электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2013г.

 

Управление исследовательской работой учителя: сдвиг позиции

№ 10 (131) декабрь  2013г.


В.Т. ТИХОМИРОВА, к.пед.н., доцент, ведущий специалист Научно-инновационного центра ОО «Тьюторская ассоциация» (Республика Казахстан, г. Алматы), тьютор-менеджер Лицея им. У. Джандосова

 

Какой сдвиг? Откуда, куда? Зачем? – Эти вопросы на материале своего опыта хочу раскрыть в этой статье в надежде на то, что вскрытие моих проблем и выставление на обсуждение моих решений поможет другим школьным менеджерам.

В небольшую негосударственную школу я была принята заместителем директора по научно-методической работе (НМР). В круг моих забот стало входить становление учителей как учителей-исследователей. И вот учебный год начинается с печальных наблюдений и мучительных размышлений.

Первый методический обучающий семинар для учителей в очередном учебном году… Есть в коллективе учителя-созидатели. Они вместе с учредителями ежедневным кропотливым трудом с радостью и вдохновением творцов строят дух школы, систему работы, образовательные события. А вот – учителя, пришедшие из других систем, считающие себя «матерыми мастерами» своего дела, которым ничему не надо уже учиться. Два учителя работают первый год. Это их первый педагогический опыт. Одна из них на все смотрит как на экзотическое блюдо, которое ей предлагают есть. На лице отражение того «бр-р-р», которым откликается весь ее организм на эту экзотику. Второму некогда как-либо реагировать. Он весь в делах и творчестве. Но учительскому делу учиться тоже некогда. Да и не представляется это дело таким, которому надо еще и стоит учиться. Я приглашена в школу для созидания философии школы, организации научно-методической работы учителей, их перехода на тьюторскую позицию. Семинар начинается.

Мы ведем семинар с одним из учителей-созидателей. Учителя-участники ждут сигналов, организации, надзирания. Ответственность за свое учение умом и сердцем полностью переложили на ведущего, тренера (они его для себя маркируют как преподавателя). Я в полной растерянности и глубоком горе: все опять и опять начинать сначала! Опять и опять проходить эту железобетонную стену непонимания! Опять и опять пробираться через это болото агрессивного неприятия учения! Опять и опять смотреть на это затвердевшее представление о том, что должен сказать преподаватель, что должен он сделать, какое слово сейчас должен произнести! Опять предо мной компания из старой сказки «быть по-моему» велящих! Больно настолько, что хочется просто утонуть. Хоть даже в этом болоте… А еще лучше улететь бы за тридевять земель!

Через год коллектив слегка обновился. Ушли опытные и как-то нами просвещенные. Пришли опытные никак еще нами не просвещенные. Все надо начинать сначала. Снова на лицах позиция: учите нас правильным образом, чтоб в нас все появилось без нашего труда. «Все» в их представлении – это знание, которым можно щегольнуть. И точка. Ничего более. Одна сидит в абсолютной точности воспроизводя созданный юным художником Олжасом Тихомировым в книге о фасилитации образ Всезнайки [1, с. 51]. Вариант другой – только гендерно и «комплекционно» (См. рис.1). На лице все та же позиция: «Я тут единственный настоящий учитель и знаю, что это никогда не будет работать», «я делаю учительское дело лучше и правильнее всех вас и уверена, что вы городите ерунду», «ни один из ваших ученых и дня не проработает на моем месте, так что он мне не авторитет», «вы должны мне дать то, то и то. А не давать какие- то дурацкие задания и не задавать ваши идиотские вопросы».

Когда-то в той самой книге о фасилитации мы прописали, что такому чело- веку еще раз надо сказать, что мы признаем его авторитет в данной области, и объяснить, почему сейчас рассматривается вопрос: «Да, мы все признаем и уважаем ваши знания в этой области, но одна из причин нашего обсуждения этой проблемы – потребность в новом взгляде и оригинальном решении. Груз ваших знаний может по- мешать Вам взглянуть по-новому на проблему». Мы знаем, что можно отметить: «Это ваша точка зрения, но есть и другие, тоже достойные внимания». Но от боли и тоски эти прописанные истины почему-то не ограждают…

Через два дня я сижу на методическом семинаре в гимназии №4 имени А.С.Пушкина. Пришла учиться организовывать методическую работу в школе. В этой школе довольно заметный процент учителей прошли или проходят сейчас обучение на трехмесячных курсах повышения квалификации по уровневым программам, подготовленным Центром педагогического мастерства Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» [2]. С завистью слушаю заместителя директора Ольгу Алексеевну Беспалько: «Стало легко организовывать методическую работу в школе. Мы, администрация школы, только и успеваем, что поддерживать инициативу снизу, от учителей, создавать условия для реализации того, что они хотят сделать. Учителя, обучающиеся на трехмесячных курсах, хотят провести открытые уроки, LessenStady, семинары-практикумы, мастер-классы, коучинг-сессии…» (7.11.2013, семинар-практикум).

