у Премьер-министра Республики Казахстан К. Токаева № 20-21/И-802 от 9 сентября 2001 года Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина было поручено «разработать проект Национального базисного учебного плана общеобразовательной школы Республики Казахстан, учитывающего современное состояние и прогностическое развитие общества и экономики страны на ближайшую перспективу».

Макпал Жумабаевна, являясь вице-президентом Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина, возглавила коллектив разработчиков новых государственных стандартов образования в количестве 275 человек. Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования 2002 года включили в себя:
–Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования Республики Казахстан «Основные положения» (Жадрина М.Ж., Нурахметов Н.Н., Муканова С.Д., Башар Р.Б., Кусаинов А.К.).
–Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан по 34 учебным предметам начальной, основной, старшей ступеней школы. С учетом необходимости подготовки стандартов для школ с казахским, русским и уйгурским языками обучения разработано 63 образовательных стандарта.

Вышеуказанные стандарты были утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан № 693 от 24 сентября 2002 года.

2001-2003 годы. В республике начался совместный проект Министерства образования и науки Республики Казахстан и Фонда Сорос-Казахстан «Развитие Национального стандарта среднего общего образования в условиях изменяющегося мира». Основная задача проекта – разработка методологии модели 12-летнего образования.

Аналитической группой в составе Жадриной М.Ж., Нурахметова Н.Н., Мукановой С.Д., Кожахметовой К.Ж., Байжасаровой Г.З., Кудышевой Б.К., Каликовой С.А. изданы рамочные основы Национального куррикулума среднего общего образования Республики Казахстан.

Впервые в отечественной педагогике был сформулирован качественно новый подход к организации содержательной и процессуальных сторон образования в методологии ориентации на результат.

В ходе многочисленных семинаров-тренингов, которые прошли под руководством профессора Жадриной Макпал Жумабаевны, профессиональным сообществом разработан перечень базовых компетенций как целей национального уровня модели образования, ориентированного на результат. Отрадно, что в большинстве своем идеи предложенных в далеком 2003 году компетенций нашли отражение в результатах обновленного стандарта образования 12-летней школы, утвержденного приказом Министра образования и науки РК № 327 от 15 апреля 2015 года.

2003 год. Приказом Министра образования и науки РК за № 606 от 11 сентября 2003 года была создана рабочая группа в составе Жадриной М.Ж., Каликовой С.А., Нурахметова Н.Н., Мукано- вой С.Д., Шерьяздановой К.Т., Сулейменовой Р.А.

Исследователи сформулировали позитивные и негативные стороны действующего стандарта 11-летней школы, обобщили международный опыт создания национальных стандартов среднего образования, определили принципы разработки стандартов.По результатам работы подготовлен документ «Общеобразовательные стандарты общего среднего образования: состояние, поиск, перспективы. Рабочий документ для обсуждения», который был рассмотрен МОН РК.

Стратегическими направлениями перехода на модель образования, ориентированного на результат, исследователи определили следующие позиции:
–Разработка Национального стандарта на основе модели образования, ориентированного на результат.
–Подготовка учителей.
–Профессиональное развитие учителей.
–Издание учебников и УМК.
–Организационно-технические и методические условия адаптации школ к новому режиму работы.
–Единый Национальный экзамен и рубежный контроль.
–Организационно-нормативные условия обеспечения качества.
–Научно-исследовательское сопровождение создания и внедрения новой модели образования.
–Вовлечение общественности.
–Управление процессом инновационной деятельности.

2004 год. Рабочей группой Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина под руководством Жадриной М.Ж. разработан проект Требований к государственным общеобязательным стандартам среднего образования с 12-летним обучением.

Этот документ на долгие годы определил основу организации состава и структуры последующих поколений государственных общеобязательных стандартов образования.

2006 год. ЖадринойМ.Ж. подготовлена работа «Качество образования как ориентир нового этапа развития школьного образования и новые подходы к определению целей школьного образования как ожидаемых результатов». Работа опубликована в коллективной монографии «Теоретико- методологические аспекты развития школьного и дошкольного образования в условиях ориентации на результат».

