электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Учитель - исследователь

 

 

В текущем номере ...

 





 

Как развить навыки объективного оценивания учащихся через применение детальных инструкций

№ 1 (182) январь 2019 г.

Е.В. ЕРМИЛОВА, С.В. ПОПКОВА, Д.Т. НИЯЗОВ, учителя искусства Назарбаев интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Алматы


Определение проблемы нашего исследования по Action Research не было легким. Изучая процедуру оценивания, мы внимательно наблюдали, пытаясь понять, какие процессы происходят во время взаимооценивания учащихся в группах или командах, во время самооценивания выполненных работ. Мы понимали, что результаты процесса оценивания не всегда отражали то, насколько учащиеся поняли тот или иной материал, выполнили в должной мере или в необходимом объеме то или иное задание. В ходе обсуждения с коллегами учебного процесса стало понятно, что именно оценивание является одним из важнейших составляющих процесса обучения в современной школе. Ведь при его отсутствии учащимся невозможно понять, на каком этапе процесса обучения или создания работы они находятся, каковы их зоны ближайшего развития и в каких областях предмета «Искусство» преуспевают, а в каких – испытывают затруднения. Процесс самооценивания развивает в каждом учащемся не только языковые компетенции, но и навыки высокого порядка, приучает к самосовершенствованию и самоорганизации. Когда учащиеся рассматривают результаты своего труда и проводят самооценку, они как бы отстраняются от него, пытаясь сравнить свою работу с работами своих одноклассников, тем самым превращаются в наблюдателей, которые изучают особенности применения техник и приемов рабочего процесса, использования тех или иных материалов и оборудования, выражения стилей и направлений искусства, которые нашли свое отражение в работах.

Процесс самооценивания является частью формативного оценивания и легко вовлекает каждого учащегося в процесс формирования необходимых ему предметных знаний во время учебного процесса. Конечно, учащиеся понимают, что проведение самооценивания на определенном этапе работы поможет им понять, в каком направлении им необходимо работать дальше и какие области затруднений присутствуют. Но не всегда результаты процесса самооценивания помогают учащимся в дальнейшей работе, так как не все учащиеся могут иметь достаточное количество фундаментальных знаний по предмету. Данные упущения могут произойти и по причине того, что учащийся оценивает именно свою работу, и зная ее лучше всех, ему совсем не хочется рассказывать о том, что не совсем удалось или не получилось. Анализируя различные факторы, влияющие на мнение учащихся о своих работах, как, например, – завышенная или заниженная самооценка, настроение, эмоциональное состояние, а также психологический климат в классе, касающийся кого-то конкретного, можно сказать, что объективность самооценивания является важной составляющей общей психологической картины каждого учащегося. Как самооценка своих работ в отдельности, так и самооценивание всей творческой деятельности неразрывно связаны с постоянным процессом самоутверждения личности, и от их объективности зависит дальнейшее творческое развитие необходимых предметных знаний, практических умений и творческих навыков.

Учителя фокус-группы по Action Research посетили уроки своих коллег и увидели, что даже при использовании множества различных стратегий и приемов на объективность самоценивания и взаимооценивания учащихся влияют различного рода взаимоотношения учащихся друг к другу, предвзятое мнение, субъективность. В связи с полученной информацией во время посещения уроков возникло множество вопросов:
- Всегда ли оценивание на уроках в нашей школе проводится объективно?
- Что может влиять на объективность оценивания?
- Какие факторы влияют положительно/отрицательно на объективность оценивания?
- Влияет ли академическая честность учащихся на объективность оценивания?
- Каким образом можно улучшить объективность оценивания в нашей школе?
- Какие факторы мешают объективно оценивать знания учащихся?

Данные вопросы легли в основу онлайн анкетирования, проведенного среди учителей и учащихся нашей школы. По результатам данного анкетирования мы пришли к выводу о том, что не всегда результаты оценивания на уроках объективны.

Всего голосовало 152 человека: 98 учеников и 52 учителя.

