электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2012 г.

 

Образование как инструмент развития человеческих ресурсов

№ 7 (118) сентябрь 2012г.


От редакции.

«Модернизация» – ключевое слово, определяющее современный этап развития казахстанского общества. Пятого сентября Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил перед студентами на ежегодной интерактивной лекции «Казахстан на пути к обществу знаний» в «Назарбаев-университете». Он высказал свое представление о том, что необходимо сделать в образовании, экономике, политике и науке, чтобы продолжить успешное развитие страны. Президент заявил, что Казахстан движется к постиндустриальному миру, в котором главенствует формула «образование – наука – инновации». «Знания мы рассматриваем как экономический ресурс государства, фактор производства. Мы последовательно модернизируем национальную систему образования, приближая ее к международным стандартам», – подчеркнул Назарбаев. «Модернизация образования – главный вектор развития человеческого капитала» – тема августовских конференций этого года. Наталья Ивановна Бахмутова приняла участие в работе секции руководителей областных управлений образования на педагогическом форуме в Астане, а Гульназ Усеновна Сагимбаева руководила работой секции директоров школ на конференции педагогов Алматинской области. Предлагаем вашему вниманию их размышления по данной теме.

 

Менеджмент качества в образовании: международный опыт.


Н.И. БАХМУТОВА,
директор ОО «Ассоциация юных лидеров», региональный директор «Центра развития квалификаций», г. Алматы

 

Есть много проблем в образовании, о которых хочется поговорить не с точки зрения педагогики и психологии, а с позиции современных требований к выпускникам, специалистам в современном социально-экономическом пространстве.

Вот уже 18 лет я являюсь директором «Ассоциации юных лидеров» в Казахстане. Мы работаем со многими регионами, школами, вузами, государственными и негосударственными организациями и учреждениями, международными организациями и бизнесом. То, чему мы обучаем в интерактивном режиме, не дает ни одно учебное заведение в силу разных причин. Но мы не только учим, мы вырабатываем социальные компетенции, которые помогают найти свое место в жизни, быть полезным и востребованным.

Чему учим? Школьников и студентов На секции руководителей областных управлений образования. Астана, август 2012
– социализации, практическому менеджменту (лидерству, умению выступать и общаться, разрешать конфликты, работать над проектами). Школы – созданию эффективно действующего ученического самоуправления. Учителей
– интерактивным методикам обучения, новым формам воспитания и обучения, лидерству. Любой учитель – лидер в своем школьном коллективе, лидер среди учеников, учителей и родителей.

Кроме того, 15 лет я работаю в сфере бизнеса. Провожу тренинги по управлению. То, что я наработала, увидела, узнала, я принесла в систему образованию. «Шаг в сторону» был полезен для определения более глубоких проблем образования и видения перспектив развития и изменений. Работа в качестве регионального директора «Центра развития квалификаций» и участие в проектах Европейского Союза помогли изучить международные тенденции в развитии образования на современном этапе и опыт обучения в течение всей жизни. Так что представленные материалы будут основываться на практическом опыте и теоретических знаниях.

Разговор хотелось бы начать с качества образования, которое уже не устраивает никого из участников образовательного процесса, а точнее, с менеджмента качества в образовании. О нем мало говорят в силу разных причин – не разработанности данного вопроса, устоявшихся систем управления, незнания современных подходов и непонимания, как это можно применять в современной системе образовательного пространства Казахстана.

Что имеется в виду, когда говорят о менеджменте качества в образовании?

Менеджмент качества в образовании – это система управления всеми факторами, влияющими на результаты обучения, их координация и синергетика результатов.

Чтобы образование стало качественным, мы должны ответить на ряд очень важных вопросов:

Что есть результат образования – знания или способность к деятельности на основе знаний (компетентность)?

Что означает слово «качество» – соответствие заявленным целям или стандартам?

«Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы» ставит своей целью «Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики». Следовательно, Качество образования – способность выпускника осуществлять социальную или экономическую деятельность.

