электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2013г.

 

О поездке казахстанских учителей в Англию.
Дневник участника

№ 7 (128) сентябрь  2013г.


Л. В. ПРОСКУРИНА, зам. директора гимназии №56, г. Алматы

 

В настоящее время в Казахстане создана сеть Назарбаев Интеллектуальных школ и определе- ны 35 базовых школ, которые должны транслировать опыт НИШ в общеобразовательные школы Республики. Этим летом решением Правления АОО НИШ директора и завучи базовых школ были отправлены на 2 недели на учебу в Великобританию в Сассекский университет (г. Брайтон).


День первый, 2 июля

Сегодня встала рано, в 5 часов, несмотря на то, что вчера легли оч-ч-чень поздно, пробыв сутки на ногах: в 2 часа ночи выехали из гостиницы, до 6.30 сидели в зале ожидания аэропорта Астаны, потом 5 часов перелет до Вены, в Венском аэропорту очень устали от 9-часового ожидания в пределах аэропорта. Потом перелет в Лондон – 1,5 часа, потом переезд в Брайтон (Brighton) -1,5 часа, потом несъедобный по нашему вкусу ужин и (наконец!!) родной на 2 недели номер в кампусе и кровать…

Образование – огромная
область человеческой
деятельности, причём очень
консервативная, что и хорошо,
и плохо. Ведь если никогда
ничего не менять, то, видимо,
можно врасти в землю, как
этот гигант, спящий счастли-
вым сном неведения… Первый лектор (Брайан Харсен) ничем особым не отличился. Хотя в его презентации была шикарная метафора – смысловая и фото – спящего гиганта образования.

Затем нас проинформировали о завтрашней поездке в школы. Мы попали в самую дальнюю (в полутора часах езды). Поразило строгое требование: нигде нельзя фотографировать школу, а руководителей – только с их разрешения.

Вторым лектором был Джон Сэмюэлс. Тема – «Стать эффективным руководителем». Первая часть лекции по Кови о 7 эффективных навыках руководителя. Все так ссылаются на этого Кови, даже называют себя «страшными» и последовательными ковинистами. Надо бы изучить его книги «Семь навыков эффективного лидера»; «Четыре правила высокоэффективных людей»; «Скорость доверия».

Стоит обратить внимание на мысль о том, что «высокий уровень мониторинга = слабый уровень доверия»; мы не можем не контролировать, но слишком много контроля – это неэффективное руководство.

Еще одна книга, на которую стоит посмотреть, – Дэниел Гоулман об эмоциональном интеллекте. Не всегда интеллектуал и интеллигент может стать эффективным лидером.

Повышение личной эффективности включает размышление о себе, а не о проблемах, с которыми столкнулся. Рефлективные учителя, которые думают, что они делают, и извлекают из этого урок, могут воспитать рефлексирующего ученика.

Учителя, подобно тренерам по фигурному катанию, снимают свои уроки на видео, чтобы рефлексировать. В Британском национальном институте по лидерству есть техники рефлексирования, например, вопросы:
- Что получилось хорошо (на этой неделе);
- Лучше, если… (вместо вопроса «что не получилось»).

Второй день, 3 июля

Первая встреча с завучем школы. Он разделил всех (нас было 12 человек) для удобства передвижения по территории школы на 3 группы. К каждой группе прикрепил старшеклассника, чтобы показать территорию: блоки-корпуса, библиотеку, спортзал (огромный, высоченный, в нем проходят все общие мероприятия). Нас сопровождали девочка Мия Дов и мальчик Дилан Эванс. Ребята учатся в 10 классе, что соответствует нашему 8 классу. Ребенок в школе и о школе расскажет больше, чем преподаватель, который о чем-то умолчит.

После пробежки по территории мы собрались в учительской. В небольшой комнате стоят диваны, висят картины детей, стоит термос с кипятком, и 2 женщины разливают чай, кофе.

