электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2014г.

 

Коучинг в образовании

№ 8 (139) октябрь  2014г.


Т.Б. КОРНИЛОВА, А.А. КАСЫМОВА, А.Ш. ОРАКОВА, тренеры 2 уровня Центра Уровневых Программ РИПК , Г. Алматы

 

С понятием «коучинг» мы соприкоснулись на тренерских уровневых курсах по Программе Кембриджского университета. Вначале показалось, что особых затруднений с проведением коучинга на практике не будет, так как все мы имеем достаточно большой опыт работы с педагогами в системе повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан. На протяжении десятка лет мы проводили курсы с разным контингентом – от учителей до руководителей системы образования, организовывали семинары и конференции в различных регионах нашей страны. Потенциал наших педагогов высок: они хорошо знакомы с технологиями обучения, имеют большой арсенал теоретических сведений, постоянно обучаются на всевозможных курсах. Но при этом теория не соприкасается с практикой, очередная технология «не вписывается» в учебный процесс, и по-прежнему учитель на уроке продолжает «учить, воспитывать, развивать», а дети являются лишь «объектами». Кроме того, огромное количество мероприятий в школах напоминает парад открытых уроков и редко направлен на совершенствование педагогической практики; учительская среда продолжает быть статичной в плане взаимодействия, замкнутой в ограниченном пространстве.

Изучив материалы уровневых курсов, мы приступили к тренерской практике, и чем больше мы вникали в суть процесса коучинга, тем больше понимали – нашего опыта и знаний недостаточно. Хотелось понять, ПОЧЕМУ именно коучинг вызвал такие затруднения. Проанализировав, мы пришли к выводу о том, что, во-первых, в школах Казахстана ранее коучинг не практиковался; во-вторых, он совсем не- давно стал использоваться в системе образования; в-третьих, опыт коучинга описан в основном в зарубежной литературе, и поэтому информационное поле пока недостаточно широкое; в-четвертых, нам еще нужно время, чтобы пропустить через себя этот опыт, проанализировать, оценить, найти в нем рациональное зерно, приемлемое именно для нас.

Честно говоря, мы набили немало шишек, прежде чем сами с помощью наших учителей-курсантов нашли ответы на многие вопросы, связанные с коучингом. «Зачем мне это нужно?» – вот первый вопрос, с которым сталкиваешься в учительской среде. «у нас и так вечные планерки, педсоветы, собрания-совещания, аттестация – а тут еще и ЭТО». Но знакомясь ближе с процессом коучинга, педагоги все больше убеждались в том, насколько он способен обогатить и усовершенствовать педагогическую практику. Коучинг – это не только метод управления и взаимодействия с людьми, способ мышления или стиль поведения, это своеобразная философия, предполагающая эффективность в различных видах деятельности. Умение показать свои профессиональные способности и возможности необходимо современному педагогу, но это одно из самых слабых профессиональных качеств, т.к. эффективному взаимодействию и самопрезентации необходимо учиться. Методика коучинга позволяет не только приобрести эти навыки, но и способствует созданию собственной педагогической методики.

При внедрении практики коучинга в образовательную систему мы столкнулись с некоторыми сложностями:
• непониманием сути и значения корпоративной культуры;
• недостатком ясности в оценке целей и возможностей их достижения;
• неумением выстроить рабочие взаимоотношения с другими участниками образовательного процесса;
• ориентацией на устаревшие методы, неэффективные в текущих условиях.

Образовательный коучинг – перспективная область. Вот уже сотни лет преподаватели во всех образовательных системах работают одинаково традиционно. Может ли коучинг помочь в переформатизации образования? В коучинге, в отличие от наставничества, подопечный всегда сам определяет, формулирует и визуализирует цель, самостоятельно определяет шаги к ее достижению. Коучинг – процесс более кратковременный, чем наставничество. Психоаналитик обращается к прошлому и ищет в нем причины проблем и новые возможности, а коучинг направлен в будущее, определяет ресурсы для достижения будущего успеха и продвижения. Консультант дает советы, основываясь на собственном опыте и знаниях в конкретных областях, а коуч выводит подопечного на самостоятельный поиск решений. Тренерские действия направлены на развитие набора определенных навыков, а действия коуча – на развитие личности.

На что похож КОУЧИНГ: на обучающий семинар для учителей, на преодоление профессиональных барьеров учителя, на наставничество, на «свет в конце тоннеля»?.. Или это что-то совсем особенное, специальное?

Существует множество определений коучинга, мы приводим наиболее близкие для понимания сути процесса:

Коучинг / Сoaching – это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. (Майлз Дауни, 2008)

Коучинг / Сoaching – это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата. Отличие коучинга от всех видов консультирования – ставка на реализацию потенциала самого клиента. (Бессер-Зигмунд К. и др., 2008)

По мнению П. Безручко, основной отличительной особенностью коучинга является то, что коуч помогает обучающемуся найти собственное решение, а не решает проблему за него. Следовательно, коуч не обязательно эксперт в области проблемы, но должен быть экспертом в том, как помогать другим в раскрытии их собственных возможностей.