Как дожить до такого совместного с учителями учения-полета? Как навсегда расстаться с жизнью в точке отрыва? Может быть, услышать, наконец- то, пронзительную истинность слов «ты лети!» и просто полететь самой? И быть в стае с теми, кто рядом летит? А из тех, кто так и сидит в точке от- рыва, если кто спросит, как взлетать, рассказать, что знаешь, сказать, кто еще знает… Вот стала же Джулия Кэмерон востребованным и вдохновенно живущим преподавателем, занявшись отмечанием флажками опасных мест на пути и тропинок, по которым удается срезать дорогу [3].

Мечты, мечты, ох уж эта ваша сладость!.. Ну по- чему же только мечты? Кажется, то мы и делаем с Еленой Ивановной Политиковой. Мы прошли он-лайн курс вместе с другими учителями нашей частной школы. Потом изучали книги и статьи по теории и практике тьюторского сопровождения. Елена проводила пробы: создавала образовательные события. Я переосмыслила описательную похвалу как тьютор- скую технологию. Затем решились участвовать в он- лайн фестивале тьюторских практик. Получили опыт обсуждения нашего опыта в международном сообществе теоретиков и практиков тьюторского движения, учителей и родителей с тьюторской позицией. И вот нам один наш учитель сказал: «Вы продолжили учение и ушли в 10-й класс. А коллектив остался в 1-м классе. Мы как-то заинтересовались, было. А потом все подзабылось. Проведите снова семинар. Расскажи- те снова. Тем более, пришли же новые учителя. Они- то ничего не знают». Я спросила одну из учительниц: «Что именно вы не знаете о тьюторстве?» Она стала сильно злиться, но постепенно из себя выдавила: «Кто такой тьютор? Что такое тьюторское сопровождение? Как осуществляется тьюторское сопровождение? Как я могу применить все это в работе со своим классом?» Я снова спросила: «Где, как вы можете найти ответы на свои вопросы?» Это разозлило учительницу уже не на шутку. Возмущение в ней закипело. И как издевательский вариант, идущий якобы от меня, она выдохнула: «Из Интернета». Я подтвердила: «Да, в Интернете очень много информации по этому вопросу. Вот когда вы найдете ответы на эти вопросы, а может, у вас и другие вопросы прояснятся, давайте снова поговорим, как вы можете продвинуть свое образование по этой конкретной проблеме». Она ушла в полной уверенности, что все здесь происходит не так, как должно.

Опыт показывает, что и в других школах на методических семинарах учителя демонстрируют четыре позиции к организатору НМР:
1) позиция активной поддержки и помощи - эти учителя поясняют, дополняют тезисы заместителя директора по НМР;
2) позиция активной оппозиции - эти учителя каждый тезис встречают с открытым, озвучиваемым, демонстрируемым недоверием, по всем вопросам выдвигают свое решение, отличное от предложения заместителя директора по НМР;
3) позиция доброжелательного слушателя - эти учителя внимательно слушают, задания выполняют;
4) позиция пассивной агрессии - эти учителя сидят в закрытых позах, смотрят осуждающе, слушают поверхностно, считают, что они знают обсуждаемый вопрос гораздо глубже заместителя директора по НМР или заняты не относящимся к делу разговором (тот же рис. 1).

Как изменить ситуацию в частных школах, ведь здесь она пока иная? Ветер повышения квалификации здесь не дует. Учителя не попадают на трехмесячные курсы ни третьего, ни второго, а тем более первого уровня. И ни коучинг, ни LessenStudy в среде учителей частной школы не в почете и не в моде.

А дети в частную школу приходят с непростыми образовательными судьбами и высокими образовательными запросами. Вот мальчик пришел во второй класс. Он жил и учился первый свой школьный год в другой стране. Потом приехал в Казахстан, в Алматы. Пришел в одну школу – не ужился, перевелся во вторую школу – сплошные конфликты, перевелся в стандартную частную школу – опять каждый день ситуации конфликта с одноклассниками и непризнание учителями, создающие только озлобленность. И вот он у нас в школе индивидуализированного обучения … Вот девочка, имеющая явно выраженные творческие способности и взрывной характер, и потому считавшаяся неудобной для престижной школы… Вот мальчик, которого в прежней школе засадили за дальнюю парту и смотрели как на пустое место в классе … Вот другой, всегда громко заявляющий свое мнение и свои требования к тому, как его должны учить, потому нелюбимый в обычной школе … Да почти у каждого нашего ученика нестандартная учебная история и особые образовательные запросы. Как может учитель работать здесь, не любя исследование как таковое? Не занимаясь научно-методической работой в самом высоком смысле этого термина? Никак. Всем учителям жизненно необходимо расти, многим - кардинально перестраиваться.