1. Сіздің мектебіңізде сабақтағы бағалау әрдайым объективті жүргізіледі ме?
Всегда ли оценивание на уроках в нашей школе проводится объективно?
- Үнемі (Всегда) – 57,2%
- Кейде (Иногда) – 37,5%
- Ешқашан (Никогда) – 2%
Свои варианты ответов учащихся:
Иногда учителя вводят дополнительные критерии к оценке: работу в классе, поведение и/или опрятность СОРа.

2. Бағалаудың объективті жүргізілуіне не әсеретеді?
Что может влиять на объективность оценивания?


Свои ответы учащихся:
- оцениваемые аспекты;
- принципы учителя;
- муғалимге байланысты;
- учитель.

3. Бағалаудың объективті болуына ықпал ететін жағымды / жағымсыз факторлардыатаңыз.
Какие факторы влияют положительно/отрицательно на объективность оценивания?
Положительно, когда учитель и ученик понимают ... отрицательно, когда не могут понять друг друга... да.
Взаимоотношения влияют и положительно, и отрицательно.
Отрицательно: отношения между одноклассниками.

4. Академиялық шындық бағалаудың әділ болуына әсер ете ме?
Влияет ли академическая честность учащихся на объективность оценивания?
85% ответов положительные, 12% – отрицательные, 3% – без смысла.

5. Біздің мектепте бағалаудың әділ жүруін қалай жақсартса болады?
Каким образом можно улучшить объективность оценивания в нашей школе?

Разработка инструментария. При оценивании придерживаться четких критерий оценивания. Соблюдение академической честности. Предоставление учителем конструктивной обратной связи. Привлечение учащихся в процесс взаимного оценивания четкими инструкциями и установками учителя.

Следовать инструкциям.

Вопрос для преподавателей:

6. Қай факторлар бағалаудың әділ жүргізілуіне кедергі тудырады? Белгілеңіз
Выберите, какие факторы мешают объективно оценивать знания учащихся?

Анализируя результаты проведенного онлайн анкетирования, мы пришли к выводам:
- проблема объективности оценивания волнует как учащихся, так и учителей;
- на объективность оценивания влияют различные факторы – дружеские отношения между одноклассниками, которые являются субъективным фактором, недостаточный профессиональный опыт педагогов, авторитарный стиль ведения уроков, нежелание учителей саморазвиваться;
- недостаточное внимание к личности каждого учащегося со стороны учителя, незнание сильных и слабых сторон класса, давление со стороны учителя.

Все эти причины не могут способствовать объективности оценивания учащихся.

Принимая во внимание все вышесказанное, мы выявили проблему, которую необходимо исследовать в действии, это – объективность самооценивания и взаимооценивания учащимися своей деятельности. На начальном этапе своего исследования мы познакомились с различными результатами творческих поисков известных педагогов и психологов в данной области, которых интересовал процесс оценивания в различной его интерпретации. Полученная нами информация свидетельствует, что формативное оценивание может быть представлено оцениванием учителя, самооцениванием, взаимооцениванием и оцениванием в группах у учащихся. Видов оценивания на уроке может быть несколько, в зависимости от класса, предпочтений учителя и вида творческой деятельности согласно теме заданий и всего урока. Из исследований и статей, с которыми мы познакомились, нам стало очевидно, что не всегда уделяется внимание именно проблеме самооценивания и взаимооценивания (самими учащимися). Так, например, в статье «Проблема объективности оценивания студентов в преподавании восточных языков» старший преподаватель кафедры восточной филологии отделения востоковедения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Дяйкин А.Д. обращает внимание на то, что «…понятие «справедливости» оценки здесь также крайне важно, поскольку она должна одинаково восприниматься таковой как студентом, так и преподавателем, а также и другими студентами, обычно внимательно наблюдающими за успехами своих сокурсников. Основная задача объективного оценивания студентов – исключить субъективный характер... При этом следует понимать, что полная формализация не только невозможна, но и абсолютно нецелесообразна в применении к «творческим» программам обучения…»

Перед нами встал вопрос: а с чего же нам начать? Конечно, с самих себя, то есть со своих уроков. Предлагая учащимся различные формы проведения самооценивания и взаимооценивания, мы старались обращать особое внимание на поведение учащихся во время беседы или монолога, на вовлечение в процесс каждого, на заинтересованность класса в самом процессе.

