электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2020г.

 

Как будущие специалисты научной, педагогической, управленческой и экспертной сфер оценивают свое умение слушать?

№3 (194) март 2020г.


Д.И. МУХАТАЕВА, PhD, старший преподаватель кафедры педагогики и образовательного менеджмента КазНУ им. aль-Фaрaби,
В.Т. ТИХОМИРОВА, к.пед.н., доцент, коуч личной эффективности, независимый консультант по повышению экспертности, г. Алматы

 

 

Есть золото Божьих ответов в песке человеческих слов. (Александр Белов )

…простое искусство слушать вовсе не такое простое.( Майкл Николс)


Слушание, по оценке исследователей, является важным и востребованным речевым умением, способом приобретения знаний, каналом социализации, средством формирования духовного мира человека, приобщения его к ценностям культуры (Нефедова, 2004). Качество слушания характеризует уровень личности и определяет всю систему отношений человека, поэтому это умение, по мнению известных экспертов, следует совершенствовать всю жизнь: «Чтобы отношения с женой, мужем, детьми, друзьями или коллегами были гармоничными, мы должны учиться слушать. <…> Слушать – это значит быть терпеливым и открытым, иметь желание понять, т.е. обладать чертами высокоразвитой личности» (Кови, 2016: 54). Компетенция слушания входит в число важнейших базовых компетенций специалистов педагогической сферы (Тихомирова, Мурзахметова, Мухатаева, 2015).

Магистранты КазНУ ценят компетенцию слушания за то, что она «одна из ключевых в процессе всестороннего формирования и развития личности. Во-первых, она влияет на учебную успешность: в процессе общения как со взрослыми, так и со сверстниками происходит обмен информацией, которую впоследствии можно использовать для построения логически правильного ответа на вопрос или выполнение задания. Во-вторых, от нее может зависеть процесс адаптации к обучению в высших учебных заведениях, колледже, эмоциональное благополучие в группе. В-третьих, эта компетенция может рассматриваться не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия, но и как ресурс эффективности и благополучия в будущей взрослой жизни» (Камилла, магистрант 1-го курса специальности «Биотехнология» факультета биологии и биотехнологии).

По мнению магистрантов, в состав компетенции слушания входят:
- «умение сосредоточить внимание на содержании высказывания или на отдельных его компонентах;
- умение выделять ключевые слова в сообщении и смысловые сцепления ключевых слов;
- умение отличать существенное от несущественного, основную и детализирующую информацию;
- умение удерживать в памяти минимальное для данного возраста количество фактов (деталей), догадываться о значении слова и т.п.;
- умение делать выводы в процессе осмысления услышанного» (Ақмарал, магистрант 1-го курса специальности «Геоэкология и управление природопользованием» факультета географии и природопользования);
- «выслушивание собеседника с особой внимательностью;
- вникание в смысл полученной информации;
- анализ сказанного, извлечение общего смысла;
- высказывание личной точки зрения, своего мнения» (Алия, магистрант 1-го курса специальности «Биология образовательная» факультета биологии и биотехнологии).
- «быть внимательным и показывать это собеседнику;
- стараться сосредоточиться не только на смысле сказанного собеседником, но и на истинном сообщении, которое чаще всего бывает скрыто;
- слушать, не перебивая, дать собеседнику выговориться;
- не торопиться с оценками и выводами и с самого начала удостовериться, что именно имел в виду ваш собеседник;
- отвечая на вопрос, удостовериться, что конкретно хочет узнать собеседник, иначе можно будет дать излишнюю или ненужную информацию» (Умут, магистрант 1-го курса специальности «Картография» факультета географии и природопользования):
- «умение полностью сконцентрироваться на том, о чем повествует говорящий, понять смысл сказанного в контексте желаний говорящего и поддержать процесс высказывания им своих чувств и мыслей;
- концентрация внимания на говорящем, его мыслях, высказываниях и суждениях, а не на своих;
- умение проводить различие между словами, интонацией и языком тела с целью понимания контекста услышанной информации, чувств и эмоций рассказчика;
- обобщение и повторение сказанного для убеждения в четкости и правильности понимания; понимание сути (смысла) того, что говорит оратор;
- способность выделять главное в сказанном» (Олеся, магистрант 1-го курса специальности «Геодезия» факультета географии и природопользования).

Для выявления того, насколько довольны и недовольны магистранты уровнем развития своей компетенции слушания, мы провели анкетирование на нескольких факультетах университета. Анкетирование показало:

41,9 % магистрантов считают, что в области слушания у них почти никаких недостатков нет;

32,3 % опрощенных высказали мнение, что у них слушание имеет больше достоинств, чем недостатков;

22,6 % магистрантов считают, что в области слушания недостатков у них столько же, сколько достоинств;

3,2 % респондентов отметили, что у них недостатков больше (рисунок 1).

Высокий уровень развития компетенции слушания наши респонденты поясняют описанием того, как именно они слушают, в эссе, которые нами собирались в течение ряда лет на разных факультетах КазНУ имени аль-Фараби (с 2014 по 2020).

