электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2019г.

 

Уделяют ли родители внимание формированию семейных ценностей у своих детей?

№ 1 (182) январь  2019г.


В.А. АРТЕМЬЕВ, педагог-психолог КГУ ШЛ №48, г. Алматы

 

Ценности – наиболее важные и значимые установки и принципы, которыми человек руководствуется в принятии тех или иных решений в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности – управляют и каждым отдельным человеком, и целыми сообществами, государствами. Они определяют и уникальность, и общность. «Наша жизнь показывает, что у 100 казахстанских этносов есть не менее 100 особых и неповторимых черт. И все они в сумме дают уникальное преимущество нашей Единой Нации», – сказал Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев [1]. И в то же время у 100 казахстанских этносов есть общая ценность – семья: «Семья – это стержень казахстанского общества, основа всех новых достижений нашей страны в экономике, культуре, социальной политике. Через крепкие семейные узы из поколения в поколение передаются все самые лучшие духовно-нравственные ценности нашего народа – толерантность, трудолюбие, любовь к родной земле, уважение к старшим, гостеприимство и устремленность в будущее» [2]. То, что семья в казахстанском обществе остается высшей ценностью, подтверждается и данными исследователей: этнографа и историка Х.А. Аргынбаева, психолога М.П. Кабаковой, социологов О.А. Агарковой, А.В. Мезенцевой.

Ценнейший полевой материал по проблемам казахстанской семьи был собран Халелом Арғынбайұлы Арғынбаевым (1924-1998) – этнографом, археологом, доктором исторических наук (1977), профессором (1982), возглавлявшим отдел этнографии Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР с 1976 по 1989 год. С 1960-х до начала 1980-х годов ученый с коллегами провел около 30 этнографических экспедиций, обследовал всю территорию Казахстана. На этой основе Х.А. Аргынбаев написал ряд монографий о культуре казахстанской семьи и диссертацию «Семья и брак у казахов» [3]. Он показал, как в исторической перспективе изменилась психология казахских мужчин и женщин, характер их отношений, семейные традиции, обычаи и обряды, взаимоотношения членов казахской семьи. В его исследованиях было показано, как в семьях стали создаваться условия для карьерного роста всех членов семьи, но при этом сохранились ценности взаимной любви, уважения, взаимной помощи и поддержки, родственных связей.

О.А. Агарковой, А.В. Мезенцевой [4] были проанализированы лексемы, составляющие ядро понятия обыденной философии «семья»: «урпак» («поколение, потомство»), «аулет» («род, династия, потомки»), «топ» («группа»), «отасу», («жить совместно»); словосочетания «уйіші» («те, кто внутри дома»), «отау» («выделившаяся (из отцовского дома) молодая семья»); исконно-казахское выражение «отбасы» («у огня»), а также неологизм «жануя» (жан – «душа», уя – «гнездо»). Ими показано, что культура народа, включающая в себя традиции, обычаи, обряды, проявляется в языке и претерпевает изменения под воздействием экономических процессов. Так, например, профессиональные интересы стали серьезным конкурентом семейным интересам.

Структурные и функционально-ролевые особенности межличностных отношений в казахской семье как системе (и в каждой из ее подсистем) через призму социальной, этнической и гендерной психологии изучаются А.П. Кабаковой [5]. В результате экспериментального исследования ею показано, что казахская семья – сложная психологическая система. В ней есть подсистемы: а) супружеская, б) сиблинговая – отношения между потомками одних родителей, в) детско-родительская. Одновременно семья как система включена в более общую, расширенную семейно-родственную систему взаимосвязей, имеющую разветвленную структуру межличностных отношений по вертикали (отношения родства), по горизонтали и диагонали (отношения свойств).

В мировой научной сфере, по данным исследователей (А.Б. Федулова, 2003 [6]; Э.В. Енчинова, 2009 [7]), с конца XIX – начала XX века в социальных и философских науках активнее всего изучаются и распространяются теоретические концепции изменений института семьи и брака, а также проблемы семейных изменений в контексте процесса модернизации современного общества. В постсоветских странах, по мнению социологов, в настоящее время становление семейных ценностей и ориентаций молодежи также происходит в условиях трансформации института семьи и наблюдается переход от традиционной модели семьи и семейных отношений к модели, базирующейся на приоритете супружеских отношений и модели малодетной семьи» [8].

Наша работа в КГУ ШЛ № 48 г. Алматы по вопросам развития у школьников семейных ценностей была актуализирована участием в проведении Республиканских родительских конференций для родителей детей разного возраста, от первоклассников до учащихся выпускных классов. 500 психологов школ из разных областей Казахстана были включены в проект Института Семейного Воспитания, реализеумого по заказу Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК. Мы, психологи, ведущие конференции в школах, получили сценарий конференции с видеосопровождением в виде слайд-презентации и тематических видеороликов, анкеты для родителей и памятки с рекомендациями по психологической поддержке их детей. Значимые данные были получены через анкетирование, которое затрагивало несколько важных аспектов, связанных со сложными вызовами, с которыми сталкивается каждая современная семья: обеспечение информационной безопасности ребенка; предотвращение формирования интернет-зависимости; профилактика внедрения в среду подростков деструктивных религиозных течений; профилактика девиантного поведения и правонарушений в подростковой среде; профилактика ауто-деструктивного поведения несовершеннолетних детей. В ней содержались также вопросы, относящиеся к проблеме укрепления и развития семейных ценностей. Ответы родителей на вопрос: «Уделяете ли Вы в своей семье достаточно внимания продвижению и пропаганде семейных ценностей?» – показали их почти полную удовлетворенность своим вкладом в решение проблемы (таблица 1).

