электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

 

В текущем номере ...

Учитель-исследователь:

 




 

Как дифференцированный подход влияет на процесс управления самостоятельной деятельностью учащихся?

№ 4 (165) апрель 2017 г.

Л.Ж. ИСАТАЕВА, руководитель исследования, учитель- эксперт, учителя исследователи: Ф.А. БОДАУБЕКОВА, учитель истории, Э.К. КУСБЕКОВА, учитель физики, Т.К. УБИШЕВА, учитель биологии НИШ ФМН, г. Тараз


Каждый современный учитель мечтает о том, чтобы его ученики на уроках работали самостоятельно и творчески, открывали для себя предмет на самом высоком уровне успешности. А совместные действия учителей в одном направлении могут способствовать этой цели.

Посещая уроки коллег – учителей биологии, физики, анализируя собственные уроки в 9-м классе одной группы, при обсуждении проведенных уроков с коучем Исатаевой Л.Ж. мы выявили, что у нас одна и та же проблема. Учащиеся Ж., А., А. на уроках работают в одной и той же в паре с «успевающим» учеником. Ученики не проявляли инициативу, лидерские качества и даже списывали проверочные задания во время уроков. Это отражалось на результатах обучения. Поэтому мы решили объединить наши усилия с целью поднять качество обучения учеников Ж., А. и А. Реализация нашей цели началась с вопросов: как учить, чтобы они были «говорящими, думающими, мыслящими и самостоятельно действующими учениками»?

На первом этапе исследования учителя провели взаимное наблюдение на уроках, что позволило выявить причины проблемы, появились новые идеи, как совершенствовать результат обучения. Анализ посещенных уроков показал, что учащиеся 9-го класса Ж., А. и А. в своих учебных действиях нерешительны, у них очень низкая самостоятельная деятельность на уроке, не могут планировать и корректировать свои действия, соотносить результат с поставленной целью, поэтому ответы носили общий характер.

Таким образом, была определена причина пассивности учащихся: они не владеют достаточно навыками самостоятельной деятельности. Перед учителями-исследователями встал вопрос: «Какой учебный метод способствует формированию осознанного усвоения учебного материала у учащихся?»

Методология исследования.

Поиск и обзор теоретических источников по развитию у учащихся навыков самостоятельной работы познакомил нас с работой ученого П.И. Пидкасистого «Самостоятельная деятельность учащихся». В ней автор отметил, что «под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели, в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний» [1, 42]. В исследованиях Смирновой Ю.А. подчеркивалось, что «эффективность урока ставится, прежде всего, в зависимость от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от правильной взаимосвязи деятельности учащихся на уроке» [2, 173]. Перед нами встала задача: создать условия и организовать учебный процесс так, чтобы разные по темпераменту и уровням освоения учебного материала учащиеся овладели едиными базовыми стандартами программы, раскрыли неизвестные для себя новые возможности и получили результат, который стимулировал бы их на дальнейшее познание. За время обучения в Назарбаев Интеллектуальной школе ученики должны не только усвоить определенную сумму учебных знаний, но и научиться самостоятельно их приобретать. Самостоятельная работа формируется тогда, когда ученики глубоко и осмысленно относятся к учебной деятельности через овладение навыками работы с книгой или в лаборатории, а также умение применять полученные знаний в жизни.

Наибольший результат в обучении дает технология дифференцированного обучения, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников. Она позволяет максимально развить его способности, возможности и в то же время удовлетворить его потребности. Дифференциация позволяет учителю работать со всеми учениками класса, отсутствует усредненный уровень знаний обучающихся, позволяет слабому ученику почувствовать ситуацию успеха, а сильный ученик имеет возможность достичь более высокого творческого роста. Ученику отводится активная роль, он становится не объектом, а субъектом процесса обучения. В своей практической деятельности мы опирались на теорию уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов Фирсова В.В., рекомендаций эффективного урока Р. Марзано, материалы уровневых курсов. Исходя из проведенного методологического исследования, мы выдвинули гипотезу: дифференцированный подход формирует навыки самостоятельной учебной деятельности и саморегуляции у учащихся Ж., А., А.

В нашем исследовании была поставлена следующая цель: формировать у учащихся Ж., А., А. психологическую готовность к самостоятельной деятельности через навыки самоорганизации, групповой работы и поиска научной информации при решении новых познавательных задач.

