электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2014г.

 

Моя педагогическая философия
Из опыта реализации идей Программы третьего базового уровня в процесс преподавания биологии

№ 3 (134) март 2014г.


Т.В. АХМЕТВАЛИЕВА , учитель биологии, химии средней школы села Кырык кудык, Акмолинская область

 

Несомненно, я понимала, что знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут эффективно использоваться учащимися в реальной действительности, в свете современного развития общества. Назрела необходимость изменений в моей педагогической деятельности, предполагающая новое конструирование процесса обучения. У себя в трехчастном дневнике этот отрезок времени я отметила, как «ветер перемен, сентябрь 2013 года».

Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в своей лекции «Казахстан на пути к обществу знаний», с которой он выступил в Назарбаев Университете, отметил, что страна движется к постиндустриальному миру, в котором правит триада «образование – наука – инновации».

Особое внимание Президент уделил вопросам модернизации национальной системы образования, получения знаний и развития высоких технологий. Он отметил, что не- преходящей ценностью нашей жизни является стремление к знаниям.

За свою педагогическую деятельность я посещала самые разные курсы повышения квалификации педагогов, семинары, научно-практические конференции. А как же иначе? Без совершенствования методики преподавания биологии нельзя дать детям качественное образование, позволяющее им быть успешными и счастливыми в жизни. Однако, надо признаться, формат курсов третьего базового уровня повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ изменил мои стереотипы и взгляды на всю педагогическую работу. Благодаря тренерскому составу и руководству ЦПМ города Уральска я шаг за шагом постигала основные идеи содержания Программы, представленные в виде семи модулей.

Идеи семимодульной Программы я реализую в среднесрочном планировании уроков по биологии. Немецкий ученый и публицист XVIII века Георг Кристоф Лихтенберг говорил: «Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим». Основными аспектами реализации курса является формирование умений учащихся работать в группах, самостоятельно добывать знания из различных источников, сравнивать, сопоставлять факты, вести самостоятельный поиск, использовать знания на практике, осуществлять исследовательскую работу.

Поделюсь опытом, как я внедряю основные модули Программы в процесс обучения через краткосрочное планирование.

Основной формой работы учителя остается урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать его структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

Что же у меня получилось? Урок по теме «Одноклеточные водоросли» является вторым уроком по разделу «Низшие растения» и составлен на основании Государственного стандарта образования, учебника биологии для 7 класса (авторы – К. Кайым, Р. Сатимбеков, А. Аметов, Ж. Кожантаева), методического пособия по биологии для 7 класса (автор – Б. Хаджиева). Новизна планирования данного урока обеспечивалась использованием Программы, основанной на конструктивистских подходах в контексте семи модулей.

«Одноклеточные водоросли»

Цель: дать общую характеристику одноклеточных водорослей, познакомить с основными представителями, продолжить работу по усвоению основных биологических терминов; формировать экологическую, социально-коммуникативную, самообразовательную компетентности, развивать критическое мышление, самостоятельность, воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи: изучить особенности среды обитания, строения и жизнедеятельности одно- клеточных водорослей.

Тип урока: комбинированный, с интеграцией 7 модулей.

Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, мультфильм «Коля, Оля и Архимед», модель водоема, колонии водорослей, микроскопы, предметные стекла, ватман, маркеры, тестовые задания, тесты с биологическим письмом, учебник биологии под редакцией К. Кайым.

Эпиграф урока:
Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями.
Л.Н. Толстой

Организационный момент урока реализовывался проведением психологического настроя в виде релаксации «В осеннем лесу». Семиклассники с закрытыми глазами слушали пьесу Рахманинова «Нежность». Они слышали шуршание опавшей листвы, ощущали свежесть осеннего воздуха. Этот прием дал положительный заряд учащимся на предстоящую работу, мобилизовал их на деление на группы по принципу «Форма предметов»: «Квадраты», «Треугольники», «Прямоугольники».

Знакомство учащихся с оценочным листом плавно перешло в проверку знаний по теме «Систематика растений» через модуль «Работа с одаренными и талантливыми», через диалогическое обучение в виде игры «У нас в гостях Карл Линней». Сильный ученик в качестве домашнего задания подготовил группам вопросы. Состоялся диалог по принципу «ученик – ученик». Я убедилась, что школьники легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с более знающим учеником. Сильному ученику эта деятельность позволила расширить и углубить свои знания по предмету.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Мотивацию урока я осуществила через модуль «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании». На стадии вызова я продемонстрировала отрывок из мультфильма «Коля, Оля и Архимед». Глаза у ребят загорелись, за- вязалась оживленная беседа на тему «Какие открытия вы сделали в своей жизни»? Кто-то научился играть в шахматы, кто-то вырастил красивые гладиолусы. На мой вопрос: «Готовы ли вы к новым открытиям»? Ответ был однозначным: «Только вперед!»

ИКТ явился значимым инструментом при проверке знаний в форме биологического теста, на стадии осмыслении при решении проблемы урока, в ходе рефлексии за решением задания «Найди ошибку в тексте». Данная технология для меня облегчает объяснение материала, обеспечивает понимание учащимися научных понятий, развивает воображение, экономит время на уроке.

На стадии вызова ребятам для демонстрации была предложена модель водоема (банка с речной водой, камешки с колониями одноклеточных водорослей).

Перед ребятами поставлена проблема «Почему пруд зацвел»?

