электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2012 г.

 

Власть как регулятор управленческой деятельности.
Руководство и лидерство.

№ 7 (118) сентябрь 2012г.


Г.У. САГИМБАЕВА,
заместитель директора по УМР института повышения квалификации педагогических работников по Алматинской области

 

Основное условие эффективной работы организации – высокая мотивированность исполнителей, обеспечение которой является главной функцией управления. Но только одного этого недостаточно для стабильного и эффективного функционирования организаций. Возникает необходимость в таком регуляторе управленческой деятельности, который имел бы характер принуждения, а не побуждения. Управленческая деятельность без этого невозможна.

Основа всех управленческих воздействий «сверху» – власть, взаимодействующая с мотивированием деятельности исполнителей. Понятие «власть» связано с понятиями «руководство» и «лидерство», с их типами и отношениями между ними.

Формальные и неформальные организации. Руководство и лидерство

Все организации и группы можно разделить на два основных типа – формальные и неформальные. Формальная организация – общность людей, объединенных для достижения какой-либо цели, устанавливаемая институционально. Неформальная организация образуется в результате спонтанной активности людей, которые вступают в регулярные взаимодействия между собой.

Как формальные, так и неформальные группы должны быть как-то организованы. Наиболее простой способ такой организации – выделение среди членов группы человека, на которого возлагают функции по ее координации. Для формальной группы характерно наличие официального лидера – руководителя, для неформальной группы – наличие неофициального лидера. Уяснение сходства и различия формального и неформального лидерства необходимо для понимания сути управленческой деятельности.

Формальные группы могут трансформироваться в неформальные и наоборот – это разделение не является абсолютным. Группы, различаясь по механизмам возникновения, имеют важные общие черты: наличие структуры, «ведущего» и «ведомых» членов , общие социально - психологические феномены. И те, и другие организации дифференцируются на подгруппы. Очень важно то, что формальная организация совсем не исключает, а, наоборот, предполагает внутри себя наличие неформальных групп. Таким образом, в структуре организаций (особенно крупных) тесно взаимодействуют формальные и неформальные способы их структурирования. Такое взаимодействие внутри организаций является одной из главных проблем управления (ее рассмотрим ниже). Здесь же отметим основное: существование двух типов организации групп
– причина двух разных способов управления ими и двух типов лидерства. Они вступают в сложные отношения – сочетаются, расходятся, взаимодействуют. Понятие «лидерство» характерно для психологических отношений в группе «по вертикали» (доминирование-подчинение). В русском языке для обозначения формального лидерства употребляется понятие «руководство», а для обозначения неформального – просто понятие «лидерство».

По-английски термин leadership означает буквально «лидерство», но предполагает синонимичное использование для обозначения и лидерства, и руководства. Понятие «Organizational leadership» более соответствует термин у «руководитель», организационный лидер. Так, Б. Д. Парыгин выделил ряд различий лидерства и руководства, которые в последующем «официально» закрепились в советской науке. Общий смысл этих различий заключается в следующем:
1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, то есть оно связано со всей системой общественных отношений;
3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, напротив, он направлен на цель и осуществляется под контролем различных элементов социальной структуры;
4) явление лидерства менее стабильно, вы- движение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;
5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как ли- дер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Лидерство – преимущественно психологическая характеристика поведения членов группы или организации, а руководство – социальна я характеристика отношений в группе с точки зрения распределения ролей подчинения и управления. Руководитель и лидер обладают качественно различными формами и степенью воздействия на членов группы. Эти различия влияют на конкретное осуществление ими деятельности управления, на то, как они реализуют свою позицию ведущего. Лидер оказывает влияние на группу и ее членов, направляя их на достижение каких-либо целей; влияние реализуется через феномен авторитета. Руководитель наряду с влиянием и авторитетом (или помимо них) обладает властью, статусом, что является уже не «способностью влиять», а обязанностью оказывать влияние. Все эти понятия разделяются на две группы, дифференцирующие понятия «лидерство» и «руководство».

Особенно значимо для психологической характеристики управленческой деятельности раскрытие особенностей властных отношений руководителя и подчиненных. В настоящее время большинство исследователей разделяют представление о том, что все функ- ции руководителя в своей основе опираются на искусство лидерства и их успешное выполнение зависит от овладения руководителем методами и навыками лидерства. При этом если руководство рассматривать как процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой (в случаях, если руководитель избирается), то лидерство в организации с позиции социальной психологии можно представить следующим образом.

Лидерство – процесс психологического влияния лидера на последователей, осуществляемого им на основе преимущественного использования неформальных источников власти и направленного на решение организационных задач и оптимизацию внутригруппового взаимодействия.

