электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2012 г.

 

Модель формирования полиэтнической культуры школьников

№ 9(120) ноябрь 2012г.


М.В. СЛЕСАРЬ, директор филиала АО НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических кадров по Костанайской области», г.Костанай

 

При построении модели формирования полиэтнической культуры школь ников мы выделяем три основные ступени: этническая идентификация, гражданская идентификация, планетарная идентификация. Первая ступень формирования полиэтнической культуры школьников нашей модели – этническая идентификация, предусматривает формирование представления о культуре собственного этноса, процесс отождествления себя с представителя- ми своей этнической культуры. На первой ступени формируется позитивное отношение к истории, культуре, традициям и обычаям своего народа, его идеалам, чувствам.

Известный психолог Ж. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентификации. Первый приходится на возрастной отрезок 6-7 лет, когда ребенок приобретает первые знания о своей культурной принадлежности. На втором этапе – в возрасте 8-9 лет у ребенка развиваются национальные чувства, и идет четкая идентификация с членами своей этнической общности. На третьем этапе – в возрасте 10-11 лет этническая идентификация происходит в полном объеме, ребенок осознает этнические особенности своего народа и получает определенные знания о культуре других народов, проживающих рядом.

Второй этап – гражданская идентификация, целью которой является идентификация каждого школьника как гражданина Казахстана при сохранении этнокультурной идентичности личности и освоение ценностей других культур в интересах общенационального единства и согласия. На данном этапе происходит ознакомление детей с культурой народов, проживающих на территории Республики, формируются доброжелательные отношения к представителям других национальностей на основе приобщения к их обычаям и традициям.

Третий этап – планетарная идентификация, приобщение учащихся к мировой культуре, в ходе которой раскрывается процесс взаимозависимости стран и народов в современном мире, общие элементы традиций, позволяющие жить в мире, согласии, терпимости, гармонии, формирование планетарного глобального мировоззрения.

На первом этапе учащиеся знакомятся с национальным фольклором и этикетом, особенностями национальной одежды этносов, причем не только казахов и русских, которых проживает большинство, но и украинцев, татар, корейцев и других народов, проживающих в районе. Чтобы культура каждого этноса изучалась с интересом, в школах созданы этнографические музеи, где дети не только могут увидеть предметы быта, национальные костюмы, но и узнать, как изготавливается каждая их деталь, и даже сами попробовать изготовить их. Учащиеся первого этапа принимают активное участие в неделях национальных культур, фестивалях дружбы, национальных спортивных праздниках. В школах работают родительские лектории, где родителей знакомят с уникальностью культуры этносов, представители которых проживают в районе.

На втором этапе учебная и воспитательная работа направлена на реализацию комплексной программы гражданского воспитания «Мы – народ Казахстана», целью которой является идентификация каждого школьника как гражданина Казахстана при сохранении этнокультурной идентичности личности и освоении ценностей других культур в интересах общенационального единства и согласия. Учащиеся этой ступени являются организаторами коллективных дел, направленных на проведение государственных праздников суверенного Казахстана; принимают участие в занятиях кружков «Юный правовед»; в то же время через различные виды художественной деятельности (занятия в хоровой студии, музыкальных ансамблях, студиях декоративно-прикладного искусства) школьники систематизируют свои знания этнической культуры, что способствует их духовной самореализации.

Учащиеся третьего этапа изучают интегрированные курсы в 10 классе «Я человечность ставлю во главу», в 11 классе изучается курс «Условия гармонии полиэтнических отношений», занятия по программе этого курса проводят учителя литературы, истории, биологии, географии и других предметов. Изучаются главные условия гармонии: наличие демократического, правового государства, стремление к согласию, понимание единого начала человечества, новый взгляд на историю, отрицающий философию войны, культура общения. При изучении курса учащиеся еще раз убеждаются, что нравственные, духовные ориентиры будущего всех народов направлены на сохранение мира и согласия на земле. Учащиеся старших классов участвуют в благотворительном движении волонтеров, занятиях клуба толерантности молодежи, в экологических экспедициях и т.д.

Содержание образования в модели формирования полиэтнической культуры представлено следующими компонентами: лингвистическим, историко - географическим , социально - политическим , культурологическим. Каждый компонент предполагает усвоение определенных знаний и умений.

