электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2014г.

 

Поиски новых решений совершенствования системы обучения и преподавания
Из опыта внедрения идей Программы третьего базового уровня

№ 8 (139) октябрь  2014г.


ДК.М. НУРАХМЕТОВА, зам. директора по НМР Костанайского педагогического колледжа

 

Идеи успешности, достижения, роста сегодня становятся все более актуальными не только для педагогики, но и для всего общества в целом. Стремление учителя увидеть потенциальный успех ученика обеспечивает общий положительный личностно-ориентированный тонус школы. Курсы, организованные в Назарбаев Интеллектуальных школах, программа которых разработана Центром педагогического мастерства совместно с Кембриджским университетом, имеют своей главной целью изменение отношения к процессу обучения в целом и отношение к учебе самого ученика, в частности. Современные методики преподавания, представленные семи модулями, раскрывают главное направление в изменении отношения к обучению. Идеи модулей не новы для казахстанской педагогики, но заставляют по-новому взглянуть на систему обучения и преподавания.

Я являюсь сертифицированным тренером, прошедшим курс обучения по новым методикам и технологиям в образовании.

Остановлюсь кратко на основных моментах семи модулей обучения:

Новые подходы в обучении. Данный модуль раскрывает особенности современного процесса образования в мире, что должны знать учителя, чтобы их преподавание стало более эффективным. Естественно, педагогика, как наука о воспитании и обучении, тес- но связана с психологией, физиологией человека. По мнению американского психолога Д. Бруннера, эмоциональные, психологические, когнитивные процессы влияют на процесс овладения знаниями.

Таксономия Блума показывает, что информация передается, знания понимают и формируют, а применение их на практике является результатом обучения.

Таким образом, для комфортного обучения необходима ответная реакция, т.е. рефлексия, которая предполагает не только сумму знаний, но и предусматривает поощрение, объективное оценивание результатов работы ученика.

Обучение критическому мышлению сегодня является тем методом, который более всего вызывает интерес у учителей. Это объясняется тем, что проблема развития устной связной речи, логического мышления вызывает тревогу, тем более, что современные ученики мало читают художественную литературу, не могут аргументировать свои идеи, а система оценивания зачастую сводится к решению тестов различного уровня. Данный метод предполагает, что обучение не является односторонним процессом общения, а на- оборот, взаимным, что движет ученика вперед. Решение проблемных вопросов, ситуаций приводит ученика к работе мысли, к исследованию, повышению интереса к процессу познания, к успешности ученика, его стимулированию к дальнейшей работе над собой.

Известно, что критическое мышление – способность логично анализировать информацию, выносить обоснованные решения, применять полученные результаты в нестандартных ситуациях. Формирование критического мышления – одна из актуальных задач учителей.

Особое место при формировании критического мышления занимает диалог, что способствует развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла знаний и исследований (1).

Исследования в области педагогики и психологии подтверждают мысль о том, что дети охотнее учатся и их интеллектуальные достижения выше при условии вовлечения учащихся в обсуждение, диалог, аргументацию, чем при простой подаче готовой информации. Александер утверждает, что «дети должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им участвовать эффективно и благополучно в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающий доступ» (WolfeandAlexander).

Успешный ученик – это не выбранный по оценкам отличник, а любой учащийся, способный при безусловной поддержке учителя, родителей понять и принять одну из главных ценностей школы: поле достижений доступно для всех. Именно эта проблема раскрывается в следующем модуле «Оценивание обучения и результатов обучения с использованием критериального оценивания». По мнению Александера (2001), «за любой используемой учителями формой значатся не только объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, мотивации ребенка, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности, усилия». По результатам исследования ученые выделяют суммативное и формативное оценивание, которое помогает учителям в своей практике использовать и ту, и другую формы оценивания для полного понимания уровня обученности ученика.

Кроме того, данный модуль расширил представление учителей о функциях оценки, хотя некоторые из них им известны из трудов советских, а сегодня и современных российских и казахстанских ученых-педагогов. учителям важно определиться с методами и видами оценивания, что поможет в их дальнейшей работе над проблемой повышения мотивации и саморегуляции учащихся.