В первом цикле исследования анализ форм оценивания, предложенных нами, показал, что не всегда самооценивание и взаимооценивание учащимися своих работ было объективным по разным причинам:
- Учащиеся знали авторов работ и в их присутствии не решались озвучивать объективно результаты оценивания.
- Если предыдущий урок был очень насыщен информацией и проведенными активити, то учащиеся могли чувствовать усталость, что повлияло на процесс оценивания.
- При озвучивании ключевых моментов или описании результатов учащимся не хватает знаний специальных слов и выражений по предмету.
- При составлении ответов или их последовательности учащимся хочется владеть специальными инструкциями по проведению процесса самооценивания и взаимооценивания.
- При объединении групп учащиеся не всегда чувствовали себя рядом с определенными одноклассниками в зоне комфорта, что тоже могло повлиять на результаты взаимооценивания.

Принимая во внимание все вышесказанное, учителями фокус-группы были разработаны виды самооценивания и взаимооценивания учащимися своих работ на уроках с применением детальных инструкций:
- предлагать учащимся на рассмотрение и последующее оценивание работы, которых они не видели во время их создания;
- учитывать смену темпа различных активных и интерактивных форм работы;
- предлагать учащимся пользоваться специальными словами и выражениями по предмету;
- разработать специальные инструкции для проведения учащимися самооценивания и взаимооценивания;
- при объединении групп учащихся учитывать их самостоятельный выбор своих одноклассников.

Когда учащимся предложили на рассмотрение работы одноклассников, при процессе создания которых они не присутствовали, то взаимооценивание прошло активно, с наилучшими результатами в области объективности. Замечания по поводу улучшения качества или каких-либо дополнений были озвучены достаточно утвердительно, без стеснений. Учащиеся высказывали свои мнения, вспоминали учебный материал, который был необходим при создании работы, вовлекая других в процесс взаимооценивания.

При смене темпа активных и интерактивных форм работы учащиеся уже не чувствовали себя уставшими и активнее принимали участие в процессе оценивания. Для этого мы использовали расслабляющую музыку в процессе работы учащихся, зарядку для глаз, цветовую гимнастику для глаз и небольшие физкультминутки.

Для того, чтобы учащиеся смогли разнообразить свой словарный запас при описании процесса создания работы специальными словами и выражениями по предмету, нами были разработаны специальные карточки, которыми можно было воспользоваться при необходимости. Например, желтые карточки содержат слова и выражения, которые применяются при оценивании, красные карточки – очень часто, зеленые – иногда. Каждый учащийся может воспользоваться при необходимости карточкой любого цвета по теме урока, с нужным набором слов и выражений, применяя их при оценивании своей работы или своего одноклассника.

Учителями фокус-группы по предмету «Искусство» были разработаны специальные инструкции для проведения учащимися самооценивания и взаимооценивания, но на данном этапе возникли области дополнительного исследования, как, например:
- при первичном использовании учащимися специальных инструкций ответы учащихся были короткими или неполными;
- не все учащиеся обратили внимание на некоторые инструкции, решив, что они им не так уж и необходимы.

Одной из рассматриваемых стратегии на уроке математики является стратегия «Нумерация среди учеников». Данная стратегия заключается в том, что учитель в начале урока разбивает класс на группы по 4 ученика. Затем учащиеся в каждой группе берут себе номер от 1 до 4. По новой теме рассматриваются три задачи одинаковой сложности. На этапе закрепления нового изученного материала учитель дает лист с задачами. В каждой группе есть уже решенные задачи других групп и задачи, которые следует решить. Учащиеся решают задачи совместно. Объясняют друг другу так, чтобы все члены группы смогли ответить на вопросы касательно решения. Учитель задает вопрос по определенной задаче и называет любой номер. Ученик под этим номером отвечает на данный вопрос от имени своей группы. Поэтому каждый ученик берет ответственность, как и группа в целом, за успешность группы. После ответа ученика по готовым ИНСТРУКЦИЯМ к оцениванию каждая другая группа дает оценку. Учитель продолжает, пока не получит ответы на все задания. Оценивание ведется как за работу всей группы, так и индивидуально. На следующих этапах урока учащиеся в группах уже разбиваются на пары, где проводят решения для других задач. Оценивание также ведется согласно детальным инструкциям.

