электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

   

Архив статей 2020г.

 

Как будущие специалисты научной, педагогической, управленческой и экспертной сфер оценивают свой путь к мастерству слушания?

№5 (196) май 2020г.


Д.И. МУХАТАЕВА, PhD, старший преподаватель кафедры педагогики и образовательного менеджмента КазНУ им. aль-Фaрaби, г. Алматы
В.Т. ТИХОМИРОВА, к.пед.н., доцент, коуч личной эффективности, независимый консультант по повышению экспертности, ветеран кафедры педагогики и образовательного менеджмента КазНУ им. аль-Фараби, г. Алматы

 

Продолжение. Начало в №№ 3-4 (194-195).


В данной статье рассматривается, как будущие специалисты научной, педагогической, управленческой и экспертной сфер деятельности – магистранты ведущего учреждения системы высшего образования Республики Казахстан [www.kaznu.kz] – оценивают факторы, влияющие на развитие их компетенции слушания. Статья является продолжением темы, рассмотренной в статье «Как будущие специалисты научной, педагогической, управленческой и экспертной сфер деятельности оценивают свое умение слушать?» (Открытая школа, 2020, №3) и основывается на материалах исследования авторов за 2014-2020 гг. В данной статье рассмотрено:

- как понимают магистранты свой путь к осознанному управлению развитием своей компетенции слушания;

- какие техники, приемы используют магистранты для повышения качества слушания;

- что они намереваются делать в ближайшее время для совершенствования этой компетенции.

Магистратура – это второй уровень современной трехступенчатой системы подготовки кадров «бакалавриат-магистратура-докторантура PhD». Далеко не каждый студент достигает этого уровня. Поступление в магистратуру и обучение в ней – это уже показатель наличия хороших базовых компетенций.

Поэтому, на наш взгляд, родителям дошкольников и школьников, учителям общеобразовательных школ, преподавателям и студентам колледжей и бакалавриата имеет смысл присмотреться к тому, как сегодняшние магистранты КазНУ им. аль- Фараби достигли того уровня мастерства слушания, который стал базой их успеха. Тем более, что «КазНУ им. аль-Фараби единственный из вузов Центральной Азии вошел в топ-210 среди лучших вузов мира в международном рейтинге QS «World University Rankings». Продвинувшись вперед еще на 13 позиций, он занял 207 место. Только два университета на постсоветском пространстве вошли в эту группу – КазНУ и МГУ им. Ломоносова (РФ)» (КазНУ им. аль-Фараби, 2020).

Как развивалась компетенция слушания? Кто повлиял? Что повлияло? Какие ситуации стали поворотными в самопознании и работе над своими умениями?

Прежде всего, повлияли родители, их требования: «В детстве мои родители не разрешали мне перебивать говорящего, а перед тем как что-то делать, я должна была выслушать наставления родителей и пересказать то, что я поняла из сказанного ими» (Балжан, магистрант 1-го курса специальности «Биотехнология» факультета биологии и биотехнологии). Влияние родителей было сильным и в подростковом возрасте: «У меня компетенция слушания начала развиваться в подростковом возрасте. Слушая своих знакомых, делала выводы для себя, что полезно, а что нет. Все заложили мои родители, когда указывали мне на то, что я немного замкнута и что нужно поддерживать общение. И я ни капли не жалею, что послушала их, потому что стало легче начинать разговор с незнакомыми людьми, заводить знакомства, разговаривать на любые темы, пытаться понять род деятельности людей, готовых поговорить с тобой, поделиться эмоциями» (Камилла, магистрант 1-го курса специальности «Биотехнология» факультета биологии и биотехнологии).

Затем влияние родителей получило модное подкрепление в лице школы: «В детстве мне часто говорили, что я не умею слушать. Когда мама посылала меня в магазин за продуктами, например, за рисом – я приносил гречневую крупу; или когда просили принести что-то и говорили, где находится этот предмет, часто возвращался обратно и переспрашивал местоположение этого предмета. Компетенция слушания начала развиваться у меня, когда я стал учиться в школе. У меня стали возникать трудности, когда надо было делать практические упражнения дома. Со временем начал слушать учителей и извлекать ключевой момент, чтобы понять новый урок и справиться потом дома с практическими заданиями» (Мадияр, магистрант 1-го курса специальности «Геоэкология и управление природопользованием» факультета географии и природопользования).