Следующие модули курса
- «Использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования процесса обучения»;
- «Психолого-педагогические особенности преподавания в конкретных возрастных группах школьников»;
- «Менеджмент и лидерство в среднем образовании» дали педагогам школ более полное представление об исследованиях в этих областях, углубили их знания о процессах, практике и методах преподавания и обучения, которые должны основываться на знании общеобразовательных целей и задач обучения. Современные школьники более ин- формированы, свободно передвигаются в информационном пространстве, чаще сталкиваются с цифровыми технологиями, что требует от современного учителя достаточной ин- формационной грамотности и продуманного использования на разных этапах урока. Благодаря занятиям по данной теме, в своей сегодняшней практике учителя смелее стали использовать видеосюжеты, составленные ими, при ответах ученики стали применять информационные материалы в качестве доказательств к своим ответам, выступлениям, используя при этом и сотовые телефоны, и анимации к слайдам, видеоролики и т.д.

Модуль «Работа с талантливыми и одаренными детьми» особенно актуален сегодня, когда мы говорим об интеллектуальной элите Казахстана.

Определение талантливости и одаренности встречается у разных авторов в педагогике, но выявить эти качества учеников – одна из сложных задач. Критериев определения существуют множество, но неизменным остается то, что работа с данной категорией детей предполагает расширенную деятельность и во времени, и в содержании обучения. Важным является не только выявить, но и предоставить условия для раскрытия способностей, задатков учеников, дать импульс для дальнейшего их развития и совершенствования. Как известно, теория когнитивного развития Пиаже (1953) утверждает, что мышление детей отличается от мышления взрослых, обучать их надо тогда, когда они будут к этому готовы. Данная теория и сегодня вызывает много разногласий, но суть споров сводится к тому, что при обучении необходимо учитывать возрастные, физиологические, психические особенности детей разного возраста. А это должно определить и методы, и формы, и подходы в преподавании и обучении.

Все вышесказанное подводит учителей к пониманию значимости содержания последнего модуля, а именно: «лидерство в преподавании, в управлении обучением». Для организации правильного менеджмента надо определить прежде всего цели и задачи всего процесса образования, а затем только планировать действия как управленческого, так и мотивационного характера. В этом плане немаловажная роль отводится совместной деятельности и администрации школы, и педагогического коллектива, и отдельного учителя.

Итогами работы прошедших курсов обучения учителей считаю следующие выводы, сделанные в процессе общения с учителями школ, учениками после прохождения апробации идей на практике:
• 90 % усвоения все же приходится на практическую работу, особенно на работу в группах. «Было замечено, что человек средних способностей может придумать вдвое больше решений, когда он работает в группе, чем когда он работает один..» (Г. Линский, К. Халл, Р. Томпсон, Хрестоматия по общей психологии, М., 2004.)
• Взаимооценивание и самооценивание приучают к самостоятельности учеников и повышают их собственную самооценку и ответственность за обучение. Кроме того, это помогает при работе с родителями учащихся, так как снимает многие недоразумения при разговоре об успеваемости их детей.
• Формирование положительной мотивации на уроке, создание ситуации успеха позволяют повысить познавательную деятельность учеников.
• Дифференцированные задания с учетом способностей, возможностей учащихся оказывают положительное воздействие и на мотивацию, и на познавательную активность учеников.
• Исследовательская работа, применяемая на уроках, стимулирует творческий рост и познавательную активность учеников.
• Учителю необходимо постоянно совершенствовать не только научно-теоретический уровень, но и исследовательский.
• Совершенствовать и внедрять различные формы оценивания с целью повышения мотивации учеников к обучению.

Реформирование среднего образования во всем мире, в том числе и в Казахстане, направлено на приобретение деятельностных навыков и компетенций. Новая парадигма образования ориентирована на развитие личности.

Значительные преобразования структуры и содержания образования в связи с переходом на личностно-ориентированное и компетентностное образование обусловили поиски новой системы обучения учащихся. Главные принципы нового подхода в обучении – это индивидуализация, демократизация, дифференцированный подход к успешности продвижения ученика в зависимости от его способностей и возможностей.

Учителя, благодаря высокому качеству педагогической практики, могут сделать весьма значительный вклад в эту область.

Тематика курсов, форма проведения занятий, думаю, наглядно показывают, как изменить наши стереотипы в обучении, в оценивании знаний учеников и собственного уровня преподавания.


Литература

1. Александер Р., (2000), Культура и педагогика: сравнение международного опыта в начальном образовании. – Оксфорд.

2. Александер Р., (2004), Преподавание диалогической речи: переосмысление бесед в классе. Кембридж.

3. Мейстер Н. и Литлтон К. (2007). Диалог и развитие мышления. Социокультурный подход. Нью-Йорк.

4. Мейстер Н. и Ходкинсон С. (2008), Использование бесед в школе: по мотивам работы Дугласа Барнса. Лондон.

 

 

 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10