Учителями было решено предложить учащимся попробовать самим разработать инструкции по проведению оценивания работ по определенной последовательности.

При объединении учащихся в группы было предложено им самим определить, с какими учащимися им хотелось бы работать вместе. Осуществлять самостоятельный выбор своих одноклассников для того, чтобы все объединились в группы, можно так: сначала учитель просит учащихся предложить некоторых по каким-либо признакам, например, самых активных или самых целеустремленных. Данные учащиеся могут набрать себе группу, таким образом, все могут объединиться в несколько групп, количество которых определяется видом и темой задания. Например, при использовании приема «Ручеек» учащиеся могли выбрать себе пару по своему желанию, а пары впоследствии можно объединить в группы или команды.

Второй цикл нашего исследования будет посвящен внедрению детальных инструкций на уроках математики и искусства, выдвигая гипотезы о том, что объективность таких видов оценивания, как самооценивание и взаимооценивание помогут учащимся представлять результаты своей деятельности и получать объективную обратную связь.

 


Уделяют ли родители внимание формированию семейных ценностей у своих детей?

В.А. АРТЕМЬЕВ, педагог-психолог КГУ ШЛ №48, г. Алматы


Ценности – наиболее важные и значимые установки и принципы, которыми человек руководствуется в принятии тех или иных решений в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности – управляют и каждым отдельным человеком, и целыми сообществами, государствами. Они определяют и уникальность, и общность. «Наша жизнь показывает, что у 100 казахстанских этносов есть не менее 100 особых и неповторимых черт. И все они в сумме дают уникальное преимущество нашей Единой Нации», – сказал Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев [1]. И в то же время у 100 казахстанских этносов есть общая ценность – семья: «Семья – это стержень казахстанского общества, основа всех новых достижений нашей страны в экономике, культуре, социальной политике. Через крепкие семейные узы из поколения в поколение передаются все самые лучшие духовно-нравственные ценности нашего народа – толерантность, трудолюбие, любовь к родной земле, уважение к старшим, гостеприимство и устремленность в будущее» [2]. То, что семья в казахстанском обществе остается высшей ценностью, подтверждается и данными исследователей: этнографа и историка Х.А. Аргынбаева, психолога М.П. Кабаковой, социологов О.А. Агарковой, А.В. Мезенцевой.

Ценнейший полевой материал по проблемам казахстанской семьи был собран Халелом Арғынбайұлы Арғынбаевым (1924-1998) – этнографом, археологом, доктором исторических наук (1977), профессором (1982), возглавлявшим отдел этнографии Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР с 1976 по 1989 год. С 1960-х до начала 1980-х годов ученый с коллегами провел около 30 этнографических экспедиций, обследовал всю территорию Казахстана. На этой основе Х.А. Аргынбаев написал ряд монографий о культуре казахстанской семьи и диссертацию «Семья и брак у казахов» [3]. Он показал, как в исторической перспективе изменилась психология казахских мужчин и женщин, характер их отношений, семейные традиции, обычаи и обряды, взаимоотношения членов казахской семьи. В его исследованиях было показано, как в семьях стали создаваться условия для карьерного роста всех членов семьи, но при этом сохранились ценности взаимной любви, уважения, взаимной помощи и поддержки, родственных связей.

О.А. Агарковой, А.В. Мезенцевой [4] были проанализированы лексемы, составляющие ядро понятия обыденной философии «семья»: «урпак» («поколение, потомство»), «аулет» («род, династия, потомки»), «топ» («группа»), «отасу», («жить совместно»); словосочетания «уйіші» («те, кто внутри дома»), «отау» («выделившаяся (из отцовского дома) молодая семья»); исконно-казахское выражение «отбасы» («у огня»), а также неологизм «жануя» (жан – «душа», уя – «гнездо»). Ими показано, что культура народа, включающая в себя традиции, обычаи, обряды, проявляется в языке и претерпевает изменения под воздействием экономических процессов. Так, например, профессиональные интересы стали серьезным конкурентом семейным интересам.

