электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2020г.

 

О каких профессиях мечтают выпускники современной школы и с каким чувством они смотрят в будущее?

№4 (195) апрель 2020г.


Т.И. НАБАТНИКОВА, магистр педагогических наук, директор центра координации методологического обеспечения содержания среднего образования НАО им. Алтынсарина, г. Нур-Султан

 

 

В современном мире образование приобретает в жизнедеятельности человека непрерывный характер. Но на каждом жизненном этапе происходит переосмысление целей образования, его назначения и принципов.

Так, на этапе школьного обучения (уровни начального, основного среднего образования) учащийся рассматривает образование в узком формате – обучение как основной вид деятельности. В старших классах школьники рассматривают образование уже в широком смысле – как важное условие успешной жизнедеятельности и профессионального самоопределения. Это подтверждается результатами анкетирования выпускников школ Костанайской области.

Анкетирование выпускников показывает сформировавшееся мнение о качестве образования. На вопрос анкеты: «Качество образования – это…» респонденты в основном обозначили «готовность жить в современном обществе», «подготовка к выбору профессии». На вопрос: «Что вы знаете об этой профессии?» многие учащиеся ответили, что профессия престижная, ответственная, востребованная, полезная, интересная, достойная, высокооплачиваемая.

В современном обществе меняется социореальность и расширяется мир профессий. Меняются ценности, представления о престижности профессий. По данным социологов, как писал М.Х. Тима (1975), за десять лет возникает более пяти тысяч новых видов труда и исчезает немногим меньше старых. Безусловно, ряд профессий не теряет своей актуальности «во все времена». К примеру, электрик, сварщик, психолог, социальный работник и др. Вместе с тем мы наблюдаем появление новых профессий, о которых предыдущие поколения не имели представления: промоутеры, мерчендайзеры, PR-менеджер и др. Соответственно у выпускников школ существует потребность в профессиональном ин- формировании и качественной профессиональной ориентации. Это существенно влияет на выбор профессии. В целом сегодня наблюдаются различные мотивы выбора будущей специальности. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования. Так, для большинства учащихся профессия – это их личный выбор (75 %). На востребованность профессии обратили внимание 8,6 % старшеклассников, заработную плату обозначили 5 % учащихся, 4,7 % выпускников прислушиваются к совету родителей. Наименьший показатель – престижность (2,7 %). Рейтинг мотивов завершает «за компанию с другом» – 1,9 %.

В сравнении с 2009 годом наблюдаются изменения в мотивах выбора профессии:
Интересная профессия – 29,5 %
Финансовые возможности семьи – 17,5 %
Результаты ЕНТ – 10,9 %
Базовые знания – 9,8 %
Собственное желание – 7,3 %
Престижность профессии – 5,2 %
Хорошо оплачивается – 3,6 %
Индивидуальные особенности – 2,6 %
Желание родителей – 2,4 %
Продолжение династии – 0,8 %
Затрудняюсь ответить – 6,7 %

В 2019 году респонденты не обозначили «финансовые возможности семьи», «результаты ЕНТ», «базовые знания», «продолжение династии», «индивидуальные особенности».

Представляет интерес статистика выбираемых профессий выпускниками 2009 и 2019 года.

Мы видим, что выпускники не заинтересованы профессией строителя, хотя эта профессия всегда является актуальной. Уменьшился процент выпускников, желающих быть юристами, экономистами и программистами. Немного меньше стало желающих выбрать сельскохозяйственные профессии.

Профориентация всегда была одним из направлений в работе школ.

В наше время ее актуальность выросла. Важно сформировать эффективную систему по формированию готовности самого выпускника к выбору бу- дущей профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы наши ребята понимали разницу в ключевых вопросах: «кем я хочу быть?» и «кем я могу быть?» Ведь это для некоторых старшеклассников может быть началом начал в профессии. «Разработано множество методов и методик, чтобы помочь человеку с выбором. Но даже после прохождения ста тестов процесс выбора может не начаться. Ведь это – внутренний процесс. Старшеклассники иногда представляют себе профориентацию, да и любую другую работу с психологом как некое чудо: придет волшебник, задаст пару вопросов – и все мне расскажет о том, кто я и что мне делать. Это, конечно, не так. Психологические и профориентационные тесты – лишь инструмент, помогающий разобраться в себе. Однако без желания и внутренней работы самого человека прохождение любых тестов – бесцельная трата времени». (Источник: https: //edunews. ru/professii/proforientaciya/© edunews. ru)

Все-таки школа должна научить разрешать проблемы, помочь в правильном определении своего места в жизни и профессиональном пространстве, способствовать формированию уверенности в своих силах и удачной профессиональной карьеры. И тогда в анкетах выпускников школ на вопрос: «С каким чувством вы смотрите в будущее?» не будет ответов «не уверен, неопределенно», «со страхом и тревогой»:

 

 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10