электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2012 г.

 

Современный учебник: новые направления развития

№ 9(120) ноябрь 2012г.


С.Д. МУКАНОВА , директор филиала АО НЦПК «Өрлеу», «Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области», д.п.н., доцент, г. Караганда

 

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, являясь организационной основой политики в сфере отечественного образования, определяет изменения в целях, содержании и технологиях образования и воспитания, структуре школы, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности, в финансовых механизмах развития уровней школьного образования в модели 12-летнего образования (1).

Как отмечено в выступлении Министра образования и науки Республики Казахстан Жумагулова Б.Т. на заседании Правительства Республики Казахстан 11 сентября 2012 года при рассмотрении Национального плана развития функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, предстоит сделать «тройной прыжок» от традиционной модели школы к рациональной и затем к самой современной – феноменальной модели, основанной на роли личности ребенка и являющейся сегодня ведущим мировым трендом (2).

В модели 12-летней школы, ориентированной на компетентностные результаты, главное внимание уделяется деятельности самого ученика, его внутреннему образовательному приращению и развитию. 12-летняя школа будет выстроена на принципах и подходах личностно-ориентированного образования.

Социальная функция личностно-ориентированного образования, его педа гогическая интерпретация найдут отражение в системе учебных материалов – в учебных программах, учебниках, средствах обучения.

С первых лет становления независимого Казахстана учебник оставался объектом пристального внимания политиков, ученых, организаторов образования, практиков, общества в целом, так как учебник является моделью национальных ценностей и приоритетов в развитии общества.

Прошло 15 лет с момента принятия Государственной целевой программы подготовки и издания учебников и учебно-методических комплексов (1996) для общеобразовательных школ Республики Казахстан. Реализация Программы позволила подготовить и внедрить в школы республики уникальные отечественные учебники и УМК 11-летней школы, разработанные в парадигме гуманитарного, классического образования, в котором содержание образования рассматривается как система знаний, умений и навыков.

Вместе с тем, соизмеряя содержание учебников с теоретическими позициями развития концепций содержания образования, можно утверждать, что учебная литература первого поколения успешно реализовала методологию образования на принципах знаниевого подхода, энциклопедичности, но сегодня, на новом витке развития казахстанского школьного образования нужен качественно иной учебник, иного формата (рис.1, см. стр. 4).

В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». Главой государства актуализирована необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников (3).

Национальный план развития функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы одним из результатов образования рассматривает функциональную грамотность учащихся. Подфункциональной грамотностью школьников понимается результат овладения учащимися системой ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации (4).

А это, в свою очередь, будет способствовать формированию успешной личности. В соответствии с новыми приоритетами содержания учебника 12-летней школы предстоит разработка и реализация комплекса взаимосвязанных инновационных стратегий, отражающих содержание работ в Казахстане по развитию и формированию системы подготовки учебников.

Инновационное развитие в этой области образования требует значительных ресурсов: человеческих, материальных, технических, информационных, финансовых. С этой целью предполагается разработка и реализация проекта «Развивающий учебник».

Изначально слово «проект» (от латинского projectus – брошенный вперед) трактовалось как образ будущего результата, представленный в форме знаковой модели или уменьшенной натуральной копии будущего объекта. Сегодня значение термина «проект» понимается шире и включает в себя, помимо образа желаемого результата, и саму деятельность по его получению, все стадии от зарождения идеи до ее воплощения в действительность.

Исследователи указывают на следующие характеристики проекта:
- имеет единичный жизненный цикл с фиксированными временными рамками начала и окончания;
- ориентирован на достижение четко определенной конечной цели;
- продукт по-своему уникален, у него могут быть прототипы, аналоги, но вместе с тем обладает какими-то только ему присущими особенностями;
- имеет более высокую неопреленность в части своего исхода, поскольку прошлый опыт не может служить надежной основой для прогнозирования его последствий (5, с.4).

Под проектом «Развивающий учебник» мы понимаем комплексное, не повторяющееся мероприятие, предполагающее внедрение инноваций, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам. Проект «Развивающий учебник» должен быть направлен на получение уникального, но в то же время определенного результата – современного учебника.

С учетом определения, реализация проекта «Развивающий учебник» направлена на
- вовлечение в проблему поиска путей совершенствования отечественных учебников и учебно-методических комплексов большего количества профессиональных, общественных субъектов, в том числе зарубежных;
- определение основных стратегических на- правлений разработки развивающих учебников и учебно-методических комплексов для 12-летней школы;
- определение содержания работ сформулированных направлений разработки развивающих учебников и учебно-методических комплексов с учетом их целевого назначения.

