электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2014г.

 

Новые подходы в моей практике

№ 7 (138) сентябрь  2014г.


ДС.А. ВОРОНИНА, учитель начальных классов КГУ « Гимназия №27», учитель третьего уровня, г. Алматы

 

Я работаю учителем начальных классов в гимназии № 27 города Алматы. В нашей гимназии постоянно ведется научно-методическая работа, которая затрагивает различные аспекты современного образования. Поэтому курсы «Новые подходы в обучении и преподавании» оказались кстати. Должна признаться, что я была недовольна тем, что мне придется посещать эти курсы: меня пугал режим работы, отрыв от производства и прочие причины. Но позитивных моментов оказалось больше, и сегодня я рада, что мне посчастливилось стать участником этого проекта. Основная ценность этих курсов заключается в тех изменениях, которые произошли в моих представлениях и убеждениях после завершения обучения. Здесь будет уместно вспомнить утверждение Пажареса (1992) о роли убеждений учителя: «убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе. Устойчивая уверенность в том, как должны преподаваться предметы, оказывает более существенное влияние на действия учителя в классе, нежели какая-либо методика или учеб- ник» (Руководство для учителя, 2012, стр.111).

Мои убеждения о профессиональных ценностях не изменились, более того, они укрепились и углубились. На сегодняшний момент я считаю, что учитель остается стержневой фигурой в деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников, но внимание учителя должно быть обращено к ученику так, чтобы у ребенка была возможность показать свои знания, подвергнуть сомнению предположения из любого источника, скорректировать свои убеждения и сформировать новое понятие. Таким образом, в моих убеждениях акцент сместился с деятельности учителя на деятельность ученика. Учитель перестал быть единственным источником знаний, транслятором знаний. Он становится организатором, управленцем процесса обучения. Если раньше учитель был обязан твердо знать свой предмет и методику преподавания этого предмета, то сейчас ему также необходимо владеть еще и основами менеджмента. Ученик же должен принять ответственность за свое обучение на себя. Он должен развить свое мышление сам в процессе взаимодействия своего опыта и новых знаний, которые он может получить из разных источников: из учебников, из Интернета, от учителя, от сверстников.

Качественные изменения коснулись моих представлений и убеждений по трем направлениям:
а) организация групповой работы;
б) обучение критическому мышлению;
в) виды оценивания. Изменилось мое представление об эффективности применения организационных форм обучения. Раньше я считала, что наиболее эффективными способами организации работы учеников на уроке являются коллективная, фронтальная, индивидуальная, объяснительно-иллюстративная, иногда самостоятельная формы работы. После прохождения курсов я стала больше думать об организации самостоятельной работы учащихся: «Не делай за детей то, что они могут сделать сами». Теперь я понимаю, что эффективным способом работы может быть и групповая форма, поскольку именно она позволяет организовать взаимодействие между учащимися.

Ранее я не являлась сторонником групповой формы работы. Точнее сказать, я была ее противником, поскольку у меня был личный негативный эмоциональный опыт подобного рода обучения еще со времен моего детства. Однако изученные материалы, умения, полученные во время прохождения курса «Новые подходы к обучению и преподаванию», убедили меня в эффективности этой формы работы. Я поняла и приняла возможность и необходимость использования групповой работы для обеспечения новых подходов к обучению и преподаванию. Сегодня я продолжаю собирать банк идей приемов деления детей на группы, изучаю и стараюсь применить удачные стратегии и приемы организации групповой работы.

Что же касается технологии критического мышления, то хочется отметить, что особого интереса она у меня не вызывала. Ничего нового я в ней не видела – этапы развития критического мышления (вызов, осмысление, рефлексия) соответствовали трем основным этапам любой деятельности: актуализация знаний и опыта, формирование знаний и подведение итогов. Курсы «Новые подходы в преподавании и обучении» подвели меня к пониманию роли, значения и функций критического мышления. Анализируя принципы обучения критическому мышлению, я нахожу сходство с теми приемами, которые я и сама применяла в своей практике. Но раньше я делала это неосознанно, скорее интуитивно, теперь же я понимаю, с какой целью и когда должны применяться эти стратегии и приемы.

А вот модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» для меня оказался наиболее интересным. Вопрос о разных подходах к оцениванию обсуждается еще с 1960-х годов. Но я никогда ранее не слышала словосочетания «суммативное оценивание» и «формативное оценивание». И когда на одном из занятий на курсах услышала задание тренера обсудить положительные и отрицательные стороны суммативного оценивания, то просто впала «в ступор», т.к. никак не могла подобрать к этому словосочетанию аналогию. Сориентировалась лишь тогда, когда наш тренер уточнила, что мы все постоянно пользуемся этим видом оценивания.