При выявлении причин отсутствия навыка самостоятельной работы были проделаны следующие шаги: опрос родителей, анкетирование учащихся (этапы урока и форма работы), беседа с куратором и психологом. Психологи дали нам возможность определить психотипы и характер учеников, опрос родителей объяснил нам отсутствие навыков самостоятельной работы (в семье были младшими или единственными), итоги анкетирования выявили проблемы в самоорганизации учащихся Ж., А. и А.

Управление самостоятельной работой включает целеполагание, планирование, организацию, корректировку и оценку деятельности учащихся, диагностику ее результатов [3, 12] и методических рекомендаций эффективного урока Р. Марзано, каждый урок проходил системно.

В начале урока ученики в виде выдвигаемых гипотез формулировали тему, цель, маршрут и критерии успеха. После высказанных вариантов учениками учитель предлагал свой вариант ответа. К предложенным видам работы и заданиям учитель давал четкие инструкции, проверяя понимание их учащимися. Анализ анкетирования показал следующий результат:

Проведя анализ собранных данных, мы определили дальнейшие действия в работе над реализацией задачи. Основным путем осуществления дифференциации обучения являлось формирование пар и групп на основе уровня учебных достижений.

Мы знали уровень умений и навыков у учеников, что помогло нам продумать и спланировать все виды дифференцированных заданий: подобрать формы деятельности, способы помощи для каждой группы учащихся, ориентируясь на их индивидуальную зону ближайшего развития. Согласно проведенной социометрии, выделили 3 типа учеников:

«М» – ученики, достигшие минимального уровня: Ж. и А.

«О» – ученики, достигшие общего уровня: А., Ә., Д.

«П» – ученики, вышедшие на продвинутый творческий уровень: Е. и А.

Работа в паре проходила на основе дифференцированного метода: паре Ж. и А., достигшей минимального уровня, предлагались задания, которые должны достичь все ученики. Тройка Ә., А. и Д., достигшая общего уровня, работала над стандартным заданием. Пара Е. и А., достигшая максимального уровня, выполняла задание усложненного характера. Объединяя учеников по уровням, мы выводили учеников из их «комфортной зоны». После парной работы учащиеся объединялись в группы. В классе выделились три уровня групп учащихся.

В первой группе ученики имели пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно могут сделать в заданиях один-два шага, а на выполнение более сложных заданий уходит больше времени, они не могут самостоятельно найти пути выполнения упражнений.

Во второй группе ученики имели достаточные знания программного материала, могут применить их при решении несложных или известных заданий. Но затрудняются и не справляются при переходе к выполнению заданий нового вида.

В третью группу входили ученики, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания.

Поэтому при групповой работе пары минимального и тройка общего уровня объединилась в группу: 1. Ж., Д., А. и А. 2. Е., А. и Ә. Ученики Ж. и А. имели пробелы в знаниях и самостоятельно не могли справляться с заданиями, на выполнение которых уходило больше времени. А ученики Д. и А. владели достаточным уровнем знаний, могли их применить только при решении несложных или однотипных заданий. На начальном этапе исследования лидером в этой группе был учитель, позже эта роль переходила к ученикам. Во второй группе работали ученики Е., А., вышедшие на продвинутый уровень, и Ә., который входил в пару «общего» уровня. Они смогли в совместной деятельности освоить новый материал, нашли несколько способов выполнения поставленных задач. Лидеры в этой группе всегда менялись в зависимости от вида деятельности на уроке. В конце каждого урока проводилась рефлексия. Итоги самостоятельной работы обязательно обсуждались в группе и в классе. Далее шло обсуждение по разработанным учащимися критериям, что соответствовало оцениванию. Обратная связь учащихся друг с другом носила характер рецензирования. После уроков учителя отдельным учащимся давали обратную связь на результат работы в паре или, как вариант, на домашнее задание.

Результаты и выводы исследования.

Проведенная работа с использованием дифференцированного подхода способствовала приобретению навыка самостоятельной работы у учеников А., А. и Ж. В групповой работе они смогли найти без помощи и подсказки одноклассников, учителей определение понятий; обсуждали и выполняли задание; проводили самооценку, участвовали в создании постеров и выступали в качестве спикеров. В ходе исследования были получены следующие результаты: групповая работа способствовала личностному росту, развитию их интеллектуальных, коммуникативных навыков, реализовались их сильные стороны. Наблюдалось снижение уровня тревожности, боязни оказаться неуспешным, повысилась самооценка и личностная мотивация. Сформировалась привычка самостоятельного мышления. Закрепился навык самоорганизации, групповой работы и поиска научной информации. Увеличилось время, отводимое на самостоятельную деятельность, до 40 %, что привело к его уменьшению на выполнение домашнего задания. А к концу учебного года Ж. стал лидером в своей группе, успешно координировал групповую работу. Знания в начале учебного года оценивались на «В». К концу года на Внутреннем Суммативном Оценивании получили отметку «А».