За кружкой кофе-чая завуч школы рассказал о школе Бохант в графстве Hampshire. Эта школа средняя, обучение с 7 по 11 класс, направление лингвистическое, языковое. Они не скрывают, что выбрали это направление, так как оно хорошо финансируется государством. Финансирование подушевое. Принимают в школу всех желающих. В прошлом году они приняли 300 человек, в этом – 357 человек. Очевидный рост спроса на эту школу. Отбор учащихся не ведется. Принимают по заявлению родителей, если эта школа в ряду других школ, где хотели бы обучать ребенка родители, стояла первой. К формированию классов от государства нет жестких требований, поэтому в разных классах разное количество детей: от 6 до 33. Классы формируются по уровням: низкий, средний, продвинутый. В школе изучается не- сколько языков и предметы на этих языках. В школе 1400 учеников, около 100 учителей.

После официально-неофициального представления нас повели по урокам.

Урок математики. Уровень математической информации – начальная школа, хотя класс 8-й (6-й по нашей классификации). Устный счет. На доске образцы классических математических ошибок (1*0=1). Нужно бы поискать в Интернете, преподаватель ссылался на какой-то сайт.

Занятия по музыке. Кружки. Обучение игре на инструменте через iPad. Дети сначала учатся на «макетах», а потом овладевают настоящими инструментами.

Третий день. 4 июля

Сегодня выступали два человека: баронесса и директор школы – оба внятные практики, люди с юмором. Леон Ниттли – директор школы, где 1,5 тысячи учеников, и все – девочки! Школа имеет статус национального лидера, это означает, что директор школой не занимается, а руководит об- учением учителей всех окрестных школ, входящих в альянс (объединение) школ.

Баронесса Пэт Колларбон возглавляет национальный совет по лидерству в образовании. Интересны были обе лекции, но вторая – об управлении инновациями – очень-очень полезна. Еще раз нужно будет ее перечитать, разобраться и спланировать всю работу по внедрению инноваций в соответствии с этой лекцией.

Первая лекция. Пэт Колларбон. Людям нужно 5 умственных направлений:
1. Дисциплинированный разум (изучение определенной науки за несколько лет, что дает видение мира).
2. Творческий, креативный разум (в мире столько проблем, сколько мы и не подозреваем; осмысливаем проблему, принимаем решение).
3. Синтезирующий разум.
4. Разум уважения (чтобы сосуществовать, нужно уважать).
5. Этический разум (что я могу сделать доброго и полезного для людей).

В связи с этим возникает вопрос о культуре доверия.

Вторая лекция. Л. Ниттли. Управление инновациями.

Понравились мысли:

Чтобы программа была успешной и устойчивой, необходимы
1. Серьезная причина для изменений.
2. Четкое видение будущего.
3. План по достижению будущего.

Люди хотят менять мир вокруг себя, но не хотят меняться сами (!!!).

При введении инноваций люди делятся на 5 категорий:
1. Первопроходцы (самые важные, они-то и протестируют изменения) – 10%;
2. Присоединятся, если у первопроходцев получится, – 20%;
3. Присоединятся, если инновация пойдет, – 20%;
4. Может быть, присоединимся, хотя мы и так это делаем, – 40%;
5. Убежденные противники (могут быть полезны, чтобы увидеть всю картину, трудностей) – 10%.

70% изменений терпят неудачу.

Все организации проходят через систему изменений. После взлета – падение. Но хороший лидер начнет изменения не на верхней точке взлета, а не доходя до нее. В этой точке надо остановиться и начать делать что-то другое. От этой точки успехи пойдут вниз, но не до самого дна. Пространство между высшей точкой параболы и прогнувшейся линией изменений есть трансформационное изменение. Понравилась метафора про гусеницу: если к гусенице приставить крылья бабочки, она не станет бабочкой, а останется странной гусеницей. Понадобятся трасформационные изменения, чтобы гусеница стала бабочкой.

