электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2012 г.

 

Взаимодействие науки, системы образования и религии для устойчивого развития казахстанского общества

№ 10(121) декабрь 2012г.


Выступление вице-министра образования и науки РК М.А. АБЕНОВА на II Форуме религиоведов 15 ноября 2012 г.

 

Құрметті форумға қатысушылар!

Бүгінгі форум еш күмәнсіз өзекті болып отыр, өйткені, заманауи әлем мен Қазақстан үшін құндылықты бағдарларды іздеу тек мәдени тұрғыдан емес, сонымен қатар саяси маңызды және жауапкершілікті үдеріс болып табылады.

Қоғам өмірінде басым және жаппай таралып жатқан жаһандану үдерісі өз кезегінде осы ізденістерге бет бұруға түрткі болды.

Действительно, глобализационные тенденции оказались опасными своей дегумани- зацией общественных отношений, негативным воздействием на процесс социализации молодых поколений, неспособностью противостоять культу насилия и массовому отчуж- дению. Под влиянием глобализации в современных обществах стремительно изменяются традиции, девальвируется ценностный контекст жизни.

Разрастание масштабов девиантного поведения среди подрастающих поколений заставляет переосмыслить задачи образования и воспитания, роль и место обучения ценностям. Поэтому встает вопрос о том, какие институты и на базе каких норм формируют ценностное отношение к жизни. Не случайно мы возвращаемся к анализу функций и возможностей религии, а также пытаемся найти общегуманистическое, общечеловеческое содержание ценностных основ обучения и воспитания.

В современных условиях возрастает роль экспертных сообществ, и отрадно, что в Казахстане сформировался религиоведческий корпус, объединяющий ученых- гуманитариев, теологов, правоведов.

Каковы возможности этого союза интеллектуалов для Казахстана? Какие сферы вза- имодействия науки и религии могли бы способствовать укреплению единства казахстан- ского общества и устойчивому развитию поликультурного и многоконфессионального государства?

На этапе суверенизации в казахстанском обществе наблюдались существенные из- менения:
- произошла смена идеологических парадигм,
- расширился масштаб мировоззренческих представлений,
- появилась необходимость пересмотра содержания социогуманитарного образования,
- переосмысливаются функции религии,
- строится принципиально новая модель государственно-конфессиональных отноше- ний.

После обретения Казахстаном суверенитета государство провозгласило себя светским, положив начало формированию гражданского общества. Постсоветский Казахстан еще в 1992 г. принял закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», что стало правовой основой государственно-конфессиональных отношений.

Государственно-конфессиональная политика РК в течение 20 лет независимости вы- полняла существенную роль в построении отношений между институтами гражданского общества и государством. Законодательное закрепление статуса религиозных объединений явилось показателем изменения отношения современного государства к религиозному вопросу.

Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (15 января 1992 г.), положения Конституции Республики Казахстан (1995 г.), касающиеся религии и права граждан на свободу совести, Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объ- единениях» (11 октября 2011 г.) и ряд других законодательных актов, имеющих отношение к данной сфере, привели законодательную базу государственно-религиозных отношений в Казахстане в определенное соответствие как нормам современного права, так и отразили реально складывающуюся ситуацию в отношении религиозной деятельности в стране.

Коренным образом изменились отношения между государством, как основным институтом политической системы, и религиозными объединениями – значимыми субъектами гражданского общества. В настоящее время религиозные объединения получили возможность свободно осуществлять свою деятельность в распространении вероучения, в социокультурной, милосердно-благотворительной, общественно- политической и хозяйственно-предпринимательской деятельности.

Происходит активное сотрудничество государственных институтов с религиозными объединениями (в первую очередь, с Духовным управлением мусульман Казахстана и Митрополичьим округом Русской Православной Церкви в РК).

Вместе с тем государством предприняты усилия по выстраиванию системы отношений в государственно- конфессиональной сфере:
- были разделены сферы компетенции и ответственности,
- государство перестало быть монополистом в духовной жизни общества и личности, признав за религиозными организациями права юридических лиц.

Таким образом, изменившаяся политическая жизнь позволила рассматривать религиозные организации в качестве субъектов гражданского общества.

Актуализация вопросов государственно-конфессио- нальных отношений предполагает выстраивание эффек- тивных взаимодействий между светскими институтами и религиозными организациями. В частности, такой общей задачей для учреждений образования и церковных инсти- тутов становится духовно-нравственное воспитание.

Образование в Казахстане имеет светский характер, но мы осознаем, что в современной социальной ситуации общей задачей гуманитарного служения и науки, и религии становится функция просвещения.

Почему пришло такое понимание? Потому что идеологическая зашоренность, которая в течение всего советского периода сопровождала оценки возможностей религии в светском государстве, преодолена.