И кардинально перестраиваться нужно мне – чело- веку, призванному в школу для руководства научно- методической и профессионально-педагогической исследовательской работой учителей. Мне, работающей с учителями, найти выход из своего тупика ничуть не легче, чем учителям, работающим с учениками. Но, как мне видится, есть один путь, который позволит получать в моей работе больше радости и меньше огорчений, разочарований: это тьюторский подход к обучению учителей навыкам НМР и НИР.

Знакомство с тьюторством у меня началось в России на семинаре доктора педагогических наук, профессора Московского государственного педагогического университета Татьяны Михайловны Ковалевой для педагогов Оршанского педагогического колледжа имени И.К. Глушкова (апрель 2012 г.). Страстность Татьяны Михайловны в пропаганде тьюторского подхода, хирургически точное вскрытие ею сущности учения, неиссякаемый энтузиазм пестования тьюторских технологий и практик сделали меня сторонником этого динамично развивающегося движения.

Теперь я член созданного в Алматы Общественного объединения «Тьюторская ассоциация» и тью- тор-менеджер в негосударственной школе. И вот уже прохожу третьи он-лайн курсы по вопросам теории и практики тьюторского сопровождения, сама про- вожу семинары по тьюторскому сопровождению, о которых можно узнать на сайте http://tutors.kz.

В этом учебном году с учителями-лидерами наше- го коллектива мы определили перечень компетенций, необходимых учителю школы индивидуализированного обучения. Мы перечитали много монографий и диссертаций, а необходимую нам информацию нам дала редактор «Открытой школы» Лариса Алексеев- на Попова на семинаре по инклюзивному образованию. Теперь мы имеем адекватный нашей ситуации тезаурус компетенций (приложение А).

Сейчас мы работаем над тем, чтобы выйти на оценку и самооценку проявления каждой компетенции в работе каждого учителя. И нам в этом деле нужно не формальное выставление галочки или балла напротив каждого пункта по списку. Нам важно понять, что именно и как именно мы делаем. Например, каждый учитель в любой школе уверенно скажет, что он умеет наблюдать. Но стоит провести с учителями игру, где они выступают в роли наблюдателей, сразу же и самим наблюдателям, и другим игрокам становится ясно, что наблюдатели делали что угодно во время игры, только не наблюдали. И становится понятно, что мы не владеем культурой наблюдения [4].

Так и в нашей школе первые опыты описания учителем результатов наблюдения за учебной деятельностью ребенка оказываются охарактеризованными лишь шаблонными фразами типа «усвоил материал отлично» или «материал не усвоил». Для создания опыта наблюдения за динамикой развития ребенка на уроках и развития культуры наблюдения пришлось разработать «Лист оценки эффективности изучения темы, раздела программы», главной частью которого является формат анализа учения, учебных действий ребенка (приложение Б). Наблюдатель отслеживает также вопросы: Какие условия для достижения изменений создавал учитель? Какими способами учитель создавал эти условия? Конечно, мы думаем над тем, как эту культуру наблюдения сделать культурой самонаблюдения учителя, куль- турой рефлексии. Главная задача на сегодняшний день – компетентностно анализировать учебную деятельность. И ученики, и учителя имеют право научиться понимать, насколько эффективно они действуют в рамках выполнения программных заданий, чему они действительно учатся, а что они просто делают, имеют право получить тьюторскую помощь при поиске собственного ответа на вопрос: что есть учение в современных условиях. К этому мы стремились, создавая технологию описательной похвалы, которая теперь представлена международному сообществу на сайте Международной тьюторской школы (InternationalTutorSchool) по адресу http://worldtutors.ru/wppage/4353-2.

В наших условиях каждому учителю необходимо иметь опыт учения в течение всей жизни, опыт учения каждый день. А это значит – опыт составления индивидуальной образовательной программы и опыт успешной ее реализации. На первых порах учителю в этой практике очень нужно тьюторское сопровождение. Следовательно, современной казахстанской школе очень нужен тьютор-менеджер. На эту позицию, по моему твердому убеждению, должен переходить заместитель директора школы по НМР.


Список использованных источников

1. Тихомирова, В.Т. Как быть хорошим фасилитатором: Методическое пособие[Текст] / В.Т. Тихомирова, Ш.У. Тасбулатова. Иллюстрации О.Н. Тихомирова. – Алматы: Евразийский Центр Развития Образования, 2001. – 90 с.

2. Об утверждении Инструкции по организации повышения квалификации педагогических кадров. Приказ и.о. министра образования и науки Республики Казахстан от 4 января 2013 года № 1. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 января 2013 года № 8287. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ V1300008287. Дата обращения 11.11.2013.

3. Кэмерон, Д. Путь художника. [Текст] /Джулия Кэмерон - М.: Гаятри, 2005. – 272 с.

4. Тихомирова, В.Т. Десять уроков одной коммуникативной игры[Текст] / В.Т. Тихомирова. - Алматы: Общественный Фонд «Развитие и обучение для 21 века», 2004. - 36 с.

 

Учитель - исследователь






 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10