электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2014г.

 

Изменения в моей педагогической деятельности

№ 7 (138) сентябрь  2014г.


И.А. КРУЧИНА, учитель технологии третьего уровня КГУ «Гимназия № 27», г. Алматы

 

Узнать можно лишь тогда, когда учишься,
дойти можно лишь тогда, когда идешь.
Вьетнамская пословица

Этот эпиграф как нельзя лучше характеризует меня, как человека. Сколько себя помню – всегда училась. Стараюсь постоянно повышать свое педагогическое мастерство: сначала печатала свои планы на машинке, когда все писали вручную, т.к. считаю, что документация и систематизация материала должна быть четкая и презентабельная. С появлением компьютеров поставила цель – овладеть принципами работы на компьютере на уровне потребителя и стала вводить в уроки мини-презентации с показом на ПК. Каждый год прохожу курсы повышения квалификации по предмету и не только, а два года назад сама через сайт Центра «Бобек» записалась на курсы по самопознанию для лучшего понимания психологии ребенка и создания более комфортной обстановки в классе. Применяла на своих уроках разные методы и формы проведения занятий: фронтальную, парную, а групповую форму деятельности я применяю уже давно, но вводила ее только на уроках обобщения и систематизации знаний, чаще использовала работу в паре. Вроде все ничего, но полного удовлетворения не получала. Инстинктивно я понимала, что уже нельзя по-старому работать, но как работать по-новому, я не знала. Мне казалось, что применяю на уроках разные новые формы и приемы, но эффекта, на который я рассчитывала, все равно не видела, а окружающая среда с информационными технологиями требует от нас других отношений, новых подходов к нашей деятельности. Я понимала, что характер общения в классе должен измениться и выйти на более высокий уровень взаимопонимания. И когда узнала от завуча по науке о новых курсах, поговорила с учителем начальной школы, которая уже окончила их. Результаты ее обучения говорили сами за себя. Я сразу стала собирать документы и вот прошла трехмесячные курсы.

Совершенствование метода обучения и преподавания предмета «Технология», по моему мнению, должно, прежде всего, начинаться с совершенствования работы самого учителя, его подходов к обучению и воспитанию детей. Курсы помогли мне пересмотреть мои взгляды на преподавание, так как идеи и подходы, которые содержит в себе эта про- грамма, помогают обучить и воспитать «независимых, самомотивированных, увлеченных, уверенных, ответственных личностей с развитым критическим мышлением, проявляющих компетентность в цифровых технологиях». А мои убеждения перекликаются со словами Пажареса (1992) , «что при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания». убеждения у меня есть, а недостающие знания я получила на курсах и хочу в полной мере применить все, чему научилась, в своей работе. Теперь я хочу продемонстрировать, какие изменения произошли в моей практике после изучения модулей программы и как я теперь планирую и провожу уроки «Технологии».

Я четко поставила себе установку, что только дифференцированно, на основе семи модулей про- граммы, которые взаимосвязаны, равно как и отдельные стратегии всей программы курсов, можно построить и провести уроки на современном уровне.

Изучив весь материал по модулю «Новые подходы в преподавании и обучении», уяснила для себя, что только в процессе взаимодействия «дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия …и диалогового обучения».

А где же лучше взаимодействовать учащимся как не в групповой работе, через диалоговое общение (Александер), мышление через аргументацию (Мерсер)? Раньше в своей практике я мало применяла диалоговое обучение. При диалоговом обучении диалоги проходят в парах и группе. Группы формируются в классе, а чтобы работа в классе прошла плодотворно и результативно, нужно создать, в первую очередь, коллаборативную среду, чтобы девочки на моих уроках чувствовали себя непринужденно, свободно выражали свое мнение без оглядки на учителя, разговаривали, спорили при обсуждении заданий, обменивались информацией, собственными суждениями, активно взаимодействуя друг с другом. Я считаю, что без позитивного настроя урок будет непродуктивным. Чтобы воплотить в жизнь подход «Обучение тому, как обучаться» и помочь учащимся взять на себя ответственность за собственное обучение, я раз- работала активные формы обучения.