Нам видятся следующие направления проекта «Развивающий учебник», как ориентиры совершенствования системы разработки учебников и учебно-методических комплексов 12-летней школы:
- Нормативное правовое обеспечение разработки, анализа и экспертизы, апробации, мониторинга и издания учебников и УМК.
- Методологическое и научно-методическое обеспечение разработки, анализа и экспертизы, апробации, мониторинга учебников и УМК.
- Организационно - кадровое обеспечение разработки, анализа и экспертизы, апробации, мониторинга и издания учебников и УМК.
- Информационное обеспечение разработки, анализа и экспертизы, апробации, мониторинга и издания учебников и УМК.

Нормативное правовое обеспечение

Весь комплекс мероприятий проекта «Развивающий учебник» требует поддержки и комплексной реализации при адекватном нормативном правовом обеспечении разработки, анализа и экспертизы, апробации и мониторинга учебников и УМК. Так, для этого необходимо подготовить стандарт, нормирующий издательское оформление и полиграфическое исполнение учебников и УМК, инструкции по формированию авторских коллективов, организации и проведению апробации учебника в организациях образования, мониторинга учебников и другие.

Одним из принципов организации системы образования является его вариативность. Для обеспечения реализации сформулированного принципа целесообразно определение терминов «альтернативная учебная программа» и, соответственно, – «альтернативный учебник».

Методологическое и научно-методическое обеспечение

Каковы состав, структура и содержание учебника 12-летней школы? Каково соотношение использования печатного традиционного учебника и электронных изданий?

Для ответа на эти вопросы необходимо развернуть фундаментальные и прикладные исследования по теории и практике современного учебника.

Организационно-кадровое обеспечение

Одним из перспективных мероприятий совершенствования качества учебников и УМК следует рассматривать новые подходы к формированию авторских коллективов, с включением ученых, лучших учителей школ, методистов, преподавателей колледжей и вузов, в том числе зарубежных, проведение обучающих сессий для авторов, методистов издательств.

Перспективной для Казахстана следует рассматривать возможность подготовки специалистов в ближнем и дальнем зарубежье в рамках программы «Болашак» по вопросам разработки учебных материалов (стандарты, программы, учебники, измерители).

Информационное обеспечение

Совершенствование качества учебников невозможно без открытости и гласности принятия решений на этапах разработки, экспертизы, апробации, мониторинга, издания, внедрения.

К основным мерприятиям можно отнести создание сайтов, на которых будут проводиться форумы для авторов, издателей, с участием педагоги- ческой и родительской общественности, разработка электронных версий ежегодных Перечней учебных изданий, разрешенных к использованию в организациях образования, Базы авторов учебников и УМК, Базы экспертов учебников и УМК.

Очевидно: содержание работ по каждому из определенных выше направлений должно быть разработано специалистами по конкретной области управления и знаний, через широкое профессиональное и общественное обсуждение содержания и путей совершенствования учебников.

Полагаем: системная организация и проведение мероприятий, заявленных в рамках проекта «Развивающий учебник», обеспечит достижение целого ряда положительных результатов, в том числе:
- 12-летняя казахстанская школа будет обеспечена качественными учебниками;
- казахстанские школьники, прошедшие обучение на основе учебников новой методологии, будут конкурентоспособны в международных сравнительных исследованиях результатов образования PISA, TIMSS;
- в Казахстане будет сформировано новое поколение разработчиков школьных учебников;
- в системе образования республики будет сформирована новая культура взаимоотношений образовательных институтов, всех заинтересованных сторон;
- будет обеспечен социальный эффект в виде повышения общественной оценки, удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством учебника и результатами обучения школьников в целом и другие.

Литература:
1. Государственная про- грамма развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики от 7 декабря 2010 года №1118.
2. http://www.testent.ru/news/nacionalnyj_plan_dejstvij_po_razvitiju_funkcionalnoj_gramotnosti_shkolnikov_na_2012_2016/2012-09-11-945 (2.11.2012 г.)
3. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казах- стана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»
4. Национальный план развития функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстана от 25 июня 2012 года №832
5. Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании //Педагогика. – №10.- 2011. – С.3-11

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10