Этот слайд взяла из презентации баронессы Пэт Колларбон. Здесь для меня важна мысль (не могу вторгнуться в рисунок): те 70 % соответствуют «яме» – «это сложно». «Но если яму сузить или закопать, то изменений не получится», – утверждает баронесса. А нам-то как хочется беспроигрышных изменений. Да что там беспроигрышных – только выигрышных! Это навело меня на мысль о том, что нужно приучить себя воспринимать отступление, неуспех, неудачу как часть моей жизни. А себя же я люблю…

Я в восторге от баронессы! Благодарю Вас, баронесса Пэт Колларбон!

Выступление директора школы для девочек MillaisSchool Леона Ниттли. Очень харизматичный человек, руководитель. Возглавляет школу, входящую в топ-5 школ Великобритании. Это обучающая школа, т. е. школа, которая обучает, проводит тренинги для учителей не только своей школы, но и для учителей в округе.

Важно!!!

Каждый в школе формирует свое видение школы. Формулирует его и представляет на суд коллег. Директор. Завуч. Заведующий кафедрой. Учитель-предметник. Классный руководитель. Ученик. (Родитель?) Написала по привычке «на суд коллег», перечитала и поняла: не на суд, а продемонстрировать свое видение в контексте школы.

В конце года каждый отчитывается, делает обзор о проделанной работе, все пункты обсуждаются в группе с лидером.

Ведение тренинг-программ – обязательное условие профессионального роста учителя, причем как опытного, так и неопытного. В этой школе проводят тренинги 3 раза в неделю.

Какие трудности встретились на пути формирования доверия? Леон Нитли поделился своим опытом:
1. Готовность школы к изменениям.
2. Нет сообщества – не получится сотрудничества.
3. Быть честным, справедливым, не делать из себя эксперта во всем; открывайте двери для всех, идите в другие школы.
4. Четко видеть цель, при- гласить партнеров, представить им свое видение.

Вы должны верить, что вы хотите сделать это вместе.

Четвертый день. 5 июля

К сожалению, не записала имени лектора (стыдно и жаль). Из лекции – роли в команде, а еще интересны вопросы, которые проверяют здоровье команды. Отложу на потом для практического применения.

Лекция о коучинге и менторинге (нам эти термины переводили как тренирование и наставничество, может быть, зря переводили, ведь эти слова входят в педагогику как термины). Еще в Алматы я заинтересовалась этими понятиями и нашла возможность почитать об этом в нескольких источниках. Опуская споры о том, насколько близки и нужны эти понятия, я заинтересовалась не только понятием, но и сутью процесса коуча. Это сродни психологической помощи. Одни определяют специалиста по коучингу как играющего тренера, другие – как друга-единомышленника, третьи – как психотерапевта. Может, все вместе?.. Для себя я определила, что в работе с моими школьными учителями я должна определить, с кем работать как ментор, а с большинством – как коуч: проблему надо обсуждать! Искать оптимальное решение вместе! Когда что-то делается сообща, ответственность и лавры – вместе. Правда, чаще – ответственность.

Пятый и шестой день. 6-7 июля

Поездка в Лондон.

Седьмой день. 8 июля

Наш добрый лектор Джон Сэмуэлс. Тема – «Планирование развития школы». Тема очень серьезная, так подробно расписана в презентации, что может служить шаблоном для планирования изменений. Важно только помнить, что сразу можно осилить лишь 3-4 изменения в школе.

Спасибо Джону Сэмуэлсу за технику «5 почему», за презентацию методики «Анализ силового поля» Курта Леви (многие наши лекторы ссылались на этого автора, стоит поискать его работы), за методику «Плавательные дорожки» (оч-чень она мне понравилась, только нужно спланировать, как их потом проверить).

Джон (очень неудобно называть по имени человека старше тебя, но у них так принято) подарил нам цитату Сьюзен Скотт: «Человек с проблемой сам является проблемой». И в моем воображении сразу встали наши школьные Проблемы.

Восьмой день. 9 июля

Посещение школы для девочек MillaisSchool.

