электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2012 г.

OECD Multilingval Summaries Education at a Glance 2012
Summari in Russian


Взгляд на образование 2012
Резюме на русском языке

№ 8(119) октябрь 2012г.


- «Взгляд на образование: показатели ОЭСР» является авторитетным источником точной и важной информации о положении дел в области образо- вания во всем мире. В нем приводятся данные о структуре, финансировании и результатах систем образования в 34 странах членах ОЭСР, а также ряде стран Большой двадцатки, не являющихся членами.
- Располагая более 140 диаграммами, 230 таблицами и 100000 цифрами, «Взгляд на образование» предоставляет ключевую информацию о работе образовательных институтов, влиянии обучения в странах, финансовых и человеческих ресурсах, вкладываемых в образование, доступе, участии в прогрессе в образовании и среде обучения и организации школ.

 

Итоги глобальной рецессии и перспективы на будущее

В последнее время мировые образовательные и экономические сферы претерпевают быстрые изменения, в основном, под действием двух ключевых преобразований. Первым из них является продолжающееся развитие экономики знаний, создавшее новые мощные стимулы, способствующие приобретению людьми навыков при помощи образования, а также содействующие тому, чтобы страны помогали им в этом. Второе, тесно связанное с первым, преобразование – это бурный рост высшего образования в мире, открывающий новые возможности для миллионов людей и приводящий к существенному расширению глобального набора талантливых, высоко образованных людей.

В выпуске «Взгляд на образование 2012» эти две сферы рассматриваются в свете другого важного изменения – глобальной рецессии в 2009 г. и 2010 г. Как показывает наш анализ, ни одна группа или страна, какой бы высоко образованной она ни была, не застрахована от последствий всемирного экономического спада. В то же время отмечается и отличная устойчивость экономических преимуществ более высокого уровня образования, как и его преимуществ для рынка труда, даже в условиях оскудения бюджета.

Экономические преимущества образования

На самом базовом уровне очевидно, что более высокий уровень образования помог людям избежать безработицы и сохранить занятость в ходе рецессии. Например, в период с начала экономического спада в 2008 г. по 2010 г. общий процент безработицы людей без полного среднего образования в странах ОЭСР резко вырос с весьма высокой отметки в 8,8% до 12,5%, а общий процент безработицы людей с полным средним образованием увеличился с 4,9% до 7,6%, в среднем. В отличие от этого, уровень безработицы людей с высшим образованием оставался гораздо ниже, увеличившись с 3,3% до 4,7% за тот же период. Во всех странах ОЭСР, взятых вместе, уровень безработицы мужчин с высшим образованием в 2010 г. был примерно на одну треть ниже, чем мужчин с полным средним образованием, а среди женщин уровень безработицы женщин с высшим образованием был ниже на две пятых (Показатель А7).

Кроме того, расхождение в заработке между людьми с высшим образованием и теми, кто получил более низкий уровень образования, оставалось не только существенным в процессе глобальной рецессии, но даже усугубилось. В 2008 г., в среднем, в странах ОЭСР мужчина с высшим образованием мог рассчитывать на заработок на 58% выше, чем мужчина с образованием не выше полного среднего. К 2010 г. эта разница увеличилась до 67%. Тем же образом в 2008 г. заработок женщин с высшим образованием был, в среднем, выше на 54%, чем заработок женщин с полным средним образованием. К 2010 г. эта разница выросла до 59% (Показатель А8).

Эти цифры говорят о том, что, хотя экономический спад и влияет на всех, а в особенности на людей с более низким уровнем образования, последствия более масштабных преобразований в глобальных образовательных и экономических сферах оказывают еще большее влияние. За последнее десятилетие в странах ОЭСР процент взрослых, получивших высшее образование, вырос с 22% в 2000 г. до 31 % в 2010 г. (Показатель А1). Но, несмотря на быстрый рост предложения хорошо образованной рабочей силы, а также неустойчивость рыночных условий, начиная с 2008 г., большинство людей с высшим образованием продолжа ли пользоваться экономическими преимуществами. Это свидетельствует о том, что, в общем, спрос на высококвалифицированных работников для удовлетворения потребностей экономики знаний в странах ОЭСР продолжал расти даже в период глобальной рецессии.

Пока общества будут нуждаться в более высокой квалификации, преимущества высшего образования наверняка будут оставаться непоколебимыми не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Например, по оценкам «Взгляда на образование 2012», долгосрочная личная экономическая выгода от получения высшего образования в сравнении с полным средним в рамках исходного образования, за вычетом необходимых затрат, составляет чуть более 160 000 USD для мужчины и почти 110 000 USD для женщины, в среднем, по 28 странам ОЭСР (Показатель А9).