Осознанное совершенствование умения слушать у многих началось уже в вузе. «Я решила развить в себе эту компетенцию во время учебы в бакалавриате, так как для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Сначала, чтобы научиться слушать других, я стала приучать себя давать собеседнику закончить свою мысль. Также нужно было научиться отслеживать моменты, когда хотелось перебить собеседника, но я находила в себе силы дождаться окончания речи. Просто нужно было слушать и ждать, пока меня не просили что-нибудь сказать, пока не спрашивали меня» (Жанар, магистрант 1-го курса специальности «Основы права и экономики» факультета «Высшая школа экономики и бизнеса»).

Для некоторых особенно важным становится изучение какого-либо конкретного предмета, конкретной темы: «На 2 курсе бакалавриата меня заинтересовала тема коучинга. А в коучинге, как известно, все вращается вокруг умения слушать. Все больше вникая в эту тему, я сделала для себя выводы, что мне нужно развивать слушание как одну из основных компетенций. Для этого я использую различные ресурсы, включая учебные пособия, тренинги, видео. На данный момент я выделяю для себя три уровня слушания: поверхностное слушание; сфокусированное слушание; многомерное, или всеобъемлющее слушание: восприятие эмоций, «языка тела» (невербальных проявлений) собеседника и всего окружения. Стремлюсь мастерски владеть всеми уровнями, чтобы гибко их использовать в зависимости от моих целей и ситуациий» (Ангелина, магистрант 1-го курса специальности «Менеджмент» факультета «Высшая школа Экономики и Бизнеса»).

Заметное влияние оказывают фильмы: «Когда я смотрела фильмы, я всегда представляла себя не на месте главных героев, а на месте писателя, который тихо наблюдал за происходящим. И через много лет он рассказывал эту историю замечательных людей. Как говорит моя подруга, ей очень приятно рассказывать мне обо всем на свете, потому что я слушаю до конца и в конце даю свои ненавязчивые замечания. Мне всегда было интересно слушать других, их мысли, их идеи, особенно когда человеку есть что рассказать (Айгерим, магистрант 1-го курса специальности «Биология научная» факультета биологии и биотехнологии). Об этом же пишет Шынар, магистрант 1-го курса специальности «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды» факультета географии и природопользования: «Я пришла к выводу, что во время разговора надо вести себя определенным образом, после просмотра разных жизненных фильмов. Я поняла, что многие люди просто не умеют слушать и слышать других. Однажды, когда я училась в 9 классе, мы пошли с семьей в гости. Там я встретила одного человека, который внимательно и с интересом слушал других. Хорошо развитая компетенция слушания этого человека заинтересовала меня, я поняла, что это отличный вариант проявления этой компетенции. Он стал для меня примером, от него я переняла манеру слушания».

Книга – следующий фактор, влияющий на развитие компетенции слушания: «Как-то мне сделали замечание, что я не умею слушать, и посоветовали книгу Дэйла Карнеги. Я прочитала книгу, составила список важных для меня правил, стала их придержи- ваться. Через полгода почувствовала, что у меня уже есть компетенция слушания» (Сымбат, магистрант 1-го курса специальности «Геодезия» факультета географии и природопользования).

С одной книги зачастую начинается работа с опорой на широкий круг специальной литературы: «Для меня эта концепция открылась, когда я поняла, что «слушание» – не моя сильная сторона. Я заметила, что окружающие люди не стремятся что-либо мне рассказать, а хотят наоборот только послушать. Поэтому я решила, что необходимо развить в себе это качество. Для этого я начала поиски подходящей литературы в различных ресурсах. И вот несколько правил, которые я стараюсь соблюдать, чтобы стать хорошим слушателем:
– развернуться к собеседнику лицом;
– принять «открытую» к собеседнику позу;
– не прерывать, не перебивать своего собеседника;
– не заканчивать предложения за своего собеседника;
– задав вопрос, дождаться ответа;
– поддерживать постоянный визуальный контакт;
– кивать или какими-либо другими движениями показывать, что мне интересно.

Что же дает умение слушать в деловых контактах? Оно позволяет понять партнера; получить от него полную информацию; воспринять советы и предложения; сделать общение комфортным для собеседника и, следовательно, произвести на него хорошее впечатление.