Анализируя сейчас свой опыт и полученные на курсах знания, я понимаю, что даже в нашей взрослой жизни мы часто сталкиваемся с формативным оцениванием. Например, действующая до сих пор традиционная советская система поощрений и наказаний – благодарности, грамоты, повышение в должности или выговор, строгий выговор, увольнение – что это, как не примеры формативного оценивания деятельности взрослого человека? Поэтому я делаю вывод, что мы и раньше использовали формативное оценивание, но не осознавали, что это тоже вид оценивания, не при- давали ему особого значения и не акцентировали внимание на его роли в улучшении деятельности.

Осознавая необходимость использования оценивания для обучения и недостаточность знаний в этом вопросе, я начала с изучения дополни- тельной литературы. Неоценимую помощь мне оказала книга «Оценивание учебных достижений учащихся» (Сост. Р.Х. Шакиров и др., Бишкек, 2012). Благодаря этой книге, опираясь на знание особенностей детей младшего школьного возраста, я составила для себя таблицу приемов, которые целесообразно использовать при работе в начальной школе.

Изучив более подробно главы об оценивании групповой работы, я разработала и подготовила лист оценивания групповой работы. В изучаемом пособии предлагались более сложные листы оценивания, но учитывая возрастные особенности моих учеников, я уменьшила количество рекомендуемых критериев для оценки. Предполагалось, что в участники групп должны будут указать свое мнение по поводу работы их группы, участия каждого члена группы в общей работе. Так и получилось. Причем, уже сами дети придумали свой интересный прием работы: каждый участник группы сначала записывал свое имя определенным цветом ручки (фломастера, карандаша и т.д.), а потом этим же цветом ставил знаки «+» или «-», отражающие его точку зрения по каждому пункту. Меня удивил тот факт, что участники 5 групп выражали свое мнение индивидуально, и лишь в одной из групп дети вынесли решение обозначить общее коллективное мнение. 

Сегодня, благодаря пройденным курсам, я знаю, как минимум, 22 приема формативного оценивания и понимаю его значение для обучения. Сегодня, работая в реальном классе с реальными детьми, я стараюсь осознанно подбирать и использовать приемы формативного оценивания, а также стараюсь научить этим приемам настоящих живых детей. Сегодня я стараюсь познакомиться ближе с принципами критериального оценивания.

Конечно, у каждого учителя постепенно складывается система наиболее часто используемых приемов. Так и у меня появились некоторые «любимые» приемы, например: словесная оценка, формативный опрос, самооценивание, трехминутная пауза, уточняющий вопрос, речевые образцы, мини-тест, сигналы рукой, светофор, «смайлик другу».

Предлагаемый урок был проведен в третьей четверти 2013-2014 учебного года. На уроке были использованы различные приемы формативного, суммативного оценивания: формативный опрос, заполнение листов самооценивания, листов «оценщиков», «светофор» (использование желтых и зеленых карточек для оценивания выразительности чтения и собственной работы на уроке), наблюдение за выступлениями учащихся в игре «Шесть шляп».

3 класс

Литературное чтение, III четверть, урок 26

Тема: К.Паустовский «Заячьи лапы» (второй урок)

Тип урока: совершенствование знаний и способов действий

Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с рассказом К. Паустовского «Заячьи лапы», фрагментами биографии русского писателя, формировать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения целыми словами и фразами, учить думать над прочитанным, развивать умение готовить отзыв о прочитанном, готовить выборочный пересказ, работать с деформированным планом текста. Обогащать словарный запас. Раскрыть содержание и идею рассказа; добиться усвоения текста детьми.

Ожидаемый результат: В конце урока дети должны понимать особенности произведения автора, знать содержание произведения; уметь выразительно читать, думать над прочитанным, подбирать примеры из текста, давать отзыв о про- читанном, составлять план рассказа

Дидактическое обеспечение урока: проектор, экран, учебники – хрестоматия, рабочие тетради, презентация «К. Паустовский «Заячьи лапы», урок 2», «К. Паустовский – биография», табличные формы, раздаточный материал, «волшебная баночка» с пословицами.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Психологический настрой.

II. Актуализация знаний:

1. Деление на четверки. Распределение обязанностей в группе: консультант, оформитель, оценщик, контролер. Повторение правил групповой работы.

2. Формативный опрос:
- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

III. Формирование новых знаний и способов действий

1. Выведение темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с рассказом русского писателя К.Паустовского. Мы повторим некоторые моменты жизни писателя, будем рассуждать о героях произведения, их качествах, поработаем над текстом рассказа.

2. Вызов:
- В нашей волшебной баночке находятся особые фразы.
- Как вы думаете, как они связаны с темой нашего урока?
«Добрая слава — лучшее богатство». (Английская пословица)
«Рубашка беленька, да душа серенька». (Русская пословица)
«Кто не встречал в жизни трудности, никогда не станет настоящим человеком». (Африканская пословица)
«Красота сердца дороже красоты лица». (Японская пословица)
«Человек, который легко раздражается, правым не бывает». (Индийская пословица)
«Дурной человек старается оправдать свою ошибку, хороший — ее исправить». (Японская пословица)

3. Знакомство с планом работы на уроке. Знакомство с листом самооценивания.