А в этой деятельности существуют свои риски и вызовы:
- Рост профессиональной мобильности. Необходимость изменения сферы деятельности не менее 6 раз в течение жизни.
- Вымывание людей с низким уровнем умений с рынка труда.
- Рост проблемных и социально не защищенных групп, социальное отчуждение.
- Необходимость обучения в течение всей жизни, приобретение новых знаний и компетенций, которые помогают включаться в активную деятельность в течение короткого времени.
- Глобализация.

Исследователи мировых тенденций определяют, что в условиях жесткой конкуренции в эпоху глобализации, в условиях жесткой интенсификации труда изменения в рабочей среде, в орудиях и инструментах труда происходят настолько стремительно, что сама система образования, будучи консервативной, не успевает за этими изменениями. Ни в одной стране мира образовательная система не успевает за рынком труда. Наиболее развитой и гибкой сегодня признана система образования в Сингапуре и Гонконге, в то время как даже в такой развитой стране, как Япония, образовательная система отстает от современных растущих требований рынка труда.

Каким должно быть образование в этих социально- экономических условиях?

Образовательное учреждение и в целом система образования являются производителем образовательных услуг, следовательно, они также должны в своей деятельности обеспечивать качество продукта для всех заинтересованных групп (в условиях образования – это и учащиеся, и родители, и сообщество, и бизнес, и государство).

Данный подход предполагает, что система образования, как инструмент по развитию человеческих ресурсов на всех ее уровнях, должна учитывать интересы всех групп, и это должно лечь в основу образовательных стандартов, форм мониторинга и системы оценивания результатов образования.

В «Национальном плане действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников» об этом говорится достаточно четко: «Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов».

Сегодня молодые люди в нашей республике получают обязательное базовое 9-летнее образование в возрасте 15 лет. Согласно международному праву, молодой человек в этом возрасте имеет право работать, он должен быть способен обеспечить себя материально. А на это способен только человек компетентный. Мы привыкли слово «компетентность» применять только к сфере профессиональной деятельности. Таковы наши исторические традиции, когда изменения в обществе происходили с периодичностью в 20 лет, и человек после пяти лет обучения мог применять свои знания еще в течение 10 – 15 лет.

В последнее время среднестатистические изменения происходят каждые два года, и даже несколько раз в течение одного года, и с такой же интенсивностью происходят изменения глобальные. А в таких сферах, как информационные, коммуникационные технологии, которые легли в основу всей экономической деятельности человека, изменения происходят каждый час, то есть время оказалось очень ограниченным. Но наша система образования продолжает давать давно устаревшие знания, которые в условиях современных коммуникационных, компьютерных технологий легко могут быть приобретены человеком индивидуально. Не надо на это тратить годы и десятилетия.

В условиях современности понятие «компетентность» переместилось из профессиональной сферы в общеобразовательную и социальную, в сферу жизнедеятельности человека. Практически все развитые страны мира это понятие используют применительно к человеку, способному адекватно реагировать на те вызовы и задачи, которые перед ним стоят.

Современное развитие общества и рынок труда требует от человека/работника в меньшей мере знаний, а в большей мере компетенций (доказанное умение применять знания и навыки в активной деятельности). Знания, благодаря информационному пространству, могут приобретаться за короткое время (за часы), в то время как компетенции формируются годами.

В ходе международных исследований основных жизненных навыков, способов их формирования и последующих дискуссий, проведенных Международной Организацией Труда (МОТ), Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), Организацией Объединенных Наций (ЮНДП, ЮНЕСКО), Европейским Союзом (ЕС), на первый план в развитии человеческих ресурсов вышла необходимость развития компетенций, наряду со знаниями и умениями.

В Евросоюзе общепризнанными являются три компонента качества образования – знание, умение и широкие компетенции. Под «широкими компетенциями» понимается способность человека к деятельности и ответственности за себя, за свою семью.