«В процессе слушания я стараюсь создать благоприятные условия для собеседника. Чтобы тот в полной мере мог изложить свои мысли. Далее я даю понять человеку, что я действительно заинтересована в беседе и внимательно слушаю его/ее. В процессе слушания я не позволяю себе перебивать, вставлять разговоры о себе, делать вид что слушаю» (Сания, магистрант 1-го курса специальности «Картография» факультета географии и природопользования). «Когда я слушаю выступающего, собеседника, в уме рисую образную картинку. Если выступающий пересказывает какой-нибудь рассказ, то этот рассказ я представляю в виде видеосюжетов; когда преподаватель объясняет лекцию – то в виде схем, иллюстраций. Во время слушания стараюсь не отвлекаться на посторонние звуки, голоса, разговоры, поэтому ставлю мобильный телефон на беззвучный режим; стараюсь не отвлекаться на лишние действия выступающего (некоторые выступающие много жестикулируют, бесконечно ходят, закатывают глаза). Также запрещаю себе думать о другом и настраиваю все внимание на говорящего» (Гүлім, магистрант 1-го курса специальности «Геодезия» факультета географии и природопользования).

«Уже я могу правильно использовать паузу, уточнение, развитие мысли собеседника, сообщение о том, как воспринимаю информацию собеседника, и сообщение о том, что во мне изменяется в ходе слушания информации собеседника.

1) Пауза дает собеседнику возможность подумать и сказать после секунд молчания что-то еще, о чем промолчал бы без нее. А мне она дает возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств) и сосредоточиться на собеседнике.

2) Уточнение чего-либо из сказанного собеседником происходит либо через мои вопросы, либо через мои утверждения. Я стараюсь почаще просить моих собеседников уточнить или разъяснить что-либо из сказанного им. Иногда замечаю, что без уточнения мое мнение было бы неправильным, а знания были бы искаженными.

3) Я пытаюсь также подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника, особенно преподавателя, на занятиях и консультациях. Это мне помогает сохранять внимание к предмету разговора или обсуждения, помогает хорошо запоминать основные идеи беседы.

4) Теперь я также уже могу сказать своему собеседнику, какое впечатление создается у меня о предмете разговора или даже о состоянии говорящего. Раньше это давалось с трудом. Я или стеснялась об этом сказать, или говорила слишком прямолинейно, чем обижала тех, с кем общалась.

5) Сообщение о своем собственном состоянии и изменении моего состояния в результате слушания тоже я стала развивать в процессе сознательной работы над своей компетенцией слушания в университете. Теперь, если мне рассказывают, например, плохую новость, я говорю: «Мне очень больно это слышать». А если радостно рассказывают, как добились каких-то успехов, я говорю: «У меня даже настроение поднялось и появилось желание тоже что-нибудь эдакое сделать» (Тахмина, магистрант 1-го курса специальности «Управление проектами» факультета «Высшая школа Экономики и Бизнеса»)

Что является самым актуальным и трудным компонентом, «горячей точкой» компетенции, требующей пристального внимания на данном этапе их развития? Редкие студенты касаются этого вопроса. За все годы нашего исследования всего 18 магистрантов выделили те элементы компетенции слушания, которые у них в настоящее время не очень хорошо получаются, трудно даются:
- слышать именно собеседника или докладчика, а не свои разные соображения по поводу сказанного (Балжан, магистрант 1-го курса специальности «Биотехнология» факультета биологии и биотехнологии);
- «концентрировать себя на слушании, не отвлечься и не потерять суть сказанного, чтобы не стал непонятен смысл текста» (Айгерим, магистрант 1-го курса специальности «Биотехнология» факультета биологии и биотехнологии);
- «зачастую просто хочется высказаться, не ожидая ответа или реакции; в трудных ситуациях, например, бывает желание озвучить, а не обсудить» (Айдана, магистрант 1-го курса специальности «Биология научная» факультета биологии и биотехнологии);
- «не перебивать собеседника» (Сымбат, магистрант 1-го курса специальности «Геодезия» факультета географии и природопользования); «не отвлекаться на посторонние звуки» (Сымбат, магистрант 1-го курса специальности «Геодезия» факультета географии и природопользования).

«Слушать – очень тяжелый труд, – считает Сания, магистрант 1-го курса специальности «Картография» факультета географии и природопользования. – Как и у любой другой девушки, у меня есть близкие подруги, которые зачастую хотят поделиться той или иной новостью, победами, бедами, разочарованиями и многим другим. И данный навык должен быть использован правильно и по назначению. Бывает, что мы даже не перебиваем собеседника и смотрим на него, многое из того, что он говорит, пролетает мимо наших ушей. И в основном потому, что наши мысли в этот момент витают очень далеко от собеседника»

Что дает владение данной компетенцией? Магистранты замечают, что результатом применения этой компетенции в жизни является удовольствие: «Я получаю удовольствие, когда после общения со мной человек рад тому, что его поняли, поддержали или наоборот указали на ошибки» (Камилла, магистрант 1-го курса специальности«Биотехнология» факультета биологии и биотехнологии).