Раньше просто давала задание, теперь я стала составлять такие задания, которые активизировали бы познавательную деятельность и критическое мышление, чтобы, работая в парах или группах, девочки приходили к совместному решению поставленной перед ними проблемы и более глубоко размышляли над вопросами.

Я убедилась на практике, какие хорошие результаты дают задания, которые я разработала на основе модуля «Новые подходы». Девочки учатся рассуждать, выделять главное из текста по методу Джигсо, сравнивать, соотносить виды ткани и их стороны. Я и дальше планирую применять эти методы и приемы для совершенствования своей педагогической деятельности, для организации активных форм работы на уроке.

Особенно хочется остановиться на таком модуле программы, как «Обучение критическому мышлению». Я думала, что критическое мышление нужно в математике, физике, химии, но я ошибалась. Изучив модуль, убедилась в обратном, теперь я считаю, что в модуле «Критическое мышление» в полной мере можно проследить те изменения в преподавании и обучении, которые я применила на своих уроках. Конечно, нельзя говорить о развитии мышления у учеников, если сам учитель не развивает в себе принципы критического мышления и постоянно не самосовершенствуется.

Когда я изучала теоретический материал по модулю, мне очень помогли определения Мерсера о трех формах аргументации при обсуждении в классе – такие, как диспут, дебаты, исследовательская форма и кумулятивная форма, при которой ученики основываются конструктивно и доброжелательно на достижениях друг друга. На уроках я применяла в основном кумулятивную форму беседы. Здесь я учла возрастные особенности детей младшего подросткового возраста (10-13 лет), так как исследовательскую работу я планирую вводить в среднем подростковом возрасте (13-15 лет), а уже в старших классах (15-18 лет) можно ввести в процесс обучения исследовательскую и диспутивную форму аргументирования. Задания, основанные на критическом мышлении, я вводила на всех этапах урока. Я ставила перед собой задачу – применить такие методы и приемы подачи материала, чтобы девочки могли понимать, разрабатывать, отслеживать процесс получения новых знаний и способов деятельности самостоятельно. Я считаю, что иду в правильном направлении, так как современный мир требует от учителя кардинальных изменений в методике преподавания и обучения, и я хочу продемонстрировать на примере модуля «критическое мышление» результативность полученных знаний и умений учащихся через различные методы и приемы, применяемые мною.

Мне удалось применить модуль «Критическое мышление» с хорошим результатом, так как девочки работают в группах более сплоченно, не боятся обсуждать и говорить. Радует, что дети чувствуют себя свободно и не оглядываются на учителя. Пусть не совсем правильно, но начали говорить и расшевелились наши тихони – высказываются, они знают, что будет оценка работы внутри группы, и это подстегивает к работе и диалогу с детьми. В дальнейшем я планирую применять на уроках больше техник и стратегий критического мышления для активации познавательной деятельности учащихся.

Ну и конечно, не могу не рассказать, какую неоценимую пользу для моей работы принес модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения».

Было интересно изучать модуль «Оценивание», так как у меня возникали уже недоразумения по поводу выставления оценок. И дети, и родители приходили выяснять, почему у ребенка «4», а не «5», считали, что раз технология, так и готовиться можно не всегда. Приходилось знакомить с программой и критериями ЗУН, а теперь мне не составит труда доказать ту или иную оценку, потому что мы вместе с учащимися разработали критерии для «листа оценивания в группе» по трехбалльной системе. Раньше я выставляла оценки в конце урока, суммировав все плюсы. Со значением термина «оценивание для обучения» по- знакомилась только на курсах при изучении модуля, да и с термином формативное оценивание я раньше не сталкивалась, но оказалось, что я периодически использовала элементы такого оценивания. В своей практике я применяла взаимооценивание и взаимопроверку, но от случая к случаю. Сейчас я знаю, что оценивание играет важную роль в улучшении деятельности учащихся. Этим я буду ориентировать девочек на успех в обучении. Старалась включить приемы оценивания во все этапы урока. ФО (формативное оценивание): логическая цепочка; таблица соответствия вида ткани и ее сторон; таблица соответствия на термины и условные обозначения; ассоциации к терминам по темам уроков – наблюдала, комментировала; изготовление и защита кластеров, коллажа.