В Европе достаточно четко прописаны основные компетенции, которые человек должен приобретать в течение всей жизни:
1. Коммуникация на родном языке;
2. Коммуникация на иностранном языке;
3. Математические навыки и основные компетенции в науке и технологиях;
4. Информационно-коммуникационная грамотность;
5. Способность к обучению;
6. Социальные и гражданские компетенции;
7. Инициатива и предпринимательство;
8. Способность жить в культурном многообразии.

Цикл приобретения необходимых для рынка труда компетенций складывается из следующих шагов (этапов): рынок труда (работодатели) определяет спрос на необходимые знания и компетенции, затем разрабатываются профессиональные и образовательные стандарты, образовательные программы, проходит само обучение, а затем идет оценивание результатов, соответствия и присвоение квалификации, их подтверждение. Но это тема отдельной статьи.

Говоря о качестве образования, мы должны помнить и о важных факторах, помогающих или препятствующих ему. Итак, что же влияет на качество образования?
1. Цели и результаты образования (содержание образования – знания или компетентность?).
2. Уровень компетентности педагогов, работников образования, управленцев (как оценивать, относительно чего?).
3. Качество менеджмента учебного заведения (принятие решений, мотивация и оценка сотрудников, оценки качества их труда...).
4. Качество учебного процесса и форм учебной деятельности: насколько они эффективны, правильно ли используются.
5. Психологический климат, отношения между всеми участниками образовательного процесса.
6. Состояние материально-технической базы и уровень научно- информационной базы учебного процесса.

Сейчас многие образовательные учреждения не только в мире, но и в Казахстане стараются соответствовать известным международным Стандартам качества ISO. Среди них можно выделить несколько, подходящих для образовательных учреждений – ISO 29990 (2011) – требования к качеству, признаваемому работодателями, прозрачному и сопоставимому, ISO 9001 – международные стандарты качества сервисного сектора и ISO 29990, более доступные для образовательных организаций, – предоставление услуг для образования и обучения.

Основные требования к поставщикам услуг. Стандарт акцентирует внимание на учащихся, результатах представление, предоставлении услуги и опыте обучения провайдера.

Чтобы определить, является ли образование качественным, в Европе разработаны Стандарты качества образовательного учреждения, которые оцениваются с помощью следующей информации:
- Информация об Учебном заведении: история, предшествующее развитие, ситуация на сегодняшний день, видение будущего.
- Миссия.
- Принципы и политика управления.
- Политика качества (как мы совершенствуемся).
- Информация о ресурсе: Кто работает в нашем учреждении (Профили преподавателей)? Кто заботится о безопасности работы? Кто ответственный директор (забота об инфраструктуре, контакте с партнерами)?
- Процессы управления образовательным учреждением: продвижение, система мониторинга и оценки качества управления, процессы взаимодействия (например, со школьниками\ студентами, с родительским советом, сотрудничество с общественностью, бизнесом); мониторинг и оценка эффективности программ и их обновление.
- Система управления качеством образовательного процесса: Как мы измеряем результаты (обучения, обратной с вязи с учителями, обратной с вязи с обучающимися, с программами, с курсами…)? Как мы анализируем обратную связь? Как мы развиваемся с этой обратной связью?
- Доступность и прозрачность информации: индикаторы оценки результатов, диаграммы образовательного учреждения, других важных документов.

Сбор информации предусматривает охват различных целевых аудиторий:
- Молодежные лидеры.
- Преподаватели и работники образовательного учреждения.
- Студенты-школьники.
- Выпускники.
- Провайдеры профессионального образования.
- Работодатели.
- Государственные органы.
- Общественность (через различные формы доступа к информации: сеть, листовки, сайты, форумы…).

Усложняет ли работа над менеджментом качества в образовании жизнь и деятельность образовательного учреждения? Нет! Она упрощает деятельность, структурирует ее, делает прозрачной и ясной для всех участников этого процесса. Только начинать ее надо с ответа на вопросы, поставленные в этой статье:

Что должно быть результатом образования, его продуктом?

Что означает слово «качество» в образовании?

Что влияет на качество образования?

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10