электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2014г.

 

Новые подходы оценивания как инструмент повышения качества образования

№ 6 (137) август  2014г.


Директор по НМР, учитель математики первого уровня КГУ «Гимназия №27», г. Алматы

 

Оценка – это неотъемлемый компонент в учебном процессе и показатель результата не только учащихся, но и учителя. Она существовала во все времена и во всех типах школ. Учеба без оценки подобна работе, за которую не платят зарплату.

Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано со всеми новыми подходами в преподавании и обучении.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов американские специалисты в области образования начали определять важные направления в использовании информации, полученной в результате оценивания в образовании. Бенджамин Блум показал важность применения результатов оценивания в целях улучшения познавательных результатов с помощью разработанной им модели обучения мастерству.

В соответствии с моделью Блума учителя могут на постоянной основе оценивать процесс познания учащихся.

Ответы на вопросы, как может оценивание повышать эффективность обучения и каким оно должно быть, прозвучали в документе, подготовленном в 1999 г. Группой реформы оценивания (Assessment Reform Group), в которую вошли ведущие представители научного педагогического сообщества Великобритании. В таких странах, как Австралия, Канада, Дания, Англия, Финляндия успешная реформа системы образования произошла благодаря развитию и внедрению в практику учителей формативного оценивания. Но для реформирования системы оценивания необходим тщательный анализ сложившейся ситуации.

Многие исследователи России также обращались к критическому анализу традиционной системы оценивания учебных достижений учащихся в средней школе (З.А. Абасов, Ш.А. Амонашвили, С.И. Архангельский, В.В. Гузеев, В.И. Звонников, П.И. Пидкасистый, М.В. Карнаухова, Г.Ю. Ксензова, И.П. Подласый, М.Б. Челышкова и др.) и предлагали проведение реформы оценивания достижений учащихся.

Активный процесс внедрения формативного оценивания в Кыргызстане (в Иссык-Кульской и Таласской областях) начался в 2006 году при поддержке международных консультантов Университета Монтаны проекта Всемирного банка «Сельское образование».

Примером внедрения новых подходов оценивания в Казахстане являются «Назарбаев интеллектуальные школы», в которых учителя используют результаты критериального оценивания учебных достижений учащихся для организации дифференцированного обучения и оказания педагогической поддержки ученикам, своевременной коррекции в организации учебного процесса.

Модель, технология применения критериального оценивания и нормативные документы будут транслированы в общеобразовательные школы РК для внедрения критериального оценивания в систему образования страны.

Основные требования системы оценивания знаний учащихся
1) Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
2) Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизированной и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной.
3) Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок.
4) Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся своих достижений (рефлексия деятельности).
5) Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.
6) Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.
7) Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.

Школа – ячейка мировой образовательной системы, и, конечно, все преобразования необходимо начинать именно с нее. А как обстоят дела в родной гимназии, соответствует ли система оценивания в ней современным требованиям?

Для ответа на этот вопрос использованы как количественные методы оценивания, так и качественные, которые ответили на вопросы: кто? сколько? как? почему? Проведено наблюдение уроков, беседы с учителями, что и позволило оценить уровень преобразований и их эффективность.
- Изучение документации и продуктов деятельности (анализ деятельности гимназии за 2012-2013 учебный год, аналитический отчет по результатам ЕНТ 2012-2013 учебного года, анализ кадрового потенциала педагогов гимназии за 2012-2013 учебный год, учебные журналы, дневники учащихся, анализ уроков, посещенных администрацией гимназии, кадровый потенциал учителей, прохождение курсов повышения квалификации).
- Наблюдение уроков (математики, казахского языка, английского языка), беседы с учителями, интервью с родителями.
- Отзывы и отчеты учителей.
- Письменные опросы и анкетирование учащихся, родителей и учителей:

  • - «Изучения категоризации поведения и отношений учащихся»;

  • - «Изучения удовлетворенности родителей учебно- воспитательным процессом в гимназии»;

  • - «Вопросы о возможностях школы»;

  • - «Обзор условий школы».

На первый взгляд, все замечательно и хорошо, но вот анализ качества знаний учащихся гимназии за три года показывает, что прогресса в этом направлении не наблюдается, т.к. в2010-2011учебномгодукачестознаний составило 76 %, а 2011-2012 и 2012-2013 учебном году оно снизилось и стало 74 %. Не уменьшается количество учащихся, имеющих по одной тройке, появились неуспевающие ученики, даже в 2011-2012 учебном году один ученик не получил аттестат об образовании.

И это при том, что в гимназии постоянно ставят вопрос о повышении качества образования и ищут пути решения этой проблемы. Коллективу школы очень хочется, чтобы из ее стен выходили грамотные, высокообразованные, готовые к жизни выпускники. О результативности работы гимназии может говорить рейтинг гимназии по городу Алматы по результатам ЕНТ в сравнении за последние три года: 2011 год – 33 место, 2012 год – 83 место, 2013 год – 38 место, в Ауэзовском районе: 2011 год – 10 место, 2012 год – 22 место, 2013 год – 7 место.

