электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2014г.

 

Применение новых подходов к обучению на уроках литературы и самопознания в начальной школе.

№ 3 (134) март 2014г.


Наталья Павлова, учитель первого (продвинутого) уровня гимназия № 111, г. Алматы

 

Меня давно волновал вопрос о том, как улучшить преподавание и обучение на своих уроках так, чтобы это способствовало созданию среды для развития интеллекта учащихся. Я заметила, что в последнее время ученики на моих уроках стали меньше говорить, редко задают вопросы или задают и отвечают на вопросы низкого порядка, что уровень интеллектуального развития учеников не так высок, как мне бы хотелось.

Используя новые подходы в обучении, ученики будут активно слушать; научатся задавать вопросы низкого и высокого порядка и отвечать на эти вопросы, делиться информацией по теме исследования изучаемого материала, спорить; будут уважительно относиться к чужому мнению, сумеют вместе решать поставленные задачи; получат опыт самостоятельного развития интеллекта. Все мои действия направлены на то, чтобы обучение учеников стало более успешным, чтобы у них произошли положительные изменения, но я учусь вместе с ними, поэтому работа на уроках литературы стала моим шагом вперед в развитии собственного интеллекта и профессионального обучения, в преобразовании работы на уроках литературы и самопознания. Когда составляла планы уроков, я думала: «Как включить чтение, письмо в исследовательскую беседу? Как задействовать воображение учеников? Как включить музыку, звуки, драматизацию? Каким образом сочетать индивидуальный выбор и время для индивидуальной работы, групповую работу, обмен мнениями с одноклассниками, дискуссию? То есть задействовать разные типы интеллекта учеников в процессе самостоятельного диалогического обучения ». Большое место в моей работе занимало наблюдение на уроке и видеонаблюдение. Я снимала на фото и видео все уроки сама и с помощью добровольных помощников, часто помогали и сами дети. И каждый раз фокус моего исследования был направлен на трех учеников с разным уровнем знаний. Каждый раз на уроке в классе я наблюдала за разными видами бесед учеников при выполнении разных заданий, в том числе на уроке одного из своих коллеги. Я обнаружила следующее: ученикам стало интереснее учиться, они стали задавать больше вопросов, увереннее стали рассуждать, участвовать в обсуждении разной информации. Когда я правильно организую их работу с учетом особенностей интеллекта, они работают гораздо эффективнее и достигают больших результатов.

1 этап – "Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

Методические приемы:

1. Парная мозговая атака. 2. Ключевые термины. 3. Свободное письменное задание. На стадии вызова у ребенка формируется представление, чего же он не знает: «Что хочу узнать?»

2 этап – «Осмысление» (реализация осмысления). Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?). Здесь могут быть предложены следующие методы: 1. Задание для каждой группы:

1 группа – чтение по ролям; 2 группа – составить 10 тонких вопросов; 3 группа – составить 5 толстых вопросов; 4 группа – составить план пересказа; 5 группа – составить пятистишия по главным героям.
2. Чтение с остановками. Только одно условие: кто читал текст, тот молчит.
3. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
4. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

Этот прием можно использовать как индивидуально, так и при групповой работе.

Индивидуально: составляют по три вопроса в тетрадь. И обмениваются тетрадями. Другие отвечают на них, при этом оценивают качество вопросов.

Группа: Текст делится на части, и каждая группа составляет вопросы по своей части. Затем обмениваются вопросами «методом карусели», находят ответы по тексту в учебнике. Дается комментарий в виде стикера, на котором написаны два положительных комментария и одно пожелание к данным вопросам.

5. Пантомима по абзацам.

3 этап – "Рефлексия" (размышление).

Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть
• составлен опорный конспект в тетради учащегося;
• или использован метод синквейна, пятистишия, где должен отразиться смысл темы.

 

 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10