Но действительно ли все так благополучно в казахстанской семье в области продвижения семейных ценностей? Сомнение возникает в сравнении анкетных процентов с процентом, например, семей, где для такой ценности, как «отец», не оказалось места: дети часто растут только с мамами. В классах нашей школы от 10% до 41% детей из неполных семей. Другим тревожащим фактором высвечивается то, что в разных классах процент учащихся, которые являются единственным ребенком в семье, составляет от 20 до 45 процентов ученического состава. Это побудило нас прийти к мнению, что проблема не столько в том, уделяют ли внимание родители и учителя продвижению семейных ценностей, сколько в том, что они понимают под «семейными ценностями» и какие именно ценности пропагандируют словом и поведением, жизненным выбором.

Что же такое семейные ценности? По мнению психологов, занимающихся этим вопросом, это то, что важно для семьи, тот необходимый «цемент», который объединяет группу людей с похожим генетическим кодом в дружное сообщество; «это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение; чувства, благодаря которым семья становится крепкой; все то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности» [9]. Эксперты определяют семейные ценности как культивируемую в обществе совокупность представлений о семье, влияющую на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия (Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т.Ф. Велента [10]).

Поскольку «семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития – от родоплеменных форм общежития, когда человек в одиночку вообще не мог выжить, через большую семью, объединявшую под одной крышей несколько поколений, к нуклеарной семье», состоящей только из родителей и детей [11, с.138], то и семейные ценности постоянно изменялись и продолжают изменяться.

Какие бывают семейные ценности? Исследователи (Э.В. Енчинов, Д.А. Завгородний, А.Б. Федулова и др.) утверждают, что «семья как вечная ценность» включает сегодня в себя большое разнообразие конкретных семейных ценностей: грамотное распределение семейных обязанностей, дело, деньги, домашний очаг, здоровье, значимость родства, любовь, материальное благополучие, материнство, многодетность, общение, общность хозяйственных интересов, отношения родства, ответственность, отцовство, профессия, родительство, семейно-свадебная обрядность, супружество, традиционная моногамия, уважение и др.

По элементам связи внутри семьи выделяют три группы семейных ценностей:

1) ценности, связанные с супружеством (ценность брака, ценность равноправия супругов или ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, ценность отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов);

2) ценности, связанные с родительством (ценность детей, ценность многодетности или малодетности, ценность воспитания и социализации детей в семье, ценность особой роли отца, ценность особой роли матери);

3) ценности, связанные с родством (ценность наличия братьев и сестер, ценность общения с бабушками и дедушками, ценность отношений с родственниками, ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи – состоящей только из родителей и детей).

Семейных ценностей множество, и они весьма разнообразны. Эксперты утверждают, что сейчас для многих семей важно наличие свободы, личного пространства, порядка, предельной честности в отношениях, щедрости, комфорта [9]. Совершенно естественно, что родители прививают детям свои ценности с первых дней их появления через свой пример и убеждения.

Формами продвижения и пропаганды семейных ценностей в семейном воспитании считаются создание традиций совместного досуга, проведения праздников, регулярных походов и экскурсий, участия в спортивных соревнованиях, туристических походов, чтения и обсуждения книг, посещения театров и концертных залов. Большое влияние может оказать совместное составление генеалогического древа. Современные дети могут взять на себя технические стороны создания истории рода, а родители могут быть источником достоверной информации о родственниках.

Любая совместная работа семьи позволяет пережить удивительные мгновения открытий, создать опыт совместного творчества и испытать каждому члену семьи чувство принадлежности к большой семье, значимости и любви родных. Все это становится основой, базой уверенности и благополучного жизненного сценария. Поэтому родительский вклад в передачу семейных ценностей своим детям является ценнейшей долгосрочной работой.

Список литературы

1. Назарбаев Н.А. План нации – Путь к казахстанской мечте // Казахстанская правда, 6 января 2016.

2. Назарбаев Н.А. Поздравление казахстанцев с Днем семьи. Астана. 2014. // URL: https://kapital.kz/gosudarstvo/33246/prezidentpozdravil- kazahstancev-s-dnem-semi.html (дата обращения: 10.12.2018).

3. Аргынбаев Х.А. Семья и брак у казахов: Автореф. ... доктора ист. наук. – Алма-Ата, 1975. – 130 с.

4. Агаркова О.А. Концепт «семья» в казахской национальной культуре / О.А. Агаркова, А.В. Мезенцева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=19317 (дата обращения: 19.02.2018).

5. Кабакова М.П. Социально-психологическое исследование казахской семьи: проблема измерения / М.П. Кабакова // Ежегодная международная научно-практическая социологическая конференция «Продолжая Грушина» – Москва, 2012; // URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/ nauka/grusha_2012/tezisy/soc/kabakova.pdf (дата обращения: 1.11.2018).

6. Федулова А.Б. Семья и семейные ценности: Философско-аксиологический анализ: автореф. … канд. философских наук: 09.00.11 /А.Б. Федулова. – Архангельск, 2003. – 24 с.

7. Енчинов Э.В. Семейные ценности алтайцев: трансформация обычного права в современной культуре: дис. … канд. истор. наук: 24.00.01. – М., 2009. – 171 с.

8. Завгородний Д.А. Семейные ценности и ориентации российской молодежи в условиях демографического кризиса: факторы влияния и тенденции развития: автореф. … канд. социол. наук: 22.00.04 / Д.А. Завгородний. – Ростов- на-Дону, 2014.

9. Семейные ценности URL: https://womanadvice. ru/semeynye-cennosti (дата обращения: 11.12.2018).

10. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т.Ф. Велента – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.

11. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб.пособие. / Л.А. Григорович, Т.Д. Марциковская – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

 

 

Учитель - исследователь





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no