Если человек чувствует, что его понимают, он испытывает доверие к собеседнику, а это так важно для плодотворного общения. Кроме того, в деловом общении очень важно получить нужную информацию. Как говорил немецкий философ и математик Г. Лейбниц: «Я прошел бы 20 миль, чтобы выслушать моего худшего врага, если бы я мог что-нибудь узнать у него». Советы и предложения компетентного человека могут быть весьма полезны, так как мы сами не в состоянии выйти за пределы своего видения проблемы, а чем шире спектр ее видения, тем эффективнее принимаемое решение. Наконец, приятному собеседнику охотнее идут навстречу в самых серьезных деловых вопросах. Полноценное, продуктивное слушание требует определенных сознательных усилий, которые со временем становятся навыками» (Айнур, магистрант 1-го курса специальности «Менеджмент» факультета «Высшая школа Экономики и Бизнеса»).

Особое место в самопознании и работе над собой занимают друзья, о чем как нельзя лучше пишет магистрант факультета биологии и биотехнологии в своем очень информативном пространном эссе, который мы приводим здесь полностью, так как оно раскрывает многие тонкие моменты саморазвития личности.

«Я была общительным ребенком, и как всеми детьми, мною двигал прежде всего эгоизм. Я говорила много, слушала мало, а слышала – и того меньше. Тем не менее, я очень любила читать, и потому, как мне хочется думать, какие-то заделы для развития слушания во мне были.

Подростком я стала довольно сдержанным и тихим, всю мою лихую детскую уверенность смыло напрочь. В подростковые годы на первый план выходит желание высказаться, обозначить свою позицию, найти свое место. Я тоже искала себя, однако новая я рождалась только после полного отказа от старой.

Долгие летние вечера мы с подругой детства проводили в нашем маленьком дворе, он был всем нашим миром. Нам было по 14-15, мы жили в предвкушении бурлящей, как фонтан, настоящей жизни и коротали вечера за разговорами. Из нас двоих я всегда говорила больше, а моя подруга больше слушала. Как говорила моя подруга позднее, каждый вечер она думала, что нам уже будет не о чем поговорить, но темы находились всегда, и разговоры не прекращались. Не знаю или уже точно не помню, зачем я решила научиться слушать – может, приобретение новых навыков спасало меня от скуки, может, я хотела помочь подруге научиться высказываться, а может, мне становилось неловко от того, что я так много говорю. Как бы то ни было, то лето научило меня слушать и слышать собеседника.

Теми вечерами я не только говорила меньше обычного, но и заставляла себя слушать. Голос внутри перебивал, кричал, хотел вырваться наружу, но я упорно его сдерживала и пыталась концентрироваться на том, что говорила моя подруга. Многие вещи были мне совсем не интересны, да что уж там, большая часть всего, что говорили окружающие, была мне не интересна – окружающие были нужны лишь для того, чтобы реагировать на мои слова. Но я старалась и слушала подругу так внимательно, как только могла тогда. Я задавала ей вопросы, анализировала то, что она сказала, неосознанно пытаясь закрепить информацию в своей голове. Вскоре мне стало уже не так непереносимо тяжело слушать, я более-менее привыкла. Спустя какое-то время я уже улавливала похожие моменты, характерные черты ее речи, чувствовала, что она хочет сказать, когда говорит другое. Я стала лучше ее понимать и могла не просто слушать ее – я слышала, что она хочет сказать.

Желание научиться слушать было одним из проявлений новой меня, обращенной в мир, к людям. Яростное открещивание от эгоистичных детских черт постепенно сошло на нет, как и чрезмерная внимательность к людям – я стала нащупывать баланс между желанием говорить и умением слушать.

Навыки, приобретенные мной тогда, в дальнейшем совершенствовались, а многое мне еще предстоит одолеть. Например, привычку перебивать и комментировать, которая часто проявляется в общении с близкими людьми.

Зачастую людям просто хочется высказаться, не ожидая ответа или реакции, – так они могут посмотреть на себя со стороны. То есть людям, особенно в трудных ситуациях, бывает важнее озвучить, чем обсудить. Поэтому умение слушать является одним из краеугольных камней человеческих отношений.

Таким образом, насколько я могу судить из собственного опыта, компетенция слушания – это не просто механическое слушание человека. Здесь важно создать доверительную расслабленную обстановку; сконцентрировать внимание на собеседнике; демонстрировать интерес; понимать и правильно интерпретировать посыл; уточнять и задавать уместные вопросы, выражая тем самым внимание и уясняя информацию для себя. Важную роль играет умение самой идентифицироваться с собеседником. Как можно видеть, умение слушать очень тесно связано с умением понимать, усваивать, запоминать информацию, чувствовать собеседника, организовывать себя, создавать комфортные условия – то есть со всеми другими компетенциями.