Просматривается декларируемый директором стиль работы. У каждого свое видение школы. В школе создан центр обучения учителей, т. к. школа имеет этот статус «обучающая школа». В школе 2 завуча и 3 помощника. Директор методической службы в подчинении имеет 9 руководителей методобъединений. У директора есть ассистенты из числа учителей. Есть «пасторальная» служба (классные руководители их называют «директор года», имея в виду параллель, в каждой параллели по 300 девочек). Эта служба решает социальные вопросы. Каждый учитель ведет как учебную, так и воспитательную работу, хотя во многих школах это разделено.

Урок в 7 кл. Тема – «Conduktions». Урок вел мужчина. О нем я могла прочитать потом в школьной газете (узнала по фотографии). Вообще в этой школе интересная информационная политика: на стендах фотографии детей, занимающихся в различных спортивных секциях (на кольцах, на бревне, с теннисной ракеткой), и информация о них; приезжают новые учителя – на стенде их портреты и информация об учителе, запускается новый тренинг – информация о тренере.

На уроке учитель объяснял тему через драму- представление. Отношения раскованные, но не панибратские. Вообще в Англии очень регламентированы отношения с другими людьми: необходимо соблюдать дистанцию при разговоре (буквально нельзя близко подходить к собеседнику, категорически запрещено фотографировать детей, прикасаться к ним). Как учитель задействовал всех на уроке? Это был урок практики. Дети поджигали газовые горелки, нагревали металл, наблюдали, рисовали. Девочка, видимо, новенькая, не очень хорошо ориентировалась в классе. Учитель сделал ее помощницей: она зажигала спички, поджигала горелку. Она была при деле. Каждую мелочь доказывают на практике. Я не понимала, о чем в физическом смысле говорили, но где это применяется, показали на картинках: холодильник, запекание пиццы, сковородки. Девочки должны были объяснить, как изучаемое физическое явление применяется в быту.

На уроке используют интерактивную доску. Выведены на экран 5 утверждений. Нужно рас- ставить их в нужном, заданном учителем порядке. Сначала опрашивают 3-х человек, затем выводят правильный ответ на экран.

Директор сопровождал нашу маленькую группу по своей школе. Есть помещения для, как мы бы сказали, курсовой подготовки учителей, как своих, так и других школ. Поразил наше воображение зал, который за 15 минут из актового, где проходила встреча директора с учащимися школы, превратился в столовую! Притом никто никуда столы и стулья не перетаскивал, оббивая углы и стены. Оборудование такое, что стулья сложились нажатием кнопок на пульте, а столы – все на колесах – за 5 минут были без труда поставлены на освободившееся место.

Система методической работы требует вдумчивого осмысления. Понравилось: есть ассистент директора, ассистент завуча. Распределенное лидерство в действии.

Интересна работа по улучшению техники (не скорости) чтения. Младший читает вслух старшему, кого закрепили, за 20 минут до начала уроков вслух. А старший выслушивает!!! Выстраивается парадигма отношений старший-младший, а не на основе умный-глупый. Взаимопомощь. Этот прием можно применять!

Встреча с детьми. Только в этой школе нам организовали встречу с детьми. Насмешил ответ на вопрос: «Нравится ли вам учиться без мальчиков?» «Нас ничто не отвлекает», – сказали девочки.

В этой школе поразили чистота, порядок, уважение. Директор сам водил нас по школе (в другой школе директор отговорился занятостью, и общения как такового не получилось). Удивило то, что в течение нескольких часов директор ни разу не воспользовался сотовым телефоном, он уходил, приходил, но в нашем присутствии не отвлекался. Я это расценила как уважение. Если директор требует не пользоваться сотовыми телефонами на территории школы, то я подчинюсь безропотно, ведь директор меня уважает, его внимание в беседе со мной отдано только мне…

Школа очень понравилась. Недаром она обучающая.

Девятый день. 10 июля

Посещение школы Дороти. Заинтересовала концепция школы: люди должны двигаться. Школа состоит из нескольких блоков, отстоящих друг от друга, так что дети должны передвигаться между блоками по свежему воздуху в любое время года.