А по предмету «Всемирная история» ученик Ж. в конце 3 четверти по ВСО получил оценку «А+»! Ученики самостоятельно могли сформулировать тему, цель, маршрут и критерии успеха урока. Самым важным достижением для учителей-исследователей стало, что ученики более осмысленно подходили к собственной учебной деятельности и могли без высокого уровня тревожности выходить из «комфортной зоны».

На данном этапе исследования учителя принимали прямое участие в организации учебного процесса и следовали первым принципам управления: при постановке учебных заданий применяли дифференцированный подход к учащимся; постепенно увеличивали интеллектуальные нагрузки и давали не совсем точные или неполные указания при выполнении самостоятельной работы. Теперь предстоит перейти к реализации следующих принципов управления самостоятельной деятельности: постепенно учитель займет позицию пассивного наблюдателя за процессом; ученики перейдут от контроля учителя к самоконтролю. Эта деятельность предстоит на будущий учебный год. Когда эти принципы будут реализованы в учебной деятельности учащихся, тогда будут развиты навык поиска знаний и умение их использовать и применять на практике; повысится активность в решении задач творческого характера. Будут более осознанно относиться к своей деятельности.

В связи с этим есть все основания утверждать, что, исследовательская цель, поставленная перед учителями: формировать у учащихся психологическую готовность к самостоятельной деятельности через навык самоорганизации, групповой работы и поиска научной информации при решении новых познавательных задач – была достигнута.

Использованная литература:

1. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. – М., 1972.

2. Смирнова Ю.А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. – Пермь: Меркурий, 2011.

3. Фирсов В. В. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов. Методические рекомендации. – М., 1994.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

 


«Рефлексия в практике»: первые шаги

Ж.Б КУЖУБАЕВА, школьный тренер, учитель начальных классов ГУ «Школа-гимназия № 5А» отдела образования акимата города Костаная


Пройдя курсы обучения школьных тренеров по образовательной программе профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике», разработанной Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», я начала реализацию программы по оказанию поддержки школьным коллегам и обмену своими лучшими практиками. В рамках внутришкольных курсов учителя нашей школы осваивают технологии и методики обучения, способствующие развитию у учащихся творческих, исследовательских навыков, критического и логического мышления. На занятиях особое внимание уделяется вопросу совершенствования навыков планирования процесса преподавания, эффективного системного оценивания учебных достижений обучающихся.

Обучение педагогического коллектива проводится в рамках методического дня по принципу «равный-равному». Используя практический опыт, стараюсь через микропреподавание, коучинги, мастер-классы оказать помощь коллегам в изучении и применении новых методик обучения и преподавания, при планировании уроков с целью изменения процесса обучения, преобразования практики.

Учителям ежедневно приходится искать ответы на очень сложные вопросы, которые требуют наличия знаний во многих сферах. Перед ними стоит вопрос: «Чeму каждый обучаемый дoлжeн научитьcя и каковы его дocтижения в пepcпeктивe?». А школьники, в свою очередь, нуждаются в учителях, которые бы направляли их в этом быстро меняющемся мире.

Школьному тренеру необходимо заинтересовать учителей для того, чтобы они были успешны в достижении целей Программы, установить доверительные, уважительные и конструктивные отношения со всеми слушателями. На занятиях я стараюсь поддерживать и поощрять участие всех коллег в обсуждении и выполнении заданий в условиях группы. А правила совместной работы в малых группах и в группе в целом установились в начале процесса обучения. Каждому слушателю предоставляется возможность для высказывания своего мнения; обязательно выслушивание мнений других слушателей; отсутствует критика, касающаяся личности того, кому заданы вопросы.

В рамках проведения внутришкольных курсов у учителей совершенствуются навыки планирования процесса преподавания, вовлечения учащихся в процесс обучения; использования ИКТ в процессе преподавания; развития у учащихся навыков критического мышления; эффективного системного оценивания учащихся; рефлексии собственного процесса преподавания. Учителя смогут внести изменения в практику преподавания и будут стремиться к постоянному профессиональному развитию.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

День 1
Тема:

Занятие 1: Совместная и групповая работа. Методика проведения работы в группах.

Занятие 2: Управление процессом обучения в классе и происходящими в нем изменениями. Обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и учения. Точки зрения учителей и учащихся.