Относительная компетентность в слушании помогает мне эффективнее учиться, налаживать контакты с людьми, быть более коммуникабельной. Я еще далека от полного овладения этой компетенцией, но одно знаю точно – в основе любого умения лежит желание это уметь. А мое желание все еще в силе» (Айдана, магистрант 1-го курса специальности «Биология научная» факультета биологии и биотехнологии).

Желание расти – это желание абсолютного большинства магистрантов, с которыми мы работаем. Поэтому и на их этапе обучения в высшей школе мы знакомим магистрантов с теорией слушания, с выдержавшими проверку временем книгами авторитетных экспертов, проводим постоянный тренинг слушания на практических занятиях, даем рубежные задания, включающие самооценку компетенций, обучаем слушанием слушать. И тем приятнее узнавать, что на наших занятиях студенты делают открытия и ставят новые задачи в области развития своей компетенции слушания: «Слушание есть вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с восприятием и пониманием речи участников общения и реагированием на нее. Оно бывает разное: рефлексивное – слушание с анализом, уточнениями, перефразированием; эмпатическое – основанное на способности понять собеседника и сопереживать ему, и т.д. У меня эта компетенция достигла своего кульминационного этапа развития в процессе посещения занятий по «Педагогике» уже в магистратуре (Сабина, магистрант 1-го курса специальности «Метеорология» факультета географии и природопользования).

Еще важнее, что для своего развития магистранты готовы потратить время и умственную энергию: «Я, наверное, неделю потратила на то, чтобы понять, какая же все-таки компетенция у меня лучше развита. Похоже, нынешняя молодежь очень ленивая, и я в том числе. После недавней лекции по «Педагогике» на тему компетенций я поняла, что одна из важных компетенций, а именно компетенция слушания, плохо развита у меня. Наш преподаватель отметил в конце лекции, что мы совсем не умеем слушать, а только делаем вид. И в какой-то степени мне стало стыдно, ведь я была одна из тех, кто сидел, уткнувшись в мобильный телефон, и делала вид, что слушаю» (Меруерт, магистрант 1-го курса специальности «Учет и аудит» факультета «Высшая школа Экономики и Бизнеса»).

Магистранты для повышения качества слушания стараются применить следующие приемы, техники, стратегии:
- «стараюсь воображать сказанное собеседником» (Балжан, магистрант 1-го курса специальности «Биотехнология» факультета биологии и биотехнологии)
- «создать доверительную обстановку; сконцентрировать внимание на собеседнике; демонстрировать интерес; понимать и правильно интерпретировать посыл; уточнять и задавать уместные вопросы, выражая тем самым внимание и уясняя информацию для себя; идентифицироваться с собеседником» (Айдана,магистрант 1-го курса специальности «Биология на- учная» факультета биологии и биотехнологии).
- «пытаюсь внимательно слушать собеседника, стараюсь при этом не перебивать человека; поддерживать беседу мимикой, короткими репликами; в конце разговора задаю вопросы; показываю, что собеседник мне интересен; во время слушания стараюсь не отвлекаться на посторонние звуки» (Сымбат, магистрант 1-го курса специальности «Геодезия» факультета географии и природопользования).
- «стараюсь смотреть собеседнику в глаза, не отвожу в сторону свой взгляд, не смотрю по сторонам; время от времени стараюсь задавать наводящие, интересующие меня вопросы; часто произношу ободряющие звуки, мимику, слова, например: «Да?», «Неужели?», «Молодец!», «Здорово!», «Мне тебя тааак жаль!» и т.д.» (Шынар, магистрант 1-го курса специальности «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды» факультета географии и природопользования).