1. Лингвистический компонент включает в себя знание государственного языка, английского, родного и других, а также аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. Знание языка позволяет, что очень важно в полиэтнической среде, сформировать следующие умения: узнавать в иноязычной речи необходимые лексические единицы, извлекать необходимую информацию, владеть лингвистическим материалом и соотносить его с реальной социокультурной ситуацией, подбирать выражения, разговорные клише для высказывания собственных мыслей. На современном этапе формирования образования осознана необходимость знания языков с целью формирования этнокультурной компетентности.

2. Историко-географический компонент включает в себя знание истории, географии, традиций, обычаев, особенностей жизнедеятельности субъектов полиэтнической среды; предполагает наличие умений пополнения, углубления и совершенствования знаний по истории, географии, этнографии иных этносов, творческого использования этих знаний в процессе социокультурного общения.

3. Социально-политический компонент включает в себя знание государственного устройства, системы социальных институтов (образование, здравоохранение, социальная защита).

4. Культурологический компонент включает в себя знание культуры, речи, литературы, музыки, изобразительного искусства, этики. К нему относятся умение соотносить знания об иноязычной культуре со знаниями о своей культуре, умение ориентироваться в продуктах художественной, изобразительной, музыкальной культуры, умение вести себя в соответствии с этикетом того этноса, среди представителей которого находишься.

С целью реализации модели в организациях образования проводится научно-методическая работа с учителями, они объединены в творческие, проблемные группы, методические объединения, которые изучают и обсуждают темы «Принципы поликультурности в новой образовательной парадигме», «Полиэтническая культура – черта современной социокультурной реальности», «Новые компетенции учителя как организатора межкультурных коммуникаций», «Этнокультурный и этнопедагогический диалог» и другие.

На наш взгляд, реализуя данную модель, мы сформируем индивида с полиэтнической культурой, осознающего и принимающего общечеловеческие ценности, умеющего строить свои отношения на принципах ненасилия в поликультурном мировом пространстве.


 

На каждом этапе содержание образования, в соответствии с возрастом детей, отражает гуманистические идеи, идеи свободы и ненасилия, характеризует самобытные черты в культуре собственного этноса, в культурах этносов, представители которых живут рядом, а также в культурах народов стран мира; раскрывает общие элементы традиций, позволяющие жить в мире, согласии, терпимости, гармонии; приобщает учащихся к мировой культуре, раскрывает процесс взаимодействия стран и народов в современном мире; выражает безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе ребенка; учит терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных этносов.

 


 

Список литературы
1. Жакупова Т.С. Этнополитика. – Костанай, Костанайский печатный двор, 1998
2. Кадиева Р.И.Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (на примере старших классов). Автореферат диссертации на соискание ученной степени кандидата педагогических наук. – Москва, 2000.
3. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан // Учитель Казахстана. - 1996. - №25 – 26.
4. Литвиненко Е.Ю. Мультикультуральное образование как перспектива установления толерантных взаимоотношений // Российский вуз: В центре внимания – личность: (Пробл. воспитания): Тез. докл. науч.-практ. конф. 24 – 26 мая / Дон. гос. техн. ун-т. – Ростов н/Д., 1999. – Т. 4.
5. Сыреева А.А. Поликультурное образование: Учебно-методическое пособие.- М.:МИРОС,2001.-192с.
6. Тангян С. Культура и педагогика мира // Общественные перемены и культура мира / Междунар. ин-т перспектив. пробл. социокульт. и полит. развития; РАН. Ин-т сравнит. политоло- гии; Ред. Тимофеев Т. – М.: Весь Мир, 1998. – С. 275 – 285.
7. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика / Рос. акад. образования. – 1999. – N 2. – С. 30 – 35.
8. Шафрикова А.В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кадидата пед. наук. – Казань, 1998.
9. Учимся и учим культуре мира: Материалы из опыта осуществления российско-белорусского проекта / Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы; Центр "Образование и культура мира"; Ассоц. исслед. детского движения; Сост. Трухачева Т.В. – М.: Пресс-Соло, 1999. – Вып. 2. – 82 c.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no