электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2014г.

 

Учитель учит школьников учиться

№ 7 (138) сентябрь  2014г.


Н.В. ОГАЙ, учитель английского языка гимназии №27, г. Алматы

 

Слово «школа» с латинского переводится, как «досуг». Это понятие, я думаю, никак не подходит нынешнему содержательному значению слова. Школа должна быть таким местом для детей, где они могли бы обучаться с большим интересом и желанием.

На курсах «Новые подходы в преподавании и обучении» я с каждым днем все больше убеждалась в том, что в школе уже нет места традиционным методам обучения. Изучая идеи современных психологов и педагогов, изучая исследования в этой области, я постепенно стала понимать, что преподавание, основанное на передаче готовых знаний, не способствует успешному их усвоению, и, соответственно, эти знания не будут эффективно применяться в жизни. Чтобы сегодняшние учащиеся смогли добиться успеха в жизни, школам нужно обучать навыкам, востребованным в XXI веке: критическому мышлению, решению проблемных ситуаций, сотрудничеству, информационной грамотности, самостоятельной работе и общению.

Какие же взгляды у меня были на обучение до прохождения курсов? Инстинктивно я понимала, что уже нельзя работать по-старому, но, как работать по-новому, я не знала. Мне казалось, что я применяю на уроках разные новые формы и приемы, но явного эффекта все равно не видела. Я понимала, что характер общения в классе должен измениться. Главной своей функцией, как учителя, я считала дачу знаний по предмету, иными словами, я даю готовую информацию, а ученики должны усваивать, запоминать, заучивать, если необходимо.

Теперь я знаю, что учитель должен изменить свою деятельность, он должен научиться принимать во внимание чувства учащихся, уметь вызывать у них интерес к обучению, создавать им такие условия, при которых бы они чувствовали себя уверенными, умели взаимодействовать со сверстниками.

По мнению ученых, наши дети могут брать на себя ответственность за свое обучение. В быстро меняющемся информационном мире ценностью являются не столько знания, сколько способы овладения информацией. В XXI веке меняется роль учителя. На мой взгляд, он должен вместе с учениками выходить за привычные рамки учебного процесса через творчество. Интересы учеников для учителя – на первом месте.

Какие же изменения произошли в моей практике после изучения основ конструктивистской теории, после всестороннего изучения 7 модулей Про- граммы? Как теперь я смотрю на планирование и проведение своих уроков?

Я планирую уроки, опираясь на идеи «новых подходов к преподаванию и обучению», потому что убеждена, что ни один урок, а особенно урок английского языка, не должен проходить без активных форм работы. Прежде всего я ставлю перед собой цель – установить атмосферу сотрудничества, а для этого нужно, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно, спокойно для выполнения постав- ленных на уроке задач. Для создания коллаборативной среды на уроке существует много различных техник. Одна из таких техник – «Внутренний и внешний круг», которую я использую часто. Одной из активных форм работы я считаю способ деления на группы. Способы деления на группы являются хорошим показателем сотрудничества и взаимодействия учащихся. Например, фразы соединить в целое предложение, с помощью слов найти свою тему, определить грамматическую структуру по предложению, разделиться на группы по временам года (в какое время года родился ученик) и т.д.

Следующим условием успешной работы является разработка совместно с учащимися правил работы в группе и последующее их исполнение. Работая в группе, учащиеся стараются соблюдать правила. Не сразу получалась эффективная работа в группе. Детей необходимо обучать тому, как разговаривать друг с другом, они должны понимать важность обсуждения какого-либо вопроса, уметь развивать беседу. При планировании работы в малой группе я стараюсь учитывать виды заданий, так как это повлияет на процесс и ожидаемый результат.

Виды заданий включают:
- обсуждение, в котором главными являются процесс и обмен идеями;
- задание, направленное на решение проблемных ситуаций;
- практическое задание, включающее совместную работу учеников, ведущую к достижению общей цели.

В план урока я включаю все модули Программы. По модулю «Обучение критическому мышлению» я применяю «мозговой штурм», стратегию «ЗХУ», синквейн, технику «Бортовой журнал», обсуждение проблемных вопросов в паре, группе и многое другое. Внедрение данного модуля в процесс обучения является необходимым, так как дети учатся критически оценивать деятельность свою и сверстников, рассуждать и анализировать, отстаивать свою точку зрения.

Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» первоначально вызывал у меня трудности. Постепенно я стала включать в уроки различные виды оценивания: взаимооценивание, самооценивание, оценивание в группе, взаимооценивание групп, критериальное оценивание. Применяю такие техники оценивания, как «Две звезды и пожелание», словесный комментарий, светофор, квадраты, стикеры и т.д. Я пришла к выводу, что оценивание просто необходимо после каждого вида работы. Целью формативного оценивания является развитие мотивации учащихся, обеспечение обратной связи, определение будущих действий для достижения целей обучения.

Что касается модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении», то без информацион- ной поддержки трудно вовлечь в процесс обучения детей-аудиалов, визуалов, кинестетиков. Я применяю аудио-, видеозаписи к учебникам, задания для интерактивной доски.

Определять виды заданий на уроках, способы деления на группы, игровые моменты и задания во время рефлексии – все это я учитываю при планировании своих уроков согласно модулю «Преподавание и обучение с учетом возрастных особенностей учащихся».

В рамках модуля «Обучение талантливых и одаренных» я стараюсь использовать такие стратегии, как «ромашка вопросов», творческие сообщения, «Посланник». Также более успешные учащиеся выступают в группах лидерами, консультантами.

Не остается без внимания в моей практике и модуль «Управление и лидерство в обучении». Этот модуль использую в привлечении моих коллег к новым подходам к преподаванию и обучению, участвую в коучингах, педсоветах, семинарах в рамках школы и района, в проведении открытых уроков.

Хочу указать и на некоторые трудности и проблемы, которые я встречаю на своих практических уроках:
- не всегда удается уложиться во времени на различных этапах урока;
- состав группы иногда является основной причиной невыполнения поставленной задачи;
- некоторым учащимся в силу своего психоэмо- ционального состояния трудно включиться в работу;
- приступая к некоторым видам деятельности, например, деление на группы, создание и презентация групповых работ, учащиеся говорят на русском языке вместо английского;
- процесс самооценивания, взаимооценивания не всегда осуществляется честно, происходит завышение оценки.

Но я думаю, что все проблемы решаемы. Главное – не отступать от намеченного. Детей надо продолжать приучать к активным формам работы на уроке. Их надо убеждать в том, что они должны занимать активную позицию по отношению к своему обучению. Поиск ответов на поставленные вопросы требует от них принятия решений, совместной деятельности, проявления инициативы, публичных выступлений и во многих случаях конструирования собственных знаний. Хотя эти цели могут быть поначалу сложны для учащихся, но постепенно они все научатся решать поставленные задачи и осваивать новые знания.

Я убеждена, что школа XXI века будет школой успеха. А учитель – это друг и наставник, который будет учить школьников учиться.


 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10