Мы как никогда ранее осознаем необходимость укрепления в менталитете казахстанского народа высокой духов- ности, потому что только высокая духовность порождает нравственную ответственность и способствует противостоянию вызовам новейшего времени.

В этом плане и наука, и религия выполняют свою культурообразующую функцию в современном обществе. Религия, как духовная опора человека, с одной стороны, и наука, как система рационального объяснения мира, – с другой, в казахстанских условиях выполняют важные функции воздействия на общественную ментальность.

За прошедшие два десятилетия существенно изменилось отношение к религии как к институту, стали востребованными исследования социокультурной значимости религии, возникла потребность во всестороннем изучении феномена религиозности. Как нам видится, процесс изучения религии как социального института в современном Казахстане толь- ко начался, и поэтому научные исследования развиваются как пионерные.

МОН РК уделяет большое внимание решению задач, возникающих перед исследователями-социогуманитариями. Финансируются грантовые проекты, и в качестве примера могу назвать Институт философии, политологии и религиоведения, который активно включился в исследование изучения роли религии в современном казахстанском обществе, выполняя по линии Комитета науки МОН РК такие фундаментальные и прикладные научно- исследовательские проекты, как «Возможности религии в снижении уровня вызовов и угроз современности», «Деятельность новых религиозных организаций в Казахстане: измерения социальной эффективности», «Исламофобия и стереотипы на религиозной почве». Сами названия этих научных проектов уже говорят об актуальности исследуемых проблем.

Но встает вопрос, достаточны ли усилия религиоведов, культурологов, социологов в их изысканиях? Все ли возможности использованы в исследовании ситуации на мировоззренческом поле и современной духовности? Понятны ли средства влияния на массовое сознание новых идеологем? Как при этом влиянии может использоваться и используется фактор религиозности? Какова структура современного менталитета казахстанцев? В чем особенности проявления религиозной веры? Какая часть общества стала разделять религиозный образ жизни? Есть ли предпосылки роста численности фанатично верующих и каковы возможности вовлечения их в экстремистскую деятельность? Каковы тенденции религиозного обращения и как они влияют на традиционную этноконфессиональную идентичность?

Эти и другие актуальные вопросы выходят за рамки научно-познавательных интересов, они диктуются самой жизнью. Ответы на эти вопросы требуют принятия взвешенных политических решений. И от способности государства проводить взвешенную политику в области государственно-конфессиональных отношений во многом зависит будущее Казахстана как миролюбивого и светского государства.

Как нам представляется, исследование сферы религии в современных обществах становится «передним краем» современной социогуманитарной науки и поэтому должно поддерживаться в больших объемах финансирования, чем сейчас.

Все мы несем ответственность за такой стратегический приоритет, как конкурентоспособность нашего государства на основе формирования интеллектуальной нации. Одним из аспектов современной интеллектуальной культуры является содержание исторической памяти. Знание истории религии как социокультурного института, понимание роли и функций религии в современном обществе, отчетливое представление о собственных мировоззренческих пред- почтениях, уважение мировоззрения других людей – все это – составляющие исторической памяти, ведь она своими основами обращена в прошлое, но проявлена в настоящей гражданской позиции личности.

Формируется ли фундамент исторической памяти у со- временных поколений молодежи на основе определенной мировоззренческой культуры? Или эта определенность уже трудно достижима? О чем «сигнализирует» количество конфессий в стране?

Своеобразное идейное единство религиозности и светскости, которое сформировалось в Казахстане, стало возможно благодаря истории и культурной традиции как государствообразующего этноса, так и других этнических групп общества.

Несмотря на то, что мы дорожим достигнутой идентичностью и признаем в этом достижении историческую роль ислама ханафитского мазхаба, русского православия, государство постоянно совершенствует систему взаимодействий с другими конфессиями.

Казахстан – светское государство, в котором не только законодательно определены, но и практически развернуты равноправные возможности граждан в выборе мировоззрения. В обществе отсутствует монопольное право на ценностные предпочтения, всем гражданам предоставлены условия для реализации своих устремлений в поиске духовности.

Эти обстоятельства, наложенные на либеральные традиции законодательства, способствовали наступлению мировоззренческого многообразия, вряд ли способствующего формированию конкурентности.

В условиях наступления мировоззренческого плюрализма мы наблюдаем неоправданно большой крен в увлечение паранаучными, псевдорелигиозными и оккультными практиками у довольно разных социальных слоев населения. Этим пристрастиям сопутствует не только обилие книжных прилавков, но и сетка вещания телеканалов, где в любое время суток демонстрируются программы сомнительного содержания, связанные с пред- сказанием судьбы, лечением на расстоянии, решением личностных проблем и т.п.

