электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2012 г.

 

Новые подходы к совершенствованию профессионального мастерства педагогов

№ 9(120) ноябрь 2012г.


Е.Т. ИСИМБАЕВ, директор филиала АО НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области», г. Кокшетау

 

Наша страна входит в новый этап развития. Главными ценностями нового Казахстана становятся интеллектуальный капитал, человек труда, инновационное мышление. В связи с этим огромные задачи стоят перед системой повышения квалификации работников образования, в которой сегодня происходят коренные преобразования. Мы пересматриваем традиционные подходы к организации курсов повышения квалификации, которые складывались на протяжении шести десятков лет. В условиях устойчивого общества они, несомненно, в положительном отношении решали поставленные задачи. Н.А. Назарбаев в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу Всеобщего Труда» отмечает, что сегодня в казахстанской образовательной системе недостаточно внимания к практической стороне учебного процесса, слабо учитываются индивидуальные особенности учащихся. Особое внимание Глава государства обращает на недостаточность таких приемов духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, которые бы нацеливали на решение индивидуальных задач взросления и успешной социализации. Он отмечает, что, по существу, весь учебный процесс базируется на устаревших методиках. С этим нельзя не согласиться. Практика показывает: большинство современных выпускников школ инфантильны, не имеют собственного мнения, во всем полагаются на родителей, живут на их иждивении. В этом немалая «заслуга» патерналистского подхода, преобладавшего в бывшей советской школе. Анализ качественного состава педагогов показывает, что более половины работающих педагогов получили профессиональное образование в условиях старого общества.

Глобальные изменения в системе повышения квалификации педагогов обусловлены необходимостью коренным образом и в кратчайшие сроки изменить мышление педагогов, привыкших формировать знания, умения, навыки. В «старой» школе господствовал императив, большую часть времени урока работал учитель, старавшийся выбирать такие формы и методы обучения, которые способствовали бы быстрому пониманию и усвоению изучаемого материала. Ученик был, по большей части, пассивным участником учебного процесса, у него отсутствовала стойкая мотивация к обучению.

Современная практика требует от педагога совершенно другого уровня подготовки. Показателен в этом плане подход к повышению квалификации учителей Назарбаев Интеллектуальных школ. Прежде всего, не нужно упускать из виду тот факт, что работать в такой школе может не каждый учитель. Нужно пройти конкурсное тестирование, определяющее степень профессионального мастерства. Далее работающий в НИШ педагог имеет возможность повысить свою квалификацию на курсах ведущих университетов мира в Великобритании, США, Финляндии и России. И в-третьих, в этих школах действует система мониторинга качества обучения, отражающая результативность труда педагогов.

Думаю, что если изменить подходы к действующей системе ПК учителей общеобразовательных школ в этом же направлении, качество знаний наших школьников заметно улучшится.

С января 2011 года в Казахстане идет становление новой национальной системы повышения квалификации. Она в корне отличается от традиционной.

В своей статье «Опыт преобразований системы дополнительного профессионального образования (ДПО) в Республике Казахстан» д.п.н., профессор, Президент Российской АПК и ППРО Никитин Э.М. пишет: «Казахстанский государственный подход к модернизации, точнее, практически реформе системы повышения квалификации педагогических работников республики поражает масштабностью, точным видением болевых точек. В Казахстане, на мой взгляд, правильно определили «точку опоры» модернизации ДПО, увидев ее в не полном сломе действующей системы, а в конкретных мерах и шагах по переучиванию работников, призванных обеспечивать учителям возможность профессионально развиваться» (Журнал «Методист», 2011, №10, с. 3).

И действительно, корректировке подверглось содержание и продолжительность повышения квалификации в соответствии с произошедшими социально - экономическими изменениями. В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы предусмотрены кардинальные изменения в повышении квалификации. Сохраняются лучшие традиции прежней системы ПК, но создаются и новые формы повышения квалификации работников образования. Создан Центр педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах и Национальный центр повышения квалификации работников образования «Өрлеу», куда входит и наш институт, как один из его региональных филиалов. Повышение квалификации педагогических кадров будет теперь осуществляться из республиканского бюджета. Наряду с традиционными курсами предусматриваются трехмесячные курсы повышения квалификации по трем уровням. Предполагается, что через трехмесячные курсы ПК в течение 5 лет должны пройти обучение около 50% действующих педагогов. В настоящее время в институте создаются условия для проведения таких курсов. С января 2012 года при институте обучено 146 педагогов на курсах третьего базового уровня «Подготовка учителя к меняющемуся миру», 138 педагогов по итогам квалификационного экзамена получили сертификаты, дающие право на получение 30% надбавки к заработной плате. Впервые в истории казахстанского образования первая группа педагогов прошла курсы повышения квалификации международного уровня. Педагоги получили необходимый педагогический инструментарий, который поможет им обучать школьников в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Как утверждает министр образования РК Б.Жумагулов, эти учителя, освоившие совершенно новое педагогическое мышление, лучшую мировую практику, составят ту «критическую массу», которая будет способна полностью изменить менталитет нашей средней школы и вывести ее на принципиально новый уровень образовательных услуг.

В мире начался процесс перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Новая концепция предусматривает индивидуализацию образовательного процесса, учет возможностей каждого конкретного ученика, содействие его самореализации к развитию. А это означает, что нет времени на раскачку. Каждый учитель сегодня должен работать над совершенствованием своего профессионального мастерства, постоянно анализировать свою деятельность, заниматься рефлексией, проводить мониторинговые исследования качества образовательного процесса. Для этого нужно заниматься самообразованием, используя IT-технологии, участвовать в работе соответствующих курсов, стажироваться, быть постоянно в курсе требований к современной школе. Сегодня успех каждого педагога обусловлен его отношением к своему профессиональному уровню. Важно, чтобы педагог осознавал это.


 

Учителя, прошедшие курсовую подготовку, отмечают необходимость, своевременность такой учебы. Они уже успешно применяют полученные методики в своих школах. Ежегодно курсовой подготовкой будет охватываться все большее количество педагогов. Так, с сентября 2012 года обучение на курсах третьего уровня начали еще 256 педагогов, а с января 2013 планируем охватить курсами 1400 учителей. С 1 октября 2012 года 20 педагогов нашей области начали подготовку на 2-ом базовом уровне в РИПКСО (г.Алматы).

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10