Макпал Жумабаевной дано обоснование расширению понятийного поля категорий «качество образования», «результаты образования». В последнем случае оценивание результатов учебных достижений не должно сводиться только на отслеживание знаний, умений и навыков, а – динамике развития компетенций и навыков широкого спектра.

Ученым сформулированы два принципа модернизации стандартов образования:
– преемственность, эволюционная замена ныне действующей модели образования новой;
– системность, целостность, т.е. переход на новую модель образования должен произойти во всех ключевых звеньях системы образования.

2009 год. Отрадно, что научные идеи профессора Жадриной М.Ж. нашли отражение в научных исследованиях других ученых, в том числе и моих. В частности, в 2009 году мной была защищена диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук «Управление инновационными процессами в условиях стандартизации среднего общего образования» (13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика). Жадрина М.Ж. была научным консультантом исследования.

Ранее мной была подготовлена монография «Стандартизация среднего общего образования Республики Казахстан: контекст, условия и проблемы» (2006). Положительную рецензию на монографию дали Жадрина М.Ж., Нурахметов Н.Н., Байжасарова Г.З.

Для меня очень важна оценка Макпал Жумабаевной проведенного исследования. Так, она отметила, что никто из ее учеников, коллег не подошел так близко к системному обобщению теоретических положений и разработке практических основ стандартизации образования, разработке и внедрения учебных планов 11-летнего школьного образования, как удалось сделать мне.

Ранее, в 2006 году мной совместно с Макпал Жумабаевной было подготовлено издание «Рекомендации к разработке общеобразовательными учебными заведениями рабочих учебных планов». В работе структурирована деятельность руководителей школ по разработке рабочих учебных планов при углубленном изучении тех или иных предметов. Отрадно, что издание стало бестселлером в научно-педагогической среде и оказало неоценимую помощь практическим работникам общеобразовательных школ.

2010 год. Жадрина Макпал Жумабаевна возглавила работу Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина по обновлению стандартов 11-летней школы. Основаниями для работ послужили изменения 2007 года в Закон РК «Об образовании» в части изменения объектов стандартизации в нормативные правовые акты.

Государственный общеобязательный стандарт РК «Начальное, основное среднее, общее образование» был утвержден приказом Министра образования и науки РК № 367 от 09.07.201 года.

Несомненно, педагогическая наука суверенного Казахстана создавалась многими учеными, но лишь достойные, оставив яркий след, становятся ее историей. Профессор Жадрина Макпал Жумабаевна одна из немногих, которых можно причислить к этой когорте. Она никогда не упоминала о создании своей научной школы. Вместе с тем любой, кто имел счастливую возможность работать с ней в научных проектах, при проектировании стандартов, программ, учебников видел в ней Учителя, постигшего секреты научного мастерства и готового передавать их. Интеллигентная, требовательная, прежде всего к самой себе, добрая, мудрая… Сетовала, как много времени отбирает необходимость подготовки очередного разъяснения по поводу «околонаучных» потуг отдельных «исследователей» по вопросам развития содержания образования, модели 12-летней школы. Возможно, она не вписывалась в конъюнктурные требования официальных лиц, но она обладала роскошью быть с теми, с кем ей было комфортно творить.

Оглядываясь на научный путь Макпал Жумабаевны, с уверенностью можно сказать, что нет в стране ученого такого масштаба, внесшего столь значительный вклад в формирование теоретических основ развития системы отечественного школьного образования, обоснование модели 12-летней школы.

Мне так и запомнится образ Макпал Жумабаевны – ученого, фиксирующего наброском карандаша очередную идею на листе бумаги! Хочется верить, что богатство ее положений, выводов о логике и содержании путей развития образования не будут растеряны, а найдут системное отражение при разработке государственных стандартов, программ, учебных материалов для обновленной школы Казахстана!

 

Наши друзья



Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

0050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10