электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2012 г.

 

«О ходе исполнения Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы»

№ 8(119) октябрь 2012г.


Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на заседании Правительства РК г. Астана, 11 сентября 2012 года

 

Уважаемый Карим Кажимканович!
   Уважаемые члены Правительства!

Принятие Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы находится в ряду самых важных механизмов реализации системных инициатив Главы государства по модернизации образования. Они сформулированы в Посланиях, Госпрограмме развития образования, статье «20 шагов к Обществу всеобщего труда», недавней интерактивной лекции и других документах и выступлениях Президента страны.
  Они уже привели к весьма значимому продвижению.
  Один из ярких показателей – результаты рейтинга конкурентоспособности стран мира, недавно опубликованные Всемирным экономическим форумом (ВЭФ).
  В нем Казахстан поднялся сразу на 21 место вверх – такого роста за один год нет больше ни у какой другой страны.
  При этом сфера образования и науки внесла весомый вклад: по большинству относящихся к ней индикаторов – по 11 из 14 – показан хороший рост.
  Особенно он виден по таким позициям, как «Сотрудничество университетов и бизнеса» – продвижение на 29 мест вверх, «Повышение квалификации персонала» – на 24 места, «Прозрачность решений» – на 21 место, «Качество системы образования» – на 11 мест и т.д.
  Думаю, это очень важный результат огромного внимания Главы государства к данной сфере и системной модернизации, которую мы ведем по его поручениям.
  И Национальный план действий занимает одно из главных мест в этом процессе. Он определяет не только конкретную цель – использование знаний на практике, но и является одной из основ коренной смены парадигмы среднего образования.
  Это «тройной прыжок» от традиционной модели школы к рациональной и затем к самой современной – феноменальной модели, основанной на роли личности ребенка и являющейся сегодня ведущим мировым трендом.
  В Национальном плане можно укрупненно выделить 4 базовых механизма развития функциональной грамотности. По ним мы уже начали активную работу.

  Первый механизм – коренное обновление методологии и содержания обучения.

Эти задачи широко обсуждены на региональных и республиканской августовских конференциях с участием 20 тысяч педагогических работников.
  К реализации и пропаганде Плана привлечены СМИ и НПО.
  На данной основе и с учетом мирового опыта мы уже приступили к формированию нового Государственного общеобязательного стандарта образования.
 В обновлении содержания образования мы уже существенно продвинулись по целому ряду направлений. Это – подготовка и повышение квалификации педагогов, внедрение E-learning и новых технологий обучения и т.д.
  А вот целостный анализ всех учебников по- казал, что даже новые из них написаны фактически по прежней методологии, и их поэтапно надо менять с учетом развития функциональной грамотности.
  Это очень большая работа.
  Нам предстоит по-новому подготовить авторов, методистов, издательства, систему экспертизы и апробации. И на этой основе организовать разработку учебников совершенно нового формата, обеспечивающих личностно-ориентированную методологию обучения. Для этого мы приступили к разработке проекта «Развивающие учебники».
  Также начато системное внедрение новых педагогических технологий, ориентированных на функционально-компетентностный подход и развитие субъектной роли школьников и учителей.
  Важное значение здесь имеет трансляция опыта Назарбаев интеллектуальных школ. В первую очередь она пойдет в 35 пилотных школах, будут внедряться учебные программы, планы и методики, разработанные совместно с Университетом Кембридж. Этим мы заложим совершенно новые основы методологии и содержания будущего 12-летнего обучения.

Второй механизм – модернизация системы оценки результатов обучения.

Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». Внедрение такой системы мы базируем на детальном анализе мирового опыта. Сейчас у нас, по сути, нет четкого определения, за что надо ставить оценки «5», «4» или «3», а критериальная система такие определения даст по каждому уровню. Поэтому мы начали создание системы разноуровневых контрольных заданий по всем дисциплинам для всех классов школы.
  Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учеников. Они будут про- водиться как национальными, так и международными системами оценки. Из национальных систем – это ВОУД и ЕНТ. В ближайшие годы у нас пройдут и международные исследования – PISA, TIMSS и PIRLS. Это будут ответственные этапы, и к ним мы основательно готовимся.

Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире, – активное участие родителей в образовании и воспитании детей.

Для этого мы начали разработку новой методологии, развернем систему семинаров и тренингов для родителей. К этой работе активно привлечены НПО и другие секторы гражданского общества.
  Недавно мы создали при Министерстве Совет по связям с общественностью в области образова- ния. В него вошли депутаты Парламента, видные ученые и общественные деятели, представители бизнеса, НПО, СМИ. На обсуждение Совета вы- носим самые ответственные вопросы, в том числе по функциональной грамотности.
  Надеемся, что и на региональном уровне будут созданы аналогичные советы, возможно, при акимах областей. Это позволит выстроить новую систему взаимодействия сферы образования с обществом.

Четвертый механизм функциональной грамотности – развитие дополнительного образования.

Нацпланом предусмотрены коренные изменения в работе дворцов, домов школьников, музыкальных школ, станций юных техников и натуралистов и т.д. Впервые в истории Казахстана будет обновлена их материально-техническая база (МТБ). Будут внедрены новые технологии и инновационные формы: детские интерактивные парки (наукограды), технопарки, музеи, научные кружки и т.д. Уже начато издание детских познавательных журналов. Все это будет способствовать профессиональному самоопределению личности и формированию у учащихся потребности в творческой деятельности.
  Здесь очень важна поддержка на областном уровне. Ведь пока у нас охват дополнительным образованием всего 21%, а к 2016 году нужно выйти на 50%-ный охват. Для этого в регионах предстоит разработать детальные предложения и планы по повышению охвата учащихся дополнительным образованием.
  В целом, План до 2016 года включает 37 мероприятий. Из них 11 начинаются в 2012 году. По постановлению Правительства общий объем финансирования мероприятий Национального плана на эти годы из государственного бюджета составляет 24,6 млрд. тенге, в том числе из республиканского – 22,7 млрд. тенге.
  Реализация Национального плана обеспечит основы для формирования у учащихся функциональной грамотности. Это даст рост интереса к творчеству и инновациям, новую мотивацию к овладению знаниями и к трудовой деятельности, что особо подчеркивает Президент страны. Тем самым будет сформирована одна из основ новой феноменальной модели школы, соответствующей мировым трендам в образовании.
  Спасибо за внимание.

Источник: http://www.edu.gov.kz/ru/press_ sluzhba/vystuplenija_ministra/. Дата обращения 08.10.12 г.

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10