Удивил уголок Египта: свет проникает через пирамиду в потолке, скамейки, расписанные на египетский манер стены. Оказывается, это проект 4-х учеников. Все сами планировали, делали и подарили школе. В этой школе есть предмет особой гордости – поляна бабочек. О ней особо говорится на сайте этой школы. Сайт посмотрела, по-английски не поняла, но информацию себе в компьютере оставила. Поражают уроки на воздухе: пока ходили экскурсией, увидели 2 урока науки; на одном запускали «ракету» под руководством учителя, на другом считали бабочек.

Огромный спортзал, зал для фитнеса, танцевальный зал (для бальных, классических танцев).

Внутри этой школы функционирует языковая школа (1-3 недели языковые курсы+ участие в уроках).

Блок (здание) науки. В коридорах на листках написано: «Чего ты хочешь достигнуть?»,«Какую цель ты себе ставишь?»

«60% наших выпускников по результатам экзаменов 2012 г. набрали А*-С» (Идею взять в практику).

Урок математики в 8 классе. По мнению администрации, класс самый слабый в параллели, он никогда не достигнет уровня, требуемого правительством (Уровень изучения математики устанавливает Правительство. Нам даже выдали эти уровни на английском языке. Дома переведем, сравним с нашими и посмотрим, как это можно будет использовать), но ДЕТИ РАСТУТ НА КАЖДОМ УРОКЕ.

Урок устного счета (таблица умножения). Уровень начальной школы. Интересный прием организации счета: на карточке написано «I am 45. Who is 3*11?». Отзывается тот, у кого произведение – 33. И так по цепочке. Прием можно использовать на любом уроке.

В этой школе очень хорошо поставлен мониторинг. Каждый учитель имеет портфолио с информацией о прогрессе своих учеников.

Поразила Доска Продвижений. У завуча, который занимается старшими классами, есть доска, на которой размещены фотографии выпускников с их промежуточными результатами. Доска по- делена на 3 части: высокий, средний, низкий уровень. Фото с результатами детей, разрисованные маркерами разных цветов, размещаются в соответствующие колонки. Также на этом листке с фотографией поставлена реальная для этого ученика индивидуальная цель. Меняется содержание этой доски 3 раза в год. Но сейчас это для меня не важно. Важен прием работы при подготовке к ЕНТ. Это не формальная работа, а настоящая личностная ориентация.

В школе Дороти выстроена система воспитательной работы. Все расписано по баллам, каждый ребенок зарабатывает свои баллы каждый день. И все это отслеживается помощниками, директорами года (по-нашему – директор параллели).

Что удивительно, школа огромная не только по территории, но и по количеству детей. Учащихся 7-11 классов (дети 11-16 лет) 1650, учителей -100, администрация представлена на схеме:

Десятый день. 11 июля.

Для большинства нашей группы из 80 человек сегодня последний день занятий. Работа началась с рефлексии. Сначала каждый обдумывал ответы, а потом все наши ответы суммировали и записывали на доске.

1. Что я думаю о лидерстве? Чему я научилась, что узнала нового в школах Великобритании?
Невозможно одному человеку вести и контролировать всю работу. Должна быть команда лидеров в школе. Необходимо четко распределить роли в команде. РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ЛИДЕРСТВО;
Нельзя на школу обрушить массу новшеств и инноваций. Их должно быть 3 или 4, чтобы можно было их организовать, исполнить, внедрить, проверить;
Для повышения личной эффективности (а это важно!) необходимо рефлексировать;
Каждый – от директора до ученика – имеет свое видение школы и себя в школе; представляет свое видение;
Создание образовательных сообществ учите- лей, школ. Очень важная вещь!
Система повышения квалификации учителей не для сертификата, а для личностного роста;
Создание обучающих (выдающихся) школ. У нас такого нет, а жаль. Но можно ввести традицию проведения тренингов: каждый учитель (со стажем и без) планирует и проводит с учителями какой-то тренинг. Сам растет и развивается и помогает расти другим.