Они просматривают, как проходили путь от неосознаваемой некомпетентности к осознаваемой компетентности через осознаваемую некомпетентность (Тихомирова, 2012), проходя круг творческого учения: «В начале учебы в магистратуре я находилась на стадии неосознанной некомпетентности – не умела слушать. Точнее, я слышала речь говорящего, но не вникала в смысл. Поняла, насколько вредит мне невнимательное слушание во время семинарских занятий. Вот тут-то я и осознала, что всю предыдущую лекцию я прослушала и упустила основные моменты лекции, а для того, чтобы наверстать упущенное, мне потребуется много усилий и времени. Если бы я умело слушала лектора, то я могла бы просто повторять и дополнять свои знания во время самостоятельной подготовки. Таким образом я перешла на уровень осознанной некомпетентности – я поняла, что именно я неправильно делаю. Я – студентка, значит я должна уметь быстро воспринимать информацию, а для этого в первую очередь нужно уметь слушать. После этого я старалась концентрировать свое внимание на речи лектора, а не воспринимать речь как фон или обрывочно, время от времени вникая в смысл. Во время слушания стали появляться вопросы, возражения по каким-то пунктам. У меня стало развиваться аналитическое восприятие, умение извлекать знания, способность понимать и запоминать информацию. Я стала учиться не отвлекаться на шумы и помехи, следить, чтобы мысли не ушли. Так я развиваю в себе компетенцию слушания» (Құралай, магистрант 1-го курса специальности «Химическая технология взрывчатых веществ и пиротехнических средств» факультета химии и химической технологии).

Каковы планы будущих специалистов научной, педагогической, управленческой и экспертной сфер деятельности? Что еще они намереваются делать для совершенствования компетенции?

Они имеют осознанное желание изменить свое слушание: «Навыки слушания, приобретенные мной в подростковые годы, совершенствовались в юности, в годы учебы в бакалавриате и работы на производстве. Но многое мне еще предстоит одолеть. Например, привычку перебивать и комментировать, которая часто проявляется в общении с близкими людьми. Компетентность в слушании помогает мне эффективнее учиться, налаживать контакты с людьми, быть более коммуникабельной. Я еще далека от полного овладения этой компетенцией, но одно знаю точно – в основе любого умения лежит желание это уметь. А мое желание все еще в силе» (Айдана, магистрант 1-го курса специальности «Биология научная» факультета биологии и биотехнологии).

Некторые из них намереваются улучшить свою комптенцию методом устранения недостатков: «Я думаю, что у меня хорошо развита компетенция слушания, поскольку все мои друзья и знакомые благодарят меня за это качество. Считаю себя владеющей достаточным уровнем компетенцией. Однако, я вижу дальнейшие перспективы развития. Поскольку нужно оттачивать мастерство, иногда я отвлекаюсь от беседы, думаю о чем-то другом. Проанализировав свою компетенцию, обнаружила недостатки и сейчас стараюсь устранить эти минусы» (Шынар, магистрант 1-го курса специальности «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды» факультета географии и природопользования).

Есть магистранты, которые четко выделили для себя те правила, которые намереваются соблюдать. «Я хочу четко выполнять следующие правила слушания:
- «проявите полную заинтересованность к собеседнику;
– свое расположение к собеседнику подчеркните улыбкой;
– слушая, не отвлекайтесь;
– не притворяйтесь внимательным, а будьте им;
– не принимайте молчание за внимание;
– дайте собеседнику время высказаться;
– не перебивайте без надобности;
– не делайте поспешных выводов;
– не будьте излишне чувствительны к эмоциональным словам;
– не заостряйте внимания на разговорных способностях собеседника» (Ангелина, магистрант 1-го курса специальности «Менеджмент» факультета «Высшая школа Экономики и Бизнеса»).

Путь учения и путь развития каждой нашей компетенции – это уникальный путь длиною в жизнь. Кто из нас в какой момент жизни, на каком этапе профессионального становления и профессиональной реализации окажется в той или иной точке динамической спирали творческого учения (рисунок 1), предугадать трудно. Как трудно предугадать и скорость движения конкретного человека по этому пути. Учителя, преподаватели и родители не всегда могут эффективно помочь своим любимым ученикам и детям в этом непростом движении. Многое зависит от готовности самого ученика. Но мы можем быть друг для друга мотивирующими зеркалами.

Список использованных источников

1. Казахский национальный университет им.аль- Фараби //URL: https://www.kaznu.kz/ru/ (дата обращения 13.02.2020).

2. Рыжова Н. Базовые личностные компетенции: потенциал человека сегодня и завтра // URL: http://www.trainings.ru/library/ articles/?id=16065 (Дата обращения 20.06.2014).

3. Тихомирова В.Т. Модель компетентностно ориентированного творческого учения // Тьютор- ское сопровождение. – 2012. – №5 (6). – С.13-18.

 

 

Учитель - исследователь






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10