Решение данной проблемы на стадии осмысления я реализовывала через методический прием «Корзина идей». Это позволило семиклассникам включиться в активную деятельность в группах. Я наблюдала, как учащиеся размышляли, выдвигали идеи, иногда даже самые нестандартные, записывали их на листочках и закрепляли на доске. Модуль «Обучение критическому мышлению» нашел свое отражение и в ходе изучения нового материла, когда учащиеся работали с печатными текстами, учебником, анализировали факты, обобщали. При представлении опорных конспектов семиклассники выступали по теме, высказывали свою точку зрения, отвечали на вопросы товарищей. На стадии рефлексии шла кропотливая работа по анализу урока на смайликах «Хламидомонада».

Общеизвестно, что 95% информации школьники усваивают, если взаимно обучают друг друга. Именно модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» позволил мне организовать работу учащихся в группах по изучению особенностей строения одноклеточных водорослей по заданиям. Я наблюдала, как учащиеся самостоятельно распределили роли в группе, выбрали эксперта, тайм-кипера, спикера, занимались поиском информации на печатных карточках, в Интернете, учебнике биологии. Они обсуждали вопросы, касающиеся темы задания, обобщали материал, оформляли опорные конспекты для публичной защиты.

Работа в группах явилась прекрасной иллюстрацией применения новых подходов в преподавании, когда учащиеся самостоятельно постигают знания, отслеживают понимание знаний, взаимно обучают друг друга, могут оценить себя, других и процесс обучения. Моя роль изменилась: я направляю, координирую, консультирую учащихся.

Деятельность групп по изучению одноклеточных водорослей позволила вернуться к проблемному вопросу «Почему пруд «зацвел»?

Ответ учащихся был однозначным: «В нашем пруду цветение воды связано с одноклеточными водорослями».

Для убедительности открытия нового знания сильная ученица прочитала сказку собственного сочинения «Эти удивительные растения – водоросли» с использованием информации из Интернет-ресурсов. Это позволило ей углубить и расширить свои знания о водорослях, способствовало развитию познавательного интереса к биологии. Мне удалось предоставить возможность талантливой ученице углубить свои знания об одноклеточных водорослях.

Осмысление нового знания об одноклеточных водорослях позволило использовать закрепление знаний в форме биологического письма «Найди ошибку в тексте» с использованием текстоцентрической технологии.

Завершение урока сопровождалось рефлексией учащихся с использованием стикертов – хламидомонад, которые помещали на рисунок пруда. Учащиеся записывали свои ощущения на уроке, оценивали себя, других и весь урок.

Что же я наблюдала? Какой вывод сделала? Все мои хламидомонады, живущие в пруду, позитивные. Урок всем понравился, учащиеся остались довольны.

Мнения распределились следующим образом:
4 учащихся – урок мне понравился;
2 учащихся – урок был классный;
4 учащихся – урок был интересный;
3 учащихся – понравилось работать в группах;
2 учащихся – спасибо за урок.

Красной нитью всех этапов урока является модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения». Суммативно оценивается участие семиклассников в игре «У нас в гостях Карл Линней», биологическом тесте, биологическом письме.

Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке, на мой взгляд, являются взаимооценка и самооценка. Ребята с большим удовольствием оценивали себя и друг друга, было заметно, что данный вид работы им понравился. Оценивание одноклассников играет очень важную роль, поскольку оно повышает уровень мотивации, позволяет ученикам общаться на своем языке, способствует принятию критики, позволило мне отстраниться от процесса и просто наблюдать.

Защита презентаций предусматривала соблюдение определенных критериев, которые мы разрабатывали совместно с учащимися.

Несомненно, на протяжении всего урока я стремлюсь оказать поддержку в формативном оценивании учащихся, что помогает определить, на каком этапе в процессе обучения находится каждый, чтобы дать им возможность продвинуться вперед.

При разработке плана урока, подборе заданий главным моим правилом является учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Семиклассники – мой любимый возраст, горячие сердца, активные, любят играть. Разумеется, им интересна встреча с Карлом Линнеем, они увлеченно смотрят мультфильм «Коля, Оля и Архимед», наблюдают за водорослями, слушают сказку «Эти удивительные растения».

Проверка знаний в форме теста осуществляется дифференцированно по разноуровневым заданиям. Модуль «Управление и лидерство в обучении» основывается на моем убеждении, что развитие и изменение образования в моей родной школе, в моих классах не может быть привнесено извне. Оно полностью зависит от моих убеждений, моего потенциала. Я чувствую, что маленькими шажками мы вместе с учениками продвигаемся к сотрудничеству – я направляю, консультирую и контролирую, дети самостоятельно планируют, выполняют, самоанализируют и самооценивают.

Выводы по уроку:

Ученики
- включены в общение;
- учатся вести деловой спор, составлять вопросы разных уровней и отвечать на них;
- учатся выражать свои мысли;
- происходит активизация «медленных» учеников;
- расширяют свои знания и кругозор, обогащают словарный запас;
- развивают коммуникативные навыки и КМ;
- развивают чувство сопереживания.

Размышляя над тем, насколько правильно и успешно я применила на уроке ключевые идеи Программы, про- смотрев еще раз видеозаписи урока, убедилась в необ- ходимости продолжения работы в данном направлении. Все модули Программы взаимосвязаны друг с другом и в синтезе дают на каждом уроке хороший результат.

 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no