2. Что вы узнали о себе как о лидере?
Я не умею распределят ответственность.
Не умею планировать риски (хочется всего и сразу).
Не умею проводить исследование в действии.
Учусь, пока не умею, рефлексировать.
Не умею формулировать видение, предвидение.
Учиться культуре доверия.
Учитывать в работе принцип 80 Х 20.
Не обсуждаем план. Даем задание – задание исполняется – критикуем. Необходимо на этапе выдачи заданий понять, правильно ли нас поняли.
Больше в работе применять коучинг. Развивать умение сотрудничать.

3. Вернулись домой. Наши следующие шаги
Определить, что именно внедрять: платформа – видение.
Составить план управления инновациями.
Продумать вовлеченность коллектива в инновации. Продумать тренинги, тренинг-системы, кто будет их вести.
Пересмотреть функциональные обязанности.
Перечитать рекомендованные книги.
Довести информацию до коллег в городе.
Вести адаптацию материалов для наших условий.

4. Как Вы будете поддерживать перемены в школе и какие профессиональные потребности для этого нужны?
Проводить мониторинг, контроль за результатами в сочетании с доверием;
Взращивать в себе и коллегах профессиональную щедрость;
Создать сообщества учителей в школе, в районе;
О бучиться коучингу (тренерству) в методической работе.

После коллективной рефлексии, проведенной доктором Эндрю, мы перешли к следующей работе – лекции Джона Вест-Бурнхама, лидера, мыслителя в области образования в Англии. Он работал в 21 стране, но особая зона интересов – Англия.

Тема его лекции – «Лидерство во имя эффективности». Очень насыщенная, глубокая лекция. Очень жаль, что она была поставлена в последний день, когда все устали и пропала острота восприятия информации. Из лекции затронула информация о вопросах равенства и трудностях в образовании. В Казахстане, по данным исследований PisainFocus 25 2013/02 Равенство, низкая эффективность (т. е. степень обученности) при высоком уровне прав. Низкая эффективность и неравенство, по данным этого же исследования, в Греции, Словении, Израиле и Турции. Вопрос равенства лектором трактовался так:
-Каждый ребенок имеет право на образование, но
-Не каждый ребенок ходит в хорошую школу.
-Важно обеспечить ребенку гарантии получения хорошего обучения по всем предметам на протяжении всего обучения.

Здесь с лектором нельзя не согласиться. К сожалению, не каждая школа может похвастаться тем, что в школе 100% учителей работают 100% качественно и с полной отдачей.

Еще один аспект лекции был мне интересен: круги общения. Первый круг общения самый тесный – 3-5 человек, самые значимые для чело- века люди, семья. Второй круг – 10-15 человек. Третий круг – 30-50 человек. Максимальное количество, с которым человек может общаться, – 150 человек.

Лектор меня заинтересовал. Мне понравилось то, что, пожалуй, он единственный, кто сделал ссылки в своей лекции и дал свой сайт, к которому при желании можно обратиться ( www.johnwestburnham.co.uk ).

Одиннадцатый день. 12 июля

Последний день учебы.

Тема дня – «Вместе лучше: работая с лидерами в вашей школе и других школах».

После отъезда нашего многолюдного и многошумного сообщества нас осталось 15 человек. Сегодняшний день – день тренингов. Мы учились совместно планировать какие-то аспекты деятельности, рассматривали исследовательские модели, готовили себя к переходу на позитивный подход ко всему.

Закончилась наша командировка. Сказаны все благодарственные слова, вручены подарки. В голове столько информации, что на переваривание нужно время. Спасибо всем организаторам. Спасибо всем моим коллегам за приобретенный опыт. Будем сотрудничать. Будем позитивными!

P.S. Хочется сказать слова благодарности Управляющей компании АОО НИШ и лично Куляш Нагатаевне Шамшидиновой. Это обучение в практике, обучение «равный-равному» в широком смысле. Все сразу взять невозможно, но после обдумывания и приложения к нашим реальностям – очень полезно.

 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10