Меня давно волновал вопрос о том, как улучшить преподавание и обучение на своих уроках так, чтобы это способствовало созданию среды для развития интеллекта учащихся. Я заметила, что в последнее время ученики на моих уроках стали меньше говорить, редко задают вопросы или задают и отвечают на вопросы низкого порядка, что уровень интеллектуального развития учеников не так высок, как мне бы хотелось.
Используя новые подходы в обучении, ученики будут активно слушать; научатся задавать вопросы низкого и высокого порядка и отвечать на эти вопросы, делиться информацией по теме исследования изучаемого материала, спорить; будут уважительно относиться к чужому мнению, сумеют вместе решать поставленные задачи; получат опыт самостоятельного развития интеллекта. Все мои действия направлены на то, чтобы обучение учеников стало более успешным, чтобы у них произошли положительные изменения, но я учусь вместе с ними, поэтому работа на уроках литературы стала моим шагом вперед в развитии собственного интеллекта и профессионального обучения, в преобразовании работы на уроках литературы и самопознания. Когда составляла планы уроков, я думала: «Как включить чтение, письмо в исследовательскую беседу? Как задействовать воображение учеников? Как включить музыку, звуки, драматизацию? Каким образом сочетать индивидуальный выбор и время для индивидуальной работы, групповую работу, обмен мнениями с одноклассниками, дискуссию? То есть задействовать разные типы интеллекта учеников в процессе самостоятельного диалогического обучения ». Большое место в моей работе занимало наблюдение на уроке и видеонаблюдение. Я снимала на фото и видео все уроки сама и с помощью добровольных помощников, часто помогали и сами дети. И каждый раз фокус моего исследования был направлен на трех учеников с разным уровнем знаний. Каждый раз на уроке в классе я наблюдала за разными видами бесед учеников при выполнении разных заданий, в том числе на уроке одного из своих коллеги. Я обнаружила следующее: ученикам стало интереснее учиться, они стали задавать больше вопросов, увереннее стали рассуждать, участвовать в обсуждении разной информации. Когда я правильно организую их работу с учетом особенностей интеллекта, они работают гораздо эффективнее и достигают больших результатов.
1 этап – "Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.
Методические приемы:
1. Парная мозговая атака. 2. Ключевые термины. 3. Свободное письменное задание. На стадии вызова у ребенка формируется представление, чего же он не знает: «Что хочу узнать?»
2 этап – «Осмысление» (реализация осмысления). Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?). Здесь могут быть предложены следующие методы: 1. Задание для каждой группы:
1 группа – чтение по ролям; 2 группа – составить 10 тонких вопросов; 3 группа – составить 5 толстых вопросов; 4 группа – составить план пересказа; 5 группа – составить пятистишия по главным героям.
2. Чтение с остановками. Только одно условие: кто читал текст, тот молчит.
3. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
4. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
Этот прием можно использовать как индивидуально, так и при групповой работе.
Индивидуально: составляют по три вопроса в тетрадь. И обмениваются тетрадями. Другие отвечают на них, при этом оценивают качество вопросов.
Группа: Текст делится на части, и каждая группа составляет вопросы по своей части. Затем обмениваются вопросами «методом карусели», находят ответы по тексту в учебнике. Дается комментарий в виде стикера, на котором написаны два положительных комментария и одно пожелание к данным вопросам.
5. Пантомима по абзацам.
3 этап – "Рефлексия" (размышление).
Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть
• составлен опорный конспект в тетради учащегося;
• или использован метод синквейна, пятистишия, где должен отразиться смысл темы.
|