Цель:
Учителя проанализируют методику проведения работы в группах и сделают выводы относительно обучения в сотрудничестве.

Результат обучения:
Учителя создадут модели работы в малых группах с учетом разницы между формально работающими в группах и выполняющими качественную работу в группах и обоснуют необходимость внесения изменений в методику преподавания и учения.

Ключевые идеи:

Качество организации первого занятия совместной работы учителей друг с другом определяющим образом влияет на атмосферу дальнейшего проведения обучения. В этой связи важно начать работу с разминки и привести примеры методики организации работы в малых группах посредством создания соответствующей модели на основе используемых тренерами на занятиях подходов в преподавании и учении.

На основании отчетов ОЭСР и результатов стран-мировых лидеров в сфере образования формирование у учителей понимания новых требований к учащимся в условиях динамично меняющегося мира. Рекомендации школам инновационных профессиональных навыков и знаний для подготовки их учеников к успешному функционированию и обеспечению их конкурентоспособности в жизненных условиях.

Ход занятий

Занятие 1

Упражнение на активизацию внимания.

Определение психологического состояния лиц, принимающих участие в занятиях, характера и природы их беспокойства. Поиск методов и подходов для устранения беспокойства слушателей и создания необходимой для творческой работы атмосферы.

Задание «Клубок» для разминки: участники сидят в кругу, тренер кидает клубок любому, тот называет имя и говорит о себе кратко. Кидает следующему, оставляя ниточку у себя. Ниточка позволяет не повторяясь всем кинуть клубок, но потом всем вместе приходится распутывать клубок.

Правила работы в малых группах. Разъяснение и обоснование преимуществ работы в малых группах. Методика организации групповой работы.

Ресурс: Презентация: Почему необходимо работать в сотрудничестве и во взаимодействии?

Инструкция по работе в малых группах (см. Образовательная платформа).

Наблюдение и оценивание работы в группе.

Характерные особенности эффективной работы в малых группах.

Ресурс:
– Инструкция по работе в малых группах (см. Образовательная платформа).
– Видеоклип: «Скользящие» группы (см. Образовательная платформа).
– Инструкция по работе в малых группах (см. Образовательная платформа).
Подход, основанный на совместной работе: Представление тренера слушательской аудитории.

Выполнение заданий разминки.

Рекомендации: сформируйте две шеренги из 15-ти человек, стоящих лицом друг к другу. Предложите каждой паре участников в течение 20-ти секунд поприветствовать максимально возможное количество участников, затем разойтись в противоположные стороны.

Работа учителей в парах для ознакомления с Инструкцией по работе в группах.

Просмотр коротких видеоклипов об учащихся, работающих в малых группах, с применением соответствующих таблиц. Обсуждение мнений учителей и принятие решений по рекомендациям для них в целях повышения эффективности работы в группе на основе соответствующей инструкции.

Дополнительное чтение: Руководство для учителя.

Занятие 2

Упражнение высокой активности «Социометрия» (Задание: найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз, знак зодиака, любимый цвет, место проживания, имя…).

Характеристика навыков XXI века.

Демонстрация видеоклипов в целях содействия диалогу.

Рекомендуется дополнительное использование презентации CISCO.

Ресурс: Презентация: CISCO (см. Образовательная платформа).

Стикеры, ручки, бумага для флипчарта.

Точки зрения учителей. Ознакомьтесь с нижеперечисленными ресурсами.

Ресурс:
– Почему учителям необходимо меняться? (см. Образовательнаяплатформа).
– Видеоклип: «Голос ученика» (см. Образовательная платформа).

Точки зрения учащихся. Просмотр видеоклипа.

Ресурс:
– Качества идеального ученика (см. Образовательная платформа).
– Качества идеального ученика, сформированные на основе мнения учителей – представителей пяти стран (см. Образовательная платформа).

Представление учителей о компетентном учителе. Сопоставление представлений казахстанских учителей с представлениями учителей других стран о модели компетентного учителя.

Подход, основанный на совместной работе.
– Совместная работа учителей в группах для обсуждения видеозаписей и презентаций.
– Определение и написание каждой парой участников прилагательных, характеризующих их чувства по результатам увиденного и услышанного.
– Обсуждение и демонстрация итогов работы в группе. Разработка постера или презентации в формате Power Point для оппонирующих коллег и аргументирование необходимости размышления и, возможно, внесения изменений коллегами в практику преподавания и учения для достижения соответствия требованиям, предъявляемым к навыкам XXI века.

Рефлексия по итогам дня по формуле: «Самым ценным для меня было...»

 

 

Наши друзья


 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10