Подобное разделение достаточно условно, так как на практике во многих случаях реальное лидерское поведение бывает неотделимо от руководящей позиции, которую занимает лидер, управляя группой, мобилизуя и направляя ее на выполнение общегрупповой задачи. В то же время и руководитель оказывает существенное психологическое влияние и на группу в целом, и на ее членов в отдельности. Однако такое разделение полезно для лучшего понимания сущности и природы лидерства. В рамках этого понимания деятельность руководителя с точки зрения взаимодействия предстает как взаимодополняющее использование в общении с подчиненными разных ролей. В одних ситуациях он может выступать в роли руководителя, совершая акт руководства и используя формальную должностную власть, а других – в роли организационного лидера, совершая акт лидерства, используя при этом неформальное, личностное влияние.

Иными словами, лидерство – это одна из ролей, которую руководитель может освоить в практической деятельности. Соответственно, у руководителя есть выбор: использовать эту роль или отвергнуть ее по той или иной причине. То есть руководитель может быть лидером, а может и не быть им. В случае объединения в одном лице этих двух ролей руководитель получает дополни- тельные возможности влиять на процессы само- организации коллектива, сближать личностные и групповые потребности, а также более полно отражать интересы коллектива во внешних ин- станциях.

В то же время необходимо понимать, что лидерство служит дополнением к руководству (менеджменту), а не заменяет его. Сильный лидер, но слабый руководитель – ничуть не лучше, а возможно, и хуже, чем наоборот. Действительно, это нелегкая задача – сочетать умелое лидерство с грамотным руководством и использовать их как две взаимодополняющие силы.

P.S.

В рамках секции был проведен тренинг «Секреты лидерского поведения» (бизнес-тренер – Ирина Георгиевна Смирнова) Цели тренинга – формирование и развитие у участников представления о сущности эффективного менеджмента и реализации основных функций управленческой деятельности; обучение базовой технике личной и командной эффективности, взаимодействия в составе команды; осознание особенностей своего поведения в конфликтной ситуации; приобретение навыков управления собственным эмоциональным состоянием.

В ходе тренинга использовались различные способы и методы активизации мышления участников тренинга – активные командные упражнения, интерактивные мини-лекции, подвижные разминки, разбор реальных ситуаций, связанных с процессом управления школой. Основной акцент в процессе обучения делался на отработку необходимых навыков, моделей поведения или способов мышления. Теория давалась в минимальном объеме и служила только для того, чтобы новые модели поведения и технологии применялись в дальнейшем осознанно и корректно.

Вот мнение участников секции – директоров школ Алматинской области.

Л.И. Котова, директор СШ имени Лермонтова, с.Кызылжар Каратальского района Алматинской области

Когда-то некий мудрец говорил: искусство управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств. Истина эта справедлива во все времена, но особенно актуальна сейчас, так как негативные явления в образовании самым непосредственным образом связаны с серьезными изъянами в управлении и, прежде всего, в работе с кадрами. Мне было вдвойне интересно участвовать в работе этой секции, так как вопросы управления качеством образования посредством менеджмента интересовали давно. Уже с первых минут руководители секции увлекли нас в теорию и практику менеджмента. Все участники секции приняли непосредственное участие в работе над моделированием форм деятельности в целях повышения личной эффективности, в формировании и развитии навыков управления собственным психологическим состоянием, выполняли релаксационные упражнения.

Участие в работе секции по использованию технологии менеджмента в образовательном процессе показало новые возможности в управлении, руководстве и контроле, дало четкое представление о принципах построении межличностных отношений и сотрудничестве, а также помогло определить приоритеты в образовательной деятельности для успешности и результативности работы школы.

Рабочий момент тренингаР.Н. Ибраимова, директор школы Каракемер Аксуского района Алматинской области

Основная тенденция развития образования в современном мире связана с возрастанием значимости человеческого капитала, и основным национальным богатством в современном мире названы человеческие ресурсы. По исследованиям Всемирного банка развития в США, 76% национального богатства составляет человеческий капитал. 19% – производственные факторы, 5% – природные богатства. В Западной Европе – 74% человеческий капитал, 23% – производственные факторы, 3% –природные богатства, в Российской Федерации – 58% человеческий капитал, 10% – производственные факторы, 40% – природные богатства, а в Казахстане 60% национального богатства составляют природные ресурсы. Нам остается только констатировать, что развитие человеческого потенциала является актуальным, требующим принятия немедленных решений.

Да, каждый руководитель школы в ежедневной работе, действительно, сталкивается с проблемами, со стрессовыми ситуациями. Но мы не всегда обращаем внимание на способы борьбы со стрессами, на решение конфликтных ситуаций. А ведь решение этих проблем помогает создать в коллективе благоприятный психологический климат, атмосферу сотрудничества, эффективно управлять школой. Тренинг привил навыки эффективного лидерского поведения, управления школой, научил предотвращать конфликты, находить пути их решения и проявлять стрессоустойчивость.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10