электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2015г.

 

Кто такой рефлексивный учитель?

№ 4 (145) апрель  2015г.


К.М. НУРАХМЕТОВА, учитель русского языка и литературы, руководитель методобъединения Назарбаев Интеллектуальной школы ФМН, г. Костанай

 

Понятие «рефлексия» (от латинского «reflexio» – «обращение назад») первоначально возникло в философии и означало процесс размышления человека обо всем происходящем в его собственном сознании. Иными словами, это – деятельность самопознания, раскрывающая человеку содержание его духовного мира.


В условиях глобальных перемен образовательная политика Республики Казахстан нацелена на усиление ценностного смысла образования и его вклада в судьбу каждого человека, на повышение качества всех уровней системы образования. Актуальность формирования критически мыслящего профессионала обусловлена целями и задачами Государственной программы развития образования в РК на 2011-2020гг., Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».

В мировой образовательной практике уже очерчен круг компетенций, которые рассматриваются всеми как желаемый результат образования (ЮНЕСКО, 1996). Реформа образования в нашей стране учитывает мировой опыт, ориентированный на развитие таких качеств личности, которые необходимы каждому обучающемуся для успешной работы и для обучения на протяжении всей жизни. Новые параметры функционирования среднего образования обуславливают переход от информационного обучения к использованию инновационных методов обучения фундаментальным знаниям, принципам, ценностям, социально значимым способностям, формам деятельности, способам общения, нормам поведения, которые позволяют учащемуся добиваться конкурентных преимуществ как в учебе, так и в трудовой деятельности. Поэтому современному учителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей международного опыта в системе обучения и преподавания.

Первыми, кто ввел понятие рефлексии в употребление, были древнегреческие философы. Сократ считал важнейшей задачей человека познание своей духов- ной активности в ее познавательной функции. Платон указывал на важность самопознания в воспитании добродетели. Аристотель признавал за рефлексией свойство разума. Но именно от Локка идет традиция собственно научного изучения рефлексии. Он определял ее как действие ума над самим собой, «…наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности».

В широком практическом смысле рефлексия рассматривается как способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром и представляет собой необходимую составную часть развитого интеллекта.

«Не мыслям надо учить, а мыслить», – это высказывание Эммануила Канта должно определять сегодня суть обучения и воспитания в целом, и рефлексивного обучения в частности. Положительным эффектом такого обучения является развитие рефлексивного, или, как сегодня мы часто слышим, критического мышления.

Для достижения такого эффекта в процессе обучения рефлексии учителя используют различные методические приемы. Наиболее активно используемым стимулом к рефлексии является вопрос. Однако, как утверждают исследователи, далеко не все вопросы способствуют развитию рефлексии (Вассерман, 1992). Пустые, «стерильные» вопросы не пробуждают к жизни мысли; вопросы, лишенные эмоционального заряда, оставляют учеников равнодушными; а слишком трудные вопросы, не учитывающие реальных возможностей учеников, да к тому же еще и не оставляющие времени на раз- мышление, и вовсе отбивают у них всякое желание размышлять.

Какие же вопросы провоцируют рефлексию? Есть известное правило, что ученики будут думать над теми вопросами, в которых есть что-то, о чем хочется подумать. Многие исследователи рефлексии считают, что это «что-то» есть проблема. При этом проблема должна быть настоящей. Это далеко не простое умение для учителя – умение ставить перед учениками проблему. И вот тут нелишне вспомнить известные «вопросы Сократа».

Другой аспект профессиональной рефлексии учите- ля обращен к нему самому как субъекту деятельности, основанной на рефлексивных свойствах сознания, то есть педагог должен занять исследовательскую позицию по отношению к своей практической деятельности и к самому себе как ее субъекту, что может служить критерием в определении уровня профессионализма учителя.

Как известно, учитель становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Ориентация на но- вые ценности динамично развивающегося общества, открытость новому опыту в меняющихся условиях профессиональной деятельности становится профессиональной необходимостью для учителя: Кто я? В чем моя роль? Во имя чего я работаю? Это побуждает учителя постоянно рефлексивно осмысливать и поддерживать свою профессиональную философию, состоящую из системы ценностных ориентаций и основных принципов, которые задают смысл его деятельности, помогают в определении целей, становятся аргументами при принятии решений. В таком контексте рефлексия учителя выступает как его способность к анализу, осмыслению и конструированию своей деятельности.

Профессиональная рефлексия дает ключ к пониманию не только того, что делает хороший учитель, но и как именно он это делает. Учитель должен изучить свою конкретную ситуацию, поведение, методы, приемы, действия, эффективность и достижения. Рефлексировать – значит, задавать себе главные вопросы: «Что я сейчас делаю и почему?» Вообще рефлексивный учитель – это человек, склонный к сомнению, к допущению, не принимающий на веру прописные истины и не позволяющий себе хвататься за первую пришедшую в голову мысль.

Основы педагогической рефлексии учитель получает еще на студенческой скамье во время своей практики в школе. Именно на практике происходит первая сознательная ориентация в профессиональных ценностях, первый анализ своего профессионального Я.

Вовлечение студента в рефлексивный анализ происходит не стихийно, а является результатом грамотно организованного обучения, осуществляемого преподавателем-методистом.

Преподаватель, не жалеющий времени и усилий для того, чтобы не просто «разобрать», т.е. обсудить и оценить урок, проведенный студентом-практикантом, а побудить его «прожить» этот урок заново, рефлексивно отслеживая каждый его элемент и задавая себе вопросы «что я сделал и почему именно так, а не иначе; каких результатов добился», формирует основы профессионального рефлексивного мышления будущего специалиста. Начинающий учитель учится видеть себя со стороны, отражать «внутреннюю картину мира» своих учеников, начинает задумываться о значимости профессии учителя и своего места в этой профессии.

В своей книге «Думающий учитель» к.п.н. А.А. Бизяева предлагает упражнение, которое поможет нам прямо сейчас «выйти» в рефлексию. Для этого, как утверждает автор, следует сначала ответить себе на вопрос: «Какое из всех дел, которыми вы сейчас заняты, имеет для вас особое значение?». Подумали? Теперь внимательно прочитайте вопросы. Не торопитесь, если вы будете серьезны и честны перед собой, ответ на каждый вопрос может принести вам новое знание о себе:
* Какого результата в этом деле я действительно хотел бы достичь?
* Какой первый шаг я должен предпринять, чтобы этот результат стал реальностью?
* Все ли зависит только от меня? Отвечаю ли я лично за результат?
* Верю ли я в достижение результата? Чем определяются мои сомнения?
* Что мешало мне сделать это раньше? Какие возможные препятствия в достижении результата я вижу в перспективе?
* Если я достигну цели, какие позитивные изменения произойдут в моей жизни?

Подобные вопросы к самому себе, к своей деятельности помогут нам управлять собственным мышлением: уметь продуктивно думать и совершенствовать это умение.

Таким образом, рефлексивный учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт профессионал. Это – внимательный слушатель, умный наблюдатель, проницательный собеседник. Это – «вечный ученик своей профессии» (Дьюи, 1997) с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Педагог, умеющий рефлексировать, в будущем – это компетентный учитель, критически мыслящий профессионал.

 

 

Учитель - исследователь




 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10