Анализируя ответы учащихся и учителей на вопросы об оценивании, я была поражена тем, что учителя затрудняются даже назвать формы оценивания. Из 20 опрошенных учителей на уроке используют:
- словесные поощрения – 5 учителей
- подарки и призы – 3 учителя
- оценки – 1 учитель. А 11 учителей вообще не ответили на этот вопрос.

О том, что такое оценивание, знают только 50 % опрошенных педагогов!

Добиться объективности при выставлении оценок можно,
- учитывая способности и возможности ученика – 70 % учителей,
- задавая уточняющие и наводящие вопросы – 25 %,
- проводя различные виды проверки – 15 %,
- составляя разноуровневые задания – 10 %,
- учитывая мнение учащихся класса и самооценку ученика – 5 %,
- будучи внимательным к работе каждого ученика и оценивая каждый этап деятельности на уроке – 5 %,
- руководствуясь критериями оценивания – 5 %.

У 25 % опрошенных учителей случались конфликты с учащимися и родителями по поводу выставления оценок, причины которых они видели
-в желании детей оправдаться перед родителями за невыученный материал (100 %),
- учащиеся не умеют контролировать свои эмоции, ведут себя отвратительно по отношению и к учителю и к ученикам (40 %),
- в желании родителей представить своего ребенка в лучшем свете (80 %),
- в завышенной самооценке (80 %),
- родители часто переоценивают способности своих детей (40 %).

Оказывается в том, что учитель не знает технологии оценивания, не умеет правильно организовать процесс оценки деятельности ученика на уроке, виноват сам ученик и его родители! А ведь оценка для ученика очень важна. В анкетировании по оцениванию приняли участие 50 учеников 5-х и 10-х классов.

Результаты этой анкеты меня не удивили, ведь давно известно, что,
- если нет оценок, то учиться неинтересно (90 %),
- если тебя долго не вызывают, то тебя это заботит (80 %),
- после получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать (70 %),
- если в конце недели ты получил плохую оценку, то в выходной день у тебя плохое настроение (50 %).

Школьники считают, что выставление «2» и «3» не соответствует успешности обучения учащегося, потому что теряется интерес к предмету, снижается желание учиться, портятся отношения с родителями, эти отметки трудно исправить, ученик нервничает, теряет уверенность в себе, проявляет безнадежность. Но все-таки 100% учащихся 10-х классов и 80% пятиклассников не помнят, когда получили первую в жизни двойку. Как учитель может оценить объективно 33 учеников каждый урок?

После проведения анализа стартового состояния гимназии стало ясно, что положение дел по организации преподавания и обучения удовлетворительное.

Анкетирование, опросы и беседы выявили основные проблемы:
- Отсутствие у учеников навыков оценивания собственной деятельности и деятельности своих одноклассников.
- Недостаточность знаний учителей о значимости процесса оценивания.
- Случаи конфликтов с учащимися и родителями по поводу выставления оценок.
- Отсутствие у учителей знаний об использовании результатов формативного и суммативного оценивания.

Динамика перемен, которые происходят в современном мире, требует перемен и в подходах к оцениванию учебных достижений учащихся и в нашей гимназии:
- Сформировать знания у педагогов о новых подходах оценивания.
- Привлечь учащихся к процессу оценивания самих себя и соучеников.
- Проанализировать полученные результаты, сделать выводы и сформулировать рекомендации по продолжению преобразования.

Результаты исследования стартового состояния гимназии можно использовать в качестве инструмента введения изменений в практику преподавания и обучения педагогов школы. Для реализации этого плана использованы процессы менторинга, коучинга, как современные подходы по улучшению педагогической практики учителей для оказания методической и профессиональной помощи учителям по использованию новых подходов оценивания в преподавании.

На высоком уровне прошли коуч-сессии по темам:
- «Новые подходы оценивания для обучения и оценивания обучения»,
- «Критериальное оценивание»,
- «Техники формативного оценивания».

Активное участие приняли педагоги в Педагогическом Совете «Активные формы оценки и контроля знаний учащихся».

