электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2013г.

 

Формирование педагога-исследователя в системе непрерывного педагогического образования Казахстана и России

№ 8 (129) октябрь  2013г.


Т. И. НАБАТНИКОВА, Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

 

Современные системы образования стран СНГ объединяет общая стратегическая линия – формирование исследовательских умений, навыков как у учащихся, так и у педагогов. Модернизация системы образования как в Казахстане, так и России требует создания нового образа учителя, в основе которого находится учитель-исследователь (владение методологическими и теоретическими основами целостного педагогического процесса, методикой исследовательского обучения, способность ориентироваться в научно-информационном потоке, в современных педагогических технологиях, альтернативных и вариативных программах, учебниках). Для этого учителю необходимо изменить самого себя, свое педагогическое мышление, ориентируясь на новые педагогические ценности, адекватные современной парадигме образования, новым образовательным результатам на уровне компетенций.

«Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высо- кие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников» (Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы). [1]

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации, рассчитанной на 2000-2025 год, в качестве концептуальной идеи рассматривается «участие педагогических работников в научной деятельности», «интеграция научных исследований с образовательным процессом». [2]

Реализация данной идеи позволит решить проблемы повышения личностного потенциала педагога, его самореализации, самосовершенствования в профессиональной деятельности, в целом, формирования учителя новой формации, готового к внедрению ГОСО (Казахстан), ФГОС (Россия).

Формирование педагога-исследователя – процесс долгий, непрерывный, требующий обеспечения определенных условий на всех его этапах. Подготовить педагога-исследователя только в условиях вуза невозможно, поскольку изменение профессиональной сферы идет очень быстрыми темпами. Поэтому нужен постоянный, непрерывный процесс профессионального развития, сформированная система непрерывного профессионального образования.

В современных условиях система непрерывного педагогического образования рассматривается как процесс практической верификации и обогащения профессиональной культуры и опыта учителя на продуктивно-прогностическом уровне, позволяющем достигать более высокой степени профессионализма. [3]

Переход к новой парадигме образования (компетентно-ориентированной) побуждает ученых-исследователей к изучению условий, позволяющих развивать исследовательскую компетентность субъектов образовательного процесса.

Современная школа требует от учителя профессионального роста не только в качестве педагога, но и в качестве исследователя, так как в каждой инновационной школе активно ведется экспериментальная работа по созданию и апробации современных концепций, моделей и технологий реализации задач реформируемого образования.

В.В. Краевский подчеркивает, что переход педагога от практической деятельности к исследовательской не может осуществляться «сам собой», как плавное движение, по мере накопления опыта в другой области деятельности – практической. Этот переход требует специальных знаний о закономерностях функционирования педагогической науки, о логике и научном аппарате исследования, о методах и методике научного поиска и аргументации. В противном случае, как отмечает В. В. Краевский, происходит поиск и привлечение уже бытующих в разных науках истин для подтверждения эффективности практической работы, которая уже проведена без научного обо- снования, на базе интуиции и личного мастерства педагога. [4]

Решение проблемы развития исследовательской деятельности учителя связано, прежде всего, с выявлением условий подготовки педагога к исследовательскому процессу в системе непрерывного педагогического образования, что актуализирует в свою очередь вопросы обеспечения непрерывности профессионального образования.

Важным фактором в формировании педагога-исследователя является специально организованная среда, предусматривающая
- преемственность подготовки к исследовательской деятельности на всех уровнях образования,
- научно-методическое сопровождение исследовательской деятельности учителей,
- внедрение программ повышения квалификации по совершенствованию готовности к исследовательской деятельности.

Исследовательская работа учителя во многом определяется результативностью участия педагога в инновационно-экспериментальной деятельности, оказывая влияние на содержание научно-методической работы, решение проблем совершенствования профессиональной деятельности, обуславливая необходимость в расширении социально-педагогических, психолого-педагогических знаний, в освоении практических умений и навыков, в повышении творческой инициативы, методологической культуры.


Литература:

1. Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. 7 декабря 2010 года №1118. – Астана: МОН РК, 2011. – 148 с.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (рассчитанная на 2000-2025 гг.) [Текст] // Народное образование. - 2000. - №2. - С. 14-18.

3. Набатникова, Т. И. Основные направления модернизации системы повышения квалификации в условиях перехода к ваучерно-модульному финансированию [Текст]. Т. И. Набатникова // Внедрение компетентностной педагогики в школах Казахстана. - 2011. - С. 127-130.

4. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования [Текст]: пособие для педагога – исследователя/ В. В. Краевский. – Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. – 165 с.

5. Павлова, Е. П. Педагогические условия развития инновационной деятельности учителя начальных классов в процессе модернизации образования [Текст]: автореф. дис. кандидата пед. наук / Е. П. Павлова. - Якутск, 2009. – 15 с.

 

Учитель - исследователь






 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10