Налогоплательщики также получают весомую отдачу от государственных капиталовложений, используемых для того, чтобы помочь людям продолжить обучение на уровне высшего образования. В среднем, страны ОЭСР получают чистую прибыль порядка 100 000 USD в виде увеличения налоговых поступлений и других накоплений на каждого мужчину, которого они поддерживают на высшей ступени образования – что почти в три раза больше, чем сумма государственных инвестиций. Касательно женщин, чистая окупаемость государственных инвестиций примерно в два раза выше суммы государственных капиталовложений (Показатель А9). Конечно, государственные и частные преимущества образования носят не только экономический характер. «Взгляд на образование 2012» указывает на то, что прослеживается связь между более высоким уровнем образования и большей продолжительностью жизни, более активным участием в голосовании на выборах и большей поддержкой предоставления равных прав национальным меньшинствам (Показатель 11).

Действительно, тот факт, что инвестиции в образование приносят значительные преимущества как отдельным людям, так и обществам, помогает объяснить один из самых заметных выводов «Взгляда на образование 2012»: весьма заметный рост государственных и частных инвестиций в образование во многих странах ОЭСР в течение 2009 года – года, на который пришелся экономический спад. В период с 2008 г. по 2009 г. расходы правительств, предприятий и индивидуальных учащихся и их семей по всем уровням образования вместе взятым выросли в 24 из 31 странах ОЭСР, по которым имеются данные. Это произошло даже при том, что национальное богатство, измеряемое при помощи ВВП, уменьшилось в 26 из этих стран (Показатель В2). Таким же образом затраты на одного учащегося в начальном, среднем учебном заведении и учебном заведении, дающем образование после среднего, выросли на 15 процентных пунктов, в среднем, в странах ОЭСР в период с 2005 г. по 2009 г. Тем временем, затраты на одного студента в вузах выросли, в среднем, на 9 процентных пунктов за тот же период (Показатель В1).

Самая большая часть расходов на образование, а следовательно, расходов на одного учащегося, приходится, как правило, на оплату труда преподавателей. Среди стран, по которым доступны данные, затраты на заработную плату преподавателей в расчете на одного учащегося выросли, в среднем, на одну треть на начальном уровне образования и на одну четверть на нижней ступени среднего уровня образования в период с 2000 г. по 2010 г. На рост затрат на заработную плату преподавателей в расчете на одного учащегося за период с 2000 г. по 2010 г. повлияли, в основном, изменения двух факторов: окладов преподавателей и предполагаемого количества учеников в классе. С 2000 г. по 2010 г. в странах, по которым имеются данные за оба года, заработная плата преподавателей выросла, в среднем, примерно, на 16% на начальном уровне образования и на 14% на нижней ступени среднего уровня образования, а предполагаемое количество учащихся в классе снизилось, в среднем, на 14% на начальном уровне образования и на 7% на нижней ступени среднего уровня образования (Показатель В7).

«Взгляд на образование 2012» также приводит доказательства старения преподавательских кадров. В период с 1998 г. по 2010 г. доля учителей средних школ в возрасте 50 лет и старше выросла с 28,8% до 34,2%, в среднем, в странах с сопоставимыми данными (Показатель D5). В странах, которые столкнутся с выходом большого числа преподавателей на пенсию при стагнации или росте количества детей школьного возраста, правительствам придется привлекать больше людей к учительскому призванию, расширять программы подготовки педагогов и, в случае необходимости, предоставлять альтернативные маршруты к сертификации трудящихся других специальностей, желающих сменить профессию в середине карьеры.

Изменения в рядах участников образовательного процесса

Страны должны разумно выбирать, на что выделять ограниченные ресурсы, в особенности в условиях строгой экономии бюджета. «Взгляд на образование 2012» обращает внимание на несколько областей, в которых страны добились заметного прогресса, а также выявляет другие области, которые заслуживают пристального внимания на будущее. Например, как подробно описано в нашем самом первом показателе по уходу за детьми младшего возраста и их воспитанию (Показатель С2), – страны семимильными шагами продвигаются к распространению школьного обучения на самых маленьких учеников, в последние годы этот вопрос занимает видное место в образовательной повестке дня. В среднем, в странах ОЭСР с данными за оба года участие в воспитательных программах детей младшего возраста выросло с отметки в 64% в 2005 г. до отметки в 69% в 2010 г., когда речь идет о детях 3-х-летнего возраста, и с 77% в 2005 г. до 81% в 2010 г., когда речь идет о детях 4-х-летнего возраста. Более трех четвертых 4-х-летних детей в странах ОЭСР участвуют в образовательном процессе для детей младшего возраста, при этом в большинстве стран ОЭСР образование большинства детей начинается задолго до того, как им исполнится 5 лет. Так как образование детей младшего возраста приводит к лучшим результатам в последующей учебе в школе, эти преобразования можно расценивать как положительные для будущего, в котором строительство навыков молодежи будет еще важнее, чем раньше.