В конце уроков выставлялась суммативная оценка по результатам «Листов оценивания в группе».

После проведения серии уроков я пришла к выводу, что оценивание просто необходимо после каждого вида работы или этапа урока, для развития мотивации учащихся, обеспечения обратной связи, определения будущих действий для достижения целей обучения. Я и в дальнейшем планирую вводить в свои уроки 7 модулей Программы для того, чтобы сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться с применением диалогового обучения и критического мышления, который позволит учащимся быть самомотивированными, независимыми в суждениях и способными развить глубокое пони- мание предмета «Технология».

Поурочный план по технологии на основе новых подходов к обучению

Класс: 5

Тема: «Терминология, применяемая при выполнении ручных работ».

Ожидаемый результат: используя критическое мышление (мнемонику), усвоить терминологию ручных работ;

Знать названия инструментов и их назначение; ПТБ при выполнении ручных работ;

Понимать, для чего необходима правильная посадка во время работы;

Уметь отличить графически и на слух термины для ручных работ.

Тип урока: формирование новых знаний и способов деятельности.

Форма организации: использование модулей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Дидактическое обеспечение: ИКТ – демонстрация слайдов с ручными инструментами и их назначением, образцы ручных швов, инструкционные карты, учеб- ник, таблица соответствия для закрепления знаний.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих.

2. Актуализация — Мозговой штурм: М 2,6 Парная работа: определи соответствие названия ткани и ее лицевой или изнаночной стороны: (взаимопроверка на экране)

 

- Вы загадки отгадайте и скорее догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке… (игла с ниткой, наперсток, ножницы, утюг).
Держится подружка за мое за ушко, стежкою одною век бежит за мною (игла с ниткой).
На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток).
Два конца, два кольца, а по середине – гвоздик (ножницы).

3. Деление на группы: М2.
Группа, по инструментам соберись… Собрать картинку – нитки, иголки, ножницы, сантиметровая лента.

4. Формирование новых знаний:
ГР–Мини-сценка – «Правильная посадка во время работы».
Чтение текста на стр. 27, быстрое обсуждение и демонстрация правильной посадки (оценка класса).
ГР – просмотр слайд-шоу, по ходу просмотра написать названия инструментов, которые видят, и их назначение: иглы, игольница, ножницы, на- персток, сантиметровая лента, манекен, булавки, мелки, резак.

ГР – метод мозаики: стр.31 – ПТБ – закрепить правила ТБ при выполнении ручных работ (учеб- ник или карточка по правилам ИКТ), по очереди девочки четко читают правила по технике безопасности при выполнении ручных работ.

ГР – отработка терминов, применяемых при ручных работах, + содержание работы + графическое изображение + опорный сигнал.

 


ГР – глоссарий:
ПТБ
ОРМ
Сметать ( с – - -)
Наметать (на – - -)
Заметать (за – - -)
Пришить
Графическое изображение
М5 – Задания для одаренных детей
Работа в качестве консультантов

5. Подведение итогов урока.
Трехминутная пауза. Я узнал больше о.., было интересно…

6. Оценивание. Учащиеся сдают листки оценивания с пояснением.

7. Задание на дом вариативное.

Трем одаренным детям: работа в качестве учителя (принять зачет по словам глоссария).

Рефлексия: «Кто быстрее… » – по сигнальным карточкам определить термин шва, значение опорного сигнала.

 
 

 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10