электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2013г.

 

Проблемы перехода на 12-летнее обучение: учитель и ученик

№ 8 (129) октябрь  2013г.


Г. К. ИБРАГИМОВА, старший преподаватель кафедры ДВиНО филиала АО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области»

 

В 2015 году в Казахстане начинается переход на 12-летнее образование, который завершится к 2020 году в соответствии с Государственной программой развития образования в РК на 2011-2020 годы. Правительство РК и Министерство образования и науки РК дают самые благоприятные прогнозы на благополучный исход данной реформы: эксперимент проводится, план мероприятий по переходу разработан, Республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования функционирует, Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан есть. Кроме того, 12-летняя модель обучения – это мировая практика образования.

Несомненными плюсами перехода на 12-летнее образование являются снижение перегрузки учащихся, продление периода детства, облегчение адаптации к основной школе, четкое определение профессионального будущего, обучение с использованием инновационных информационных и коммуникационных технологий, автоматизация учебного процесса.

Но готовы ли учителя к 12-летней модели обучения? И как отразятся нововведения на учениках?

Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества профессионализма работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты.

Учитель СШ №9 г. Талдыкоргана Гончарова Г. И. обращается к своим коллегам на сайте http://worldteacher. ru: «Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Способны ли мы, уважаемые коллеги, вывести наших учеников на этот уровень? Я думаю, что каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, ведь именно от него во многом зависит образ будущего выпускника».

При переходе на 12-летнее образование педагог принимает новый статус – учителя новой формации. Учитель новой формации, по определению Концепции непрерывного педагогического образованияРК, – «это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому…».

Каким образом складывается новая формация учителей?

Готовность педагогов к работе в условиях 12-летки формируется, начиная с двухтысячных годов, ранее благодаря институтам повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а теперь филиалам АО «НЦПК «Өрлеу».

В системе повышения квалификации Карагандинской области модель под- готовки педагогов новой формации успешно реализована. На первых этапах педагоги области изучали концептуальные основы 12-летнего образования; проводились сравнительные анализы ныне действующих и проектных государственных общеобязательных стандартов образования Республики Казах- стана; проектировалась учебная деятельность учащихся; конструировалась образовательная среда и другие виды деятельности. Результатами этого этапа подготовки стало осмысление педагогами новой философии и методологии образования в Казахстане и понимание того, что именно необходимо менять в системе образования.

Новая система воспроизводства кадров (подготовка, переподготовка и повышение квалификации) АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области заключается в усилении психолого-педагогической подготовки, реализации модульного принципа организации повышения квалификации, организации повышения квалификации на базе образовательной практики ресурсных центров, образовательных организаций, с участием лучших учителей, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты.

Основная идея программ курса повышения квалификации основа на на развитии профессионально-личностных качеств педагога в решении образовательных задач, переоценке своей деятельности в стиле взаимоотношений педагога с учащимися и вовлечении родителей в образовательный процесс с учетом внедрения инновационных процессов.

Результатом повышения квалификации педагогов становится обогащение и переход на новый качественный уровень методического арсенала учителя, повышение уровня психологической готовности, мотивация к реализации новой модели образования, ориентированного на результат. Такие изменения в мировоззрении учителя порождают и изменения в личности ученика, который в 12-летней школе – субъект развития, обучения и воспитания.

Это направление предполагает особую работу в пространстве совместно распределенной деятельности, практике субъект-субъектных отношений, пространстве событийной общности, пространстве рефлексирующего сознания как педагога, так и ученика. Возрастает ответственность самого обучающегося за продвижение в личностном развитии, т. к. государственный стандарт 12-летнего образования ориентирует учащегося на саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, умении решать проблемы, предприимчивости и креативности. Важнейшим условием формирования личности ученика становится его сотрудничество с учителем. Умение взаимодействовать с различными людьми в социуме, в условиях реальной жизни – это не просто сумма некоторых операций, которыми должны овладеть дети, это – компетенция. Указанная компетенция предполагает, что личность умеет брать ответственность на себя и делать выбор, умеет принимать решения и предвидеть их последствия, умеет действовать в коллективе в различных ролях и работать самостоятельно, умеет учиться самостоятельно и оказывать помощь другим.

Таким образом, эффективность методической подготовки учителя возможно обеспечить при наличии условий, необходимых для развития субъектности учащихся:
- востребованность субъектных и личностных функций: активности, самостоятельности, инициативности, рефлексии, мотивации, смыслополагания и т.д.;
- сотрудничество как форма учебного взаимодействия;
- построение обучения на основе психологической безопасности (при отсутствии угроз, манипулирования, авторитарности);
- содержание образования, структура и формы организации учебной деятельности способствуют развитию субъектных и личностных функций;
- педагоги развиваются как субъекты профессиональной деятельности.

Все это принесет свои плоды. Будущее страны будут определять люди компетентные, креативные, способные к постоянному самопознанию и самосовершенствованию.

 

Учитель - исследователь






 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10