Самооценивание проводится под девизом «будь честен сам с собой», каждый ребенок оценивает свои успехи сам. Общие баллы оценщик заносит в лист оценщика и в конце урока сообщает общее количество баллов за урок и соответствующую отметку. В конце урока каждый учащийся осознает свое участие в уроке и получение конкретной отметки за урок.

3. Повторение об авторе. Задание 1. Биографическая лотерея – ученик, ответивший на вопрос правильно, получает 1 балл:
- В каком городе родился К. Паустовский? (Москва)
- Как помогал семье К. Паустовский, когда учился в шестом классе гимназии? (Репетиторством)
- В каких домах любил жить К. Паустовский? (Старых, со скрипучими половицами)
- Назовите основную специальность писателя. (Журналист) - Где брал материал для своих произведений К. Паустовский? (Из многочисленных командировок и путешествий)
- Кем был К. Паустовский во время Великой Отечественной войны? (Военным репортером)

4. Работа с произведением:

Задание 2: назвать знакомые произведения (в лист самооценивания внести по 1 баллу за каждое произведение, предложенное учащимся).

Задание 3: назвать героев рассказа (внести количество баллов, соответствующих количеству правильно названных героев).

Задание 4: исправить ошибки в плане рассказа, самопроверка по эталону ответа: 5, 2, 6, 3, 1, 4 (максимальное количество баллов – 6 или по количеству правильных ответов).
1. Заячья и дедова слава
2. Бабка Анисья дает совет
3. Я всю жизнь детей лечил, а не зайцев
4. История зайца и деда
5. Ваня идет к ветеринару
6. В поисках Карла Петровича

Задание 5. Подготовить и показать чтение по ролям (коллективное оценивание: если большинство детей подняли зеленую карточку – 2 балла, если желтую карточку – есть пожелания – 1 балл, прокомментировать свое пожелание/рекомендацию):
- Ваня, ветеринар, автор;
- Ваня, бабка Анисья, автор;
- автор, Ваня;
- дед, автор, аптекарь;
- Карл Петрович, дед, автор;
- дед, автор, писатель.

Задание 6: Подобрать текст к рисункам, расположить рисунки на доске, следуя логике рассказа (правильно подобранный текст – 2 балла, близкий по смыслу – 1 балл).

5. Обсуждение-вывод: пословицы характеризуют героев этого рассказа. Что это за герои? Какие пословицы соответствуют каждому герою?
- Карл Петрович – «Добрая слава – лучшее богатство».
- Ветеринар – «Рубашка беленька, да душа серенька».
- Ваня Малявин – «Кто не встречал в жизни трудности, никогда не станет настоящим человеком».
- Бабка Анисья – «Красота сердца дороже красоты лица».
- Аптекарь – «Человек, который легко раздражается, правым не бывает».
- Ларион Малявин – «Дурной человек старается оправдать свою ошибку, хороший — ее исправить».

6. Рефлексия: игра «Шесть шляп»: представитель группы вытягивает жетон определенного цвета, группы обсуждают свои вопросы, и от группы один участник озвучивает групповое мнение.
- Что нового узнали? (белая шляпа)
- Что почувствовали? (красная шляпа)
- О каких плохих качествах узнали из рассказа? (черная шляпа)
- Какие хорошие поступки увидели в рассказе? (желтая шляпа)
- Что захотелось изменить в рассказе, поступить по-другому? (зеленая шляпа)
- Какие выводы сделали? (синяя шляпа)

IV. Домашнее задание: по хрестоматии издательства «Атамура», стр. 141-148, готовить краткий пересказ рассказа от лица разных героев – по группам.

V. Подведение итогов. Рефлексия.
- С каким новым произведением познакомились?
- С каким автором познакомились?
- Что нового узнали?
- Что было сложно? Легко?

2. Учащиеся оценивают свою работу на уроке – работал в полную силу – зеленая карточка, умею работать лучше – желтая.

3. Оценщики считают баллы, заработанные детьми в ходе урока, определяют отметки за урок. Сообщают о суммативных результатах урока.

4. Заключительное слово учителя.

Главное – уметь благодарить...
Солнце – за его внимание,
Звезды – за неяркий свет в ночи,
Друга – за плечо и понимание,
Бабушку – за теплый хлеб в печи.
Главное – уметь благодарить...
Воду – за волну и за крещение,
Рощу – за покой в зените дня,
Землю – за любовь и всепрощение,
И костер – за теплоту огня.
Можно быть талантливым, бездарным,
Многое свершить иль натворить...
Главное – быть жизни благодарным,
Главное – уметь благодарить.

Анатолий Турянский

 

 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10