Человек развивается только тогда, когда сам прикладывает максимум усилий к формулированию и практическому решению своих задач. Только действия и следующие за ними достижения могут привести к устойчивым изменениям в со- знании человека. Оценка эффективности коучинга проводится самим подопечным по своим критериям путем сопоставления достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем.

Есть и своя специфика применения коучинга. Коучинг необходим
• там, где велико влияние личности на процессы;
• когда нужно проводить контролируемое внедрение новых знаний, навыков;
• там, где важно постоянное профессиональное развитие;
• где нужно проводить точечное развитие отдельных узких компетенций и результатов, с выдачей рекомендаций по индивидуальному развитию.

В коучинге очень важно учитывать несколько принципов:

1. Принцип равенства, партнерства. Коуч координирует, направляет процесс, не ставит своей задачей учить подопечного чему-нибудь и наставлять его «на путь истинный».

2. Опора на личный потенциал, вера в человека, его способности и возможности. Главное в процессе коучинга – это раскрыть внутренние ресурсы человека. Коуч верит, что внутри каждого человека есть ответы на волнующие его вопросы.

3. Отсутствие экспертной оценки и готовых ответов. Коуч не предлагает подопечному готовых ответов и решений, он должен «дойти» до них сам. Коуч не должен давать советы, подход «если бы я был на вашем месте, то…» в данном случае не применим, он может лишь подталкивать к очевидному, направлять. Это связано с тем, что «знать дорогу и пройти ее – совсем не одно и то же». Предложение готового варианта просто провоцирует собеседника сказать: «да, но…», – и выложить тысячу и одну причину, почему он так не может сделать. В случае, когда решение вырабатывается самим человеком, он принимает его и сам несет ответственность за выполнение этого решения. Основной инструмент коучинга – развивающие вопросы, которые стимулируют активность, помогают человеку разобраться, разложить все по полочкам; разноплановые, позволяющие взглянуть на проблему с разных сторон.

4. Принцип единства и взаимосвязи. Все сферы жизни человека взаимосвязаны. Позитивные результаты в одной сфере деятельности приводят к достижениям в других. Проработка личностных проблем и барьеров влияет на другие виды деятельности», принципы выполнения другой работы или изменения в от- ношении с коллегами.

5. Принцип мониторинга, результативности. Коуч должен понимать, что его суждения, мысли, мнение вторичны, во главу угла необходимо ста- вить мысли, интересы и цели самого подопечного. При коучинговом подходе человек учится и научается использовать свой опыт, знания в решении разных задач.

Коуч – это не тренер. К сожалению, в русском языке нет адекватного перевода этому слову. Тренер вырабатывает навыки, а коуч, задавая вопросы, побуждает думать и искать решения. 

Коучинг – перспективная область для развития образования, но в практике организаций образования еще находится на стадии распространения и апробации. Нам еще предстоит пройти весь путь, начиная от определения четких границ процесса и продолжая развивать свои, казахстанские, теории и концепции. Хочется верить, что наши учителя и руководители организаций образования осознают важность коучинга.

Итак, приступая к коучингу, учителю важно помнить:

1. Не следует тему коучинга ставить широко (например: «Диалогическое обучение», «Критическое мышление», «Оценивание»). Лучше максимально сузить тему, представив ее в виде вопроса (например: «Как формативное оценивание помогает мотивировать учащихся»).

2. При планировании коучинг-сессий нужно хорошо продумать, как сформировать группу учителей. Вряд ли вы сможете провести результативно коучинг для 40-50 учителей. Сможете ли вы в таких условиях прийти к хорошим результатам для КАЖДОГО учителя? Может быть, имеет смысл создать творческие группы «по интересам»?

3. Ваша задача – не «развлекать» учителей эффектными формами и методами, а вывести их самих на решение проблемы. Поэтому – не увлекайтесь красивыми формами, а лучше составьте ПРАВИЛЬНЫЕ вопросы.

4. Вы подумали о тайм-менеджменте? Берегите свое и чужое время, старайтесь уложиться в одну учебную сессию (45+45мин). Вряд ли вы сможете уложиться в один урок, растягивать время коучинга тоже не стоит.

5. Помните, что результаты коучинга – это принятие решения от «одного конца стола – до другого» (Мэрилин Аткинсон, www.youtube.com/ watch?v=qgr2bwdT_gs). То есть вам с учителями нужно за короткий период времени пройти путь от вопроса, заданного вами, до принятия решений по этому вопросу.

6. Помните, что задача коуча – не НАУЧИТЬ учителей, а привести их к образу желаемого через реальные шаги по его достижению.

 

 


Использованные источники:

1. Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. EMDR в коучинге: WingWave – как взмах крыла бабочки. – СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. – С. 160.

2. Дауни, Майлз. Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей. – М.: Добрая Книга, 2008. – С. 288.

3. Настольная книга учителя-коуча. Учебное пособие для системы повышения квалификации учителей/ Сост.: Жартынова Ж.А., Касымова А.А., Корнилова Т.Б., Оракова А.Ш. – Ал- маты, филиал АО НЦПК «Өрлеу» РИПК СО Республики Казахстан, 2014. – 92 стр.

 

 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10