Они отмечают, что благодаря развитой компетенции слушания они интересно живут: «Слушать мне реально нравится. Мне доставляет огромное удовольствие слушать чужое мнение, даже если оно совсем не совпадает с моим. Это своего рода опыт, слушая других, можно научиться много чему. Особенно мне интересно, если обсуждается какая-нибудь идея» (Айгерим, магистрант 1-го курса специальности «Биология научная» факультета биологии и биотехнологии).

«Умение слушать и слышать является важнейшей, если не самой важной, характеристикой коммуникативной компетентности. Часто сам факт того, что человека просто внимательно выслушивают, является для него решением многих личностных проблем. Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить, потому что через слух человек получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире. Умение целенаправленно, активно слушать других имеет большое значение для взаимопонимания. Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации. Это еще и способ приобретения знаний по всем предметам школьного цикла, канал социализации, средство формирования духовного мира человека, приобщения его к ценностям культуры» (Умут, магистрант 1-го курса специальности«Картография» факультета географии и природопользования).

«Я была приятно удивлена тем, какую выгоду приносит мне умение хорошо слушать и задавать вопросы, – пишет в своем эссе Сымбат, магистрант 1-го курса специальности «Геодезия» факультета географии и природопользования. – Действительно, умение слушать – существенный шаг на пути к успеху. Оно помогает как в личной жизни, так и в бизнесе. Когда ведутся познавательные беседы, лекции, тренинги, я стараюсь больше слушать. Так собираю информацию, которая меня часто выручает в трудной ситуации».

«В процессе освоения компетенции слушания были получены следующие выгоды: мои собеседники мной довольны, а это создает хорошее настроение и у меня; у меня возникает расположенность к человеку, которого я послушала внимательно, а потом с этим человеком мне легко работается; я получаю много знаний от людей, которых слушаю» (Сабина, магистрант 1-го курса специальности «Метеорология» факультета географии и природопользования).

«Если говорить о выгодах умения слушать, то люди необычайно отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. Ведь если человека слушают, это заставляет его чувствовать себя важным, нужным и даже счастливым. Когда вы становитесь активным слушателем, вы без слов делаете собеседнику комплимент. И, пожалуй, самой веской причиной уметь слушать кого-либо является возможность узнать много нового и интересного» (Сания, магистрант 1-го курса специальности «Картография» факультета географии и природопользования).

В заключение хочется затронуть еще один важный вопрос: как изменяется оценка своей компетенции слушания у магистрантов в процессе занятий, на которых преподаватель обращает внимание на их умение слушать, анализирует проявляемую ими компетенцию, сам демонстрирует постоянную работу над развитием своего умения слушать и слышать? В течение ряда лет на своих занятиях педагогического содержания мы

1) порционно знакомим магистрантов с теорией слушания, с выдержавшими проверку временем книгами авторитетных экспертов (Николс, 2003: Дерябо, Ясвин, 2004; Гоулстон, 2010; Петиколлен, 2009),

2) проводим постоянный тренинг слушания друг друга в процессе групповой работы,

3) даем рубежные задания, включающие самооценку компетенций,

4) и, как отмечают наши студенты, обучаем слушанием. Мы замечаем, что за учебный курс происходят позитивные сдвиги:

1) в отношении студентов к проблеме появляется осознанность и ответственность,

2) самооценка перестает быть некритичной и завышенной,

3) развиваются новые грани умения слушать,

4) способы работы и взаимодействия на занятиях становятся разнообразнее и интерактивнее,

5) педагогические дисциплины начинают изучать с ценностным отношением, не для ответов преподавателю и для экзаменов, а для жизни, не для обучения других, а все более для самовоспитания и своего профессионально ориентированного развития.

Список использованных источников

1. Гоулстон М. Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров! /Марк Гоулстон. – М.: ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2010. – 240 с.

2. Дерябо С. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства /С. Дерябо, В. Ясвин. – М.: Смысл: СПб. Питер, 2004. – 192 с.

3. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / Стивен Кови; пер. с англ. – 11-е изд., доп. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 396 с.

4. Нефедова Н.В. Обучение слушанию как виду речевой и учебной деятельности учащихся старших классов: дис. ... к.пед.н.: 13.00.02. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2004. – 171 с.

5. Николс М. Как преодолеть непонимание и улучшить взаимоотношения /Майкл Николс; пер. с англ. – М.: Эксмо, 2003. – 320 с.

6. Петиколлен К. Учиться слушать / К. Петиколлен; пер. с фр. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2009. – 128 с.

7. Тихомирова В.Т., Мурзахметова Г.Р., Мухатаева Д.И. Развитие базовых компетенций как основа успешности профессионального становления молодых педагогов начальной школы //Начальная школа: Проблема и перспективы, ценности и инновации: сборник научных статей /Мар.гос.ун-т. – Йошкар-Ола, 2015. – С. 216-223.

 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10