Структурные и функционально-ролевые особенности межличностных отношений в казахской семье как системе (и в каждой из ее подсистем) через призму социальной, этнической и гендерной психологии изучаются А.П. Кабаковой [5]. В результате экспериментального исследования ею показано, что казахская семья – сложная психологическая система. В ней есть подсистемы: а) супружеская, б) сиблинговая – отношения между потомками одних родителей, в) детско-родительская. Одновременно семья как система включена в более общую, расширенную семейно-родственную систему взаимосвязей, имеющую разветвленную структуру межличностных отношений по вертикали (отношения родства), по горизонтали и диагонали (отношения свойств).

В мировой научной сфере, по данным исследователей (А.Б. Федулова, 2003 [6]; Э.В. Енчинова, 2009 [7]), с конца XIX – начала XX века в социальных и философских науках активнее всего изучаются и распространяются теоретические концепции изменений института семьи и брака, а также проблемы семейных изменений в контексте процесса модернизации современного общества. В постсоветских странах, по мнению социологов, в настоящее время становление семейных ценностей и ориентаций молодежи также происходит в условиях трансформации института семьи и наблюдается переход от традиционной модели семьи и семейных отношений к модели, базирующейся на приоритете супружеских отношений и модели малодетной семьи» [8].

Наша работа в КГУ ШЛ № 48 г. Алматы по вопросам развития у школьников семейных ценностей была актуализирована участием в проведении Республиканских родительских конференций для родителей детей разного возраста, от первоклассников до учащихся выпускных классов. 500 психологов школ из разных областей Казахстана были включены в проект Института Семейного Воспитания, реализеумого по заказу Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК. Мы, психологи, ведущие конференции в школах, получили сценарий конференции с видеосопровождением в виде слайд-презентации и тематических видеороликов, анкеты для родителей и памятки с рекомендациями по психологической поддержке их детей. Значимые данные были получены через анкетирование, которое затрагивало несколько важных аспектов, связанных со сложными вызовами, с которыми сталкивается каждая современная семья: обеспечение информационной безопасности ребенка; предотвращение формирования интернет-зависимости; профилактика внедрения в среду подростков деструктивных религиозных течений; профилактика девиантного поведения и правонарушений в подростковой среде; профилактика ауто-деструктивного поведения несовершеннолетних детей. В ней содержались также вопросы, относящиеся к проблеме укрепления и развития семейных ценностей. Ответы родителей на вопрос: «Уделяете ли Вы в своей семье достаточно внимания продвижению и пропаганде семейных ценностей?» – показали их почти полную удовлетворенность своим вкладом в решение проблемы (таблица 1).

Но действительно ли все так благополучно в казахстанской семье в области продвижения семейных ценностей? Сомнение возникает в сравнении анкетных процентов с процентом, например, семей, где для такой ценности, как «отец», не оказалось места: дети часто растут только с мамами. В классах нашей школы от 10% до 41% детей из неполных семей. Другим тревожащим фактором высвечивается то, что в разных классах процент учащихся, которые являются единственным ребенком в семье, составляет от 20 до 45 процентов ученического состава. Это побудило нас прийти к мнению, что проблема не столько в том, уделяют ли внимание родители и учителя продвижению семейных ценностей, сколько в том, что они понимают под «семейными ценностями» и какие именно ценности пропагандируют словом и поведением, жизненным выбором.

Что же такое семейные ценности? По мнению психологов, занимающихся этим вопросом, это то, что важно для семьи, тот необходимый «цемент», который объединяет группу людей с похожим генетическим кодом в дружное сообщество; «это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение; чувства, благодаря которым семья становится крепкой; все то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности» [9]. Эксперты определяют семейные ценности как культивируемую в обществе совокупность представлений о семье, влияющую на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия (Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т.Ф. Велента [10]).

Поскольку «семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития – от родоплеменных форм общежития, когда человек в одиночку вообще не мог выжить, через большую семью, объединявшую под одной крышей несколько поколений, к нуклеарной семье», состоящей только из родителей и детей [11, с.138], то и семейные ценности постоянно изменялись и продолжают изменяться.