В странах ОЭСР также постоянно растет участие женщин в высшем образовании. Например, доля женщин, которые наверняка войдут в университетскую программу обучения на одном из этапов своей жизни, выросла с 60% в 2005 г. до 69% в 2010 г., в среднем по странам ОЭСР, в то время как доля мужчин за тот же период выросла с 48% до 55% (Показатель СЗ). Кроме того, в среднем по странам ОЭСР, 59% среди общего числа получивших университетский диплом первой ступени (бакалавр) – женщины (Показатель A3). Несмотря на то, что многое еще предстоит сделать для увеличения участия женщин в таких направлениях обучения, как инженерное дело, промышленное производство и информатика, а также для увеличения их доли в рядах выпускников вузов, получивших диплом более высокой степени, чем степень бакалавра, – достигнутые на этом поприще результаты обнадеживают (Показатель А4).

Кроме того, количество иностранных студентов, учащихся в высших учебных заведениях в странах ОЭСР, удвоилось с 2000 г. В абсолютном выражении, больше всего иностранных студентов приезжают из Китая, Индии и Кореи. Около 77% иностранных студентов учатся в стране-члене ОЭСР. Международные студенты составляют не менее 10% учащихся в высших учебных заведениях Австралии, Австрии, Люксембурга, Новой Зеландии, Швейцарии и Со- единенного Королевства. Их число также составляет более 20% в программах перспективных исследований в Австралии, Австрии, Канаде, Дании, Ирландии, Люксембурге, Новой Зеландии, Швеции, Швейцарии, Соединенном Королевстве и США (Показатель С4).

Однако, задача достижения справедливости и улучшении возможностей для всех учащихся в системе образования, независимо от их происхождения, остается актуальной в странах ОЭСР. Например, «Взгляд на образование 2012» делает вывод о том, что умение читать у учеников из семей иммигрантов может серьезно пострадать от того, что они будут ходить в школу с большим количеством учеников из семей с низким уровнем образования (Показатель А5).

Таким же образом политикам, принимающим решения, следовало бы учесть, что число 15-29-летних, не являющихся ни трудоустроенными, ни учащимися, – так называемая категория нигде не учащихся и не работающих – резко выросло до 16% в странах ОЭСР в 2010 г. после снижения на протяжении нескольких лет (Показатель С5). Несмотря на то, что на размеры этой категории могут влиять несколько факторов, велика вероятность того, что данное увеличение стало отражением тех трудностей, с которыми молодежь столкнулась в результате глобального экономического спада. Данные «Перспектив занятости ОЭСР 2012» показывают, что безработица среди молодежи достигла тревожного уровня в ряде стран ОЭСР, что подчеркивает необходимость того, чтобы страны рассмотрели меры, которые могли бы продуктивно задействовать людей из этой столь важной возрастной группы, как например, профессионально-техническое образование и обучающие программы, а также возможности для неформального образования и обучения.

Также в эпоху, когда наличие диплома о высшем образовании становится все нужнее для плавного перехода к трудовым отношениям, многим странам ОЭСР следует приложить больше усилий для улучшения доступа к высшему образованию молодежи из неблагополучных слоев населения. «Взгляд на образование 2012» указывает на наличие существенной разницы в возможностях обучения на уровне высшего образования в зависимости от уровня образования родителей этой молодежи. В среднем по странам ОЭСР, молодежь из семей с низким уровнем образования имеет менее половины шансов попасть на высшую ступень образования, в сравнении с процентным содержанием таких семей среди населения. Тем временем, молодой человек, у которого хотя бы один родитель получил высшее образование, имеет почти в два раза больше шансов пойти на высшую ступень образования в сравнении с процентным содержанием таких семей среди населения (Показатель А6).

Наконец, так как изменения в мировой экономике влияют как на страны, так и на отдельных людей, страны должны уделять внимание поиску оптимального равновесия между оказанием надлежащей государственной поддержки образованию и требованием к студентам и их семьям оплатить некоторые расходы. Как показывают приведенные выше данные о затратах, учащимся и их семьям приходится оплачивать все большую долю расходов на образование во многих странах ОЭСР (Показатель ВЗ). Несмотря на определенную благоразумность такого общего подхода, связанную с тем, что эти люди получат многочисленные преимущества от образования, это может также привести к тому, что отдельные люди столкнутся с существенным финансовыми преградами на пути получения дальнейшего образования – с такой ситуацией уже сейчас сталкиваются люди, стремящиеся получить высшее образование в некоторых странах ОЭСР (Показатель В5). Эти преграды могут, в свою очередь, помешать странам достичь поставленных целей по повышению уровня образования своего населения.

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10