В своих рефлексивных анкетах коллеги отмечали, что приобрели новые знания об оценивании и его формах (100 %), с помощью которых смогут повысить качество обучения, разнообразить и улучшить урок, использовать на практики техники формативного оценивания (80 %), и хотели бы попробовать применить полученные знания на уроках, использовать предложенные техники оценивания (100 %). Замечательно, удалось! Цель коучингов достигнута: учителя получили новые знания и захотели с завтрашнего дня их применить на деле! И возможности для внесения изменений у них есть. В своих отзывах учителя пишут: «Так как я участвую в работе всех коучингов, причем с большим интересом, с особым вниманием слушаю все вопросы, которые на них затрагиваются. После занятий я решила сделать важный шаг – применить полученные знания в своей работе. Сам коучинг прошел очень энергично и интересно, скучать было некогда», «Моя жизнь круто изменилась! Я благодарна судьбе за то, что она позволила узнать столько интересного и нового! Много практики и задач. Это тренинг, который дает тебе возможность понять, как можно изменить свою практику для моих учеников. В моей жизни очень многое изменилось. И самое главное – я поняла, что такое Коучинг! Я поняла его Ценность!» И здесь будут очень уместны слова Ушинского, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».

Если конечный результат совпадает с целью, деятельность можно считать рациональной, если же такое совпадение отсутствует, то деятельность является нерациональной. Основной принцип оценки эффективности – взаимосвязь цели и конечного результата деятельности.

Новые подходы к оцениванию (по мнению учителей)

Показывают
- важность оценки самого процесса обучения,
- важность оценки для этого процесса и
- важность ее в ходе процесса обучения.

Дают

учащимся, учителям и школам отзыв о том, что достигнуто в обучении, но в то же время вверх по цепи передают информацию, которая в будущем может использоваться для формирования системы обучения.

Тесно увязывают

ожидаемые по учебному плану результаты, предметные критерии, критерии эффективности и желательные результаты обучения.

Вовлекают учащихся

в достоверное оценивание с целью укрепления их мотивации и повышения эффективности учебы.

Вовлекают учителей

в разработку оценивания и подсчет рейтингов для совершенствования профессиональных практических навыков и развития их способности помогать учащимся в достижении результатов

«Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно!» – сказал В.В. Маяковский. Если нашлись единомышленники, если процесс внесения изменений прошел безболезненно для его участников, если получены положительные отзывы о проделанной работе, если учитель-исследователь получил удовлетворение от общения с коллегами и от того, что он делал, то можно сказать, что работа прошла не зря. Процесс внесения изменений по проблеме оценивания привел не только к переосмыслению, но и к некоторому ее решению. Несмотря на очень короткие сроки, на то, что не всегда можно было провести мероприятие в запланированное время, т.е. не все шло согласно плану, тем не менее, я хочу следовать своей идее и продолжить внесение изменений в обучение и преподавание свой школы, но в уже более широком масштабе.

Очень актуальны слова Липкиной А.И.: «Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке».

Каковы же перспективы?
- Самореализация учителя и ученика.
- Решение профессиональных проблем.
- Развитие профессионализма.
- Удовлетворение работой и учебой.

Следовательно, повышается педагогическое мастерство, а значит, повышается качество образования.

М. Барбер отметил, что в педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников.

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Есть мнение, что в любой цивилизации именно педагогу принадлежит ведущая роль – «не политику, не генералу и даже ученому – учителю предстоит стать центральной фигурой наступающей эпохи».

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю.

Урок № 45

Тема: Окружность и ее элементы

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: интегрированный

Цель урока:

1. Образовательная: Повторить и систематизировать знания учащихся об окружности и ее элементах (центре, радиусе, хорде, диаметре, дуге окружности, полуокружности)

2. Развивающая: развивать интерес к происхождению математических терминов, способствовать развитию общего кругозора учащихся.

3. Воспитательная: прививать аккуратность в выполнении чертежей, учить культуре обращения с циркулем и линейкой; осуществление межпредметных связей.

Оборудование: презентация к уроку; раздаточный материал (таблички с названиями групп, кроссворд, оценочный лист, роли учащихся); циркуль, линейка, карандаш и учебник у каждого ученика.

ХОД УРОКА:

1. Орг.момент.
Деление на группы
Физика и астрономия
География
Химия
Биология
Русский язык
История и обществознание

Распределение ролей:

Лидер (координирует работу группы, следит за соблюдением правил работы).
Оценщик (оценивает работу группы и каждого ученика).
Художник оформляет работу группы.
Тайм-менеджер – следит за соблюдением времени.
Посланник – проводит публичную презентацию работы группы.

Вопросы для подведения итогов урока (для лидеров).
В чем возникали затруднения?
Что помогло их разрешить?
Достигли ли мы поставленной цели?
Кто сегодня хорошо поработал? Кого вы можете отметить?

Обсуждение правил работы в группе
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки.