Проблема религиозного просвещения чрезвычайно актуальна для казахстанского общества. Несмотря на наличие различной литературы на полках книжных магазинов, по- знаний и должных ориентаций в мировоззренческой сфере у граждан страны не хватает. Возникает вопрос: формирует ли современная система образования (среднего, высшего) мировоззрение? Как влияют СМИ на менталитет и цен- ностные предпочтения?

Вряд ли следует признать правильным то, что утренние программы частного светского телеканала СТВ (бывший телеканал РАХАТ) ежедневно сопровождает проповедь неопротестантских служителей.

Государство сегодня стремится вы работать эффективную концепцию сотрудничества с различными конфессиями, и, на наш взгляд, правила для всех должны быть одинаковы, в том числе – в сфере воздействия на массовое сознание через СМИ.

Учеными представителям духовенства , государственным служащим и уполномоченному органу надо обоснованно и взвешенно принять решение о трансляции на телеканалах программ религиозного содержания. Должна быть выработана методология и философия такого вещания, выдержана пропорциональность и форматы. Важно учесть и общественное мнение как о необходимости, так и о содержания, жанрах и тематическом разнообразии телевизионных программ, посвященных религии.

Следующий круг проблем связан с системой образования. Какие учебные предметы формируют мировоззренческие знания и понимание, которые перерастают в убеждения, становятся нравственным компасом человека во взрослой жизни?

Следует признать, что трансформация знаний в убеждения сегодня затруднена, этому есть ряд причин и обстоятельств, но мы должны не просто осознавать и констатировать недочеты в социогуманитарной подготовке в школе, в колледжах и в вузах, но и находить действенные пути преодоления проблем.

В частности, важно понять, какие возможности есть у предмета «религиоведение» и как их использовать в имеющихся непростых условиях.

На наш взгляд, предмет «Религиоведение» в системе светского образования должен стать обязательным и направленным на информирование учащихся и студентов, формирование у них представлений о многообразии религий, культурообразующей роли мировых религий, функций религии в истории и в современности, а также об использовании религии в политических целях. Предмет должен помочь в принятии системы общечеловеческих ценностей в качестве базовой матрицы.

При введении предмета «религиоведение» в старших классах средних школ мы столкнулись не только с проблемой несформированных знаний у педагогов, но также и с попытками некоторых преподавателей перенести свои религиозные убеждения в контекст преподавания, что недопустимо.

В связи с этим представляется, что необходимо поэтапно развернуть профессиональную переподготовку преподавателей предмета «Религиоведение» с обязательной процедурой сертификации, с введением системы критериев оценивания мировоззренческой глубины профессионально- го мышления педагогов. Не открою тайну, сообщив Вам о том, что задолго до институционализации религиоведения многие педагоги и ученые получили сертификаты в псевдорелигиозных организациях.

У школьных учителей возникает немало вопросов, связанных с преподаванием этого нового и сложного предмета. Почему бы ни организовать интернет-ресурс для учителей и преподавателей вузов, преподающих религиоведение, включив в круг консультантов экспертов и опытных педагогов?

Не менее актуальной проблемой является профессиональная подготовка религиоведов, переподготовка или дополнительная специализация журналистов, психологов, правоведов. Достаточно ли в стране высококвалифицированных кадров и соответствующих кафедр в университетах? Где лучше осуществлять переподготовку: на местах или в специализированных исследовательских и учебных центрах?

Көріп отырғанымыздай, әзірге бізде жауаптан гөрі сұрақтар көбірек. Бұл жағдай өз кезегінде дінтанушылық қызметтің өзектілігі мен қажеттілігіне назар аудартады, біздің ғылыми және педагогикалық қауымдастық үшін кәсіби мүмкіндіктерді жетілдіріп, оларды біріктірудің қажеттілігін белгілеп береді.

Зерттеушілер қауымдастығының алдында діни үдерістерді жан-жақты зерттеу, олардың қоғам өміріне, тұлғаның жаңа түрін және ұлттың бәсекеге қабілеттілігін қалыптастыруға деген ықпалдарды талдау міндеттері тұр. Педагогтар алдында өз кезегінде орнықты ұстаным мен құндылықты әрекеттерді үйрету міндеті тұр. Журналистік қауымдастық алдында діннің өзгерген рөлімен және дүниетанымдық мәдениеттің трансформациялануы- мен байланысты барлық сұрақтарды жан-жақты және объективті тұрғыдан жариялау міндеттері тұр.

Дінтанушылардың форумы Қазақстанның тұрақты да- муына мүдделі мамандардың жүйелі қызметіне жаңа және мәнді импульстер береді деген үміттемін.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10