Какие бывают семейные ценности? Исследователи (Э.В. Енчинов, Д.А. Завгородний, А.Б. Федулова и др.) утверждают, что «семья как вечная ценность» включает сегодня в себя большое разнообразие конкретных семейных ценностей: грамотное распределение семейных обязанностей, дело, деньги, домашний очаг, здоровье, значимость родства, любовь, материальное благополучие, материнство, многодетность, общение, общность хозяйственных интересов, отношения родства, ответственность, отцовство, профессия, родительство, семейно-свадебная обрядность, супружество, традиционная моногамия, уважение и др.

По элементам связи внутри семьи выделяют три группы семейных ценностей:

1) ценности, связанные с супружеством (ценность брака, ценность равноправия супругов или ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, ценность отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов);

2) ценности, связанные с родительством (ценность детей, ценность многодетности или малодетности, ценность воспитания и социализации детей в семье, ценность особой роли отца, ценность особой роли матери);

3) ценности, связанные с родством (ценность наличия братьев и сестер, ценность общения с бабушками и дедушками, ценность отношений с родственниками, ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи – состоящей только из родителей и детей).

Семейных ценностей множество, и они весьма разнообразны. Эксперты утверждают, что сейчас для многих семей важно наличие свободы, личного пространства, порядка, предельной честности в отношениях, щедрости, комфорта [9]. Совершенно естественно, что родители прививают детям свои ценности с первых дней их появления через свой пример и убеждения.

Формами продвижения и пропаганды семейных ценностей в семейном воспитании считаются создание традиций совместного досуга, проведения праздников, регулярных походов и экскурсий, участия в спортивных соревнованиях, туристических походов, чтения и обсуждения книг, посещения театров и концертных залов. Большое влияние может оказать совместное составление генеалогического древа. Современные дети могут взять на себя технические стороны создания истории рода, а родители могут быть источником достоверной информации о родственниках.

Любая совместная работа семьи позволяет пережить удивительные мгновения открытий, создать опыт совместного творчества и испытать каждому члену семьи чувство принадлежности к большой семье, значимости и любви родных. Все это становится основой, базой уверенности и благополучного жизненного сценария. Поэтому родительский вклад в передачу семейных ценностей своим детям является ценнейшей долгосрочной работой.

Список литературы

1. Назарбаев Н.А. План нации – Путь к казахстанской мечте // Казахстанская правда, 6 января 2016.

2. Назарбаев Н.А. Поздравление казахстанцев с Днем семьи. Астана. 2014. // URL: https://kapital.kz/gosudarstvo/33246/prezidentpozdravil- kazahstancev-s-dnem-semi.html (дата обращения: 10.12.2018).

3. Аргынбаев Х.А. Семья и брак у казахов: Автореф. ... доктора ист. наук. – Алма-Ата, 1975. – 130 с.

4. Агаркова О.А. Концепт «семья» в казахской национальной культуре / О.А. Агаркова, А.В. Мезенцева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=19317 (дата обращения: 19.02.2018).

5. Кабакова М.П. Социально-психологическое исследование казахской семьи: проблема измерения / М.П. Кабакова // Ежегодная международная научно-практическая социологическая конференция «Продолжая Грушина» – Москва, 2012; // URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/ nauka/grusha_2012/tezisy/soc/kabakova.pdf (дата обращения: 1.11.2018).

6. Федулова А.Б. Семья и семейные ценности: Философско-аксиологический анализ: автореф. … канд. философских наук: 09.00.11 /А.Б. Федулова. – Архангельск, 2003. – 24 с.

7. Енчинов Э.В. Семейные ценности алтайцев: трансформация обычного права в современной культуре: дис. … канд. истор. наук: 24.00.01. – М., 2009. – 171 с.

8. Завгородний Д.А. Семейные ценности и ориентации российской молодежи в условиях демографического кризиса: факторы влияния и тенденции развития: автореф. … канд. социол. наук: 22.00.04 / Д.А. Завгородний. – Ростов- на-Дону, 2014.

9. Семейные ценности URL: https://womanadvice. ru/semeynye-cennosti (дата обращения: 11.12.2018).

10. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т.Ф. Велента – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.

11. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб.пособие. / Л.А. Григорович, Т.Д. Марциковская – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

 

Наши друзья


 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10