2. Вызов. Актуализация субъективного опыта.
«Черный ящик» – Циркуль

Этот предмет знаком каждому человеку.
Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот предмет, – история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала.
Он является символом неуклонной и беспристрастной справедливости.
У китайцев он означает правильное поведение.
Встречается в эмблеме масонов.
Этот предмет используется также в навигации, картографии, в медицине.
Этим словом названо маленькое созвездие южного полушария к западу от «Наугольника» и «Южного треугольника», рядом с α-Центавра.
Со временем конструкция этого предмета практически не изменилась, но ему придумали массу насадок.
В его честь установлен памятник в г. Миассе, Челябинская обл. России и в г. Баден-Вюртемберге Германии.

Для чего используется циркуль в геометрии?
Сообщение темы урока: Окружность и ее элементы
Цель: Повторить и систематизировать знания об окружности и ее элементах

Фронтальная работа:

Рассмотрите фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапецию, круг). Как вы думаете, какая из них особенная и почему?

А еще чуточку загадочная: множество геометрических фигур анализировали древние философы, мудрецы, толкователи культов. И из всех фигур только Круг имел два противоположных значения – у одних людей он обозначают полноту, наполненность, а у других – пустоту, абсолютный вакуум. И, кроме того, у всех фигур (квадрат, прямоугольник, ромб…) линия обвода называется так же, как сама фигура. У всех, но не у Круга. Круг «окружает» окружность.

Задание. Начертите окружность и дайте определение.

Задание. Прослушать внимательно информацию, записать все понятия и их свойства, относящиеся к теме урока.

Сценка.

Выходит девочка с моделью окружности (с ней в паре работает мальчик, который задает вопросы):
- А я – окружность. Внутри меня есть точка непростая.
Зовется центром, от точек всех моих он равноудален.
- В каких же отношеньях ты с прямой?
- Смотря с какой.
Внутри меня ее отрезок хордою зовут.
Чем ближе к центру, тем она длинней.
- Что будет, если хорда через центр пройдет?
- О!!! Ее диаметром геометр назовет.
- А сколько у тебя диаметров? – Ох, много…
Их бесконечность, выражаясь строго.
При том, заметьте, что из них любой
Всегда есть радиус двойной.
- А радиус?
- Так это же отрезок, что от центра тянется, его соединяя
С любой из точек, мне принадлежащих,
Есть у меня дуга – это часть моя, между точками,
На мне лежащих.
- А если у дуги концы являются диаметра концами?
Тогда зовут ее полуокружностью.
- А что такое круг?
- Часть плоскости, которую я ограничу со мною вместе.

Повторение понятий по теме (индивидуальная работа).

Самопроверка (по образцу)

3. Проверка и применение знаний
Фронтальная работа. Работа с чертежами.
• Какие из отрезков являются радиусами? хордами? диаметрами?

Групповая работа. Разгадать кроссворд.
1. Хорда – это ……………, соединяющий две точки на окружности.
2. Плоскость внутри окружности.
3. Точка О – ……………. окружности.
4. Часть окружности, ограниченная двумя точками.
5. Уменьшительно-ласкательное наименование круга.
6. Диаметр разбивает окружность на две …………… .
7. Отрезок, соединяющий две точки на окружности.
8. Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности.
9. Хорда, проходящая через центр окружности.
10. Эта цифра состоит из двух окружностей.

Проверка «Карусель». Оценивание группами «Две звезды, одно пожелание»

Математический диктант.
1.Линия, каждая точка которой равноудалена от какой-либо точки.
2. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой на этой окружности.
3. Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр этой окружности.
4. Запишите радиусы данной окружности.
5. Запишите диаметр.
6. Запишите хорду.
7. Запишите дуги.
8. Запишите точки, принадлежащие окружности.
9. Запишите точки, не принадлежащие окружности.
10. Запишите точки, принадлежащие кругу, ограниченному данной окружностью.

(взаимопроверка по карусели)

Групповая работа.

Как Вы думаете, почему деление на группы сегодня на уроке проведено по предметным наукам?

Обсудите: Какое значение имеют окружность и круг в других науках?

4. Информация о домашнем задании. С.111-112 (выучить определения)

Написать эссе «Роль окружности и круга в окружающей жизни».
1. Какие круглые тела вы встречаете в окружающей жизни?
2. Какое значение имеет круг в других науках?
3. Какие практические задачи повседневной жизни решаются, используя знания о круге и окружности?
4. Как вы считаете, почему встречается так много круглых тел в природе?
5. Подведение итогов

Заслушать лидеров о работе.
«Высшее проявление духа – это разум.
Высшее проявление разума – это геометрия.
Клетка геометрии – треугольник.
Он так же неисчерпаем, как вселенная.
Окружность – душа геометрии.
Познайте окружность, и вы не только познаете душу геометрии, но и возвысите свою душу».
(И.Ф. Шарыгин)

6. Рефлексия
Если тема урока понята, то круг прикрепить вне окружности.
Если непонятна, прикрепить внутри окружности.
Фамилия ученика__________________________
Повторение понятий по теме.
Окружность – это____________________________

 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10